№ п/п ФИ.О. Год Должность, Зона Время Отзыв ко- Результаты Коррек-
рождения звание конфликта пребывания мандиров, тестирова- ционная
экспертов ния работа
Схема заполнения данный на группу лиц, склонный к нарушению дисциплины
№ п/п Ф.И.О. Год Звание, Дисциплинарное Номер Проведенная Результат
рождения должность нарушение приказа работа
б) в случае утраты оружия проводится воспитательная работа, и по административной линии налагаются взыскания.
3. Группа лиц, принимавших участие в зонах
ЧП.
В эту группу входят сотрудники, принимавшие участие в экстремальных ситуациях, в различных локальных конфликтах и войнах (Афганистан, Спитак, Северная Осетия, Чечня и др.). Длительность пребывания в зоне ЧП и сроки, прошедшие после пребывания, могут быть различными, также могут быть различными и степень тяжести последствий участников в военных действиях. Сотрудники, побывавшие в зонах ЧП, требуют к себе пристального внимания. Здесь психолог подразделения должен работать в тесном контакте и взаимодействии с психиатрами и психологами ЦПД и медотдела, помогая людям восстанавливать утраченные ресурсы. Психологическое изучение лиц, непосредственно вернувшихся из зоны ЧП, обязательно. Лица, ранее участвовавшие в ЧП, попадают под пристальный контроль психолога при совершенных и дисциплинарных нарушениях, семейных конфликтах, участившихся психосоматических заболеваниях. В остальное время психолог подразделения, используя метод экспертных оценок, ведет наблюдение за сотрудниками из этой группы.
4. Группа лиц, склонных к нарушению дисциплины.
Эта группа формируется психологом подразделения по журналу учета дисциплинарных нарушений, из которого выбираются фамилии сотрудников, имеющих взыскания за дисциплинарные нарушения и употребление алкоголя. С этой группой риска основной уклон в работе — воспитательный, и лишь в отдельных случаях ведется психодиагностическая или психокоррекционная работа. Так, молодой участковый инспектор получал взыскания за невыходы на службу, употребление алкоголя. В беседе с ним выяснилось, что причиной являются конфликтные отношения с супругой. Понадобилась длительная психокоррекционная работа, чтобы отношения в семье наладились и нарушения дисциплины прекратились. В тех случаях, ког-
да нужно воспитательное воздействие, проводится беседа с учетом индивидуальных особенностей сотрудника и характера дисциплинарных нарушений.
Подводя итог, можно сказать, что при работе с указанными группами риска без целенаправленной работы психолога, без взаимодействия с соответствующими службами и должностными лицами, невозможно добиться того, чтобы деятельность психолога была результативной и приносила максимальную пользу нашему общему делу и конкретному человеку.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО СОЧИНЕНИЯ В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ОТБОРЕ В ОВД
Старший психолог УВД ЛАО Е. В. Перевалова
г.Омск
Проблема профессионально-психологического отбора будущих сотрудников ОВД не теряет своей актуальности и значимости в связи с возросшими требованиями, предъявляемыми к этой профессии в современных условиях. Обстановка характеризуется крайней нестабильностью и напряженностью, повышенной конфликтностью и взрывоопасностью, постоянным наличием “горячих точек”. Все эти негативные моменты налагают отпечаток и на профессиональную деятельность сотрудников ОВД. Работа в экстремальных условиях требует от сотрудника повышенной стрессоустойчивости и наличия ряда жизненно важных психологических качеств. Нельзя также исключить значение такого фактора, как мотивация к деятельности в ОВД: даже при невысоких способностях при наличии выраженной мотивации в сочетании с достаточной работоспособностью кандидат
может стать неплохим специалистом и, наоборот, отсутствие мотивации отрицательно скажется на профессиональных качествах будущего сотрудника ОВД. Часто сотрудники по своим психологическим качествам и свойствам личности не соответствуют критериям, предъявляемым к ним обществом. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи увольнения из ОВД, увеличение из года в год числа совершаемых сотрудниками ОВД преступлений и дисциплинарных проступков. Таким образом, проблема качественного отбора актуальна. Важен и общеобразовательный уровень кандидата, тем более, если он поступает на должность, связанную с составлением служебных документов. Рассмотрим такой метод отбора кандидатов на службу в ОВД, как “Произвольное сочинение“.
Он достаточно прост и может быть использован не только психологами, но и инспекторами отделений кадров, особенно в сельских районах, где не укомплектованы или вовсе не введены должности психологов. Использование этой методики дало возможность оценить ее преимущества:
— короткий промежуток времени (10 минут);
— возможность выявления мотивации;
— оценка общего кругозора, общеобразовательного уровня;
— создание психологического портрета (по почерку, расположению текста на листе и другим признакам).
При изучении мотивационной сферы обращает на себя внимание недостаточная осознанность выбора профессии, явный элемент случайности, неспособность охарактеризовать как преимущества, так и недостатки будущей профессии, неумение аргументировать свой выбор, невозможность внятно объяснить свое желание работать в ОВД, ориентированность на себя и удовлетворение собственного благополучия.
Преобладающие мотивы выбора профессии сотрудника ОВД:
—стремление к справедливости;
—склонность к военизированной службе;
—пример друзей, знакомых, работающих в ОВД;
—стремление к риску, опасности;
—воинская служба в войсках МВД;
—желание активно участвовать в борьбе с преступностью;
— стремление изменить характер, стать увереннее;
—возможность иметь льготы, стабильный заработок;
—интерес к работникам милиции, их авторитет;
—желание носить форму, иметь оружие.
В реальной практике получается, что мотивов у кандидата больше, чем один. В этом случае вывод о преобладающем мотивационном паттерне делается по наибольшему количеству ответов, соответствующих типу мотивации. В дальнейшем уточнение мотивационной структуры может проводиться в ходе беседы.
Из всего списка мотивов кандидата на службу видно, что он руководствуется внешней ориентацией на службу:
Пр.: “более регулярно платят зарплату”, “есть перспективы к повышению в должности и звании ”,
“почти все друзья — работники милиции ”, “мне нравятся форма, машины”.
Что же касается ответов на внутреннюю мотивацию, то они имеют довольно общий характер высказываний, отнюдь не затрагивающих его эмоции и чувства, либо ориентированы на узкие задачи, носят эгоцентрический характер (решать вопросы психологической компенсации за счет ОВД).
Пр.: “потому, что на улице много всякой пакости”,
“по всей стране беззаконие и безнаказанность”,
“очистить город от всякого сброда”, “нравится ставить на свое место зарвавшихся людей ”,
“большое желание следить за порядком ”, “быть в авторитете у знакомых, друзей ”, “хочу проверить себя ”,
“хочу, чтобы меня уважали”.
Многие испытывают потребность в романтике, стремятся к риску, опасности, к получению острых ощущений, изменению самооценки и т.д. В целом предварительное обобщение данного материала позволило выделить четыре основные причины незрелой профессиональной ориентации у кандидатов:
—несамостоятельность выбранного пути (пример друзей, знакомых, родственников: “когда я был маленьким, видел своего дядю в милицейской форме”);
— чрезмерная уязвимость (желание самоутвердиться: власть, оружие, форма);
—недостаточное знание себя, требований будущей службы и профессии (“эта профессия мне нравится, может, у меня это получится”).
Анализ мотивов выбора профессии сотрудников, уволенных по отрицательным мотивам, показал, что их основными мотивами поступления на службу были :
— желание помочь людям — 17%;
— форма, высокие требования (“желание измениться”) — 13%;
— найти работу — 13%;
— самоутверждение (“доказать самому себе, что я — личность”) — 13%.
Мотивы расположены в таком порядке, в каком они оказались наиболее важными для кандидатов. В большинстве случаев аргументировать свой выбор кандидаты не могли. Обращает на себя внимание и отсутствие адекватного представления о будущей деятельности, явный элемент случайности.
Многие считают, что основной причиной увольнения является неблагополучная материальная обеспеченность сотрудников органов внутренних дел. Но несмотря на сложные экономические условия, эти причины не являются определяющими. Из 23 обследованных сотрудников лишь 2 сотрудника проработали в ОВД менее года, и причиной их увольнения является неуспешность попытки реализовать основной мотив поступления на службу — возможность прокормить семью. В основном же дезадаптивность определяется несоответствием целей и достигаемых в ходе деятельности результатов. А это может свидетельствовать о незрелости личности, дисгармонии в сфере принятия решений, акцентуации черт личности.
В ходе обработки результатов произвольного сочинения решается еще одна, не менее важная, задача: есть возможность оценить общеобразовательный уровень, общий кругозор, умение излагать свои мысли. Наличие в тексте грамматических ошибок интерпретируется как слабая общеобразовательная подготовка и может служить основанием для неблагоприятного профессионального прогноза, если кандидат поступает на должность, заведомо связанную с составлением документов (протоколов, постановлений). Если кандидат отказывается от выполнения задания, объясняя это тем, что он “не знает, не задумывался” и т.п., это говорит о закрытости, несформированности соответствующих жизненных убеждений, о неумении письменно формулировать свои мысли.
Последнее является показателем низкого уровня интеллектуального развития.
Примеров можно приводить много, ошибки в сочинениях на уровне первого класса: “ндравятся”, слитное написание “не” с глаголами, по нескольку ошибок в одном слове и т.д.
Немало информации содержится в сочинении и о психологических качествах человека. Во-первых, в почерке проявляются некоторые психические состояния: перепады настроения, самочувствия, активности. Они в большой мере влияют на такие особенности почерка, как:
—размер букв (увеличение или уменьшение);
—рисунок некоторых букв;
—толщина линий (тонкие, толстые, четкие, вялые), нажим;
—направление строк (подъем к концу строки, опускание всех строк или ровный их характер);
— незавершенность, искажение обычной формы букв и слов, пропуск знаков препинания возможны при спешке, волнении, т.е. во всех случаях неустойчивости внимания;
—волевые качества проявляются в общей координированности и ровности всего почерка (этому качеству соответствуют тщательность выполнения основных буквенных комплексов, включая сложные буквы Ж, Ю, М, Э, Ф). При прочих равных условиях преобладание углооб-разований над дугообразованиями — признак хороших волевых качеств;
— недоверчивость, осторожность, осмотрительность проявляются в часто встречающихся горизонтальных штрихообразованиях в конце слов;
—украшение почерка дугами, петлями, завитками, намеренно выделенный нажим и старательное исполнение необычных элементов букв и слов. Продольные детали букв Р, Д, З, У часто своими концами задевают нижележащую строку или же поднимаются вверх, цепляя нижележащую и могут говорить о предрасположенности автора к украшению одежды, к витиеватости речевых оборотов, к самовыделению из окружающих его людей.
Существенным признаком психических и неврологических нарушений является неравномерность интервалов между словами, незаконченность, небрежность выполнения букв и рисунков или излишняя тщательность, противоположный наклон букв даже в одном слове. Строки чаще всего центростремительны, падают вниз по направлению от верхнего края листа бумаги к пишущему. В почерке этих людей обильно встречаются лишние знаки препинания. В письме аграфические начертания (например, к рисунку некоторых букв прибавляется лишняя палочка, штрих или, наоборот, буквы не дописываются). Имеют также значение неровности уровня написания: буквы поднимаются или проваливаются вниз. Необычная размашистость письма, когда одно слово занимает одну треть страницы, часто бывает при возбуждении. Характерно употребление малопонятных знаков-символов.
Проводя анализ корреляционных связей результатов обследования с помощью произвольного сочинения и методики ММР, СМОЛ, обнаруживаем значимые связи. Например: высоким значениям шкалы депрессии (пассивная жизненная позиция, избегание неуспеха, склонность к раздумьям, инертность в принятии решения, неуверенность в себе, потребность в понимании, одобрении, усиление контроля сознания и т.п.) соответствует совокупность следующих признаков почерка: отклонение от нормального размера надстрочных частей букв чаще всего в сторону уменьшения. Это же ха-
рактеризует отрывистый (несвязный) почерк, присутствие расширяющихся кверху букв, разнонаправленные строки, увеличенные интервалы между буквами (больше ширины букв), слабо выраженный правонаклонный почерк. При наличии большинства этих признаков можно говорить о склонности личности к описанным выше формам поведения.
Наиболее сильно с наличием эмоционально го стресса связано повышение профиля по 7-й шкале в сочетании с завышенными 2-й и 8-й шкалами; невротической триадой (10). Это соответствует совокупности следующих признаков почерка:
— снижение размера букв;
— изменение наклона букв;
— общая характеристика почерка (изменение от неровного к неразборчивому);
— неодинаковый размер надстрочных элементов в буквах ”б”, “в” и “д”;
— различная конфигурация надстрочного элемента в букве “й”.
Люди различаются физической выносливостью, степенью концентрированности, распределения внимания, типом памяти, особенностями эмоциональной устойчивости и восприимчивости, направленностью интересов, склонностями, способностями и т.д. Те из них, кто не обладают необходимыми психофизиологическими характеристиками, с большим трудом и значительно дольше других овладевают видами деятельности, характерными для органов внутренних дел, хуже других работают, чаще других допускают ошибки и просчеты. Таким образом, жесткий профессиональный отбор лиц по интеллектуальным способностям и наличию неблагоприятных черт характера способствует уменьшению числа уволенных по отрицательным мотивам. Кроме того, профессиональный отбор является еще и одной из мер заботы о конкретном человеке — кандидате на службу в ОВД. Недостаточная профессиональная пригодность, а тем более ее отсутствие, препятствуют успешному овладению профессией, качественному выполнению профессиональной деятельности. Деятельность, не соответствующая психологическому складу личности, ее склонностям, интересам, изнуряет и невротизирует, вызывая чувство разочарования сделанным выбором, нервно-психические расстройства и соматические заболевания.
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОГНОЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО НАЧСОСТАВА КОЛОНИИ СТРОГОГО РЕЖИМА
Психолог ЛИУ-51 Н.А.Воинкова
г. Нижний Тагил
Современный подход к формированию кадрового аппарата системы исполнения наказания диктует необходимость комплектования его специалистами, максимально пригодными к правоохранительной деятельности по своим индивидуально-психологическим и нравственным качествам. Как показывает практика, в последнее время работа в системе исполнения наказаний становится привлекательной не сама по себе, а в силу большей социальной защищенности по сравнению с гражданскими предприятиями, своевременной выплаты заработной платы и др. Меняется и сам контингент колоний. Современные осужденные грамотны, хорошо информированы и зачастую имеют социальный опыт.
При формировании кадров ИУ возникает необходимость подбора адекватного психодиагностического инструмента, обеспечивающего снижение числа случаев неуспешности лиц, принятых на работу. С точки зрения психодиагностической методологии (А.Анастази, 1982) доказано, что в ситуации отбора применение надежных и валидных тестовых методик позволяет значительно увеличить эффективность прогноза.
Мы полагаем, что таким тестом является факторный личностный опросник Р.Кеттелла, который позволяет увидеть конституционные черты, психологический статус личности, уровень адекватности поведения и деятельности.
В предлагаемой работе представлено пилотажное обследование и апробация 16РБ Кеттел-ла. С января 1996 г. по май 1999 г. нами было обследовано 89 кандидатов на должность младшего инспектора отдела безопасности.
Статистический анализ показывает, что в целом распределение всех обследуемых можно отнести к одной из трех групп:
— рекомендуемых и успешно работающих;
— не рекомендуемых и принятых;
— рекомендуемых, но не прошедших испытательный срок.
Это соответствует тому, что указано в литературе, однако, наряду с этим, нами установлено, что значительное число лиц, получивших рекомендацию психолога, не только успешно работают, но и продвигаются по служебной лестнице.