Научная статья на тему 'Применение программы обратного выкупа на предприятиях автомобильной промышленности'

Применение программы обратного выкупа на предприятиях автомобильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК / СТАГНАЦИЯ / ОБРАТНЫЙ ВЫКУП / ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК / ПРОГРАММА СТИМУЛИРОВАНИЯ СПРОСА / AUTOMOTIVE MARKET / STAGNATION / REPURCHASE / SECONDARY MARKET / THE PROGRAM OF STIMULATION OF DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилов Кирилл Юрьевич

Большинство российских производителей автомобилей столкнулись со спадом объемов продаж производимой продукции. Практика финансово-хозяйственной деятельности ведущих международных компаний показывает, что в условиях кризиса возможно развитие сопутствующих основному бизнес-процессу видов деятельности, и, в том числе, реализации программы обратного выкупа автомобилей (buy back). Применение программы обратного выкупа автомобилей российским предприятиями является актуальным, так как это позволит, с одной стороны, простимулировать первичные продажи автомобилей, а, с другой, выйти на быстрорастущий вторичный рынок легковых автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF BUYBACK PROGRAMS ON THE ENTERPRISES OF MOTOR INDUSTRY

The Majority of Russian car manufacturers are faced with the decline in sales volumes manufactured product. The practice of financial and economic activity of leading international companies shows that in crisis it is possible a development of other primary business process activities, and including, the implementation of a program to buy back vehicles (buy back). The use of a program to buy back cars of the Russian enterprises will allow, on the one hand, to stimulate primary vehicle sales, and on the other, to enter the fast-growing secondary market of passenger cars.

Текст научной работы на тему «Применение программы обратного выкупа на предприятиях автомобильной промышленности»

Н. А. Иванченко

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ...

онно-управленческих решений существующего сельско- в условиях статистической неопределенности и безопас-

хозяйственного землепользования // Вестник НГИЭИ. ности риска // Вестник Поволжского государственного

2012. № 1. С. 5-12. университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. N° 21. С. 17. Квач Т.Г., Киричек Г.А. Задачи принятия решений 168-174.

FEATURES OF FORMATION OF ADAPTIVE STRATEGIES OF ECONOMIC

SECURITY COMPANIES

© 2014

N. A. Ivanchenko, сandidate of economic sciences, associate professor department of «Economic cybernetics»

National Aviation University, Kiev (Ukraine)

Annotation: The article analyzed the experience and especially the development strategies of economic security. An approach to the formation and operation of adaptive management strategy of economic security.

Keywords: management, economic security of enterprise, adaptive strategy, system, politics of safety.

УДК 336

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОБРАТНОГО ВЫКУПА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© 2014

К. Ю. Курилов, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Большинство российских производителей автомобилей столкнулись со спадом объемов продаж производимой продукции. Практика финансово-хозяйственной деятельности ведущих международных компаний показывает, что в условиях кризиса возможно развитие сопутствующих основному бизнес-процессу видов деятельности, и, в том числе, реализации программы обратного выкупа автомобилей (buy back). Применение программы обратного выкупа автомобилей российским предприятиями позволит, с одной стороны, простимулировать первичные продажи автомобилей, а, с другой, выйти на быстрорастущий вторичный рынок легковых автомобилей.

Ключевые слова: автомобильный рынок, стагнация, обратный выкуп, вторичный рынок, программа стимулирования спроса.

Итоги 2013 года показывают, что автомобильный рынок России, как и во время финансового кризиса 2008-2009 испытывает понижающую тенденцию. По итогам 2013 года продажи новых легковых автомобилей снизились на 5,5 %. Ожидаемое снижение продаж в 2014 году 7-8 % [1, c.1]. Среди факторов, негативно повлиявших на динамику продаж в 2013 году, - нестабильная экономическая ситуация, снижение потребительской уверенности и снижение спроса в сегменте бюджетных автомобилей [2, с.1].

Практика деятельности ведущих международных компаний показывает, что в условиях кризиса основной доход производители автомобилей получают не от продажи производимой компанией продукции, а за счет дополнительных услуг, в которых может входить послепродажное обслуживание, прокат, лизинг, оптовая торговля, трэйд-ин и прочее. Так компания General Motors (GM) получала за ряд лет убыток от своей операционной деятельности и прибыль от операций по страхованию и финансовым услугам [3, с.241].

Данная тенденция характерна не только для сферы производства автотранспортных средств. Например, в мировом авиастроении кризис и конкуренция среди компаний производителей авиадвигателей привели к тому, что цена их реализации перестала окупать затрат на их производство. Поэтому большинство компаний ищут пути получения дополнительного дохода.

Подобная практика может широко использоваться и российскими производителями автомобилей. Это позволяет получить обширный набор инструментов для стимулирования продаж, в число которых входит предоставление скидок, субсидирование процентных ставок коммерческих банков, продажа дополнительного оборудования со значительной скидкой и т. д. Большинство автопроизводителей в той или иной мере используют вышеперечисленные варианты, хотя объем использования этих инструментов мог бы быть значительно шире [4, c.17].

При этом российские автопроизводители практические не используют другой вариант стимулирования продаж - обратный выкуп приобретенного автомобиля.

Не секрет, что многие российские автомобилисты используют приобретаемый автомобиль намного меньше, чем среднеевропейский потребитель [7]. В среднем срок эксплуатации автомобиля в Европе составляет шесть лет, а в России - три-четыре года, после этого владельцы автомобиля стараются приобрести новый автомобиль с обязательствами производителя по его гарантийному ремонту. В этой связи у автовладельцев возникает проблема продажи бывшего в эксплуатации автомобиля связанного с его дальнейшей реализацией, поиск покупателей и прочие временные затраты, связанные с покупкой автомобиля. При этом, несмотря на снижение объемов продаж на рынке новых легковых автомобилей, происходит увеличение продаж на вторичном рынке. Так в 2013 продажа автомобилей на вторичном рынке выросла на 4 %, а число регистраций подержанных а/м превышает регистрацию новых а/м уже более чем в 2 раза. Подобные тенденции на рынке легковых автомобилей привлекают внимание многих крупных дилеров, таких как Мэйджор и Рольф, которые запустили собственные программы продаж подержанных автомобилей. Большинство автопроизводителей также не остаются в стороне и стали оказывать большее внимание вторичному рынку путем введения специальных программ по контролю за качеством а/м с пробегом, а также предоставляют дополнительные гарантии (Skoda Plus, BMW Premium Selection, Jaguar Selected, Mercedes-Benz StarClass и др.) При этом необходимо отметить, что в целом по России процент «вовлечения» официальных дилеров в работу на вторичном рынке достаточно небольшой и не превышает 4 %. Девяносто шесть процентов вторичного рынка России принадлежит организациям, которые не являются официальными дилерами [5, с.1].

Таким образом, на российском автомобильном рынке сложилась ситуация, которая делает актуальной внедрение программы обратного выкупа (buy back) как элемента стимулирования продаж на первичном рынке и как элемента извлечения дополнительного дохода за счет организации продаж выкупленных по данной программе автомобилей на вторичном рынке [6, c.11].

В чем заключается смысл данной программы, и како-

К. Ю. Курилов экономическое

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОБРАТНОГО ВЫКУПА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ... направление

вы ее условия?

Смысл этой программы заключается в оказании покупателю автомобиля (по желанию) услуги по обратному выкупу автомобиля, через определенное время, при соблюдении владельцем автомобиля определенного ряда условий.

Условия программы обратного выкупа могут быть различны, но обычно присутствуют следующие: -ограничение пробега автомобиля; -прохождение технического обслуживания и ремонта на только на указанных сервисных станциях;

-страховка автомобиля в указанной страховой компании;

-своевременная выплата процентов по кредиту; -отсутствие следов серьезного кузовного ремонта на кузовной поверхности автомобиля в момент обратного выкупа.

Чем выгодна данная программа для покупателя? Во-первых, покупатель решает вопрос «Что делать с подержанным автомобилем?», получая гарантию того, что при выполнении условий программы обратного выкупа он сможет продать автомобиль на заранее оговоренных условиях.

Во-вторых, при покупке новой модели автомобиля покупатель получает возможность «попробовать» автомобиль, оценить плюсы и минусы его эксплуатации и сделать соответствующий выбор - оставить автомобиль для дальнейшего использования или приобрести более подходящую марку или модель автомобиля.

Чем выгодна данная программа для производителя? Производитель получает дополнительный способ стимулирования продаж своей продукции путем предоставления услуги по обратному выкупу автомобиля. Использование программы обратный выкуп актуально при выводе на рынок новых моделей автомобилей, еще мало известных покупателю, так как программа позволяет «попробовать» автомобиль покупателю. Также производитель получает в будущем хороший шанс продать покупателю новый автомобиль, возможно более дорогой, в обмен на старый автомобиль в рамках программы обратного выкупа.

Сервисная сеть производителя получает дополнительных клиентов, которые, выполняя условия программы, обязательно приедут на сервис. Это позволит увеличить прибыль сервисной сети и продажу фирменных запасных частей и расходных материалов.

Применяли ли раньше такую программу отечественные производители?

Очевидные преимущества использования обратного выкупа автомобилей были использованы ОАО «АВТОВАЗ» в программе стимулирования сбыта автомобилей марки LADA KALINA. Для реализации этой программы был подготовлен соответствующий приказ. Данная программа проводилась в период с 17.03.2007г. по 30.04.2007г. Ее основными участниками данной стали предприятия сервисно-сбытовой сети ОАО «АВТОВАЗ» (дилеры) и ЗАО КБ «Автомобильный Банкирский Дом» (Банк), основная доля капитала которого, на тот момент принадлежала ОАО «АВТОВАЗ».

Согласно условиям акции покупатель автомобиля LADA KALINA при условии положительного заключения Банк мог приобрести автомобиль на следующих условиях:

-первоначальный взнос 15% от стоимости автомобиля;

-процентная ставка по кредиту - 15% годовых без дополнительных комиссий;

-заключение договоров страхования по рискам «Угон», «Ущерб» в течение всего срока эксплуатации автомобиля.

Для того, что бы владелец автомобиля LADA KALINA смог участвовать в акции по обратному выкупу он должен:

-соблюдать правила эксплуатации и ухода за автомо-

билем в соответствии с требованиями, изложенными в руководстве по эксплуатации, сервисной книжке;

-проходить плановое техническое обслуживание автомобиля на станциях технического обслуживания сертифицированных дилеров ОАО «АВТОВАЗ»;

-производить гарантийный и восстановительный ремонт транспортного средства в случае ДТП на станциях сертифицированных дилеров ОАО «АВТОВАЗ»;

-сообщать обо всех повреждениях транспортного средства, в том числе о ДТП, в страховую компанию, в которой застраховано данное транспортное средство по риску «Угон», «Ущерб»;

-не использовать автомобиль в качестве такси, не сдаваться в аренду третьим лицам;

-не допускать просроченной задолженности по кредиту.

Какова же была процедура обратного выкупа? Владелец автомобиля мог подать заявление об обратном выкупе автомобиля как минимум через два года после его покупки. На момент подачи заявления о выкупе автомобиля его пробег не должен превышать 32 000 километров. При положительном решении ЗАО КБ «АБД» об обратном выкупе автомобиля, производится определение покупной стоимости исходя из рыночной стоимости автомобиля, но не менее 50% от стоимости автомобиля.

Реализация автомобилей LADA KALINA по данной программе могла осуществляться любым дилером ОАО «АВТОВАЗ», имеющим представителя Банка на своей торговой площадке и включенного приказом в список дилеров которые могут участвовать в специальной акции. В дальнейшем, по желанию клиент может предоставить автомобиль для обратного выкупа одному из дилеров ОАО «АВТОВАЗ», который был включен приказом в список предприятий сервисно-сбытовой сети, участвующих в программе обратного выкупа автомобилей.

Как же происходила реализация процедуры обратного выкупа согласно действующим корпоративным документам?

В соответствие с принятой приказом процедурой для организации процесса обратного выкупа автомобилей марки LADA KALINA Банком, дилеры уполномоченные работать по программе обратного выкупа и уполномоченный дилер - ОАО «АВТОВЦЕНТР-ТОЛЬЯТТИ-ВАЗ» заключали тройственный договор. Необходимость участия уполномоченного дилера была связана с необходимостью проведения независимой оценки остаточной стоимости автомобиля, а также других специфических процедур, которые не может провести коммерческий банк в силу специфики его работы.

Тройственный договор определяет права и ответственность участников при организации обратного выкупа автомобилей LADA KALINA. В соответствие с условиями данного договора и требованиями процедуры утвержденной приказом при организации обратного выкупа автомобилей LADA KALINA дилер должен организовать работу по приему заявлений на участие в программе обратного выкупа автомобилей.

Для этого на площадях дилера в сроки, предусмотренные акцией, должен быть организовать пункт приема заявлений от клиентов. Место работы пункта по приему заявлений должно быть отражено в информационных стендах в торговых (автосалоне) и производственных (станции технического обслуживания) площадях. Сотрудники, участвующие в приеме заявлений должны быть назначены на эту работу приказом по личному составу.

Заявление должно быть оформлено по форме, указанной в Процедуре, и содержит в себе основные сведения, необходимые для оценки выполнения клиентом требований акции по обратному выкупу, а именно:

-идентификационные номера транспортного средства (гос. номер, номер кузова, двигателя и т.д.);

-сведения о ДТП и условиях эксплуатации трансКарельский научный журнал. 2014. № 2

К. Ю. Курилов

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОБРАТНОГО ВЫКУПА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ...

портного средства;

-выполнение планового технического обслуживания на предприятиях сервисно-сбытовой сети;

-пробег транспортного средства.

Оформленное клиентом заявление принимает сотрудник дилера и проверяет правильность заполнения заявления клиентом, а также заполняет поля, обязательные для заполнения сотрудниками предприятия сервисно-сбытовой сети. Заполненное заявление пересылается в Банк с использованием оперативного средства связи (e-mail, факсимильная связь). Сотрудник дилера должен предупредить клиента о том, что он обязан предоставить автомобиль на оценку в течение пяти рабочих дней после получения предварительного положительного заключения об обратном выкупе автомобиля от Банка.

После получения заполненного заявления Банк в течение одного рабочего дня со дня получения заявления клиента производит оценку выполнения клиентом условий акции, предусмотренных в соглашении между Банком и клиентом, и принимает решение о предварительном заключении по вопросу обратного выкупа автомобиля.

Заявление с отметкой Банка направляется уполномоченному дилеру. При отрицательном решении в заявлении указывается причина отказа в обратном выкупе автомобиля.

Отрицательное заключение (заявление клиента с отрицательной резолюцией Банка) уполномоченный дилер пересылает дилеру с уведомлением об отказе от обратного выкупа автомобиля в связи с нарушениями условий акции, предусмотренных в соглашении, заключенном между Банком и клиентом. Отправка заявления и уведомления производится путем передачи копии заявления через факсимильную связь или e-mail. Дилер производит извещение клиента об отрицательном решении и причинах отказа путем передачи копии заявления по факсимильной связи, e-mail или используя услуги почтовой связи.

Если уполномоченный дилер получает заявление клиента с положительной резолюцией Банка, то уполномоченный дилер производит оценку выполнения клиентом условий акции в рамках своей компетенции (в течение одного рабочего дня со дня получения заявления) и принимает решение о предварительном заключении по вопросу обратного выкупа автомобиля. Свое заключение уполномоченный дилер направляет дилеру путем использования факсимильной, почтовой связи и e-mail.

При получении отрицательного заключения дилер извещает клиента и объясняет причину отказа. В случае положительного заключения дилер производит извещение клиента о положительном решении путем использования факсимильной, почтовой связи, e-mail, и назначает дату и время проведения оценки. По факту предоставления автомобиля дилер производит осмотр и оценку автомобиля. После оценки составляется акт оценки по форме предусмотренной процедурой.

Акт оценки подписывается доверенным лицом уполномоченного дилера, дилером и клиентом, направляется в банк для дальнейшего утверждения с использованием доступного средства связи (факсимильная связь, e-mail).

Банк в течение одного рабочего дня от даты получения акта оценки рассматривает полученный акт оценки и принимает решение о выкупе / отказе от выкупа автомобиля у клиента. Заявление с отметкой Банка направляется доверенному лицу уполномоченного дилера. При положительном решении Банк дополнительно направляет реквизиты счета клиента доверенному лицу уполномоченному дилеру. В случае, когда остаточная стоимость не покрывает остаток задолженности по кредиту, Банк согласовывает с клиентом возможность внесения им дополнительных денежных средств на свой счет в Банк для погашения задолженности.

Банк осуществляет пересылку оригинала паспорта транспортного средства дилеру при положительном ре-

шении об обратном выкупе автомобиля. Банк также отправляет копию паспорта транспортного средства уполномоченного дилера. Дилер извещает клиента об отказе от обратного выкупа автомобиля в случае отрицательном заключении Банка. Порядок извещения клиента аналогичный тому, что был описан ранее.

В случае получения положительного заключения, для организации дальнейшей работы по снятию автомобиля с учета в органах государственной регистрации транспортных средств, клиент предоставляет доверенность на право распоряжения автомобилем. Доверенность должна быть выдана на одного из сотрудников дилера.

Доверенное лицо уполномоченного дилера (физическое лицо, действующее на основании доверенности на производственных и торговых площадях дилера) заключает договор купли - продажи с клиентом и оформляет акт приема передачи транспортного средства. После получения паспорта транспортного средства от Банка дилер должен в соответствие с требованиями процедуры в срок не более двенадцати рабочих дней снять автомобиль с учета в органах государственной регистрации транспортных средств.

После подписания договора купли-продажи автомобиль передается дилеру для его реализации на основании заключаемого между уполномоченным дилером и дилером договора комиссии. Дилер обязан заключить договор комиссии с доверенным лицом уполномоченного дилера в течение одного рабочего дня от даты подписания доверенным лицом уполномоченного дилера договора купли-продажи. Цена автомобиля в договоре комиссии не может быть ниже его оценочной стоимости, указанной в акте оценки, проведенной доверенным лицом уполномоченного дилера, плюс три процента.

Доверенное лицо уполномоченного дилера извещает уполномоченного дилера о факте заключения договора купли-продажи и договора комиссии путем передачи их копий через факсимильную связь и e-mail. Доверенное лицо также направляет копию договора купли-продажи в Банк через факсимильную связь или e-mail.

Уполномоченный дилер в течение одного рабочего дня со дня получения извещения о заключении договора купли-продажи и договора комиссии производит перечисление денежных средств за приобретенный автомобиль в Банк на счет клиента.

Остаток денежных средств со своего счета в Банк после полного погашения кредита клиент может получить либо наличными в дополнительном офисе Банка, либо безналичным перечислением по заявлению, оригинал которого может быть отправлен через сотрудников дилера по почте. Дилер не вправе отказать клиенту в организации пересылки данного заявления в Банк.

Дилер осуществляет реализацию автомобиля в соответствии с условиями договора комиссии. Денежные средства, причитающиеся уполномоченному дилеру, в соответствии с договором комиссии, перечисляются на его счет не позднее одного рабочего дня со дня продажи автомобиля.

В случае если дилер не осуществляет продажу автомобиля в течение двух месяцев со дня заключения договора комиссии, дилер за собственный счет приобретает данный автомобиль и производит перечисление уполномоченному дилеру денежных средств в сумме, определенных договором комиссии.

Какие же были результаты программы обратного выкупа ?

Один месяц действия программы проведения акции можно охарактеризовать следующими показателями:

-количество звонков потенциальных покупателей по горячей линии 3 270 шт;

-количество поданных заявок потенциальными покупателями 164 шт;

-кредитов было выдано 102 физическим лицам, объем выданных кредитов составил 21,1 млн. руб.

В дальнейшем использование программы обратно-

К. Ю. Курилов

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОБРАТНОГО ВЫКУПА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ .

го выкупа было приостановлено в связи со стабильным спросом на автомобили LADA KALINA со стороны покупателей, однако итоги реализации программы говорят о том, что она была достаточно успешной и вызвала интерес у потенциальных покупателей автомобилей.

Интерес, проявленный потенциальными покупателями, позволяет предположить, что форма покупки автомобиля с условием обратного выкупа может стать средством стимулирования продаж на стагнирующем российском автомобильном рынке для большинства российских автопроизводителей, в том числе и для ОАО «АВТОВАЗ», который уже отработал технологию продаж автомобилей по программе обратного выкупа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автомобильный рынок России: результаты 2013 года и перспективы развития // ПрайсвотерхаусКуперс [сайт]: URL: http://www.pwc.ru/ru/automotive/ publications/index.jhtml (дата обращения: 18.03.2014).

2. Автомобильный рынок России и СНГ // Эрнст энд Янг [сайт]: URL: http://www.ey.com/Publication/ vwLUAssets/Automotive-survey-2013-RUS/$FILE/ Automotive-survey-2013-RUS.pdf (дата обращения: 18.03.2014).

3. Курилова А.А. Применение инструментов финансового инжиниринга в финансовом механизме управления затратами на предприятиях автомобильной промышленности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1. С. 239-244.

4. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Определение направлений формирования финансового механизма управления затратами на основе результатов кластерного анализа предприятий автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 4. С. 121-130.

5. 9-ое исследование удовлетворенности дилеров работой с автопроизводителями // Эрнст энд Янг [сайт]: URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ Automotive-survey-2013-RUS/$FILE/Automotive-survey-2013-RUS.pdf (дата обращения: 18.03.2014).

6. Курилова А.А. Прогноз развития отечественных и зарубежных предприятий автомобильной промышленности // Международный научный журнал. 2011. № 3. С. 10-14.

7. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Проектирование системы анализа деятельности предприятия с учетом цикличности экономической конъюнктуры // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 34-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE USE OF BUYBACK PROGRAMS ON THE ENTERPRISES OF MOTOR INDUSTRY

© 2014

K. Yu. Kurilov, candidate of economic sciences, associate Professor of "Finance and credit"

Togliatti state University, Togliatti (Russia)

Annotation: The Majority of Russian car manufacturers are faced with the decline in sales volumes manufactured product. The practice of financial and economic activity of leading international companies shows that in crisis it is possible a development of other primary business process activities, and including, the implementation of a program to buy back vehicles (buy back). The use of a program to buy back cars of the Russian enterprises will allow, on the one hand, to stimulate primary vehicle sales, and on the other, to enter the fast-growing secondary market of passenger cars.

Keywords: automotive market, stagnation, repurchase, secondary market, the program of stimulation of demand.

УДК: 338.43.003.13:637.1

СОСТОЯНИЕ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

© 2014

Т. В. Лисовая, аспирант кафедры бухгалтерского учета и аудита Крымский агротехнологический университет», Симферополь (Крым)

Аннотация: В статье отмечено, что производство молока в Крыму сокращается. Следует отметить, что нынешняя ситуация в отрасли животноводства требует существенных изменений. Поэтому считаем необходимым разработать наиболее эффективные направления повышения экономической эффективности производства молока.

Ключевые слова: эффективность, среднегодовой надой, производство молока, себестоимость, рентабельность.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Еще совсем недавно молочная отрасль выглядела весьма мощно. На закате Советского Союза, в конце 80-х годов, на колхозных фермах и в частных подворьях ежегодно производилось 23 - 24 миллиона тонн молока. Но уже в 90-е молочное животноводство в Украине из-за отсутствия финансовых и материальных ресурсов, для его содержания, было почти ликвидировано. С тех пор количество надоенного молока уменьшилось в 74 раза. При этом существенно изменилась структура задействованных в процессе товаропроизводителей: сельскохозяйственные предприятия сократили его производство во много раз, а хозяйства населения заметно увеличили. Из-за не выполнения санитарно-гигиенических требований, соответственно, качество предлагаемого промышленности сырья ухудшилось.

Поэтому сегодня отрасль приходится возрождать, используя новые подходы воспроизводства стада, содержания скота и технологические процессы производства молока.

Необходимо отметить, что основной задачей любого рода деятельности является получение не просто эффективности, а максимально возможной. Вместе с тем в современных условиях наибольшая часть предприятий

в АР Крым нерентабельны, а остальные имеют низкий уровень доходности и соответственно рентабельности.

В настоящее время в Крыму производство молока также сокращается. Основное его количество производится в личных крестьянских хозяйствах. Недостаточно собственных средств для развития молочного скотоводства, а кредиты очень дорогие. В этой связи поиск путей по увеличению производства молока для расширенного воспроизводства отрасли и улучшения экономических показателей развития молочной подотрасли является актуальным.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемы уменьшения поголовья скота, производства молока, а также, соответственно, снижение экономической эффективности молочной продукции исследовали в своих научных трудах многие ученые-экономисты, а именно такие как Антощенкова В. В., Канцевич С. И., Караман М. М., Меняйлова Г. Е. Детальный анализ производства молока и динамики изменения поголовья проводит Главное управление статистики в АР Крым.

Однако, следует отметить, что нынешняя ситуация в отрасли животноводства требует существенных измене-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.