Научная статья на тему 'Применение правила Тейлора для России: эмпирический анализ'

Применение правила Тейлора для России: эмпирический анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ФИЛЬТР ХОДРИКА-ПРЕСКОТТА / МЕТОД НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ / ПРАВИЛО ТЕЙЛОРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Е. А., Поликарпова А. А.

В статье проведен анализ денежно-кредитной политики Российской Федерации в докризисный, кризисный и посткризисный периоды, основанный на правиле Тейлора. Обоснован выбор наиболее подходящей модели для РФ из 9 альтернативных вариантов расчета правила Тейлора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение правила Тейлора для России: эмпирический анализ»

Банковская деятельность

Удк 334.027

применение правила тейлора для россии: эмпирический анализ

е. А. ФЕДОРОВА, доктор экономических наук, доцент кафедры финансового и инвестиционного менеджмента Е-mail: ecolena@maU. т Финансовый университет при Правительстве РФ

А. А. ПОЛИКАРПОВА, экономист 2-й категории Е-mail: diamondetenity@mail. т Банк России

В статье проведен анализ денежно-кредитной политики Российской Федерации в докризисный, кризисный и посткризисный периоды, основанный на правиле Тейлора. Обоснован выбор наиболее подходящей модели для РФ из 9 альтернативных вариантов расчета правила Тейлора.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, финансовый кризис, фильтр Ходрика—Прескотта, метод наименьших квадратов, правило Тейлора.

Центральный банк любого государства стремится осуществлять антиинфляционную политику с учетом динамики основных макроэкономических показателей, поддерживая рост экономики согласно основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики.

Проведение согласованной и взвешенной денежно-кредитной политики — это важный аспект управления экономикой, от которого во многом зависит успех проводимых в странах рыночных реформ и дальнейших преобразований. В связи с этим возрастают значение и роль сохранения положительных тенденций и создания предпосылок для дальнейшего экономического роста. Это является

актуальным в связи с тем, что денежно-кредитная политика — одно из направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающая:

— устойчивость экономики и достижение экономического роста;

— сдерживание инфляции;

— рост занятости населения.

Она служит важным инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономику страны.

Авторами за основу взято правило Тейлора по проведению денежно-кредитной политики, разработанное в 1993 г. [12]. Тейлором был сделан вывод о том, что для более эффективного достижения конечных целей денежно-кредитной политики (низкой инфляции и стабильного экономического роста) на изменения уровня цен или реального дохода центрального банка следует реагировать изменением ставки рефинансирования по краткосрочным кредитам коммерческим банкам [4]. Это правило показывает, как центральный банк должен изменить ставку рефинансирования при колебании инфляции и деловой активности. Простейшая форма правила Тейлора — это уравнение, которое

определяет желаемую ставку рефинансирования через две переменные:

— величина отклонения ВВП от потенциального ВВП (его уровня при наличии «полной занятости»);

— разница между уровнем наблюдаемой инфляции и желаемой (таргетируемой) инфляцией.

обзор литературы. Многие авторы в своих исследованиях большое внимание уделяют оптимальной денежно-кредитной политике со стороны центральных банков. Например, Свенссон (1990) [11] считал, что инструменты денежно-кредитной политики должны реагировать на инфляцию.

В своем первоначальном виде правило Тейлора предполагало, что для нахождения оптимальной ставки рефинансирования центральные банки будут использовать как предыдущие, так и текущие значения инфляции и спада производства. При определении оптимальной ставки рефинансирования Кларида (1998) [5] задействовал перспективную версию правила Тейлора, по которому центральные банки для определения целевой ожидаемой инфляции использовали прошлые и текущие значения инфляции и основных инструментов денежно-кредитной политики. Такая практика позволяет центральному банку принимать во внимание различные инструменты денежно-кредитной политики при формировании ставки рефинансирования.

Большинство исследований по денежно-кредитной политике посвящены анализу инфляции и режима таргетирования. Каттнер и Позен (1990) [9] оценивали инфляционное таргетирование для краткосрочных и долгосрочных ставок рефинансирования в предтаргетированный и посттаргетированный периоды для Великобритании, Канады и Новой Зеландии, беря за основу поведение центральных банков.

Исследованиями по денежно-кредитной политике занимаются и отечественные авторы [1, 2]. Например, С. Дробышевский в своей работе «Количественные измерения денежно-кредитной политики Банка России» (2011) [2] рассматривал проблемы развития денежно-кредитной сферы в Российской Федерации. Им был проведен анализ спроса на деньги и динамики инфляции, рассмотрены механизмы трансмиссии денежно-кредитной политики в экономику и соотношения заявленных и фактических целей политики Банка России, выявлены пределы его независимости в условиях свободного движения капитала.

Исследование А. Вдовиченко и В. Воронина (2004) «Правило денежно-кредитной политики Банка России» посвящено анализу политики Банка России в посткризисный период. Авторами была построена модель, которая представляла собой функцию реакции главного банка страны на отклонение фактической динамики различных целевых переменных от их желаемых значений [1].

Данная проблема является достаточно известной в РФ и неоднократно исследовалась. Однако все ограничивалось анализом денежно-кредитной политики России в конце 1990-х гг. — начале 2000-х гг.

Рассмотрим цели и задачи денежно-кредитной политики в нашей стране. В России такая политика направлена на:

— обеспечение контроля за инфляцией;

— поддержание ее на стабильном уровне.

Все это призвано способствовать:

— формированию низких инфляционных ожиданий;

— оживлению деловой активности.

Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. Также существенное влияние будут оказывать:

— дефицит государственного бюджета;

— действия Правительства РФ по сокращению этого дефицита;

— ориентация на внутренние заимствования для его финансирования [14].

Авторами проведены расчеты и анализ применимости правила Тейлора по данным Банка России за 2001—2011 гг., включающие в себя кризисный период 2007—2009 гг.

методология исследования. Для анализа были использованы различные модели расчета ставки рефинансирования и влияющие на нее факторы на основе правила Тейлора.

В работе проверяется классическая модель правила Тейлора (1993) [12] (модель 1)

= а + Ру • кр^впё^у + Рг- • hptrendgi, где prstvt — ставка рефинансирования;

hptrendgy — ВВП;

hptrendgi — инфляция.

Такие авторы, как Цинь и Эндерс (2008) [10] утверждали, что для промышленно развитых стран подходит модель 2 с добавлением ориентира инфляции. Ориентир инфляции берется из прогнозов

денежно-кредитной политики центробанка. Такую модель в литературе называют «прогнозной»: prstvt = а + Ру • hptrendgv + + р. • hptrendgi + Ро • опп/ где огт/— ориентир инфляции.

Кроме ориентира инфляции на поведение ставки рефинансирования влияет также спад производства, который проявляется, когда валовой внутренний продукт (ВВП) неуклонно сокращается в течение нескольких кварталов подряд. В связи с этим классическая модель правила Тейлора принимает следующий вид (модель 3): prstvt = а + Pv • кр^впё^у + +Р. • hptrendgi + Р^ • sppr, где sppr — спад производства.

Некоторые авторы объединили модели 2 и 3 и получили модель 4:

prstvt = а + Pv • кptrвndgv + + Р. • кptrвndgi + Ро • опп/ + Р^ • sppr. В работе Уолша (2003) [13] оптимальное перспективное правило номинальной ставки рефинансирования эквивалентно ретроспективному правилу. В ней ставка рефинансирования зависит от предыдущего лага, вследствие чего была получена модель 5:

prstvt = а + prstv-л + Pv • кptrвndgу + +Р.. • кptrвndgi + Р^ • sppr, где prstv-л — ставка рефинансирования с лагом.

В основу исследований Кларида (2000) [6] были положены простые перспективные модели. Модель 6 является перспективным правилом Тейлора: prstvt = а + prstv-л + Ру • кptrвndgу + +Р2 (огпу — огт/) + ву ' оту, где от\> — ожидаемый результат на 12 мес. вперед;

(огпу — опп/) — разница между ожидаемым результатом на 12 мес. вперед и ориентиром инфляции.

В результате анализа Цукерман и Маскателли (2008) [7] выявили, что на ставку рефинансирования влияет скорость изменения во времени: prstvt = а + prstv-л + Pv • кptrвndgу + +Р.. • кptrвndgi + Р^ • sppr + вк • siv, где siу — скорость изменения во времени, которая показывает быстроту изменения показателя в зависимости от времени. Некоторые авторы объединили модели 6 и 7 и получили модель 8:

prstvt = а + prstvt_l + Pу • кptrвndgv + +Р (огпу — огт/) + Р • огт + Рк • siу

Кроме ожидаемого результата на 12 мес. вперед для оценки ставки рефинансирования можно использовать и ожидаемый накопленный уровень инфляции за ближайшие 12 мес. на момент t: prstv= а + prstv_l + Pv • hptrendgv + +Pz (ornv — orinf) + в • onui + вк • siv, где onui — ожидаемый накопленный уровень инфляции за ближайшие 12 мес. на момент t. На основе поквартальных данных за 2001— 2011 гг. проведена оценка всех этих моделей для Российской Федерации. Каждая переменная в уравнении была приведена в виде процентного изменения, т. е. прироста по отношению к аналогичному наблюдению год назад. В качестве значений соответствующих переменных (индекс ВВП, объем продукции производства, ориентир инфляции и индекс потребительских цен) были взяты официальные данные, опубликованные на сайте Банка России.

В качестве значений переменных государственной экономической политики по ВВП и инфляции использовался тренд, полученный с помощью фильтра Ходрика—Прескотта (HP-filter). Он был впервые применен экономистами Ходриком и Прескоттом в 1997 г. [8]. Фильтр Ходрика—Прескотта минимизирует функцию для достижения наименьшего запаздывания. Его часто используют для сглаживания финансовых рядов в целях выявления сезонных колебаний и трендов. С помощью данного фильтра были получены сглаженные данные по показателям ВВП и инфляции для Российской Федерации. Для оценки влияния факторов используется метод наименьших квадратов (LS-Least Squares).

результаты исследования. Итак, модель 1 является классическим правилом Тейлора (основана на государственной экономической политике — ГЭП в отношении ВВП и инфляции). Она считается наиболее распространенной в связи с тем, что номинальные ставки рефинансирования должны быть установлены на уровне, достаточном для покрытия ожидаемых темпов инфляции в течение всего срока инвестирования, и обеспечивать реальную отдачу. А также в связи с тем, что ВВП — один из ключевых факторов для понимания макроэкономической ситуации в стране.

В состав данной модели входят показатель ГЭП ВВП, который является разницей между фактическим ВВП и потенциальным ВВП, показатель ГЭП инфляции (превышение реального уровня активности в экономике сверх такого, который соответствует

Оценка уравнения модели 1 для России

Переменная Коэффициент Стандартная ошибка /-статистика Вероятность

ИРТЯЕМБОУ 0,488476 0,011261 43,37733 0,0000

ИРТЯЕМБО/ 0,511823 0,006732 76,03130 0,0000

С 2,620172 0,079107 33,12188 0,0000

Я-квадрат 0,99 — — —

показателю нормы безработицы, не ведущей к усилению инфляции). В этой модели все параметры являются статистически значимыми. Данная модель подошла для России докризисного периода. Оценка модели 1 представлена в таблице.

Таким образом, уравнение для России докризисного периода имеет следующий вид:

prstvt = 2,6 + 0,4 • кр^впё^у + 0,5 • kptrendgi, где коэффициент Ру показывает, что если ГЭП ВВП увеличивается на 1 %, то ставка рефинансирования увеличивается на 0,4 %, а коэффициент р. показывает, что при увеличении ГЭП инфляции на 1 %, ставка рефинансирования увеличится на 0,5 %.

Кроме модели 1 для России докризисного периода подошли модели 3 и 6. Модель 3 отличается от классической модели правила Тейлора добавленным в нее таким параметром, как спад производства, который показывает результат производственной деятельности страны. В состав параметров модели 6 входят ГЭП ВВП, ожидаемый результат на 12 мес. вперед, разница между ожидаемым результатом на 12 мес. вперед и ориентиром инфляции и ставка рефинансирования за предыдущий период. Данные модели можно считать альтернативными.

Однако стоит отметить, что модель 3 подошла также для кризисного и посткризисного периода. Представим уравнения модели 3 для РФ докризисного (1), кризисного (2) и посткризисного (3) периодов:

prstv = 2,4 + 0,5 • kptrendgy + +0,5 • kptrendgi + 0,5 • sppr^; (1)

prstv = 2,5 + 0,5 • kptrendgy + +0,4 • kptrendgi + 0,5 • sppr^; (2)

prstv = 2,4 + 0,4 • kptrendgy + + 0,4 • hptrendgi + 0,5 • sppr. (3)

Модель 6 для России докризисного периода выглядит следующим образом:

prstvt = 5,0 + 0,8 • р^ру + 0,4 • kptrendgv + + 0,17 (огпу — огт/) + 0,1огпу. Модель 4 является альтернативной моделью для России кризисного периода. Данная модель отличается от классической модели правила Тейлора добавленными в нее параметрами:

— спад производства, который показывает результат производственной деятельности страны;

— ориентир инфляции.

В данной модели статистически значимыми параметрами являются ГЭП ВВП и инфляции, а ориентир инфляции и спад производства в данном случае имеют случайную природу формирования. Представим уравнение модели 4 для России кризисного периода:

prstvt = 5,5 + 0,5 • kptrendgy + + 0,3 • kptrendgi — 0,1 • оПП/ + 0,5 • sppr, где коэффициент Ру показывает, что если ГЭП ВВП увеличивается на 1 %, то ставка рефинансирования увеличивается на 0,5 %, а коэффициент р. показывает, что при увеличении ГЭП инфляции на 1 % ставка рефинансирования увеличится на 0,3 %. При увеличении ориентира инфляции на 1 % ставка рефинансирования увеличивается на 0,1 %, а спад производства при увеличении на 1 % показывает увеличение ставки рефинансирования на 0,5 %.

Модели 2, 5, 7, 8 не подошли ни к одному из периодов, потому что параметры, входящие в них (ориентир инфляции, спад производства, ожидаемый результат на 12 мес. вперед, скорость изменения во времени, ставка рефинансирования за предыдущий период и ожидаемый накопленный уровень инфляции за ближайшие 12 мес. на момент ^ не оказывают значительного влияния на ставку рефинансирования. Данный факт можно объяснить тем, что эти параметры не являются приоритетными для развивающейся экономики.

Особенностью таргетирования инфляции в кризисный период является некоторое изменение приоритетов политики центральных банков [9]. После кризиса при проведении денежно-кредитной политики Банк России стал уделять большее внимание контролю за инфляцией. Кроме того, его ставка рефинансирования после кризиса начала меняться более плавно, без резких колебаний.

Если рассматривать действия Банка России в послекризисный период, то полученные результаты согласуются с заявлениями его руководства о постепенном переходе к политике так называемого

«модифицированного инфляционного таргетиро-вания», хорошо зарекомендовавшей себя в зависящих от потоков торговой выручки развивающихся странах [14].

Суть так называемого «модифицированного инфляционного таргетирования» в том, что целевая функция денежных властей включает помимо инфляции не реальный выпуск, а реальный курс национальной валюты либо еще и цены активов на фондовом рынке и рынке недвижимости [3, 4].

Таким образом, были выделены особенности проведения инфляционного таргетирования в России докризисного, кризисного и посткризисного периодов.

1. Для всех периодов для расчета ставки рефинансирования подходит модель 3. То есть, с одной стороны, данные периоды имеют общие черты при проведении денежно-кредитной политики, а с другой — для каждого периода подходит своя модель (например, для докризисного периода подходят модели 1 и 6, а для кризисного периода—модель 4).

2. Для развивающейся экономики нельзя применять модели, используемые для промышленно развитых стран. Это связано с тем, что модели, в которые входят такие переменные, как ориентир инфляции, спад производства, ожидаемый результат на 12 мес. вперед, скорость изменения во времени, ставка рефинансирования за предыдущий период и ожидаемый накопленный уровень инфляции за ближайшие 12 мес. на момент t, оказались незначимыми для исследуемых периодов.

Уровень прогнозирования таргетирования инфляции денежно-кредитной политики в России пока не полностью соответствует высоким стандартам мировых финансовых центров. Результаты данного исследования могут быть использованы для построения элементов денежно-кредитной политики в РФ как в докризисный и посткризисный периоды, так и в кризисный период.

Необходимо подчеркнуть, что предлагаемые модели дают лишь определенную информацию о складывающихся тенденциях в Российской Федерации в разные периоды времени.

Список литературы

I. Вдовиченко А. Г., Воронина В. Г. Правила денежно-кредитной политики Банка России // Научный доклад. 2004. № 9.

2 . Дробышевский С.М. Количественные измерения денежно-кредитной политики Банка России. М.: Дело. 2011.

3 . Дробышевский С.М. Новая политика Банка России // Институт экономики переходного периода. 2009. № 11.

4 . Дробышевский С.М., Трунин П. В., Каменских М. В. Анализ правил денежно-кредитной политики Банка России в 1999—2007 гг. М. 2009.

5. Clarida R., Gali J., Gertler M. Monetary policy rules in practice: some international evidence // European Economic Review. 1998. № 42.

6 . Clarida R., Gali J., Gertler M. Monetary policy rules and macroeconomic stability: evidence and some theory // Quarterly Journal of Economics. 2000. № 113.

7 . Cukierman A., Muscatelli A. Nonlinear Taylor rules and asymmetric preferences in central banking: evidence from the United Kingdom and the United States // Journal of Macroeconomics. 2008. № 8.

8 . HodrickR. J., PrescottE. C. Postwar US business cycles: an empirical investigation // Journal of Money, Credit and Banking. 1997. № 29.

9 . Kuttner K., Posen A. Does talk matter after all? Inflation targeting and central bank behavior // Federal Reserve Bank of New York Staff Report. 1999. № 88.

10 . Qin T., Enders W. In-sample and out-of-sample properties of linear and nonlinear Taylor rules // Journal of Macroeconomics. 2008. № 30.

II. Svensson L. E. Inflation targeting as a monetary policy rule // Journal of Monetary Economics. 1999. № 43.

12 . Taylor J. Discretion versus Policy Rules in Practice // Carnegie-Rochester Conference Series on Public Policy. 1993. № 39.

13 . Walsh C. Monetary Theory and Policy // MIT Press. 2003. № 11.

14. URL: http://www. cbr. ru .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.