БИТ 2022 Том 6 № 3 (23) УДК 339.544
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА
ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ —
Бех А.П. И-ЧЁтН
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
APPLICATION OF ADVANCED TECHNOLOGICAL SOLUTIONS AT CHECKPOINTS ACROSS THE CUSTOMS BORDER
Bekh A.P.
St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI"
Аннотация
В статье рассматриваются недостатки и пути совершенствования информационного и технического оснащения центров электронного декларирования и таможенных постов фактического контроля.
Ключевые слова: таможенный контроль, инфраструктура таможенных органов, инспекционно-досмотровый комплекс, техническое оснащение.
Abstract
The article discusses the limitations and ways to improve the information and technical equipment of electronic declaration centers and customs posts of actual control.
Keywords: customs control, infrastructure of customs authorities, inspection complex, technical equipment customs control.
Проводимые таможенными органами контрольные мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов несоблюдения таможенного законодательства, в том числе незаконного перемещения через таможенную границу товаров сопряжены с рядом временных и материальных издержек.
Создание максимально благоприятных условий перемещения товаров через таможенную границу является приоритетной задачей таможенных органов во всех странах. Стратегической целью модернизации таможенных органов выступает формирование информационно-развитой таможенной службы, предполагающей улучшение условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности [1]. Совершенствование деятельности пунктов пропуска, таможенных постов фактического контроля (ТПФК) и оптимизация их инфраструктуры, так же как и центров электронного декларирования (ЦЭД) направлены на сокращение издержек, возникающих в процессе таможенного контроля как со стороны участников ВЭД, так и таможенных органов.
К основным задачам совершенствования инфраструктуры таможенных органов с акцентом на минимизацию времени нахождения транспортного средства в зоне таможенного контроля можно отнести совершенствование процессов выявления рисков.
Более точное риск-категорирование и сокращение количества товаров, в отношении которого срабатывание системы оказалось «ложным» позволит таможенным органам внимательнее изучать именно рисковые поставки, а добросовестных участников ВЭД избавит от дополнительных трат.
Также важно развивать информационную и техническую инфраструктуру [2]. Значительные временные издержки при совершении таможенных операций в отношении декларируемых товаров возникают из-за недостатка информационно-программного обеспечения, а именно разрозненности программного обеспечения ЦЭД, ТПФК, а также ФОИВ. Например, должностные лица таможенных органов при проведении документального контроля в центрах электронного декларирования используют «АИСТ-М», на железнодорожных, автомобильных и воздушных пунктах пропуска используют КПС «Совершение операций», в портах применяют КПС «Морской порт». Таким образом, процесс коммуникации таможенных органов представляет собой направление запросов и ответов на них, формирование которых осуществляется вручную, на что требуется значительное количество времени.
Техническое оснащение в большей мере актуально для пунктов пропуска и по-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
БИТ 2022 Том 6 № 3 (23)
стов фактического контроля, так как следует провести их реконструкцию и модернизацию, включающие оснащение передовыми техническими средствами таможенного контроля. Среди таких технических средств обязательно наличие инспекци-онно-досмотровых комплексов.
Инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК) представляет собой один из видов технических средств таможенного контроля, позволяющий провести проверку не только товара, но и транспортного средства. Принцип действия ИДК заключается в генерации проникающего ионизирующего излучения, позволяющего получить изображение содержимого транспортного средства и провести его анализ без фактического совершения различных погрузо-раз-грузочных работ [3]. Однако, несмотря на вышеуказанные положительные стороны применения ИДК спорным фактом выступает анализ получаемых изображений. В настоящее время точность распознавания объектов на рентгеновских снимках сильно зависит от человеческого фактора, что обуславливает актуальность создания обучающих комплексов и тренажеров для подготовки операторов ИДК. Перспективным направлением, способным реализовать ускорение процессов совершения таможенных операций с одновременным повышением эффективности и результативности таможенного контроля, является применение автоматических алгоритмов распознавания рентгенограмм [4]. В рамках повышения степени автоматизации деятельности таможенных органов применение автоматического распознавания рентгенограмм позволит усовершенствовать технологию автовыпуска [5]. При работе с источниками ионизирующего излучения, такими как ИДК, также важно не забывать про соблюдение правил радиационной безопасности, которые регламентированы международными и национальными нормативно-правовыми актами.
На постах фактического контроля помимо ИДК необходимо располагать весога-баритные комплексы, стационарные таможенные системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь», системы видеонаблюдения, системы считывания и распознавания регистрационных номеров, а также других. Для выполнения задачи по сокращению времени нахождения транспортного средства в зоне тамо-
женного контроля важно оснастить перечисленные технические средства таможенного контроля средствами анализа данных и доступом в сеть «Интернет» для обеспечения возможности загрузки результатов проверок в информационные системы таможенных органов в автоматическом режиме без участия должностных лиц. Следовательно, каждое техническое средство таможенного контроля при проверке транспортного средства будет формировать блок данных о различных характеристиках. По завершении проверки информационной системой сформируется полный отчет о выявленных нарушениях.
Внедрение усовершенствованных технических средств таможенного контроля в пункты пропуска предоставит возможность сократить перечень запросов и сообщений, которыми обмениваются ЦЭД и ТПФК [6], в связи с чем, скорость совершения таможенных операций повысится. Так, при прибытии транспортного средства в пункт пропуска, видеокамеры с системой распознавания государственных регистрационных номеров, будут осуществлять фиксирование таких номеров, и отправлять данные в информационную систему таможенных органов. Данная информация будет доступна должностным лицам ЦЭД: при начале работы с декларацией вместо направления запроса на ТПФК о наличии транспортного средства в зоне таможенного контроля будет показано уведомление о его прибытии или отсутствии.
В информационную систему таможенных органов также целесообразно загружать данные о других контрольных мероприятиях, проводимых на ТПФК. При осуществлении весогабаритного контроля на пункте пропуска форме инструментального контроля используются системы измерения габаритных размеров транспортных средств. Система создает трехмерный контур транспортного средства через использование лазерных сканеров при его проезде под ними, тем самым бесконтактно определяя размеры транспортного средства, количество его осей. Такие системы также могут быть оборудованы средствами фото- и видеофиксации, а также модулем для считывания RFID-меток. Для проведения документального весогабаритного контроля проверяются водительское удостоверение, регистрационные документы на транспортное средство, а также документы на перевозимый груз (при его наличии), специальное
40 http://bitjournal.ru
Бюллетень инновационных технологий
БИТ 2022 Том 6 № 3 (23)
разрешение на проезд крупногабаритных или тяжеловесных транспортных средств. Данные перечисленных документов целесообразно записать на RFID-метку, которая будет считываться системой измерения габаритных размеров и через использование сети «Интернет» загружать данные в информационную систему таможенных органов. Указанные сведения участнику ВЭД необходимо предоставить в комплексе предварительной информации, система сопоставит их с данными, указанными на РРЮ-метке. В случае если все данные совпадают, должностному лицу ТПФК необходимо будет только идентифицировать личность водителя.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Кон-сультантПлюс».
2. Афонин П.Н., Хрунова А.Л., Чикишев Н.С., Яр-гина Н.Ю. Современное состояние понятия инновационных технологий таможенного контроля. Экономика и предпринимательство. 2018. № 3 (92). С.175-180.
3. Афонин П.Н., Афонин Д.Н., Зубов В.А., Сло-мова Д.Н., Яргина Н.Ю. Распознавание образов при таможенном контроле с применением ИДК и ДРТ. Монография. РИО Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия». 2017. 224 с.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Применение технических средств таможенного контроля, оснащенных перспективными технологическими решениями, позволит повысить скорость совершения таможенных операций, как на постах фактического контроля, так и центрах электронного декларирования. При использовании объединенной информационной системы должностным лицам таможенных органов больше не нужно будет ожидать ответов на представленные запросы. Данные, полученные с технических средств таможенного контроля, а также решения, принятые инспекторами в отношении поставки, будут отражаться при открытии декларации.
4. Афонин П.Н., Зубов В.А., Мамичев С.А., Мина-сян А.Р., Черноглазов В.С. Методические рекомендации по повышению эффективности применения инспекционно-досмотровых комплексов. М.: Издательство Федеральная таможенная служба, 2014. 156 с.
5. Афонин П.Н., Пулин А.О., Иванникова А.А. Актуальные вопросы применения ИДК // Бюллетень инновационных технологий. 2020. Т. 4 № 1 (13). С. 41-43.
6. Афонин П.Н., Хрунова А.Л. Развитие центров электронного декларирования на современном этапе работы таможенных органов // Бюллетень инновационных технологий. 2018. Т. 2 № 4(8). С. 3336.
Поступила в редакцию 31.07.2022
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex. ru
Сведения об авторах:
Бех А.П - научный сотрудник кафедры прикладной механики и инженерной графики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», e-mail: [email protected].