УДК 624.139.26
Клочков Яков Владимирович Yakov Klochkov
Непомнящих Евгений Владимирович Evgeniy Nepomnyaschikh
äl
Линейцев Владимир Юрьевич Vladimir Lineytsev
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕНОСТЕКЛА ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ГРУНТОВ В СЛОЖНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
THE USE OF FOAM GLASS FOR REGULATING OF THERMAL REGIME OF SOILS IN DIFFICULT CLIMATIC CONDITIONS
Эффективность развития экономики современной России зависит от развития промышленности и строительства новыгх промышленных зданий и сооружений. Их работа невозможна без надежного и устойчивого функционирования транспортных магистралей. Сложные климатические, геологические и гидрологические условия, характерные для многих районов страны, создают значительные затруднения при выборе проектных решений. Актуальным вопросом для надёжного и устойчивого функционирования транспортныгх магистралей, а как следствие — и земляного полотна, является его защита от воздействия сил морозного пучения. Наиболее распространенным материалом для теплоизолирующего слоя является экструдированный пенополистирол. Кроме этого, Забайкальским институтом железнодорожного транспорта исследуется вопрос о целесообразности применения пеностекольного щебня или гравия при строительстве теплоизоляционных слоев для регулирования теплового режима земляного полотна автомобильных и железных дорог.
В Советском Союзе до начала 90-х гг. работали четыре завода по производству этого материала, но к настоящему времени из них функционирует только один. В Германии в качестве теплоизолирующего
The effectiveness of modern Russia economics development depends on the development of industry and construction of new industrial buildings and structures. Their work is impossible without reliable and sustainable operation of transport mainlines. Difficult climatic, geological and hydrological conditions, typical for many areas of the country, create significant difficulties in the selection of design solutions. One of the main issues for reliable and sustainable for operation of transport mainlines is the protection from frost heave effects. The most common material for insulating layer is extruded polystyrene. The Transbaikal Institute of Railway Transport investigates the use of foam glass gravel in the construction of insulating layers to regulate the thermal regime of soil structures.
In the Soviet Union until the early 90-ies there were four works for the production of this material, but now there exists only one. In Germany foam glass has already been using as an insulating layer in pavements for many decades.
Foam glass gravel combines the functions of heat insulation and drainage material. Having a low hygro-scopicity, foam glass does not lose its properties in a waterlogged environment, does not require additional protection from the environment and impact loads.
слоя в дорожных одеждах уже многие десятилетия применяется пеностекло.
Пеностекольныш щебень совмещает в себе функции теплоизоляции и дренирующего материала. Имея низкую гигроскопичность, пеностекло не теряет своих свойств в переувлажненной среде, не требует дополнительной защиты от негативного влияния окружающей среды и воздействия нагрузок. Однако представленные на рышке пеностеколь-ные материалы имеют высокую цену в связи с его получением из стеклобоя. Альтернативной технологией получения пеностекла, которая позволит существенно сократить затраты на его производство, является использование в качестве начального сырья составов на основе цеолитового туфа, широко распространенного в Забайкалье. Предложенная технология позволяет решить проблему надежности и устойчивости земляного полотна за счет создания местного конкурентоспособного теплоизоляционного материала
Ключевые слова: тепловой режим, пеностекло, геотехнология, земляное полотно, теплофи-зические свойства строительных материалов, теплоизоляция
However, at the market foam glass materials have a high price in connection with its receipt of cullet. An alternative technology for producing foamed glass, which will significantly reduce the cost of its production, is the use of starting raw material compositions on the basis of zeolitic tuff, which is widespread in Transbaikalie. The proposed technology allows to solve the problem of reliability and stability of the subgrade due to the creation of competitive local insulation material
Key words: thermal regime, foam glass, geotechnol-ogy, roadbed, thermo-physical properties of building materials, insulation
Выбор проектных решений при сооружении транспортных магистралей осложняется в связи с трудными климатическими, геологическими и гидрологическими условиями, характерными для многих районов страны. Прочность и работоспособность грунта, составляющего основание строений и земляное полотно, в значительной степени зависят от таких факторов, как амплитуда и скорость колебаний температуры; количество выпавших осадков; направление, мощность и скорость ветров; мощность снегового покрова; глубина промерзания; солнечная радиация; уровень подземных вод, гидромелиорация, промышленное использование грунтов, особенно вблизи линейных объектов, и др.
[1-3, 7].
Изменение температуры порождает вторичные процессы, происходящие в грунтах: набухание и усадку, морозное пучение и просадку при оттаивании, просадку при замачивании, изменение плотности, прочностных и деформационных характеристик грунта.
Актуальным вопросом для надёжного и устойчивого функционирования земляного полотна, а как следствие — всего транспортного сооружения, является его защита от воздействия сил морозного пучения.
Пучинные деформации могут возникать при одновременном проявлении трёх условий: наличия пучинистых грунтов, их высокой влажности и промерзания. Исключение любого из этих условий устраняет возможность образования пучин.
Выбор противопучинных мероприятий производят на основании инструментальные наблюдений, инженерно-геологического обследования пучинного участка пути [8] и технико-экономического сравнения возможных вариантов. Для ликвидации пучин в зависимости от причин их возникновения в основном проводят следующие мероприятия [6]: вырезка пучинных грунтов, устройство накладных теплоизолирующих подушек при залегании пучинистых грунтов в нижней части зоны сезонного промерзания, укладка теплоизоляционного
покрытия из пенопласта, мелиорация пучи-нистые грунтов.
Наименее трудоемким и дешевым способом является устройство теплоизоляционные покрыггий. Теплоизоляционные покрытия эффективны как на участках с пучинами, так и в местах просадок пути в период оттаивания грунтов.
Специальный материал для теплоизолирующих слоев должен обладать низкой теплопроводностью, незначительной сжимаемостью, однородностью, малой водона-сыщаемостью (не более 10 %), которая не изменяется в течение срока службы. Кроме того, материал должен быть экономичным и технологичным.
Наиболее распространенным материалом для теплоизолирующего слоя является экструдированный пенополистирол. Применение такого материала позволяет грунтам всегда находиться в зоне положительных температур, пучинистый грунт не промерзает и, как следствие, не вызывает пучения. Несмотря на успешный опыгг применения пенополистирола в дорожных конструкциях, отсутствуют сведения о его сроке службы в таких конструкциях в действующем эксплуатационном диапазоне температурных и силовых воздействий, а также отсутствует методика прогнозирования долговечности материала. В местах повышенного динамического воздействия и при неблагоприятные инженерно-геологических условиях технические характеристики пенополистирола не позволяют в полной мере ликвидировать причины деформаций [9].
В настоящее время Забайкальским институтом железнодорожного транспорта изучается вопрос о целесообразности применения пеностекольного щебня или гравия при устройстве теплоизоляционных слоев для регулирования теплового режима земляного полотна автомобильных и железных дорог.
Пеностекло — это высокопористый теплоизоляционный материал с замкнутой ячеистой структурой, представляющей собой застывшую стеклянную пену с размером ячеек 1...5 мм. Пеностекольный
щебены представляет собой куски пеностекла неправилыной формы, полученной из отходов пеностеколыной промышленности или как целевой продукт. Производство пеностекла возможно из утилизированного стеклобоя путем помола и термообработки с добавлением порообразователя или по более прогрессивным технологиям.
Впервые пеностекло получено советским академиком И.И. Китайгородским еще в 30-е гг. XX в. В Советском Союзе до начала 90-х гг. работало четыре завода по производству этого материала, но к настоящему времени из них функционирует толыко один на территории Белоруссии — в Гомеле (ОАО «Гомелыстекло»).
В Германии на территориях, подверженных многочисленным циклам замораживания-оттаивания, в качестве теплоизолирующего слоя в дорожных одеждах уже многие десятилетия применяется насыпное пеностекло. Материал производится преимущественно фирмой Schaumglas-Schotter и представляет собой пеностеклянный ще-бены. Характерный вид продукции и его укладку в процессе строителыства можно увидеты на рис. 1.
Пеностеколыный щебены совмещает в себе функции теплоизоляции и дренирующего материала. Имея низкую гигроскопич-носты, пеностекло не теряет своих свойств в переувлажненной среде [9], не требует дополнителыной защиты от негативного воздействия окружающей среды и нагрузок.
Дополнителыные слои из подобные материалов обеспечивают требуемую по расчету прочносты или морозостойкосты грунтового сооружения, а также предохраняют земляное полотно и основание насыпей от глубокого промерзания, что актуалыно в условиях континенталыного климата.
Аналогичный теплоизоляционный материал исполызуют в дорожном строителы-стве в Норвегии, где климатические условия более суровые, чем в предгорных районах Германии. Там для этих целей применяют материал SINTEF, представляющий собой дробленое пеностекло. Норвежские строители утверждают, что толыко исполызо-вание минералыного насыпного теплоизо-
ляционного материала в дорожной одежде требованиям по качеству и долговечности в позволило построить транснорвежскую суровых климатических условиях [10]. магистраль, отвечающую самым жестким
Рис. 1. Укладка и уплотнение пеностекольного щебня
Однако представленные на рынке пено-стекольные материалы имеют высокую цену в связи с недостатками в технологии его получения. Такими недостатками можно считать использование стеклобоя как исходного сырья в связи с нестабильными объемами поставок и различиями в характеристиках, а также высокие энергозатраты, связанные с переплавкой и вспениванием.
Альтернативной технологией получения пеностекла является использование
в качестве начального сырья составов на основе цеолитового туфа, широко распространенного в Забайкалье, и применение специальных плавней для низкотемпературного вспенивания при температурах ниже 800 °С [4].
Исследования пеностекла, произведенного из цеолита, показали его эффективность в сравнении с другими строительными материалами. Результаты испытаний приведены в табл. 1...5.
Таблица 1
Показатели насыпной плотности по результатам испытании
Насыпная плотность, кг/м3
Газобетонный щебень Пенополистирольный гранулянт Гравий фракционный Пеностекольный щебень
350 15 1516 200
Таблица 2
Показатели прочности на сжатие по результатам испытании
Прочность, КПа
Газобетонный щебень Пенополистирольный гранулянт Гравий фракционный Пеностекольный щебень
537 16 1500 812
Таблица 3
Показатели водопоглощения по результатам испытаний
Водопоглощение, %
Газобетонный щебень Пенополистирольный гранулянт Гравий фракционный Пеностекольный щебень
65 15 8 23
Таблица 4
Показатели морозостойкости по результатам испытаний
Морозостойкость, цикл
Газобетонный щебень Пенополистирольный гранулянт Гравий фракционный Пеностекольный щебень
25 25 50 50
Таблица 5
Показатели коэффициента теплопроводности по результатам испытаний в зависимости от насыпной плотности образцов
Газобетонный щебень Пенополистирольный гранулянт Гравий фракционный Пеностекольный щебень
Насыпная плотность, р, кг/м3 350 15 1500 200
Коэффициент теплопроводности, X, Вт/(м*°С) 0,12 0,05 0,36 0,08
Результаты исследований сорбционной влажности материалов представлены на изотермах сорбции (рис. 2).
0,35
10 20 30 40 50
Продолжительность, сут
-Пенополистирольный гранулянт
- Газобетоный щебень
-Пеностекльный гравий
-Гравий фракционный
Рис. 2. Изотермы сорбции строительных материалов
Результаты исследований отражают преимущества пеностекла перед другими теплоизоляционными строительными материалами и подтверждают возможность его использования в качестве теплоизоляционных слоев для регулирования водно-теплового режима различных сооружений.
Таким образом, пеностекло, полученное из цеолитов, позволяет решить проблему надежности и устойчивости земляного полотна за счет создания местного конкурентоспособного теплоизоляционного материала, а также дополнительных рабочих мест и развития производства в регионе.
Литература_
1. Ашпиз Е.С., Хрусталев Л.Н., Емельянова Л.В., Шашкова К.С. Дорожная насыпь на сильно льдистых грунтах, предотвращающая их сезонное и многолетнее оттаивание: мат-лы VII Междунар. симпозиума «Проблемы инженерного мерзлотоведения». Чита, 2007.
2. Бек-Булатов А.И. Применение Styrodur® С в автодорожном строительстве // Строительные материалы. 2000. № 12. С. 22-23.
3. Касымов А.Е., Касымова Ж.М., Телтаев Б.Б. Обзор и анализ существующих противопу-чинных мероприятий автомобильных дорог Вос-точного-Казахстана: мат-лы 8-й Республиканской науч.-техн. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученных, посвященная 50-летию ВКГТУ им. Д. Серикбаева. «Творчество молодых — инновационному развитию Казахстана». Усть-Каменогорск, 2008.
4. Клочков Я.В. Моделирование температурного режима сооружения при безналедном пропуске воды // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). М.: Горная книга. 2014. № 12. С. 340-344.
5. Коннов В.И., Овешников Ю.М., Линейцев В.Ю. Влияние отработки месторождений на сток малых рек в Забайкалье // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). М., 2000. Т. 2. С. 110-112.
6. Мельников В.П., Русаков Н.Л. Новые инженерные решения для инфраструктурных проектов в условиях криолитозоны / / Научно-популярный журнал «Холодок». 2014. № 2(12). С. 67-76.
7. Непомнящих Е.В. Диагностика состояния железнодорожного пути и его элементов. Чита: За-бИЖТ, 2012. 120 с.
8. Сигачев Н.П., Коновалова Н.А., Непомнящих Е.В. Низкотемпературная вспениваемость химически и механохимически модифицированных цеолитсодержащих пород для получения теплоизоляционных материалов // Вестник ЗабГУ. 2014. № 06 (109). С. 12-20.
9. Технические указания по устранению пучин и просадок железнодорожного пути / МПС России, ЦПИ-24. М.: Транспорт, 1998. 78 с.
10. Ярцев В.П., Иванов Д.В., Андрианов К.А. Прогнозирование долговечности экструзионного пе-нополистирола в дорожных конструкциях // Научный вестник ВГАСУ. Строительство и архитектура. 2010. № 3. С. 99-104.
_References
1. Ashpiz E.S., Khrustalev L.N., Emelyanova L.V., Shashkova K.S. Materialy VII Mezhdunarod-nogo simpoziuma «Problemy inzhenernogo merzloto-vedeniya» (Materials of VII Intern. Symposium «Problems of Permafrost Engineering»). Chita, 2007.
2. Bek-Bulatov A.I. Stroitelnye materialy (Building materials), 2000, no. 12, pp. 22-23.
3. Kasymov A.E., Kasymova Zh.M., Teltaev B.B. Tvorchestvo molodyih — innovatsionnomu razvitiyu Kazahstana» («Creativity of the young - the innovative development of Kazakhstan»): materials of the 8th Republican scientific and engineering. conf. of students, undergraduates, graduate students and young scientists dedicated to the 50th anniversary EKSTU. D. Serikbayev. Ust-Kamenogorsk, 2008.
4. Klotchkov Ya.V. Gorny informatsionno-anal-iticheskiy byulleten (Mining information-analytical bulletin). Moscow: Mining book, 2014, no. 12, pp. 340-344.
5. Konnov V.I., Oveshnikov Yu.M., Lineytsev V.Yu. Gorny informatsionno-analiticheskiy byulleten (Mining information-analytical bulletin). Moscow, 2000, vol. 2, pp. 110-112.
6. Melnikov V.P., Rusakov N.L. Nauchno-pop-ulyarnyiy zhurnal «Holodok» (The popular science magazine «Holodok»), 2014, no. 2 (12), pp. 67-76.
7. Nepomnyashchikh E.V. Diagnostika sostoya-niya zheleznodorozhnogo puti i ego elementov [Diagnosis of the railway track and its components]. Chita: ZabIZhT, 2012. 120 p.
8. Sigachyov N.P., Konovalova N.A., Nepomnyashchikh E.V. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2014, no. 06 (109), pp. 1220.
9. Tehnicheskie ukazaniya po ustraneniyu puchin i prosadok zheleznodorozhnogo puti [Technical guidelines for the elimination of the depths and swells of a railway track]: Russian Ministry of Railways, FIC-24. Moscow: Transport, 1998. 78 p.
10. Yartsev V.P., Ivanov D.V., Andrianov K.A. Nauchny vestnik VGASU. Stroitelstvo i arhitek-tura (Scientific Bulletin of VGASU. Construction and architecture), 2010, no. 3, pp. 99-104.
Коротко об авторах _
Клочков Я.В., аспирант, Забайкальский институт железнодорожного транспорта, г. Чита, Россия [email protected]
Научные интересы: геотехнология, математическое моделирование, термодинамика, механика грунтов, технические науки, геотехнология
Непомнящих Е.В., аспирант, Забайкальский институт железнодорожного транспорта, г. Чита, Россия
Научные интересы: строительные материалы и изделия, теплоснабжение, железнодорожный путь, изыскания и проектирование железных дорог, геотехнология
Линейцев В.Ю., канд. техн. наук, доцент каф. «Строительство железных дорог», Забайкальский институт железнодорожного транспорта, г. Чита, Россия
Linetzev@mail .ги
Научные интересы: динамика, моделирование, технические науки
_Briefly about the authors
Ya. Klochkov, postgraduate, Transbaikal Institute of Railway Transport, Chita, Russia
Scientific interests: geotechnology, mathematical modeling, thermodynamics, soil mechanics, engineering sciences
E. Nepomnyaschikh, postgraduate, Transbaikal Institute of Railway Transport, Chita, Russia
Scientific interests: building materials and products, heating, railway track, railway location, designing, geotechnology
V. Lineytsev, candidate of technical sciences, assistant professor, Transbaikal Institute of Railway Transport, Chita, Russia
Scientific interests: dynamics, modeling, engineering
sciences