ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
THE THEORY AND METHODICS OF TEACHING MATHIMATICS AND NATURAL SCIENCES DISCIPLINES
УДК: 1174.372.857
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ
Балахчина Т.К.
Институт образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской академии образования, Москва
THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF TRADITIONAL CULTURES OF
THE PEOPLES OF THE NORTH, SIBERIA AND FAR EAST IN THE
DEVELOPMENT OF THE ENVIRONMENTAL COMPETENCY OF
SCHOOLCHILDREN
Balakhchina T.
"Institute of Education Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East" of the Russian Academy of Education, Moscow
Выявлена педагогическая ценность традиционной культуры в формировании и развитии экологической культуры учащихся школ. Предложены рекомендации по применению опыта и знаний народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в формировании и развитии экологических компетенций учащихся младших, средних и старших классов.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическая компетенция, экологическая компетентность, экологическая культура, экологические знания, экологическое сознание, экологическая деятельность, школа, традиционная культура, элементы традиционной культуры, малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.
The educational value of traditional culture in the environmental formation and development of schoolchildren has been discovered. Recommendations on the application of the skills and knowledge of minority peoples of the North, Siberia and Far Eastcan be used to form and develop the schoolchildren's environmental competences on different educational stages is suggested in this article.
Key words: environmental education, environmental competence, environmental culture, environmental knowledge, environmental awareness, environmental activity, school, traditional culture, elements of traditional culture, low-numbered peoples of North, Siberia and Far East.
Тувинский государственный университет
Стратегической направленностью современного общего экологического образования является социализация школьников, одним из путей которой является вхождение в мир экологической культуры. Экологическая культура, согласно законодательным документам Российской Федерации и ее субъектов, провозглашается конечной, идеальной целью всех видов и форм экологического образования и просвещения [1]. Под экологической культурой понимается совокупность требований и норм, предъявляемых к экологической деятельности, готовности человека следовать этим нормам, характеризующей особенности сознания, поведения и деятельности людей во взаимодействии с природой, в оптимизации своих отношений с окружающей средой [2]. Экологическая культура состоит из трех элементов [3]:
- экологических знаний, усваиваемых в процессе обучения в рамках непрерывного экологического образования;
- экологического сознания, характеризующегося осознанием личностью неразрывной связи с природой, умением и привычкой действовать так, чтобы, не нарушая связей и круговоротов в природе, содействовать ее улучшению для настоящего и будущего поколений;
- экологической деятельности, являющейся главным элементом и критерием сформированности экологической культуры личности. Это деятельность, направленная на сохранение и улучшение качества окружающей среды.
На современном этапе российского образования основной целью экологического образования является формирование у подрастающего поколения соответствующих экологических компетенций, представляющих собой систему нормативных требований к уровню подготовки учащихся в области решения экологических проблем, то есть сохранения устойчивого воспроизводства жизни [4, с. 25]. Если экологическая компетенция является целью экологического образования, то показателем его качества и личностной характеристики учащихся является экологическая компетентность как системное интегративное качество личности, характеризующее способность решать разного уровня проблемы и задачи, возникающие в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности на основе сформированных ценностей и мотивов, знаний, учебного и жизненного опыта, индивидуальных особенностей, наклонностей, потребностей [5]. Экологическая компетентность определена в общей системе экологического образования в следующей логической последовательности: экологическая грамотность - экологическая образованность - экологическая компетентность - экологическая культура [4, с. 28]. Таким образом, экологическая компетентность является важнейшим условием формирования экологической культуры учащихся. Однако повышение уровня экологического образованности не ведет автоматически к высокой экологической культуре. Даже если человек обладает необходимыми экологическими знаниями, но не владеет ими (экологическая компетентность), то экологическая культура у него не
сформирована [6, с. 5]. Следовательно, экологическая компетентность является важнейшим условием формирования экологической культуры личности. Причем, общеобразовательная школа является лишь одним из социальных институтов, влияющих на формирование экологической культуры (наряду с семьей, средствами массовой информации, менталитетом народа, материальной культурой общества). Поэтому употребление понятия «экологической культуры» как идеальной цели экологического образования на этапе школы, носит больше пожелательный характер, поскольку проверяемость показателей и уровней ее достижения еще не разработаны [1, с. 8].
Одним из условий повышения эффективности экологического образования учащихся школы, на наш взгляд, является применение опыта и знаний традиционных культур. Народы крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока создали уникальную, своеобразную культуру, неразрывно связанную с их естественной средой обитания. В первую очередь, это связано с тем, что традиционная культура отличается от современной более низкими темпами обновления стереотипов; большей «строгостью» отбора инноваций; высокой степенью этноцентричности и обособленности; приоритетом подражания привычным нормам поведения и мышления; почитанием объектов и явлений природы как необходимых условий для выживания человека в неблагоприятных природно-климатических условиях.
В проведенном исследовании рассмотрены пути повышения экологического образования школьников на основе опыта и знаний о природе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. На протяжении многих тысяч лет жизнедеятельность коренных малочисленных народов напрямую зависела от природных явлений и процессов. Это осознание предполагало полное единение человека с природой, без чего как он понимал, невозможно было его существование. Культура человека в условиях крайнего Севера(как и других народов, проживающих в природной среде на протяжении многих тысяч лет) неразрывно связана с экологической культурой народа, которая, согласно мнению специалистов, «... является кристаллическим опытом материальной и духовной адаптации этноса к окружающему миру, включающего традиции и обычаи народной экологии» [7, с. 41]. Таким образом, «экологичность» культуры коренных малочисленных народов является результатом адаптации человека к неблагоприятным с точки зрения проживания природно-климатическим условиям. Данное явление отразилось в элементах народных традиций (табл. 1).
Сопоставление элементов экологической и традиционной культур позволило выявить их содержательную и смысловую взаимосвязь (рис. 1). Построение элементов традиционной культуры по представленной схеме является весьма условным. Тем не менее, данная схема позволяет выявить содержательную и смысловую взаимосвязь экологической и традиционной культур, а также установить сходства ценностных установок традиционных культур (народные знания, восприятие окружающего мира, нравственные
Тувинский государственный университет_
ценности, обычаи, обряды и др.) с элементами экологической культуры (экологические знания, сознание, деятельность).
Таблица 1
Элементы народных традиций [8, с. 22]
Традиции Описание
Традиции семейно-бытовые виды одежды, домашней утвари, орудий труда, пищи; семейные и общественные обряды и обычаи; народные праздники.
Традиции фольклорные былины, сказания и сказки, пословицы и поговорки, легенды и предания, песни, частушки, танцы и пляски, хороводы.
Традиции физического воспитания игры, традиционные упражнения, забавы, виды спорта, игрушки, рыбная ловля и охота.
Традиции трудовых промыслов рыболовный и охотничий промыслы, бисероплетение, роспись по бересте, орнамент.
Традиции нравственные взаимопомощь и взаимовыручка; уважительное отношение к природе; к труду; к старшим; сдержанность и трудолюбие; любовь к родному краю.
и X ье и
а X
X § >
£ Н ра о гп
*
_> о
1 ье и 03 X
Л
и ы О 3 а и
Сн
и о Р о » ¡5 т -С Ь
X = >
о к О
Накопленные знания
Экологическое сознание
Деятельность, направленная на бережное отношение к природе
• знания о явлениях природы;
• знания, основывающиеся на опыте трудовых промыслов (оленеводство, рыболовство, охотничий промысел):
• знания о природе и ее явлениях, отразившиеся в устном народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, сказки и др.)
• осознание неразрывной связи с природой;
• почитание духов, живущих в различных явлениях природы (анимизм):
• воспитание в ребенке любви к животным, почитании традиции, направленных на бережное отношение к природе
• поведение человека, отражающее представление: «от природы можно взять столько, сколько нужно»;
• соблюдение негласных законов и обычаев, не допускающих причинение ущерба природе (не оставлять незатушенным костер, не оставлять останки разделанных животных на местах промысла н др.)
Рис. 1. Сопоставление элементов экологической и традиционной культур
Следовательно, опыт и знания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока может служить важнейшим источником экологических знаний и способствовать повышению эффективности процесса экологического воспитания и образования подрастающего поколения.
В настоящее время пока не выработан единый подход к определению содержания, критериев и способов оценки сформированности экологической компетентности учащихся по уровням образования. В рамках исследования выявлены показатели сформированности экологической компетентности школьников на основе пяти критериев экологической компетентности [4, с. 6263], Федеральных образовательных стандартов общего образования нового поколения и других источников [1, 4, 7, 11, 12].
Потребностно-мотивационный критерий экологической компетентности характеризует устойчивость интереса учащегося к личностно и социально значимой экологической деятельности, готовность и стремление к непрагматическому взаимодействию с природой. У младших школьников формируются и развиваются познавательные, этические, эстетические и натуралистические мотивы, что способствует стремлению учеников начальных классов понять мир природы и людей, определить свое место в окружающем мире. В средних и старших классах развиваются социально-гуманистические, общественно значимые мотивы, а также практические мотивы экологической деятельности.
Когнитивный критерий характеризуется объемом, осознанностью и прочностью усвоения экологических знаний, а также способов мыслительной деятельности, обеспечивающих выявление и решение проблем окружающей среды. На уровнях общего образования экологические знания обеспечивают формирование и развитие экологической грамотности учащихся. Учебный материал усваивается по принципу «от простого к сложному». В начальных классах школы формируются общие представления о человеке в окружающем мире. В средних и старших классах школы в рамках данного критерия складывается научная (экологическая) картина мира, формируются и развиваются элементы экологического мышления.
Эмоционально-волевой критерий характеризует степень мобилизации энергии, воли, эмоциональную настройку на экологическую деятельность. Развитие способностей и соответствующих качеств личности является основой экологической компетентности. В школе крайне важна эмоциональная настройка учащегося на учебный процесс, мобилизация его энергии, настойчивости и воли для решения задач.
Практически-деятельностный критерий выражает практическое освоение различных видов экологической деятельности, наличие опыта участия в разработке и реализации учебных проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды. Ключевым элементом экологической культуры является экологическая деятельность. Поэтому практически-деятельностный критерий, наряду с ценностно-смысловым, является важнейшим критерием экологической компетентности для развития экологической культуры личности.
Тувинский государственный университет
На этапах общего образования происходит трансформация экологической деятельности - переход с побудительного характера экологической деятельности на уровень воспроизведения (начальные классы), далее формирование опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности (средние классы), накопление опыта участия в экологической деятельности, как в учебной, так и в повседневной жизни (старшие классы).
Ценностно-смысловой критерий определяется характером проявления экологических ценностей, смыслов экологической деятельности, их личностной значимостью, местом в ценностно-смысловой системе личности. Данный критерий является ключевым для формирования и развития экологической культуры личности. Это объясняется тем, что эколого-ориентированные ценности составляют основу формирования экологического сознания -важнейшего элемента экологической культуры. В начальных классах у младших школьников формируется шкала ценности, в которой на последующих уровнях образования займут соответствующие места экологические смыслы и ценности. В старших классах происходит становление ценностно-смысловой системы личности. Формируются экологические смыслы и ценности, которые находятся в переходном состоянии в шкале ценностей учащегося.
Возможности опыта и знаний коренных малочисленных народов в системе общего экологического образования предлагается реализовать в виде тематических занятий воспитательной направленности, целью которых явилось бы повышение эффективности процесса формирования и развития экологических компетенций школьников на каждом этапе экологического образования.
На первом этапе предлагается проведение общего знакомства младших школьников с природой крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока - общие сведения о природных процессах и явлениях, наиболее известные обитатели рассматриваемых регионов, некоторые особенности адаптации живых организмов к природным условиям. Далее предлагается знакомство с человеком, проживающим в условиях крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока с применением наглядных форм обучения (иллюстративные материалы, аудиовизуальные средства, знакомство с образцами предметов народного быта, кукол в национальных костюмах и т.д.). Возможно рассмотрение особенностей характера и поведения представителей коренных малочисленных народов в разных жизненных ситуациях (взаимопомощь и взаимовыручка, уважительное отношение к природе, к труду, к старшим, сдержанность и трудолюбие, любовь к родному краю). Предлагается рассмотрение пословиц и поговорок, отражающих нравственные установки народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на сохранение природы и ее объектов с позиции допустимых и недопустимых действий на природе. Народные приметы являются результатом многовековых наблюдений за объектами и явлениями природы. Эти знания человек в условиях крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока использовал в своей повседневной
жизни. Знакомство учеников младших классов с приметами на прогулках и во время экскурсий по природным местам родного края способствовало бы формированию у ребят способностей наблюдения за природными явлениями и объектами, укреплению активности учащихся к познанию окружающего мира. Таким образом, результатом освоения по данному направлению стало бы формирование у младших школьников:
- экологических знаний (расширение общего кругозора, формирование элементарных представлений о природоохранной деятельности человека в условиях крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока),
- экологического сознания (формирование личностных качеств, бережного, уважительного отношения к природе),
- навыков участия в экологически ориентированной деятельности.
Как уже было отмечено, экологическая деятельность является главным элементом и критерием сформированности экологической культуры личности. Начиная с уровня начального общего образования, предложенные темы, наряду с основной программой предмета «Окружающий мир», способствовали бы формированию у учащихся всех элементов экологической культуры.
Второй этап предполагает рассмотрение учениками средних классов особенностей жизнедеятельности коренных малочисленных народов. Предлагается знакомство учащихся с традициями трудовых промыслов (охотничий и рыболовный промыслы, изготовление охотничьих орудий, орудий труда, рукоделие, художественное искусство). При работе в кружках как одной из основных форм внеклассной деятельности предлагается рассмотрение рукоделий (образцов бисероплетения, вышивок) представителей народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Также предлагается рассмотрение способов приспособления человека к климатическим условиям рассматриваемых регионов (жесткое подчинение жизни годовому циклу, соблюдение сезонной деятельности, характер питания, одежда, своеобразное мышление и поведение и т.д.). Для этого можно ознакомить учащихся с видами одежды, домашней утвари, орудий труда с использованием иллюстративных материалов образцов предметов утвари и хозяйственного пользования. Полезно посещение этнографических музеев и выставок. Предлагается продолжение знакомства учащихся с народными приметами на экскурсиях по экологическим тропам, в походах. Представления о семейно-бытовых традициях формировались бы при знакомстве учащихся с семейными и общественными обрядами, обычаями и народными праздниками. Указанные элементы народных традиций отражают отношение человека к природе и имеют важную экологическую ценность. На данных примерах укреплялась бы активность учеников средних классов в их природоохранной деятельности, что обеспечивало бы развитие внутреннего потенциала к реализации экологической деятельности.
Третий этап на уровне среднего полного образования является итоговым, подводящим учеников старших классов к систематизации и расширению экологических знаний. Основной задачей является формирование собственного мнения учащегося обэкологической ситуации района, города, страны. В этом
Тувинский государственный университет
плане большую роль сыграли бы опыт и знания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока как образцы гармоничного взаимодействия человека с природой, что способствовало бы формированию у учеников навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Предлагается проведение занятий в виде дискуссий, обмена мнениями учащихся по заранее подготовленным к занятиям темам, например, «Место традиционной культуры в общемировой культуре человечества», «Роль народных традиций в сохранении окружающей природной среды». Таким образом, продолжающееся изучение традиционных культур направлено на развитие личностных качеств учащихся старших классов, экологического мышления, экологического сознания, а также закрепление самостоятельных исследовательских навыков.
В заключение отметим, что экологическое воспитание с применением опыта и знаний народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на уровне начального общего образования способствовало бы формированию у младших школьников эмоционально-положительного отношения к природе, а также формированию и дальнейшему развитию всех элементов экологической культуры. На последующем этапе общего образования происходило бы углубление знаний и представлений о традиционных культурах. Период старшего школьного возраста характеризуется завершением природоведческого образования на фоне растущей самостоятельности учащихся. Опыт представителей народов Севера, Сибири и Дальнего Востока способствовал бы формированию у старшеклассников этико-экологических представлений и социальных установок, способствовал бы формированию собственного мнения по отношению к экологическим проблемам, вопросам охраны окружающей среды.
Компетентностный подход на современном этапе экологического образования способствует развитию у подрастающего поколения не только умения применять готовые, сформированные в разных образовательных областях, общеучебные умения и предметные знания, но и умения самостоятельно модифицировать их, комбинировать, использовать в разных сочетаниях в процессе учебной деятельности и повседневной жизни. При этом опыт и знания народов Севера, Сибири и Дальнего Востока способствовали бы более эффективному достижению экологических компетенций учащихся на каждом последующем этапе экологического образования.
Библиографический список
1. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) / Под ред. А. Н. Захлебного // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. №2. С. 4-15.
2. Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: очерки истории, теории и практики. М.: Горизонт, 1997. 56 с.
3. Никонорова Е.В. Экология и культура. Уч. пособ. М.: Изд-во РАГС, 1996. С. 84-90.
4. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. М.: МИОО, 2009.
5. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Симонова Л.В. Экологическое образование в базовой школе: метод. пособие / под общ. ред. С.В. Алексеева. СПб: Спец-Лит, 2000. SS с.
6. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?). М.: Наука, 1999. С. 5.
7. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Культурологический подход к современному экологическому образованию // Вестн. Международной академии наук. Русская секция. 2012. № 1. С. 41.
8. Грошева Т.А. Народные традиции как средство формирования коммуникативной компетенции у младших школьников: На примере детей коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2006. С. 22.
9. Вахрушев А.А. и др. Программа курса «Окружающий мир». Эл. ресурс сайта Департамента образования города Москвы. URL: http://coc204.mskobr.ru (дата обращения 24.01.2013).
10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Осн.школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
11. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Мин-во обр. РФ. М. 2004. 266 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под ред. И.А. Сафронова. М.: Просвещение, 2011. 33 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Kontseptsiya obschego ekologicheskogo obrazovaniya v interesakh ustojchivogo razvitiya (2010) / Pod red. A. N. Zakhlebnogo // Ekologicheskoe obrazovanie: do shkoly, v shkole, vne shkoly. 2012. 2. S. 4-15.
2. Glazachev S.N. Ekologicheskaya kultura i obrazovanie: ocherki istorii, teorii i praktiki. M.: Gorizont, 1997. 56 s.
3. Nikonorova E.V. Ekologiya i kultura. Uch. posob. M.: Izd-vo RAGS, 1996. S. 84-90.
4. Ermakov D.S. Formirovanie ekologicheskoj kompetentnosti uchaschikhsya. M.: MIOO, 2009.
180 s.
5. Alekseev S.V., Gruzdeva N.V., Simonova L.V. ekologicheskoe obrazovanie v bazovoj shkole: metod. posobie / Pod obsch. red. S.V. Alekseeva. SPb: Spets-lit, 2000. 88 s.
6. Yasvin V.A. Istoriya i psikhologiya formirovaniya ekologicheskoj kultury (Udobno li siditsya na vershine piramidy?). M.: Nauka, 1999. S. 5.
7. Zakhlebnyj A.N., Dzyatkovskaya E.N. Kulturologicheskij podkhod k sovremennomu ekologicheskomu obrazovaniyu // Vestn. mezhdunarodnoj akademii nauk. Russkaya sektsiya. 2012. № 1. S. 41.
8. Grosheva T.A. Narodnye traditsii kak sredstvo formirovaniya kommunikativnoj kompetentsii u mladshikh shkolnikov: Na primere detej korennykh narodov Severa Khanty-mansijskogo avtonomnogo okruga - Yugry: dis. . kand. ped. nauk. Surgut, 2006. S. 22.
9. Vakhrushev A.A. i dr. Programma kursa "Okruzhayuschij mir". El. resurs sajta Departamenta obrazovaniya goroda Moskvy. URL: http://coc204.mskobr.ru (data obrascheniya 24.01.2013).
10. Primernaya osnovnaya obrazovatelnaya programma obrazovatelnogo uchrezhdeniya. Osn.shkola / [sost. e. s. savinov]. M.: Prosveschenie, 2011. 342 s.
11. Federalnyj komponent gosudarstvennogo standarta obschego obrazovaniya. Chast II. Srednee (polnoe) obschee obrazovanie / Min-vo obr. RF. M. 2004. 2бб s.
12. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart nachalnogo obschego obrazovaniya / Pod red. I.A. Safronova. M.: Prosveschenie, 2011. 33 s.
Бaлaхчинa Тaйрa Кaaдыр-ооловнa - кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории «Непрерывного этнокультурного образования» Федерального государственного научного учреждения «Институт образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» Российской академии образования, г. Москва, E-mail: [email protected]
Тувинский государственный университет
Balakhchina Tayra - Ph.D., Senior Research Associate in the Laboratory "Continuing ethnic and cultural education" of the Federal State Scientific Institution "Institute of Education minorities of the North, Siberia and the Far East" of the Russian Academy of Education, Moscow, E-mail: [email protected]
УДК 51(077) 22.1+74.262.21
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ВЫДЕЛЕНИЯ ПОЛНОГО КВАДРАТА ПРИ РЕШЕНИИ НЕКОТОРЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ШКОЛЕ
Кара-Сал Н.М.
Тувинский государственный университет, Кызыл
THE USING OF THE FULL SQUARE WHILE SOVLING MATHEMATICAL EQUATIONS IN SECONDARY SCHOOL
Kara-Sal N.M.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматриваются возможности использования приема выделения полного квадрата двучлена при решении математических задач в школе.
Ключевые слова: специфический прием, прием выделения полного квадрата, классификация задач.
We have studied the possibilities of using the full square while sovling equations in secondary school.
Key words: specific device, device of calculating the full square, classification of sums.
Согласно ФГОС установлены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностные; метапредметные; предметные. Метапредметные требования включают в себя, в том числе межпредметные понятия и универсальные учебные действия, а предметные - специфические умения для данной предметной области [1].
Как известно, качество знаний обучающихся зависит, прежде всего, от особенностей той познавательной деятельности, в которую эти знания включены. Поэтому учитель в своей работе должен учитывать как общие, так и специфические виды деятельности.
Полноценное усвоение знаний предполагает формирование как общих, так и познавательных действий, которые составляют специфические приемы, характерные для той или иной области знаний. Это означает, что формирование этих приемов возможно только на конкретном предметном материале.