Научная статья на тему 'Применение PDM-систем в процессе управленияпроектами реконструкции технологических установок по производству нефтепродуктов'

Применение PDM-систем в процессе управленияпроектами реконструкции технологических установок по производству нефтепродуктов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ИЗДЕЛИЯ (PLM) / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ ОБ ИЗДЕЛИИ (PDM-СИСТЕМА)

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Иевлева Ксения Владимировна, Плехов Владимир Геннадьевич

Приведены результаты функционального анализа деятельности опытно-исследовательского цеха (ОИЦ) нефтеперерабатывающего предприятия в рамках реконструкции технологических установок по производству нефтепродуктов и обоснования необходимости применения PDM-систем для управления проектами реконструкции, на основе которых стало возможным создание базы данных (БД) ОИЦ и повышение эффективности деятельности подразделения и предприятия в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Иевлева Ксения Владимировна, Плехов Владимир Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение PDM-систем в процессе управленияпроектами реконструкции технологических установок по производству нефтепродуктов»

УДК 004.91

К.В. Иевлева, В.Г. Плехов

Пермский государственный технический университет

ПРИМЕНЕНИЕ РРМ-СИСТЕМ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ РЕКОНСТРУКЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПО ПРОИЗВОДСТВУ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Приведены результаты функционального анализа деятельности опытно-исследовательского цеха (ОИЦ) нефтеперерабатывающего предприятия в рамках реконструкции технологических установок по производству нефтепродуктов и обоснования необходимости применения РБЫ-систем для управления проектами реконструкции, на основе которых стало возможным создание базы данных (БД) ОИЦ и повышение эффективности деятельности подразделения и предприятия в целом.

Реконструкция производственного объекта - один из важных, трудоемких процессов, затрагивающих множество структурных единиц предприятия. Анализ предметной области показывает, что стремительное развитие перерабатывающей промышленности, постоянная модернизация производства, обновление мощностей приводят к тому, что увеличиваются объемы и усложняется процесс реконструкции. Техническая сложность объектов реконструкции, повышение требований к технологии проектирования и качеству строительства, их экономичности, срокам выполнения работ приводят к росту масштабов разрабатываемых проектов. Поэтому очевидна необходимость комплексного подхода к процессам разработки, сопровождения проектной документации, а также к управлению этими процессами.

Для эффективного управления проектами, в том числе и проектами реконструкции, необходимо применение процессного подхода и таких средств управления, как информационные технологии. Современные ИТ-решения позволяют создать на предприятии единое информационное пространство (ЕИП), организовать наиболее эффективным образом взаимодействие участников проекта на всех уровнях иерархии ступеней управления проектами посредством электронного документооборота, сократить сроки выполнения проекта, повысить каче-

ство управленческих и проектных решений. Таким образом, к процессу управления проектом применимы все методы и средства современного эффективного управления на основе ИТ-решений.

Внедрению на предприятии информационных систем должно предшествовать функционально-информационное обследование предприятия с целью определения оптимальности процессов, распределения ресурсов между функциями и т.д. В настоящее время изучен ряд методологий, позволяющих создать функционально-информационное описание и модели бизнес-процессов предприятия. Одна из них - методология ГОЕБО. Функциональная модель предприятия послужит основой для проведения анализа существующих процессов.

Анализ деятельности ОИЦ в рамках проекта реконструкции технологических установок позволил выделить следующие основные процессы: планирование работы ОИЦ; разработка технического решения; проведение тендера; авторский надзор за выполнением работ; проведение опытно-промышленного пробега, а также описать их вербально и с помощью диаграмм ГОЕБО.

Анализ процессов включал в себя следующие стадии:

1) выделение в каждом из процессов этапов;

2) описание процесса «как есть» (входы, выходы, управляющие воздействия, средства выполнения данного этапа или функции);

3) формулирование проблемы на каждом из этапов, если она выявлена;

4) анализ проблемы - описываются факторы, вызвавшие появление проблемы;

5) описание процесса «как должно быть» - предложение определенных решений по устранению проблемы, описание процесса после реинжиниринга, внедрения РБМ-системы, электронного документооборота.

Все процессы представлены в виде ГОЕБО диаграмм. Пример диаграммы процесса планирования работ отдела ОИЦ приведен на рис. 1, разработки технического решения - на рис. 2.

В этих процессах ОИЦ взаимодействует с другими подразделениями предприятия, производством, руководством, а также с фирмами-участниками тендера (либо потенциальными участниками). Взаимодействие осуществляется посредством документов (около 70 % из них составляют бумажные документы) либо устной коммуникации.

Рис. 1. Планирование работ отдела

Рис. 2. Разработка технического решения

Анализ существующего документооборота ОИЦ показал, что вся информация, формируемая в ОИЦ, разрознена и слабо структурирована, хранится в различных файлах на компьютерах пользователей либо в виде бумажных документов в архивах или кабинетах, что затрудняет проводить ее комплексный анализ и приводит к многократному «набиванию» одной и той же информации. Поиск нужного файла или бумажного документа занимает определенное время - от 10 до 60 мин в день для каждого сотрудника.

В результате анализа выявлены недостатки в организации процессов, в основном касающиеся бумажного документооборота, определено их влияние на некоторые критерии эффективности проекта реконструкции. Завершению проекта в установленные сроки и соблюдению требований к качеству результатов мешают такие недостатки бумажного документооборота:

1) дополнительные затраты времени на поиск, копирование, перевод в электронный вид, передачу документации, восстановление поврежденной или утраченной документации;

2) сложный процесс согласования и утверждения;

3) сложность работы над одной задачей группы сотрудников;

4) недостоверность или отсутствие необходимой информации, что приводит к некорректности результатов работ;

5) отсутствие возможности контроля промежуточных результатов выполненных работ со стороны руководства.

Целью предлагаемой разработки является повышение эффективности работы подразделений предприятия и участников проектов, приведение ее в соответствие с современными стандартами качества.

Для достижения этой цели на основе анализа процессов в ОИЦ «как есть» были обозначены следующие проблемы:

- на уровне ОИЦ - проблема получения необходимой информации участниками проекта;

- на уровне предприятия - проблема контроля хода выполнения проекта (мониторинг хода проекта и осуществление корректирующих мероприятий для ликвидации нежелательных последствий) и проблема координации баланса ресурсов и времени в совместном труде участников проекта, его синхронизации.

После выявления недостатков и обозначения проблем были сформулированы задачи работы:

1) предложить пути перевода информации с бумажных носителей в электронный вид;

2) создать единое информационное пространство;

3) разработать проект внедрения РБМ-системы в ОИЦ.

Выдвинута гипотеза: если на предприятии будет внедрена РБМ-

система, то руководители и сотрудники могут принимать оперативные и более качественные решения, что приведет к улучшению качества управления ресурсами и всеми процессами, протекающими на предприятии, в том числе процессом совершенствования технологии производства или реконструкции.

В качестве средства, применяемого для устранения проблем предприятия, координации работы инженерного персонала и являющегося ядром ЕИП на предприятии, предложена автоматизированная система управления разработкой проекта класса PDM (Product Data

_ ^

Management System) ЛОЦМАН:РЬМ .

Программный продукт ЛОЦМАН:РЬМ компании АСКОН выбран в частности по следующим причинам:

1) наличие опыта пилотного внедрения ЛОЦМАН :PLM в ОИЦ;

2) тесное взаимодействие ОИЦ с проектно-конструкторским отделом (ПКО), в котором также применяется продукция компании АСКОН.

Целью внедрения ЛОЦМАН:PLM в ОИЦ является также создание ЕИП ОИЦ и ПКО, что в свою очередь приведет к улучшению качества управления проектами.

Технико-экономическая целесообразность внедрения конкретной системы на предприятии определяет основные преимущества и результаты ее применения для участников проекта (таблица).

Ожидаемая технико-экономическая эффективность

Элемент разработки Ожидаемый эффект от внедрения разработки

Первичный Организационный Экономический

Функциональные схемы процессов, протекающих в ОИЦ в рамках реконструкции Визуализация процессов Рациональная организация процессов, эффективное использование ресурсов процесса Уменьшение потерь, являющихся результатом неэффективного использования ресурсов предприятия

Электронный документооборот на базе ЛОЦМАН:РЬЫ Возможность эффективного использования информационного ресурса Сокращение затрат времени на рутинные операции Снижение затрат на проведение проектов, на содержание архива документов, на закупку мебели для хранения документации. Экономия производственных ресурсов. Повышение качества продукции,конкурентоспособности предприятия

Ведение и сопровождение проектов; четкая структуризация информации; доступ к документации и состоянию проекта сотрудников предприятия и потребителей Повышение эффективности управления структурой проектов

* ЛОЦMАН:PLM. Руководство пользователя I ЗАО «АСКОН», 2004.

Окончание таблицы

Элемент разработки Ожидаемый эффект от внедрения разработки

Первичный Организационный Экономический

Контроль исполнительской дисциплины, планирование сроков разработки документации Повышение эффективности управления процессом разработки проектов

Сохранность, непротиворечивость и исключение дублирования данных Повышение качества управления предприятием

Уменьшение времени на согласование между этапами проектирования; сокращение количества возвратов решений для коррекции; параллельное выполнение работ; снижение затрат времени на поиск актуальной информации Сокращение сроков разработки проектов

Защита от не-санкционированного доступа к информации Обеспечение защиты и сохранности данных

Внедрение РБМ-системы выгодно различным категориям работников предприятия:

- у руководителей разного уровня увеличивается количество времени на творческую работу, повышается качество управления, так как упрощается получение разного рода аналитической и отчетной информации. РБМ обеспечивает получение объективной информации о реальном состоянии работ и загруженности каждого сотрудника в любой момент времени и по любому разделу проекта;

- у рядовых сотрудников упрощается поиск информации и ее обработка, существенно снижаются временные затраты на рутинные операции. Благодаря этому у сотрудников больше времени остается на творческую работу;

- у контролирующих и смежных служб (бухгалтерия, плановый отдел и др.) появляется возможность использования информации из РБМ-системы для решения повседневных задач.

Для всех сотрудников достигается положительный социальный эффект, так как уменьшаются затраты времени на выполнение рутинных работ, появляется возможность заниматься творческим трудом, что повышает его привлекательность. Повышается производительность труда, увеличивается количество и улучшается качество НИР, следовательно, и количество внедряемых разработок, что не может не отразиться на эффективности функционирования предприятия.

Несмотря на положительный эффект от применения РБМ-системы, следует отметить некоторые недостатки применения данной системы:

- увеличивается доля времени использования ПЭВМ сотрудником в рабочей смене, что требует дополнительных мероприятий по охране труда;

- сокращается объем межличностного общения между сотрудниками в процессе трудовой деятельности (отрицательный социальный аспект).

Проанализировав систему управления инженерными данными и жизненным циклом изделия ЛОЦМАН:РЬМ и ее возможности, можно сделать вывод, что система пригодна для организации электронного документооборота и управления проектами реконструкции производственных объектов на нефтеперерабатывающем предприятии.

При конфигурировании (настройке) системы ЛОЦМАН:РЬМ для эксплуатации в целях управления техническим документооборотом ОИЦ были учтены особенности организации рабочего процесса на предприятии. В ходе системного анализа этапов создания документации, обращающейся в ОИЦ в процессе реконструкции объектов, определен набор метаданных, необходимых для оптимального функционирования системы: атрибутов, типов связей и состояний и т.д., которые необходимо ввести в систему.

Описаны процессы создания с помощью средств и инструментов ЛОЦМАН отдельной БД и занесения в нее документации. БД включает в себя следующие разделы: документация цеха, документация по отделам; информация по установкам (рис. 3). Назначение базы данных состоит в занесении, корректировке и хранении документации подразделения.

Рис. 3. Фрагмент БД ОИЦ

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что применение ЛОЦМАН:РЬМ на предприятиях нефтеперерабатывающей отрасли в целях повышения эффективности управления проектами реконструкции технологических установок целесообразно.

Получено 17.06.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.