Вестник магистратуры. 2017. № 1-2(64).
ISSN 2223-4047
УДК 625.7
А.Б. Асылбеков
ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВ ТЕОРИИ НАКАПЛИВАНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ К РАСЧЕТУ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ НА УСТАЛОСТНОЕ РАЗРУШЕНИЕ
Выполнен анализ способов учета повторного характера приложения транспортных нагрузок в критериях прочности асфальтобетона на усталостное разрушение. Произведена модификация классических теорий прочности вводом поврежденности в уравнения предельного равновесия.
Ключевые слова: дорожная конструкция, покрытие, поврежден-ность.
Нормативный документ по проектированию дорожных одежд [1] в качестве критерия прочности асфальтобетона на растяжение при изгибе использует критерий наибольших нормальных напряжений, который называют первой теорией прочности. В этом критерии усталость учитывают вводом множителя к прочности на растяжение от изгиба в виде функции числа расчетных нагрузок N изменяющейся от 1 при N=1 и до нуля при Такой подход соответствует теории усталости, он позволяет вычислить предельное число нагрузок, которое может выдержать этот материал до разрушения. Такая задача решалась во многих работах, выполненных в РФ и за рубежом. В работах Ю.В. Рябкова [2] и А.А. Сартакова [3] рассмотрен нормативный критерий, регламентированный документом [1], решением этого критерия относительно числа нагрузок получена формула для расчета их предельного числа которая имеет вид
nр =
R • a • кг • (i -vR-1)
• Knp
(1)
В формулах П.С. Пелла [4] и Ф.Н. Фина [5] предельное число нагрузок связано с деформаций растяжения. Эти формулы имеют вид
^ = К ■ (]/вг У2; N = К • (1Я У2 ■ ЕКз, (2)
где ег -деформация растяжения; Е - модуль упругости; К, К2 и Кз - параметры.
Из анализа формулы (1) следует, что она вытекает из первой теории прочности, а зависимость два выведена из гипотезы Мариотта, которую называют второй теорией прочности или критерием наибольших относительных деформаций. Таким образом, в основе расчетов предельного числа нагрузок, которое может выдержать асфальтобетон лежит критерий прочности.
Вторым способом учета усталостных явлений является использование в критериях прочности мер теории накапливания повреждений, которыми являются поврежденность Ю.Н. Работнова или сплошность Л.М. Качанова. В работах [6-8] показано, что ввод таких мер в критерий прочности и условие пластичности можно выполнить, используя принцип эквивалентности напряжений в поврежденном и сплошном теле.
При модификации классических теорий прочности будем полагать, что к каждой из них применим коэффициент к, учитывающий снижение прочности от воздействия погодно-климатических факторов. Тогда уравнение предельного состояния первой теории прочности примет вид
ог д ■к-(1 "Уд • 0 , (3)
1-ю
где ог -растягивающее напряжение в слое, МПа; Я0 - прочность материала слоя на растяжение при изгибе, МПа; Кпр - требуемый коэффициент прочности; к - тоже, но от воздействия погодно-климатических факторов; уя - коэффициент вариации прочности; / - коэффициент нормированного отклонения.
После ввода поврежденности ю уравнения предельного состояния второй, третьей и четвертой теорий прочности соответственно принимают вид
С] -ц-(а2 +аз)_ До ■к^д • *) (4)
1 -ю Кпр '
© Асылбеков А.Б., 2017.
т
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2017. № 1-2(64)
где cti, ст2 и стз - главные напряжения, МПа.
~аз R ■k •(! -v r • t)
(5)
1 - O 2)2 + (о 2 - а 3)2 + (о 3 - Ol)2 _ rr" R0 • k •(l-v r • t)
1 Кпр
, = R •k •(1 -v R •'). (6)
1 -ю Knp
Расчет поврежденности ю выполняется применением интегральных уравнений наследственных теорий. Способ описан в работах [7, 9-11] и состоит в интегрировании функций увеличения поврежденности [7, 10] или уменьшения модуля упругости асфальтобетона от числа нагрузок.
В результате получают логарифмический или степенной закон роста поврежденности при воздействии повторных нагрузок. Особенностью этих функциональных зависимостей является наличие параметров материала. Эти параметры автор настоящей публикации попытается определить экспериментально в своей магистерской диссертации. Актуальность выбранной тематики подтверждается внедрениями в практику проектирования дорожных конструкций новых нормативных документов. Так в СТО [12] содержится модифицированный критерий Мора, который включает поврежденность, являющуюся функцией числа нагрузок. Модифицированные уравнения предельного состояния третьей и четвертой теорий прочности, предложенные автором в виде критериев (5) и (6) позволяют рассчитывать асфальтобетонные покрытия по сопротивлению сдвигу. Актуальность такого расчета подчеркивается в работе [13].
Библиографический список
I.ОДН 218.046-01. Проектирование нежестких дорожных одежд. М.: ГСДХ Минтранса России, 2001. 146 с.
2.Рябков Ю. В. Расчет межремонтных сроков возобновления дорожных одежд методом холодного ре-сайклинга // Вестник магистратуры. 2016. № 5-2 (56). С. 34-36.
3.Сартаков А.А. Расчет срока службы асфальтогранулобетонных оснований дорожных одежд, восстановленных методом холодного ресайклинга // Высшая школа. 2016. № 9. С. 124-126.
4.Pell P.S. Pavement Materials // Proc., Sixth International Conference on The Structural Design of Asphalt Pavements. Vol. 2 Ann Arbor, Michigan, July 1987. P. 36-70.
5.Fin, F., Saraf, C., Kulkarni, R., Nair, K., Smith, W., Abdullah, A. The uses of distress prediction subsystems for the design of pavement structures. // Proc., 4th Int. Conf. on Structural Design of Asphalt Pavements, International Society for Asphalt Pavements (ISAP), Lexington, 1977. P. 3-38.
6. Александрова Н.П., Александров А.С., Чусов В.В. Модификация критериев прочности и условий пластичности при расчетах дорожных одежд // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.
2015. № 1 (41). С. 47 - 54.
7.Aleksandrova N.P., Chysow V.V. The usage of integral equations hereditary theories for calculating changes of measures of the theory of damage when exposed to repeated loads // Инженерно-строительный журнал. 2016. № 2 (62). С. 69-82.
8. Чусов В.В. Применение теории накапливания повреждений в условиях пластичности асфальтобетона для расчета дорожных покрытий по сопротивлению сдвигу // Молодой ученый. 2016. № 6 (110). С. 221-227.
9. Чусов В.В., Александрова Н.П. Два способа расчета мер теории накапливания повреждений // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее: материалы II международной научно-практической конференции. Омск, СибАДИ, 2016. С. 271-275.
10. Александрова Н.П., Кузин Н.В., Чусов В.В. Моделирование уменьшения сплошности и накапливания повреждений асфальтобетоном при помощи интегральных уравнений наследственных теорий // Научный альманах.
2016. № 7-1 (21). С. 356-359.
II. Александрова Н.П., Кузин Н.В., Чусов В.В.Применение принципа эквивалентности деформаций к задаче расчета мер теории поврежденности в условии пластичности асфальтобетона // Научный альманах. 2016. № 7-1 (21). С. 352-356.
12. Александров А.С., Александрова Н.П., Долгих Г.В. Расчет дорожных одежд нежесткого типа дорог газовых промыслов Ямало-Ненецкого автономного округа. СТО Урегнойдорстрой 2.25.01-2014 (издание официальное). Омск: СибАДИ, 2014. 54 с.
13. Александрова Н.П., Чусов В.В. Особенности расчета асфальтобетонных покрытий по сопротивлению сдвигу с учетом накапливания повреждений // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2016. № 3 (49). С. 42-50.
АСЫЛБЕКОВ АЗАМАТ БЕЙБИТБЕКОВИЧ - магистрант кафедры «Строительство и эксплуатация дорог», Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, Россия.