А.С. // Научно-исследовательский журнал «Обозреватель». - 2022. - №5-6. -С.5-13.
5.Стратегический национальный приоритет СНП №2 «Оборона страны» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/news/snp-no2-oborona-strany?ysclid=lqclugxrd365163641
© Удманцев Г.В., 2024
УДК 34
Удманцев Г.В.
Студент 2 курса магистратуры ИГСУ, РАНХиГС, г. Москва Научный руководитель: Ботнев В.К.
Заведущий кафедрой государственного и муниципального управления Факультета государственного и муниципального управления
ИГСУ РАНХиГС, Доктор юридических наук, доцент
ПРИМЕНЕНИЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНОЙ
Аннотация
Управление национальной обороной представляет собой важный элемент государственного развития, тесным образом связанный с обеспечением национальной безопасности государства. Для успешного развития процесса управления национальной обороны, его совершенствования в условиях цифровой трансформации, необходим анализ исторического опыта управления, а также оценка управления национальной обороной и безопасностью в других странах. Изучение опыта различных государств с учетом исторических особенностей, в контексте реальной ситуации, позволит достичь положительных результатов в части улучшения и совершенствования управления национальной обороной. Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть зарубежный опыт управления национальной обороной и оценить возможности его применения в российской практике. Результат исследования - оценка необходимости (или отрицание необходимости), использования зарубежного опыта управления национальной обороной и оценка возможности его применения для России.
Ключевые слова:
национальная оборона, национальная безопасность, управление национальной обороной,
процесс управления, стратегия управления.
APPLYING THE EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES FOR THE DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE RUSSIAN NATIONAL DEFENSE MANAGEMENT SYSTEM
Annotation
National defense management is an important element of State development, closely related to ensuring the national security of the State. For the successful development of the national defense management process, its improvement in the context of digital transformation, it is necessary to analyze the historical management experience, as well as assess the management of national defense and security in other countries. Studying the
experience of various states, taking into account historical features, in the context of the real situation, will allow us to achieve positive results in terms of improving and improving the management of national defense. The purpose of the study is to review the foreign experience of national defense management and assess the possibilities of its application in Russian practice. The result of the study is an assessment of the need (or denial of the need), the use of foreign experience in national defense management and an assessment of the possibility of its application for.
Keywords:
national defense, national security, national defense management, management process,
management strategy.
Представим обзор и анализ особенностей развития национальной обороны в отдельных странах и оценим возможность применения их опыта в отечественной практике.
Крайне интересен опыт Китая в части организации национальной обороны и реализации подходов к ее управлению.
В Китае новый этап развития национальной обороны начался в период пандемии, которая в этой стране отличалась достаточно жестким развитием и распространением заболевания. Для того, чтобы обеспечить национальную безопасность государства, в стране к модернизации вооруженных сил подошли с комплексной позиции: была сформирована экономическая, стратегическая, цифровая составляющая национальной обороны [3].
Наиболее сильным инструментом управления национальной обороной в Китае является серьезный подход к стратегическому управлению. Так, в КНР действует стратегия, которая направлена на «великое омоложение китайской нации к 2049 году». Суть стратегии сводится к тому, чтобы соответствовать глобальному влиянию США (или превзойти их), пересмотреть международный порядок таким образом, чтобы он был более выгодным для Китая. При этом, стратегия направлена не только на реализацию защитных мер, но и на обеспечение наступательных действий, в том числе осуществляемых в космическом пространстве, в киберпространстве, на реальных территориях [2].
Развитие управления национальной обороной КНР происходит на фоне следующих глобальных подходов.
1.Экономическая политика- всем известное качество продукции, изготовленной в Китае, которое поддерживается современными стандартами качества. Данный аспект затрагивает все виды экономической деятельности государства.
2.Приоритетным направлением КНР является достижение высоких результатов экономического развития, ключевой принцип которого - переход к двойному обращению. Под двойным обращением, при этом, понимается ускорение внутреннего потребления, осуществление перехода к производству более высокого уровня, достижение высокого уровня развития высокотехнологичных производств, их встраивание в глобальные цепочки поставок, акцент на взаимоусиливающие иностранные инвестиции [2].
Для реализации целей в сфере управления национальной обороной, в КНР действуют следующие стратегии:
1) стратегия развития военно-гражданского слияния - стратегия призвана содействовать реализации такой цели как интеграция всех аспектов национальной безопасности для целей дальнейшего развития государства;
2) оборонная политика и военная стратегия, которая основана на концепции «активной обороны» - направлена на то, чтобы обеспечить не только оборонительные позиции, но и усилить возможность наступательных действий и операций [2].
Таким образом, управление национальной обороной Китая, безусловно отличается существенными
положительными параметрами, среди которых назовем высокий уровень организации управления, централизацию управления, наличие эффективного (четкого и конструктивного) управленческого инструментария. Вместе с тем, нельзя говорить о том, что стратегии управления КНР идеальны и актуальны для российской действительности. Для дальнейшего улучшения управления национальной обороной в нашей стране могут быть взяты отдельные элементы и направления, однако использовать полностью китайский подход представляется нецелесообразным, не соответствующим особенностям отечественной системы военного управления.
Отдельный интерес представляет процесс управления национальной обороной в США. Управление национальной обороной осуществляет Министерство обороны США, в некоторых источниках называемый Департамент обороны США. Этот орган власти представляет собой государственную структуру, министерство в составе правительства США. Задача данного органа власти заключается в том, чтобы координировать и контролировать все органы и функции, которые имеют непосредственное отношение к национальной обороне и национальной безопасности.
Министерство обороны США подчиняется непосредственно Президенту, а в состав министерства входят три военных отдела, а также четыре разведывательных службы. Интересным является тот факт, что Министерство обороны США является крупнейшим в мире работодателем, поскольку численность работников, военнослужащих превышает 1 млн. человек.
Основополагающим документом управления национальной обороной в США является Стратегия национальной безопасности, провозглашенная Дж. Байденом в 2021г. В марте 2021г. был опубликован документ «Временное стратегическое руководство по национальной безопасности», который, согласно указу Президента, должен быть увязан со всеми стратегическими документами в сфере обороны.
При этом, важно подчеркнуть, что в этом стратегическом документе прописывается важность и особенности противостояния между США и Китаем, что определяет настоящие аспекты внешнеэкономической политики. Примечательным является текст документа, в котором жестко критикуется России, и характеризуется как авторитарное государство. В стратегии отмечается, что России стремится к достижению глобального влияния, и прописаны меры, направленные на предотвращение его возможностей и последствий.
В настоящее время в продолжении реализации направлений Стратегии национальной обороны, в США ведется активное наращивание военного потенциала. Для этих целей правительство спонсирует производство военной техники (наземной и подводной), активно развивает технологии нового поколения для производства и управления военной техникой. Управление национальной обороной, и военная политика США - политика агрессора, опыт которого не может быть применен и использован для российской практики [1, с.26-27].
Однако, опыт США может стать важным в части реализации стратегии национальной обороны, ее активного внедрения по всем органам управления. Стратегия национальной обороны США представляет собой не отдельный документ, а комплексный план и мероприятия по его реализации, который постепенно исполняется на различных уровнях управления. Такой подход является достаточно эффективным, и в части реализации стратегии национальной обороны и национальной безопасности может быть рассмотрен для применения в отечественной практике управления национальной обороной.
Таким образом, уточним, что особенности управления национальной обороной зарубежных стран, важны для формирования собственных подходов к управлению. Однако, не следует забывать, что в России процесс управления национальной обороной отличается уникальностью и определенными подходами, которые отражают историко-политические аспекты развития страны. В этой связи мы можем говорить о возможности анализа зарубежного опыта и адаптации некоторых параметров к российской практике, однако, совершенствование национальной обороной в нашей стране должно проходить
исключительно в оригинальном направлении, соответствующем историческим особенностям и современной государственной политике. Список использованной литературы:
1.Карпович О.Г. Основные приоритеты стратегии национальной обороны США / О.Г. Карпович, Р.Н. Шангараев // Научно-аналитический журнал «Обозреватель». - 2021. - №11. -С.26-36.
2.Ларина Е. Оборона и безопасность Китая XXI века: взгляд Пентагона [Электронный ресурс] / Е. Ларина, В. Овчинский // Режим доступа: https://zavtra.ru/blogs/oborona_i_bezopasnost_ kitaya_xxi_veka_vzglyad_ pentagona?ysclid=lth3di50ce581327311
З.Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации // URL: https://mil.ru/
© Удманцев Г.В., 2024
УДК 34
Филимонов Д.А.
магистрант,
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Российский университет транспорта», г. Москва, Россия Научный руководитель: Шиян В.И., к.ю.н., доцент, профессор кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и правоохранительная деятельность» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Российский университет транспорта», г. Москва, Россия
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА В СУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Аннотация
Статья рассматривает вопрос о полномочиях прокурора в судебном производстве. Автор анализирует основные функции и обязанности прокурора при участии в судебном процессе, его права и возможности влиять на результат дела. Особое внимание уделяется роли прокурора в защите законности, обеспечении прав и интересов государства, а также контроле за соблюдением процессуальных норм. Автор раскрывает понятие полномочия прокурора в судебном производстве, которые закреплены в статье 37 УПК РФ. В статье раскрывается правовая характеристика должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве, а также процесс наделения прокурора соответствующими полномочиями установленными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2023) в рамках судебного производства. Особое внимание уделено роли прокурора в защите законности и общественного порядка, а также его влиянию на проведение справедливого и беспристрастного судебного процесса.
Ключевые слова:
прокурор, судебное производство, полномочия, функции, обязанности, права,
интересы государства, контроль.