УДК 657.004
ПРИМЕНЕНИЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Федоров Олег Иванович,
Курский филиал Финуниверситета,
Данная статья посвящена вопросам применения облачных технологий в процессе преподавания бухгалтерского учета, в частности, проведения практических занятий с использованием программ 1С:Предприятие, размещенных в облачном сервере.
Ключевые слова: облачные технологии, образовательный процесс, бухгалтерский учет, 1С: Предприятие.
Одним из направлений развития системы образования сегодня можно назвать процесс компьютеризации и информатизации, что предусматривает применение в образовательном процессе современных информационных технологий, оснащение организаций сферы образования электронно-вычислительной техникой и сетью Интернет. Внедрение информационных технологий сформировали научно-техническую базу, способствующую появлению новых форм и методов обучения, что в свою очередь повышает эффективность образовательного процесса.
Основой информационных систем, которые обеспечивают деятельность виртуального пространства образовательного учреждения, являются различные методы и подходы. В данной статье, будут рассмотрены возможности использования облачных технологий, которые, на наш взгляд, относятся к перспективным направлениям инновационного обучения.
Облачные вычисления - это модель обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных) [1, с.68].
Возникновение и активное применение облачных технологий стали возможны благодаря совершенствованию аппаратного обеспечения, а именно, увеличению мощности процессоров, объемов жестких дисков, развитию многоядерной архитектуры.
Облачные технологии имеют ряд преимуществ, по сравнению с традиционными: доступность, высокая технологичность, мобильность, экономичность, что позволяет применять их в различных отраслях науки и техники, в том числе и в образовании.
Образовательные облачные сервисы могут использоваться как в дистанционном обучении, так и в традиционных формах образования. Появляются возможности создания виртуальных лабораторий в Интернет-среде, проведения вебинаров и интернет-конференций. Примером использования облачных технологий в образовательных учреждениях являются личные кабинеты студентов, электронные журналы, интерактивная приемная, а так
же информационные базы, где студент может получить необходимую информацию.
Применение облачных технологий позволяют повысить эффективность обучения, решая задачи, представленные на рисунке 1.
увеличение учебного времени без внесения изменений в учебный планы
обеспечение гибкости управления учебным процессом
повышения мотивации учащихся к обучению
качественное изменение контроля за деятельностью учащихся
Рисунок 1 - Направления повышения эффективности учебного процесса
Особую роль облачные технологии играют в преподавании отдельных дисциплин, в частности, бухгалтерского учета. Применение инновационного обучения в преподавании бухгалтерского учета во многом связано с появлением автоматизированных информационных технологий. В среде бухгалтерского учета облачные технологии возникли, в первую очередь, в виде программ «клиент-банк», сдачи бухгалтерской отчетности. Затем появились бухгалтерские программы, на базе которых были созданы образовательные ресурсы, позволяющие активно применять облачные технологии, например, в ходе практических занятий.
Фирмой «1С» разработан сервис «1С:Предприятие 8 для учебных заведений через интернет» [2], который позволяет студентам и преподавателям работать с программами 1С:Предприятие с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. В сервисе размещены программы:
- «1С:БЯР Управление предприятием 2.1» - инновационное направление в построении комплексных информационных систем связанных с совершенствованием процесса управления деятельностью многопрофильных предприятий крупного и среднего бизнеса;
- «1С: Управление торговлей 8» - информационная система по организации учета и повышению эффективности деятельности торговой организации;
- «1С:Бухгалтерия 8» - программа, позволяющая автоматизировать бухгалтерский и налоговый виды учета как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей;
- «1С: Управление небольшой фирмой 8» - информационная система, способствующая организации учета, анализа, контроля и планирования в малом бизнесе;
- «1С:Зарплата и управление персоналом 8», программа по решению задач, связанных с кадровым учетом, расчетом оплаты труда персонала и составлением отчетности, включающей информацию о доходах работников и начисленных страховых взносах.
При работе с облачной версией одной из выбранных программ преподавателю отводится роль абонента с достаточно широким кругом возможностей:
- создание информационных баз студентов (индивидуальных областей пользователя) (рисунок 2);
- регистрация пользователей абонента (студентов образовательной организации);
- определение прав доступа пользователей к их областям (рисунок 3).
Даннье абонента
Прилэжения абонента-
©Добавить & Аналюработы пользонтегей сервиса Ж \ С^ Найти,.. I О | Е Запустить Еще т Показать удаленные
Приложения Состояние
а Бухгалтерия 3.0 (учебная) ФедяеЕа Н Используется
= Бухгалтерия 3.0 (учебная) Хаустов И Используется
= Бухгалтерия З.ОАкоенова МА Используется
а Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 (такси) Казюлькина Н Используется
в Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 (такси) Федяева Н Используется
а Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 (такси) Хаусто в И Используется
= Бухгалтерия предприятия, редашия 3.0 Стрижено к В Используется
= Зарплата и управление персоналом Случаева Е Используется
Зарплата и управление персоналом Казюлькина Н Используется
Пользе ватеги абонента
©Дрба вить ¡^ К 0> Найти... I О
- Аксенова Мария Андреевна
= Казюлькина Наталья в Случае ва Елена в Стрижено к Валерия
Рисунок 2 - Создание информационных баз студентов
Используя функции личного кабинета, преподаватель может создавать различные конфигурации баз данных, создавать и удалять пользователей. При этом, базы данных хранятся на облачном сервере "1С". Фирма "1С" берет на себя обязательства по обновлению, а так же хранению программного комплекса.
хникуи (код абонента: 197} " Стрижнок Валерии **
| Пане ль дей ствий (Alt-»-3) |
Настройка доступа к приложениям
Сохранить изменения
Припохение ПраЕО
Зарпгата и управление персоналом, Аксенова М.А.
Бухгалтерии 3.0 Аксенова МА
Зарплата и управление персоналом, редакция 3.0
Бухгалтерия 3.0 (каркасная) 2
Бухгалтерия 3.0 (уче бная) Стризвено к Е Запуски администрирование
Бухгалтерия 3.0 (учебная)
Зарплата и управление персоналом СлучаеЕа Е
Бухгалтерия 3.0 (каркасная) DEC
Зарплата и управление персоналом Хаустов И
Бухгалтерия 3.0 (каркасная)
Зарплата и управление персоналом Казюльшна Н
Бухгалтерия 3.0 (учебная) Хаустов И
Бухгалтерия предприятии, редакции 3.0 Стрижено к В Запуски администрирование
Бухгалтерия 3.0 (учебная) Каэолькина Н
Бухгалтерия предприятии, редакции 3.0(такси) ФеднеЕа Н
Бухгалтерия 3.0 (учебная) Начальная
Бухгалтерия предприятии, редакции З.С ¡такси) Хаустов И
Зарплата и управление персоналом ФеднеЕа Н
Бухгалтерия предприятии, редакции 3.0(такси) Каэолькина Н
Зарплата и упраЕление персоналом Стрихенок В Запуски администрирование
Рисунок 3 - Определение прав доступа студентов
к информационным областям
Таким образом, студенту становятся доступны те приложения, которые были определены преподавателем.
Принцип работы с сервисом близок к процедуре работы с электронной почтой или посещением веб-сайтов. Студенту необходимо открыть любой поддерживаемый браузер, указать адрес сайта, определенный логин и пароль и приступить к работе.
В целом применение облачных технологий имеет ряд преимуществ как для самого образовательного учреждения, его преподавателей, так и для студентов. Учебное заведение имеет возможность сократить затраты в связи со снижением потребности в вычислительных мощностях и ресурсах для хранения программ и информационных баз студентов; сокращением загрузки обслуживающего персонала за счет уменьшения операций по сопровождению прикладных систем. Образовательное учреждение получает возможность использования в учебном процессе последних версий популярных программ по автоматизации бухгалтерского учета. Преподаватель повышает свои контрольные функции за счет постоянного доступа (в том числе удаленного) к базе студентов; возможности подключения к имеющимся студенческим базам, без необходимости прекращения их работы. Имеется возможность организовать контроль активности работы студентов в соответствующих программах в течение всего курса обучения. Студент может работать со свой персональной информационной базой в аудитории,
дома, в транспорте, прерывать и возобновлять работу в удобное для него время.
Список литературы
1. Дуккарт А.Н., Саенко Д.С., Слепцова Е.А. Облачные технологии в образовании // Открытое образование. - 2014. - № 3. - С. 68-70.
2. Сервис «1С: Предприятие 8 для учебных заведений через интернет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.1cfresh.com.
3. Хоружников С.Э., Зудилова Т.В., Осипов Н.А., Прыгун В.В. Использование облачных технологий в учебном процессе // Приборостроение. -2012. - Т.55 №12. - С. 70-73.
APPLICATION OF CLOUD TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF ACCOUNTING
Fedorov Oleg,
Ph. D., associate Professor of the Department "Economics and Finance"
Kursk branch of the financial University,
Abstract. This article focuses on the application of cloud technologies in the teaching process of accounting, in particular, practical training with the use of programs 1C:Enterprise, hosted in a cloud server.
Keywords: cloud technologies, educational process, accounting, 1C:Enterprise.