УДК Б18.2/.3:Б18.4-084:159.99
ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ И ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К РОДАМ
Т.С. Качалина, Е.В. Лохина,
ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»
Лохина Елена Владимировна - e-mail: [email protected]
На современном этапе психопрофилактическая подготовка беременных к родам получает новое развитие. Нами предложено использование программы медико-психологической подготовки беременных к родам с использованием психофизиологических упражнений из направления Образовательной кинесиологии «Гимнастика мозга», которые способствуют снятию стресса, восстановлению целостности работы мозга. «Гимнастика мозга» широко используется в образовании, способствует решению различных проблем развития и обучения у детей. В последние годы она находит применение и в медицинской практике. Данная методика была адаптирована нами для работы с беременными и впервые использована в программе подготовки беременных к родам.
Ключевые слова: психопрофилактическая подготовка беременных к родам, Образовательная кинесиология, «Гимнастика мозга», психофизиологические упражнения.
Psychopreventive preparation pregnant to labor gets the new development on modern stage. We are offered use the program physician-psychological preparation pregnant to labor with use psychophysiology exercises from direction Educational Kinesiology «Brain Gym», which promote removing the stress, reconstruction to wholeness of the functioning the brain. «Brain Gym» is widely used in education, contributes to the solution of various problems of development and education of the children. In recent years, this method finds application in medical practice. We adapted this methods for work with pregnant and is for the first time used in program of preparation pregnant to labor.
Key words: Psychopreventive preparation pregnant to labor, Educational Kinesiology, «Brain Gym», psychophysiology exercises.
Введение
Психопрофилактическая подготовка к родам впервые как система сформировалась у нас в стране в 50-е годы XX века российскими учеными И.З. Вельвовским, К.И. Платоновым, А.П. Николаевым. В 1949 году И.З. Вельвовский, используя результаты исследований И.П. Павлова об условно-рефлекторном компоненте в формировании боли, разработал метод предупреждения боли в родах. Авторы утверждают, что обезболивание при нормальных родах должно достигаться не торможением
коры, а ее активированием, мобилизацией корковой активности, усилением ее регулирующей, координирующей функций. Ведущим звеном предложенной психопрофилактической системы является предупреждение и устранение причин, вызывающих такие нарушения физиологического равновесия высших отделов нервной системы, при которых возникает боль. Приобретенные знания позволят предупредить возникновение чрезмерных ориентировочных реакций во время родов и связанных с ними тревоги, страха, паники. Авторы метода считают необходимым
стремиться к воспитанию у женщины целеустремленной активности в родах, к выведению коры из тормозного состояния. Только при этих условиях можно надлежащим образом руководить поведением женщины в родах [1, 2].
По И.З. Вельвовскому, система психопрофилактического обезболивания родов предусматривает комплекс мер и приемов, направленных на достижение следующих целей:
1. максимальное предупреждение нарушений физиологического течения беременности, ранняя диагностика и своевременная их коррекция;
2. максимальное избавление женщины от ложных тревог и страхов и связанных с ними отрицательных эмоций;
3. осведомление, обучение и воспитание, чтобы инстинктивно протекающий родовой акт стал понятным и осознанным в его главнейших физиологических закономерностях;
4. обучение мерам, способствующим физиологическому родоразрешению и воспитание активно-разумного поведения женщины в родах и в стационаре;
5. влияние на окружение беременной в духе опровержения укоренившихся представлений о неизбежности страданий в родах [2].
В 60-70-е гг. XX века метод психопрофилактической подготовки к родам получает дальнейшее развитие и усовершенствование и представляет собой сочетание психопрофилактики с комплексом физических упражнений и применением физиотерапевтических средств (световоздушные ванны, УФ-облучение, аэроионизация, гидротерапия). Этот метод получил название физиопрофилак-тической подготовки (ФПП) беременных к родам и решает следующие задачи:
1. создание у каждой беременной женщины благоприятного эмоционального фона, уверенности в благополучном течении и исходе беременности и родов;
2. развитие и укрепление чувства материнства;
3. совершенствование физического развития беременной, закаливание ее организма и укрепление здоровья;
4. выработка у беременных двигательных навыков и волевых качеств, необходимых для родов;
5. обучение активному участию рожениц в акте родов при управлении родовым процессом.
Комплексная физиопрофилактическая подготовка повышает тонус организма беременной женщины, улучшает течение родового акта, ускоряет продолжительность родов, повышает эффект обезболивания в родах и оказывает на рожениц выраженный дисциплинирующий эффект [3, 4, 5].
На современном этапе психопрофилактическая подготовка беременных к родам получила новый виток развития. Объединение усилий различных специалистов привело к возникновению новой области - перинатальной психологии и медицины. Перинатальная психология призвана дать научное обоснование и разработать технологию биологической, психологической и социальной дородовой охраны матери и ребёнка, что является основой первичной профилактики психических и/или психосоматических расстройств и заболеваний [6].
Психопрофилактическая подготовка беременных к родам, на взгляд ряда исследователей, на современном этапе [7] должна осуществляться по трём программам:
образовательной, воспитательной и оздоровительной. Образовательная программа имеет целью информировать женщину о физиологических механизмах деторождения, особенностях питания, режима, выполнения правил гигиены во время беременности, родов и послеродового периода, правилах ухода за ребенком, принципах грудного вскармливания.
Воспитательная программа предусматривает формирование чувства материнства. Важно, чтобы новая ценность «ребенок» заняла устойчивое место в системе ценностей женщины - тогда в родах женщина будет вести себя в соответствии с нуждами ребенка, думать о нем, четко выполняя все рекомендации [8, 9].
Психотерапевтические методы позволяют уменьшить невротические проявления, сориентировать на адекватную реакцию в ответ на стрессовые раздражители, подготовить тело и психику к будущим родам. Н.П. Коваленко отмечает, что важным для успеха психопрофилактической подготовки к родам является снятие отрицательных эмоций, особенно страха боли, боязни родов, так как страх боли резко повышает порог болевой чувствительности и возбудимость нервной системы женщины, в результате чего возникают условные рефлексы, мешающие нормальному течению родов [8].
Оздоровительная программа предусматривает оценку здоровья, прогнозирование акушерских осложнений и собственно оздоровительные мероприятия. С этой целью возможно проведение занятий по оздоровительной гимнастике с выполнением специальных дыхательных и мышечно-релаксирующих упражнений [7].
Цель работы: познакомить читателей с методикой «Гимнастика мозга», одного из направлений образовательной кинестологии. Данная методика была адаптирована нами для работы с беременными и впервые использована в программе подготовки беременных к родам.
Материалы и методы
Принимая во внимание систему психопрофилактического обезболивания родов И.З. Вельвовского, новые достижения в области акушерства, психологии, перинатальной психологии, нами разработана программа медико-психологического сопровождения беременности и подготовки к родам «Счастливое материнство». Программа объединяет методы психопрофилактической подготовки беременных к родам, направленные на создание у каждой беременной женщины благоприятного эмоционального фона и уверенности в благополучном течении беременности и родов, облегчающие процесс адаптации женщины к её новому состоянию с психофизиологическими упражнениями методики «Гимнастика мозга», которые в свою очередь способствуют снятию стресса, восстановлению целостности работы мозга, повышению эффективности его деятельности.
Занятия проводятся в ГБУЗ НО «Женская консультация № 20 ГЦ ПЛАСИР» г. Нижнего Новгорода. Предлагаемая программа занятий предусматривает работу с беременными 1-й и 2-й половины беременности. Психофизиологические упражнения, входящие в комплекс подготовки, предназначены для улучшения психического и эмоционального состояния, снятия внутренних психических напряжений, для освобождения от стрессов. Поэтому их
можно применять для психопрофилактики и улучшения эмоционального состояния у беременных, для улучшения их самочувствия.
Упражнения взяты из образовательной кинесиологии -направления в психологии, разработанного американскими нейрофизиологами и психологами, в котором развитие ребенка и взрослого человека рассматривается через естественные физические движения. В основе методики лежат современные знания о строении и функционировании головного мозга, о связи движений тела и работы мозга. Это учение о движении тела, о законах работы тела, их связи с функционированием мозга, о естественной мудрости системы «тело-интеллект», ведущей к гармонизации [10, 11, 12].
Образовательная кинесиология включает два направления - «Гимнастика мозга» и «Оздоравливающие прикосновения». На работу по методикам имеются международные сертификаты.
Кинезиология - это уникальный метод, позволяющий быстро и эффективно избавить организм от последствий пережитого стресса, негативных последствий проблем взаимоотношений, снять трудности в обучении. Принцип восточной медицины - «лечить больного, а не болезнь» -является базовым в кинезиологии. Как настоящая холистическая, т. е. целостная, духовная и гуманистическая система, направленная на оздоровление человека и личности, а не на лечение конкретных болезней, кинезиология пытается на практике связать физические аспекты здоровья, являющиеся предметом медицины, с психическими, эмоциональными, моральными и духовными аспектами равновесного существования личности. В ряду психотерапевтических методик ее можно отнести к разделу «телесноориентированной психотерапии» [13].
Основная цель Образовательной кинезиологии -вооружить человека знаниями о своем восприятии, своих ощущениях, в том числе и ощущениях положения собственного тела в пространстве. Кинезиология отражает связь движения тела с функциями мозга. За внешней простотой и детскостью предлагаемых движений стоит глубокая нейрофизиологическая работа тела. С помощью специально организованных и очень простых упражнений мозг и тело человека приводятся в сбалансированное состояние, устанавливается гармоничная связь между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом, что дает возможность человеку эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями, чувствовать свое тело, правильно реализовывать свои мысли, контролировать эмоции.
Метод «Гимнастика мозга» (Brain Gym) представляет собой начальную ступень образовательной кинезиологии. Основателями образовательной кинезиологии считаются американские педагоги - доктор наук, профессор Калифорнийского университета Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Ими была создана программа «Гимнастика мозга», позволяющая использовать естественные физические движения тела для активизации природных механизмов мозга [12, 14].
В этом методе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и
левым полушариями, а затем между другими частями мозга. Перекрестные движения вынуждают правое и левое полушарие мозга работать одновременно. Когда они функционируют вместе, то взаимодействие между ними, осуществляемое через мозолистое тело, улучшается. Самой природой человек задуман как существо гармоничное. Гармония основана на трех началах: мышление (интеллект), эмоции (чувства) и тело. В идеале между ними должны быть прочные связи, и каждый элемент системы должен вносить свой равноценный вклад в решение любой проблемы. Вместе с тем, болезни, стрессы и недостаточное понимание важности взаимодействия всех этих трех начал приводят к проблемам различного рода.
«Гимнастика мозга» - это метод психотерапии, который удачно совмещает аналитическую работу мозга с физическим воздействием на тело, что дает психологическое и физическое освобождение, обращает человека к своему глубинному «Я», формируя, таким образом, понимание мира и создавая основу для развития новых интеллектуальных возможностей и личностного роста. Это целостный подход к человеку, объединяющий работу тела и мозга, эмоций, чувств и мыслей. Снимается уже накопившийся жизненный стресс, и человек начинает чувствовать себя раскрепощенным, свободным и способным на многое [11, 15].
«Гимнастика мозга» - это система быстрых, увлекательных, расслабляющих или, наоборот, повышающих энергию тела физических упражнений, которые поддерживают и развивают нейрофизиологические связи между телом и мозгом, способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, дают человеку возможность активизировать те участки мозга, которые раньше не были задействованы в познании [6, 10, 11]. Упражнения эти довольно просты, не требуют много времени и сил для выполнения, тогда как эффективность упражнений очень высока. Это подтверждают отечественные исследования и большой опыт американских коллег [10, 15, 16, 17, 18, 19].
Каждое из упражнений «Гимнастики мозга» направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым. Упражнения «Гимнастики мозга» направлены также на развитие различных систем координации движений и психофизических функций [11].
Упражнения собраны в 4 группы.
Первая группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела (образованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики. Ведущий механизм «единства мысли и движения», лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.
Вторая группа - это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают естественное состояние и длину, они посылают сиг-
нал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе.
Третья группа представляет собой упражнения, энерге-тизирующие тело или, иными словами, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического» функционирования тела.
Четвертая группа упражнений - это позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, ибо влияют на эмоциональную и лимбическую системы мозга, взаимодействующие с центрами восприятия собственного «Я» личности. Они стабилизируют нервные процессы организма, снимают стресс, способствуя спокойному, успешному учению [10, 11].
Основным требованием методики «Гимнастика мозга» является точность выполнения специальных движений и приемов. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Упражнения могут применяться как в виде целостного комплекса, так и по отдельности, а также в любых сочетаниях друг с другом по усмотрению инструктора, а дома по желанию и выбору самой беременной. Противопоказаний для выполнения этих упражнений по состоянию здоровья и течению беременности практически нет. Результативность занятий зависит от систематичности работы.
Программа упражнений «Гимнастика мозга» используется отечественными специалистами в психологопедагогической практике на протяжении последних 15 лет [11, 16]. Метод показал хорошие результаты для развития координации движений, интеллекта, снижения гиперактивности, агрессии, чрезмерного эмоционального возбуждения, при работе с аутизмом, он способствует решению различных проблем школьной дезадаптации [16]. В последние годы методика «Гимнастика мозга» находит применение в медицине, в частности, в неврологии [20]. Мы полагаем, что «Гимнастика мозга» может быть полезна всем беременным, так как основы здоровья закладываются во внутриутробном периоде. Кроме того, учитывая состояние ЦНС во время родов, значительный уровень физического и эмоционального напряжения, важен вопрос о наиболее эффективных способах обучения женщин приёмам, позволяющим легче справиться с нагрузками и болевыми ощущениями в период родовой деятельности. Требуется формирование у женщины ещё в период беременности механизмов поддержания высокой психофизиологической устойчивости и способности продуктивно действовать в условиях стрессовых нагрузок (таковым является для роженицы процесс родов).
Результаты исследования
Собственные клинические наблюдения позволили сделать заключение о благоприятном влиянии программы медико-психологического сопровождения беременности и подготовки к родам с использованием психофизиологических упражнений «Гимнастика мозга» на психоэмоциональное состояние беременной: происходит норма-
лизация уровня тревожности и формирование оптимального типа психологического компонента гестационной доминанты.
Программа дородового медико-психологического сопровождения беременных с использованием психофизиологических упражнений благоприятно влияет на течение процесса гестации: беременность в 2 раза реже осложняется угрозой прерывания, гестозом в 6,5 раз. У беременных, проходивших медико-психологическую подготовку к родам по предложенной программе, реже выявляются нарушения по УЗИ (структурные изменения плаценты, нарушения МПК). Различные осложнения беременности реже требуют госпитализации [21,22].
Дородовое медико-психологическое сопровождение беременных с использованием психофизиологических упражнений благоприятно влияет на течение родового процесса: уменьшается общая продолжительность родов, в основном за счет укорочения первого периода, в родах отсутствует слабость родовой деятельности, несвоевременное излитие околоплодных вод встречается реже и не требует медикаментозного вмешательства. Значительно уменьшается кровопотеря в родах, реже используется оперативное родоразрешение (кесарево сечение).
Использование психофизиологических упражнений в подготовке беременных к родам оказывает положительное влияние на состояние новорожденного, улучшает течение послеродового периода у женщины, сокращает сроки пребывания родильниц в родильном доме [23].
Программа дородового медико-психологического сопровождения беременных с включением психофизиологических упражнений наиболее эффективна при использовании с ранних сроков беременности.
Заключение
Таким образом, психофизиологические упражнения методики «Гимнастика мозга» следует включать в программу медико-психологической подготовки беременных к родам. Рекомендуется применение психофизиологических упражнений методики «Гимнастика мозга» с ранних сроков гестации и особенно беременным с повышенным уровнем тревожности. Данная методика может использоваться в родовспомогательных учреждениях любого уровня (женские консультации, родильные дома, перинатальные центры), как на групповых занятиях, так и самостоятельно самой женщиной дома.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. СПб.: СОТИС, 2001. 320 с.
2. Вельвовский И.З. Система психопрофилактического обезболивания родов. М.: Медгиз, 1963. 308 с.
3. Абрамченко В.В. Физиопрофилактическая подготовка беременных к родам. СПб. 1992. 213 с.
4. Знаменская С.И. Физические упражнения как средство коррекции эмоциональных состояний беременных женщин. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2007. № 1 (23). С. 44-47.
5. Лазарева Н.И. Оптимизация метода психофизиопрофилактической подготовки беременных к родам. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Смоленск. 2006. 30 с.
6. Брехман Г.И. Перинатальная психология. Вестник Российской ассоциации акушеров и гинекологов. 1998. № 4. С. 49-52.
7. Васильева В.В. Психопрофилактическое сопровождение беременных женщин в системе акушерского мониторинга. Сб. науч. трудов по материалам II международной конференции / под ред. И.В. Добрякова. СПб. 2003. С. 43-45.
8. Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология: Теория, методология, опыт. Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. 350 с.
9. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 240 с.
10. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по образовательной кинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: пер. с англ. М.: Восхождение, 1998. 85 с.
11. Масгутова С.К., Гончарова С.М. Образовательная кинезиология. М.: Восхождение, 1998. 83 с.
12. Dennison P., Dennison G. Edu-K For Kids. Edu-Kinesthetics. 1987. 362 р.
13. Сазонов В.Ф. Кинезиология, снимающая стресс (Введение в психоориентированную кинезиологию). Рязань: РГПУ, 2010. 58 с.
14. Dennison P., Dennison G. Brain Gym Handbook. Ventura, CA: Edu-Kinesthetics, 2nd ed. 1989. 85 p.
15. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой: пер. с англ. М.: Восхождение, 1999. 86 с.
16. Липатова Т.В. Гимнастика мозга, или Образовательная кинезиология. Практическое пособие. Омск. 2008. 48 с.
17. Cammisa K.M. Educational Kinesiology with learning disabled children: an efficacy study. Percept Mot Skills. 1994. Vol. 78 (1). P. 105-106.
18. Mc Omish C.E., Gingrich J.A. Stress and the baby brain. Biol. Psychiatry. 2Q11. Vol. 7Q (11). P. 1QQ6-1QQ7.
19. Posadzki P., Parekh S., O' Driscol M.L., Mucha D. Qi Gong's relationship to educational kinesiology: A qualitative approach. J Bodyw Ther. 2Q1Q. Vol. 14 (1). P. 73-79.
20. Кудрявцева Г.Ю. Комплекс упражнений для улучшения внимания, памяти и равновесия при хронической ишемии головного мозга: Aвтореф. дисс. ... канд. мед. наук. Томск. 2005. 23 с.
21. Лохина Е.В. Влияние медико-психологической подготовки к родам по программе «Счастливое материнство» на психоэмоциональное состояние женщины в период беременности. Медицинский альманах. 2Q13. № 2. С. 199- 2Q2.
22. Лохина Е.В. Влияние уровня личностной тревожности и медикопсихологической подготовки беременных к родам по программе «Счастливое материнство» на течение беременности. Aктуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. 2Q13. № Б. С. 3б7-371.
23. Лохина Е.В., Качалина Т.С. Влияние медико-психологической подготов-
ки к родам по программе «Счастливое материнство» на течение родов. «Современная медицина: тенденции развития»: материалы международной заочной научно-практической конференции. 11 марта 2Q13 г. Новосибирск: Изд. С^К, 2Q13. С. б-13. ГНИ