Научная статья на тему 'Применение новых инновационных технологий в образовательном процессе Кировской ГМА'

Применение новых инновационных технологий в образовательном процессе Кировской ГМА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЯЖИ / МАНЕКЕНЫ / ИМИТАТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зайков Александр Александрович

В статье освещаются вопросы применения новых инновационных технологий в образовательном процессе Кировской государственной медицин-ской академии на базе центра манипуляционных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение новых инновационных технологий в образовательном процессе Кировской ГМА»

УДК 387.1

А.А. Зайков

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КИРОВСКОЙ ГМА

A.A. Zaikov

APPLICATION OF NEW INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF KIROV STATE MEDICAL ACADEMY

ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава

В статье освещаются вопросы применения новых инновационных технологий в образовательном процессе Кировской государственной медицинской академии на базе центра манипуляционных навыков.

Ключевые слова: инновации, образование, муляжи, манекены, имитаторы.

This article is devoted to application of new innovative technologies in educational process of Kirov State Medical Academy on the basis of the Centre of Manipulation Skills.

Key words: innovations, education, dummies, mannequins, simulators.

Современный врач, будь то терапевт, хирург, педиатр или стоматолог -должен быть профессионалом, уверенно ориентирующимся в многообразии клинической информации, мгновенно принимающим грамотные решения и владеющий высокоточными практическими умениями и навыками.

Вопрос «Как овладеть мастерством врача, не причинив вреда больному?»

- занимает едва ли не ключевое место в системе медицинского образования. В то время как для получения теоретических знаний в распоряжении студентов имеются книги, статью, лекции, видеоматериалы, получение опыта принятия экстренных клинических решений, а также овладение практическими навыками

- задача трудно достижимая, а главное, сопряженная с риском для пациентов.

Для частичного решения данной проблемы в 2008 году на базе кафедры анатомии человека с курсом оперативной хирургии и клинической анатомии Кировской государственной медицинской академии был создан центр манипуляционных навыков (ЦМН).

Часть кафедр академии активно включились в инновационный образовательный процесс на базе ЦМН (курс оперативной хирургии и клинической анатомии, кафедра общей хирургии, кафедра анестезиологии и реанимации ИПО с курсом скорой медицинской помощи, кафедра семейной медицины ИПО, кафедра акушерства и гинекологии ИПО, курс оториноларингологии ИПО, кафедра микробиологии с вирусологией и иммунологией). Но многие кафедры не проявили должной заинтересованности в работе на базе ЦМН.

На базе центра были сконцентрированы имеющиеся на кафедрах академии манекены, тренажеры и имитаторы, а также была закуплена новая более современная продукция международной компании 3B Scientific, являющейся мировым лидером в производстве медицинских учебных пособий.

В центре манипуляционных навыков Кировской ГМА в распоряжении студентов, ординаторов и курсантов института последипломного образования имеются три (3) специализированных манипуляционных учебных комнаты по хирургии, акушерству и гинекологии, терапии и педиатрии.

В манипуляционной учебной комнате по хирургии в распоряжении обучающихся имеются как простые тренажеры для отработки практических навыков наложения швов и вязания узлов, внутримышечных, внутривенных инъекций, так и более специализированные тренажеры: клинического

обследования груди, простаты, люмбальных пункций, канюляции центральных вен и венозного доступа, дренирования плевральной полости, клинических навыков катетеризации и ухода за свищами, лапароскопических оперативных вмешательств, для трахеостомии и освоения сердечно-легочной реанимации.

В манипуляционной по акушерству и гинекологии имеются тренажеры обследования шейки матки, имитаторы родов, имитатор наложения швов после рассечения промежности, тренажер для практики гинекологических процедур.

В манипуляционной учебной комнате по терапии и педиатрии имеются тренажеры для реанимации взрослого человека и ребенка с компьютерным обеспечением. Данные манекены позволяют программировать 15 видов нарушения сердечного ритма, 9 видов дыхательных шумов, производить виртуальное «лечение», включая дефибриляцию.

Обучение студентов, интернов, ординаторов и курсантов ИПО на манекенах, тренажерах и имитаторах, имеющихся на базе ЦМН, дает следующие преимущества:

• реалистичное обучение без риска для пациента;

• длительность учебного процесса не ограничена;

• количество повторов не ограничено;

• нет зависимости от работы клиники;

• отработка редких видов вмешательств;

• без первичного стресса;

• объективная оценка действий курсанта;

• возможность тестирования, сертификации, экзаменов.

Работа центра манипуляционных навыков в течение двух лет получила положительные отклики как со стороны студентов, так и практических врачей.

Обучающиеся, освоившие практические навыки при помощи имитаторов, манекенов, тренажеров и виртуальных симуляторов, значительно быстрее и увереннее переходят к настоящим исследованиям и вмешательствам, а их дальнейшие реальные результаты становятся более профессиональными. Это снижает потенциальный риск для пациентов и повышает качество медицинской помощи.

В ближайшее время необходимо запланировать решение вопроса о приобретении для ЦМН современных виртуальных симуляторов.

Единственным эффективным и безопасным способом отработки практических умений являются виртуальные технологии. Смоделированные на компьютере ситуации активно реагируют на действия обучающихся и

полностью имитируют физиологический ответ пациента на действия врача, воспроизводят адекватную реакцию тканей на манипуляции. Обучающиеся, освоившие практические навыки при помощи виртуальных тренажеров, значительно быстрее и увереннее переходят к настоящим вмешательствам, их дальнейшие реальные результаты становятся более профессиональными. Кроме того, компьютерное моделирование, основанное на объективных данных реального пациента (МРТ, КТ, УЗИ и т.п.) позволяет заранее спрогнозировать и даже отработать предстоящее исследование или операцию, что снижает потенциальный риск и повышает качество медицинской помощи.

В настоящее время учебные центры, использующие виртуальные симуляторы и манекены, имеются только в пяти городах России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новокузнецк, Ханты-Мансийск) и только в двух учебных заведениях (РУДН - Москва, СПбГМУ - Санкт-Петербург).

Современные виртуальные симуляторы имеются по следующим разделам медицины: лапароскопия, эндоскопия, артроскопия, глазная хирургия,

ангиография, неонатология, педиатрия, анестезиология, реанимация, акушерство и гинекология, медицина катастроф.

Считаю, что Кировская ГМА должна быть одной из ведущих в освоении и применении в обучении современных виртуальных симуляторов и тренажеров, а кафедры должны более активно включать в расписания занятия на базе ЦМН.

Сведения об авторе:

Зайков Александр Александрович - кандидат медицинских наук, доцент, кафедры анатомии человека с курсом оперативной хирургии и клинической анатомии, заведующий центром манипуляционных навыков ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.