Научная статья на тему 'Применение новых информационных технологий при изучении жизни и деятельности Д. И. Менделеева'

Применение новых информационных технологий при изучении жизни и деятельности Д. И. Менделеева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семичастнова И. Ю., Иваненко О. И., Рыбкина Т. И.

Формирование познавательного интереса учащихся имеет принципиальное значение дли осознанного усвоения курса химии. Применение новых информационно коммуникативных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Электронная презентация является эффективным средством обучения и положительно влияет на учебный процесс, увеличивая интерес к предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of a schoolboy will be more intensive and have a good result if he is included in activity corresponding to zone of his nearest evolution. Last time more attention ispaid lo differential teaching of olifferent levels, which allows to create good conditions for every schoolboy in the prosess of mastering of knowledges and application in practice.

Текст научной работы на тему «Применение новых информационных технологий при изучении жизни и деятельности Д. И. Менделеева»

С Я 6 X И в химии и химической технологии. Том XXIII. 2009. № 6 (99)

УДК 378.147

И. 10. Семичастнова, О. И. Иваненко, Т. И. Рыбкина

Новомоскозский институт Российского химико - технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

Evolution of a schoolboy will be more intensive and have a good resuit if he ¡s included in activity corresponding to zone of his nearest évolution. Lasl time more attention ispaid to differ-ential teaching of différent levels, which aliows to create good conditions for everv schoolboy in the prosess of mastering of tmowledges and application in practice.

Формирование познавательного интереса учащихся имеет принципиальное значение для осознанного усвоения курса химии. Применение новых информационно - коммуникативных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Электронная презентация является эффективным средством обучения и положительно влияет на учебный процесс, увеличивая интерес к предмету.

В обучении химии на каждом уроке используется не одно, а несколько разных средств обучения, которые взаимно дополняют друг друга, способствуя формированию у учащихся возможно более объективных и четких представлений об изучаемом предмете или явлении, Использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени, чем любые другие технические средства, предоставляемые в распоряжение учителя. Прежде всего, компьютер значительно расширяет доступ к источникам информации, которой преподаватель пользуется при подготовке к занятиям. Введение информационных технологий в учебный процесс существенно меняет и в конечном результате повышает эффективность преподавания. В настоящее время информационные технологии широко используются в учебном процессе.

Для активизации познавательного интереса и познавательной деятельности, учащихся целесообразно использовать электронное средство обучения, такое как электронная презентация.

Электронную презентацию можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску — как технические средства, позволяющие показать презентацию в классе. Электронную презентацию можно отнести и к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия — самостоятельные средства обучения, а презентация — вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений.

Компьютерные презентации - эффективный метод представления и изучения любого учебного материала. При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной я ассоциативной памяти.

Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает ее особенно привлекательной при изучении сложных тем, если необходимо пока-

CUSIO в химии и химической технологии. Том XXII!. 2009. № 6 (99)

зать модели (молекулы, строение атома, строение кристаллических решеток). процессы (механизмы реакций, ход реакций, растворение веществ, явление гибридизации и т.д.).

Существенная роль в воспитании патриотизма всегда принадлежала школе. Поэтому так важно изучать жизнедеятельность великих ученых химиков. В помощь учителям, существует много публикаций, посвященных Д.И. Менделееву, разработок для уроков, чтобы сделать обучение более увлекательным и эффективным.

Было проведено исследование, связанное о интересом установить, как школьники 8 класса средней общеобразовательной школы, относятся к изучению жизнедеятельности великих ученых химиков, хотели бы они, что бы. при изучении этой темы применялась электронная презентация.

Полученные результаты исследования были исследованы и обработаны. Результаты анализа предварительного анкетирования показали, что знания учащихся о жизнедеятельности Менделеева Д.И. развиты недостаточно, а применение электронной презентации желательно было бы познавательно и интересно.

Одновременно ставилась задача по разработке методических рекомендаций для использования электронной презентации в школьном курсе химии на примере разработки отдельной презентации «Д.И. Менделеев — патриот, ученый, педагог» и проведение внеклассного мероприятия по изучению темы «Д.И. Менделеев — патриот, ученый, педагог» с использованием электронной презентации.

Для выявления результатов эксперимента, по окончанию проведения внеклассного мероприятия по изучению темы «Д.И. Менделеев — патриот, ученый, педагог» с использованием электронной презентации, провели анализ заключительного анкетирования.

В результате исследования получено, что применение электронной презентации в процессе обучении химии является достаточно эффективным. Об этом свидетельствуют следующие данные, полученные при обработке анкет, (рис. 1-2).

Затрудняюсь ответить

Рис. I. Результаты предварительного анкетирования учащихся.

На вопрос: «Хотели бы Вы более углублено изучать жизнедеятельность великих ученых химиков?» На начальном этапе 20% опрошенных за-

4

О Л 6 £ И в химии и химической технологии. Том XXIII. 2009. № 6 (99)

трудившись ответить, 44% ответили - да, а 36% - нет. После проведения эксперимента число учащихся затруднившихся ответить на вопрос снизилось до 0%, а число опрошенных, которые хотели бы изучать, более углублено жизнедеятельность великих ученых химиков увеличилось до.68%, что свидетельствует о том, что учащимся понравилось изучать эту с использованием электронной презентации. \

мтрудняюсь ответить -

Рис. 2. Результаты заключительного анкетирования учащихся.

В целом можно отметить, что проведение эксперимента вызвало интерес у учащихся к изучению темы «Жизнедеятельность великих ученых химиков» с использованием электронной презентации.

По сравнительному анализу итогов анкетирования, можно сделать следующие выводы: после проведения внеклассного мероприятия с использованием электронной презентации увеличилось количество учащихся, отдавших предпочтение использованию электронной презентации на уроках химии. У учащихся увеличился интерес к предмету, презентация способствовала повышению уровня знаний учащихся.

Учащиеся желают принимать более активное участие в создании электронной презентации и более частое ее применение не только на уроках химии, но и на других занятиях в школе. Это можно объяснить тем, что при использовании электронной презентации у учеников развиваются коммуникативные способности, интерес к новым информационным технологиям, увлеченность, индивидуальная активность, творчество, они активно сотрудничают, обмениваются собственным мнением.

Таким образом, можно считать, использование электронной презентации является эффективным средством обучения при изучении химии.

Библиографические ссылки

1. Леташкова Е. В. Использование информационных технологий на уроках химии. // Изд. дом «Первое сентября», 2008. № 14. 50 с.

2. Чернобыльская Г.М, Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

S ß S itU в химии и химической технологии. Том XXIII. 2009. № 6 (99)

336 с.

3. Середа А. В. Компьютерные презентации на уроках химии. [Электронный ресурс]; // URL: http://ito.edu.rU/2006/Rostov/II/2/lI-2-Jl.htmL (Дата обращения 01.03.2009).:

4. Платонова Т.Н. Об использовании электронной презентации на уроке. /У Химия в школе, 2007. №>9. 80 с.

5. Абоян Л.Б. Использование новых информационных технологий на уроках химии//Изд дом «Первое сентября», 2008. № 20. 50 с.

УДК 371.31:574

А. С. Васина, Д. С. Ермаков

Новомосковский' институт Российского химико-технологического университета им. Д.М. Менделеева. Новомосковск, Россия

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЕТИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Profile éducation is оле of the basic directions of the Russian éducation modernisation. Il) the report preconditions of designing of a municipal network of profile éducation of chemistry are considered.

Профильное обучение - одно из основных направлений модернизации российского образования. В докладе рассмотрены предпосылки проектирования муниципальной сети профильного обучения химии.

Модель сетевой организации профильного обучения может строиться в двух основных вариантах.

1) Объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг ведущего, которое обладает достаточной материально-технической базой, кадровым потенциалом и выполняет роль «ресурсного центра». Каждая школа, входящая в «сеть», обеспечивает изучение в полном объеме базовых общеобразовательных предметов, часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы) исходя из своих возможностей, а остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр». В этом случае «химические» школы, располагающие достаточной учебно-методической и материально-технической базой, имеют возможность расширить сферу своей деятельности за счет привлечения для профильного обучения учащихся их соседних общеобразовательных учреждений.

2) Кооперация школ с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования, с привлечением иных образовательных ресурсов (дистанционные курсы, заочные школы и др.). Такой вариант востребует, в первую очередь, богатый образовательный потенциал учреждений профессионального образования (химические фа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.