_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
УДК 7.092
К.Г. Терзи
к.п.н.,доцент
Московская государственная академия физической культуры
п. Малаховка, Российская Федерация
ПРИМЕНЕНИЕ НЕРАВНОМЕРНОГО ХВАТА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА В ФАЗЕ ВСТАВАНИЯ ИЗ ПОДСЕДА В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЫВКА ТЯЖЕЛОАТЛЕТАМИ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Аннотация
Часто встречаемая ошибка в технике выполнения рывковых упражнений в сед, разворот атлета по оси позвоночника при вставании, появляется из-за не одинаковой длинны верхних конечностей. Однако использование неравномерного хвата позволяет устранить данную техническую ошибку полностью, что подтверждает проведенный эксперимент.
Ключевые слова
Исправление разворота тяжелоатлета в фазе вставания из подседа в ходе выполнения рывка.
Исправление технической ошибки (разворот) с помощью неравномерного хвата.
Неравномерный хват, как средство исправления разворота при выполнении рывка.
Техника выполнения тяжелоатлетических упражнений давно сложилась. Однако даже на соревнованиях высокого уровня часто встречаются тяжелоатлеты выполняющие соревновательные упражнения с ошибками. Одной из часто встречаемых ошибок при выполнении рывка с максимальными и околомаксимальными весами среди атлетов групп совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, является разворот спортсмена по оси позвоночника. До момента полного выпрямления ног, атлета может развернуть на 90° от предыдущего положения фиксации снаряда в седе. Эта ошибка не только вынуждает атлета затрачивать большое количество энергии расходуемой на быстрое вставание и сохранение положения снаряда над головой, но и может привести к серьезной травме. Устранение этой технической ошибки позволит атлетам выполнять упражнение более рационально и с меньшим риском травматизма.
Целью эксперимента является экспериментальное обоснование применения неравномерного хвата для исправления разворота спортсмена в фазе вставания из подседа в ходе выполнения рывковых упражнений.
Для решения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1. Определить длину рук и выявить разницу между правой и левой конечностями.
2. Экспериментально показать эффективность применения неравномерного хвата при выполнении рывковых упражнений для спортсменов с различной длиной верхних конечностей.
Анализ литературных источников не дал ответов для решения этой проблемы. Это послужило поводом для проведения педагогического эксперимента. Для проведения эксперимента были отобраны 10 студентов МГАФК профиля подготовки: тяжелая атлетика, с уровнем подготовки не ниже I разряда и до МС весовой категории до 77 кг. Отобранные спортсмены имели одну и ту же ошибку при выполнении рывка классического, а именно разворот снаряда в фазе вставания из положения фиксации штанги в подседе на выпрямленных руках над головой.
Анализируя видеозапись с выступлением спортсменов на соревнованиях и во время тренировок, можно было предположить что данная ошибка появляется из-за неодинаковой длины верхних конечностей спортсменов. Антропометрические измерения показали, что разница длины верхних конечностей составляет в среднем 21 мм, что составляет 2,6 % от общей длины руки. Такая разница не может не сказываться на появление данной ошибки.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
Таблица 1
Средние показателей измерения длины верхних конечностей
Весовая категория до 77 кг (мужчины) Средняя длина левой руки, см Средняя длина правой руки, см Средняя разница между длиной рук, см
n=10 78,90 81,00 2,10
± д 1,82 2,04 0,68
Среди путей решения этой проблемы логически было решено использовать неравномерный хват для выполнения рывковых упражнений спортсменами с очевидной разницей в длине верхних конечностей. Таким образом хват более короткой конечности смещался к середине грифа на разницу между длиной рук. Это позволило выровнять снаряд в горизонтальной плоскости и придать ему более устойчивое положение.
Однако изменение в хвате привело к появлению у спортсменов ощущения дискомфорта в ходе выполнения рывковых упражнений, в которых присутствовала фаза вставания из положения подседа со штангой находящейся над головой на выпрямленных руках.
Для решения проблемы адаптации к использованию неравномерного хвата было решено включать в план тренировки выполнение специально-подготовительных упражнений в фазовой структуре которой присутствовала бы ошибочно выполняемая фаза вставания из подседа. Примером таких упражнений являются полуподседы и приседания со штангой на выпрямленных руках над головой с неравномерным рывковым хватом, уходы рывковые и т.п. Использование этих упражнений в качестве средства адаптации спортсмена к неравномерному хвату в ходе выполнения рывковых упражнений значительно ускорило процесс привыкания к применению этого хвата. Привыкание с использованием специально-подготовительных упражнений происходило в течение 3-4 недель. В то время, как традиционное выполнение рывковых упражнений, но уже с использованием неравномерного хвата, приводило к полному привыканию атлетов к изменению положения рук в течение 6-7 недель.
Проведенный эксперимент позволил достоверно подтвердить выдвинутую гипотезу. Использование неравномерного хвата позволило полностью устранить разворот спортсмена при вставании из подседа в процессе выполнения рывковых упражнений с максимальными и околомаксимальными весами. Список использованной литературы:
1. Воробьев, А.Н. Тяжелая атлетика: учебник для институтов физической культуры/ под ред. А.Н. Воробьева.- 4-е изд. перераб. и доп.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 238с.
2. Дорохов Р.Н. Спортивная морфология/ Р.Н.Дорохов, В.П.Губа// Учебное пособие для высших и средних специальных заведений физической культуры.-М.: СпортАкадемПресс, 2002.-236 с.
3. Дьяченко Н.А., Давила Л.Э.Л., Определение компенсируемых и некомпенсируемых ошибок в технике тяжелоатлетического рывка / Н.А. Дьяченко, Л.Э.Л. Давила// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, No 7 (89) - 2012. - 54-57c.
© Терзи К.Г., 2016
УДК 378.14
Тигрова Ирина Валерьевна
канд. пед. наук, доцент ЛГПУ, г. Липецк, РФ E-mail: tigrova25@mail.ru
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования инициативности студентов. Рассматриваются понятия «инициативность», «формирование инициативности студентов», раскрываются принципы, выступающие в