ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОМ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРИМЕНЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО И ИНТЕРВАЛЬНОГО МЕТОДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Сорокина Елена Львовна
канд. пед. наук, доц., доц. кафедры «Физическое воспитание и спорт» ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191
E-mail: so117@yyandex. ru
Солодкова Анастасия Андреевна
старший преподаватель кафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,
630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 E-mail: [email protected]
THE APPLICATION OF CONTINUOUS AND INTERVAL METHODS TO DEVELOP ENDURANCE IN INSTITUTION STUDENTS
Elena Sorokina
candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of "Physical Education and Sports "
Chair, FSBEIHE "Siberian Transport University", 630049, Russia, Novosibirsk, D. Kovalchuk Street, 191
Anastasia Solodkova
senior Lecturer of Physical Education Chair, FSBEI HE "Novosibirsk State Pedagogical University "
630126, Russia, Novosibirsk, Viluiskaya Street, 28
АННОТАЦИЯ
В статье раскрыты особенности применения интервального и непрерывного метода на занятиях физической культурой для организации циклической нагрузки с целью развития выносливости студентов.
ABSTRACT
In the article application peculiarities of the interval and continuous method on physical culture lessons are revealed to organize cyclic loading in order to develop students' endurance.
Ключевые слова: выносливость, интервальный метод, непрерывный метод, аэробная производительность, студенты, физическая культура.
Keywords: endurance; interval method; continuous method; aerobic performance; students; physical culture.
Развитие выносливости связывается преимущественно с совершенствованием аэробной производительности организма. Организация тренировочной нагрузки означает такое ее упорядочение в рамках конкретного времени, которое обеспечивает запланированную динамику состояния и достижения заданного уровня подготовленности. В основе такого упорядочения должно лежать достижение положительного кумулятивного тренировочного эффекта нагрузок различной преимущественной направленности. При этом необходимо соблюдать главное условие - сохранение тренирующего потенциала
нагрузок. Организация тренировочной нагрузки определяется двумя критериями: характером распределения ее во времени и принципиальной взаимосвязью нагрузок, отличных по направленности [2, с.56].
Придерживаясь мнения, что применение интервального и непрерывного методов при организации упражнений циклического характера способствует развитию выносливости, при составлении экспериментальной программы в каждое занятие экспериментальной (В.1) и контрольной групп (В.2) был введен значительный объём непрерывной и интервальной работы циклического характера соответственно.
Библиографическое описание: Сорокина Е.Л., Солодкова А.А. Применение непрерывного и интервального методов для развития выносливости у студентов вуза // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 3(33). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4445
Применяя интервальный метод повышения уровня аэробной производительности, мы руководствовались следующими положениями: продолжительность отдельных отрезков не превышала 12 мин; интервалы отдыха - 45-90 с; определяя интенсивность работы при выполнении упражнения и продолжительность пауз, мы ориентировались на ЧСС 170-180 уд/мин к концу работы и 120-130 уд/мин к концу паузы. Увеличение ее свыше 180 уд/мин во время работы и уменьшение ниже 120 уд/мин в конце паузы считалось нецелесообразным, так как в том и другом случае уменьшаются ударный объем сердца и, следовательно, эффективность упражнений [1, с. 128].
Непрерывная работа осуществлялась при ЧСС 145-175 уд/мин, что особенно эффективно для повышения функциональных возможностей сердца. При
непрерывной тренировке интенсивность работы должна обеспечивать высокие величины ударного объема сердца и уровень потребления кислорода, близкий к минимальному (продолжительность работы составляла 10-30 мин).
Для диагностики уровня развития выносливости студентов нами был выбран тест, согласно системе Всероссийского комплекса ГТО «Бег на 3 км (мин; сек)».
По результатам констатирующего эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы, в которых показатели уровня развития выносливости испытуемых не имели достоверных отличий, что является необходимым условием сравнительного педагогического эксперимента (таблица 1).
Таблица 1.
Показатели уровня развития выносливости юношей контрольной и экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента (достоверность различий показателей определена по ^критерию Стьюдента для несвязных выборок)
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений
В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2
1 13.40 13.15 0 -0.2 0 0.04
2 13.25 13.25 -0.15 -0.1 0.0225 0.01
3 13.33 13.38 -0.07 0.030000000000001 0.0049 0.0009
4 12.49 12.19 -0.91 -1.16 0.8281 1.3456
5 14.02 14.22 0.62 0.87 0.3844 0.7569
6 15.04 15.18 1.64 1.83 2.6896 3.3489
7 14.03 13.08 0.63 -0.27 0.3969 0.0729
8 12.08 12.46 -1.32 -0.89 1.7424 0.7921
9 13.30 13.37 -0.1 0.02 0.01 0.0004
10 12.46 12.38 -0.94 -0.97 0.8836 0.9409
11 14.05 14.17 0.65 0.82 0.4225 0.6724
Суммы: 147.45 146.83 0.05 -0.02 7.3849 7.981
Среднее: 13.41 13.35
1эмп - 0.1 гэмп =2.09 (при р<0.05) Не достоверно
На формирующем этапе педагогического экспе- и экспериментальной групп и определена достовер-римента были повторно диагностированы показатели ность их различий (таблица 2). уровня развития выносливости юношей контрольной
Таблица 2.
Показатели уровня развития выносливости юношей контрольной и экспериментальной группы на этапе формирующего эксперимента (достоверность различий показателей определена по ^критерию Стьюдента для несвязных выборок)
№ Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений
В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2
1 12.40 13.12 -0.08 -0.19 0.0064 0.0361
2 12.35 13.15 -0.13 -0.16 0.0169 0.0256
3 12.33 13.33 -0.15 0.02 0.0225 0.0004
4 12.39 12.30 -0.09 -1.01 0.0081 1.0201
5 13.12 14.19 0.64 0.88 0.4096 0.7744
6 12.02 15.01 -0.46 1.7 0.2116 2.89
7 13.03 13.03 0.55 -0.28 0.3025 0.0784
8 12.07 12.46 -0.41 -0.85 0.1681 0.7225
9 12.31 13.31 -0.17 0 0.0289 0
10 12.26 12.33 -0.22 -0.98 0.0484 0.9604
11 13.05 14.16 0.57 0.85 0.3249 0.7225
Суммы: 137.33 146.39 0.05 -0.02 1.5479 7.2304
Среднее: 12.48 13.31
tэмп = 3 tэмп =2.85 (при р<0.01) Достоверно
При сравнении результатов контрольной и экспериментальной групп на этапе формирующего эксперимента (таблица 2, рис. 1) можно констатировать достоверные различия среднегрупповых показателей
(при р<0.01) в тесте «Бег 3 км», что подтверждает большую эффективность использования непрерывного метода.
13,6 13,4 13,2 13 12,8 12,6 12,4 12,2 12
13.41 13.35 13.31
Констатирующий I Формирующий
КОНТРОЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
Рисунок 1. Изменение среднего значения показателей в тесте «Бег 3 км» контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего и формирующего экспериментов (рассчитано по Ь-
критерию Стьюдента для несвязных выборок)
Таким образом, результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, доказывают большую эффективность использования непрерывного метода
при организации упражнений циклического характера в отношении развития выносливости студентов на занятиях физической культурой в вузе.
Список литературы:
1. Чеснова Е.Л. Физическая культура: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Л. Чеснова; Новокузнецкий филиал Томского политехнического университета. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. - 160 с. - [+ приложение на CD]
2. Янсен Петер. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость : Пер. с англ. - Мурманск : Издательство «Тулома», 2006. - 160 с.