Научная статья на тему 'Применение мультимедийных технологий в обучении бакалавров профессионально-педагогического вуза'

Применение мультимедийных технологий в обучении бакалавров профессионально-педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MULTIMEDIA TECHNOLOGY / ВИДЕОКУРС / САМООБУЧЕНИЕ / SELF-STUDY / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / VIDEO-COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Ирина Васильевна, Тарасова Анжелика Геннадьевна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры правоведения и документоведения Института гуманитарного и социально-экономического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета. Сфера научных интересов: профессиональнопедагогическое образование, непрерывная методическая подготовка педагога профессиональной школы, творческий потенциал педагогов и мастеров профессиональной школы, формирование творческого дидактико-технологического мышления педагога, поиск инновационных технологий развития их творческого стиля. Автор более 200 опубликованных научных работThe article discusses the application of multimedia technologies in the teaching of bachelors of the university, analyzes the specifics of using these technologies in the learning process, the need to apply modern technologies in the process of self-development and self-study of students at a university. On the basis of the analysis, there are proposed the possibilities for the most effective use of modern technologies in the learning process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Ирина Васильевна, Тарасова Анжелика Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение мультимедийных технологий в обучении бакалавров профессионально-педагогического вуза»

Э01: 10.25586^Ми.НЕТ.18.02.Р.10 УДК 378.147:004.032.6

И. В. Осипова, А. Г. Тарасова,

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Применение мультимедийных технологий в обучении бакалавров профессионально-педагогического вуза

В течение многих лет работа с электронными учебно-методическими комплексами (ЭУМК) является важным элементом учебного процесса, в частности дистанционного обучения и дополнительного образования. В зависимости от предназначения разрабатываемого продукта (системы, комплекса или курса) в соответствии с целями и задачами учебного процесса и дисциплины их с известной долей условности можно подразделить:

- на курсы лекций, учебные пособия;

- учебные презентации;

- учебные фильмы, видеоуроки.

При создании любого учебного продукта учитывается его практическая значимость. Определяя дистанционное обучение как одну из форм самостоятельной учебной работы, можно выделить ЭУМК как инструмент, средство комплексной реализации современных педагогических технологий, обладающее существенными преимуществами. К ним относятся:

- удобная и известная пользователям система навигации, позволяющая им легко перемещаться по курсу;

- упрощенный поиск материалов и доступность комплекса из любой точки мира;

- использование учебных материалов на рабочем месте, дома и в пути с помощью Интернета или в режиме онлайн на персональном компьютере, планшете и мобильном устройстве;

- получение и развитие комплексных компетенций по современным технологиям и государственным стандартам;

- своевременное и оперативное обновление электронных материалов;

- систематизация и четкое разделение курса на блоки и подтемы [3]. Одной из отличительных черт

проектировочного творчества является пространственное мышление. Проектирование в каждодневной практике - это во многом интуитивный процесс, чуть ли не автоматический, но выполнение проекта проходит строго в соответствии с усвоенными во время обучения эмпирическими правилами-алгоритмами и образцами на подсознательном уровне.

По готовой модели значительно легче работать и судить об общем виде, соразмерности, пластике изделия в целом и его частей. В дизайнерской проектной деятельности изготовление макетов практикуется на всех основных этапах разработки изделия: от графического эскиза до объемно-пространственной композиции. Модель, выполненная из любого материала или рассмотренная посредством электронных ресурсов, обладает большей наглядностью,

© Осипова И. В., Тарасова А. Г., 2018

ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА ОСИПОВА

доктор педагогических наук, профессор кафедры правоведения и доку-ментоведения Института гуманитарного и социально-экономического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета. Сфера научных интересов: профессионально-педагогическое образование, непрерывная методическая подготовка педагога профессиональной школы, творческий потенциал педагогов и мастеров профессиональной школы, формирование творческого дидактико-технологического мышления педагога, поиск инновационных технологий развития их творческого стиля. Автор более 200 опубликованных научных работ

АНЖЕЛИКА ГЕННАДЬЕВНА ТАРАСОВА

старший преподаватель кафедры дизайна интерьера Института гуманитарного и социально-экономического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета. Сфера научных интересов: педагогика, новые педагогические технологии. Автор 14 опубликованных научных работ

Рассмотрены вопросы применения мультимедийных технологий в обучении бакалавров вуза. Проанализированы особенности в процессе обучения. Показана необходимость применения современных технологий в процессе саморазвития и самообучения обучающихся вуза. Освещены возможности для наиболее эффективного использования новых технологий в учебном процессе.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, видео-курс, самообучение, саморазвитие, обучение.

The article discusses the application of multimedia technologies in the teaching of bachelors of the university, analyzes the specifics of using these technologies in the learning process, the need to apply modern technologies in the process of self-development and self-study of students at a university. On the basis of the analysis, there are proposed the possibilities for the most effective use of modern technologies in the learning process.

Key words: multimedia technology, video-course, self-study, self-development, training.

чем чертеж. Подобное представление темы или задания занятия может способствовать успешному самостоятельному обучению.

В настоящее время становится актуальным использование интерактивных пособий в обучении. Они позволяют полноценно рассмотреть предмет и процесс выполнения задания. Форма пособия зависит не только от специфики воспринимаемого предмета, но и от особенностей обучающегося, от его производственного опыта и знаний, имеющих для него познавательные аспекты в изучении данного предмета или явления.

Это требует умелого руководства процессом восприятия наглядных средств обучения, обеспечения таких условий, когда обучающиеся не только бы наблюдали, но и понимали, анализировали, участвовали и извлекали из увиденного необходимую информацию.

Анализируя актуальность темы исследования, можно выявить противоречие между общественной потребностью в осуществлении

профессиональной консультации обучающихся и ее недостаточной практической разработкой и внедрением в практику высших учебных заведений.

Проблема заключается в универсальном, целостном формировании мультимедийного сопровождения, позволяющего дать полное представление о предмете и теме изучения и подготовить квалифицированных специалистов в условиях изменяющихся образовательных стандартов.

В качестве гипотезы нашего исследования, которое освещается в настоящей статье, вынесено следующее положение: мультимедийный комплекс станет вспомогательным элементом обучения, если включит в себя примеры проектирования и построения макетов, объемно-пространственных композиций, позволяющих всесторонне рассмотреть изучаемый предмет в удобной для обучающегося форме восприятия.

Довольно успешно в обучении используют компьютерные обу-

чающие программы как вспомогательные тренировочные учебные ресурсы. Однако при самостоятельном обучении компьютер все-таки не может заменить человека, поэтому необходим цельный онлайн-курс, который с достаточной полнотой представит всю требуемую учебную информацию.

Большой объем данных требует использования надлежащего носителя. Хорошо отработанная и широко распространенная ранее технология CD-ROM вполне подходит для мультимедиа-курсов. Однако подобные носители информации утрачивают свою функциональность и востребованность. Использование готовых хостингов для размещения курса во многом облегчает доступ к информации. Онлайн-мультимедиакурс предоставляет возможность объединить различные сферы представления информации - текст, статическую и динамическую графику, видеоматериал и аудиозаписи - в единый комплекс, позволяющий обучаемому быть активным соучастником учебного процесса, так как предоставление информации совершается в результате его взаимодействия с онлайн-ресурсом.

С целью создания мультиме-диакурсов применяются инструментальные средства специализированного характера. Возникновение современных систем визуального проектирования видео, таких как Adobe Premiere, Adobe After Effects или Sony Vegas, позволяет проектировать, не ограничивая свободу творчества [6]. Обладая широкими возможностями, эти программы позволяют использовать запоминающиеся эффекты, переходы и всевозможные маски, а различные плагины помогают расширить базовый функционал редакторов.

Принимая решение о предоставлении учебных материалов онлайн, следует учитывать, что длительное ожидание реакции сервера, разрыв соединения и другие анало-

Применение мультимедиатехнологий в обучении требует от преподавателей высокого мастерства

гичные ситуации, сопряженные с использованием интернет-технологий при плохом качестве телекоммуникационных каналов, нарушают нормальный ход учебного процесса и отрицательно влияют на отношение обучающегося к сетевому доступу. Помимо этого, применение браузеров с целью просмотра накладывает дополнительные ограничения на характер представления учебной информации [3].

Инновационные информационные технологии и средства преподавания, основанные на повсеместном взаимодействии с вычислительной техникой, потенциально обладают колоссальными возможностями. Объем данных, предоставляемый обучающимся за определенный период времени, колеблется в зависимости от их индивидуальных особенностей. Использование самостоятельных хостингов и платформ помогает подобрать обучающемуся свой темп и условия для реализации поставленных задач. Основная проблема на пути оптимизации преподавания с точки зрения сохранности и формиро-

вания адаптационных запасов -это анализ и корректировка состояния личности в ходе получения новых знаний [2].

Невзирая на весьма значимую роль самостоятельной деятельности в обучении с активным использованием компьютерных технологий, главными субъектами учебного процесса остаются обучающийся и преподаватель, а технические средства обучения являются вспомогательным дидактическим инструментом. Участие обучающегося в познавательной работе наряду с преподавателем является одним из условий высококачественного образования как в рамках классической системы организации учебного процесса, так и при дополнительном обучении. Поэтому главным требованием к технологиям дистанционного обучения является сохранение преимуществ очного обучения на расстоянии. Применение сформулированных выше принципов при разработке мультимедийного сопровождения дает возможность в максимальной степени удовлетворить эти требования.

Учитывая приведенные выше принципы, процесс создания элек-

тронного курса можно разделить на четыре этапа:

1) проектирование курса;

2) подготовка материалов для реализации курса;

3) сбор материалов в единый программный комплекс.

Проектирование электронного курса является основополагающим этапом. Именно на этой стадии на основании соотнесения имеющихся средств и ресурсов с затратами на издание курса делается вывод о реальности проекта.

На начальном этапе проектирования мультимедиакурса осуществляется разработка педагогического сценария. Педагогический сценарий - это целенаправленная, личностно ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приемов. Далее необходим технологический сценарий, который предполагает описание информационных технологий, применяемое для осуществления педагогического сценария. Как в педагогическом, так и в технологическом сценарии реализуется авторский взгляд на содержание и структуру курса, его методические основы и способы его организации. Представление о курсе отражает пользовательский интерфейс - зрительное представление материала и способы организации доступа к информации разного уровня сложности.

Качественное решение педагогических задач, объединение в едином мультимедиакурсе педагогических и информационных образовательных технологий зависит от участия преподавателя в составлении технологического сценария.

Сбор материалов в единый программный комплекс является практическим этапом создания курса или пособия. Собранная автором и переведенная в электронную форму первичная учебная информация (текст или изображение)

должна быть скомпонована в соответствии со спецификой курса и идеями самого автора в диалоговые тренировочные учебные кадры. С одной стороны, обучаемый должен иметь возможность сам подбирать темп (ритм) в конкретных границах и очередность изучения материала, а с другой -процесс обучения должен оставаться контролируемым. Данный этап создания технологического сценария курса является наиболее важным.

Преподавание дисциплины должно осуществляться в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Проанализировав общий объем дисциплины «Макетирование», а также рассмотрев содержание, тематику и виды учебной работы, обращая особое внимание на время самостоятельной работы, мы приняли решение о разработке электронного курса для седьмого семестра очной формы обучения и восьмого семестра заочной формы обучения.

В этом семестре (разделе) дисциплины «Макетирование» рассматривается тема организации формы на основе различных видов взаимодействия:

- формирование объемных форм с помощью ритмических элементов;

- трансформация формы (плоскости) в объем с учетом графического решения;

- макетирование объемной формы из плоских элементов;

- макет упаковки;

- комбинаторные возможности модульной структуры.

Мы пришли к выводу, что востребованность в качественном контенте остается актуальной. Отобранный материал и его структурно-логическая подача во многих источниках остаются весьма разнообразными. Нет единого, упорядоченного сервера с необходимой информацией и примерами задач

и работ. Недостаточное количество наглядного и демонстрационного материала затрудняет восприятие поставленной задачи.

Несмотря на множество плюсов, в рассмотренных аналогах есть немало недостатков. В первую очередь - интерактивность и доступность курса. Именно поэтому для размещения электронного курса было принято решение использовать среду Интернет в режиме онлайн с возможностью самостоятельного, по желанию обучающегося, скачивания или прямого просмотра видеоматериалов, а также готовый популярный хостинг с открытым доступом ко всем материалам для облегчения доступа к ресурсу.

К преимуществам видеозанятий можно отнести:

- строгость и четкость подачи материала в соответствии с планом-конспектом учебного занятия;

- максимальную наглядность подачи материала;

- улучшение усвоения материала за счет стимулирования нескольких органов чувств во время просмотра аудио- и видеоряда. Главным преимуществом становится объемно-пространственная подача материала посредством видео с учетом тонкостей трансформации формы и размещения графической составляющей задания, так как все задания рассчитаны на людей с узкоспециализированным профилем деятельности, а именно работающих графических дизайнеров, в частности как рекламной, так и сувенирной продукции.

Наш видеокурс разрабатывается для студентов, обучающихся по профилю «Дизайн и компьютерная графика» направления подготовки «Художественное образование», поэтому и отобранный материал, и его структурно-логическая подача должны соответствовать современным тенденциям. Создание единого упорядоченного сервера с учебной информацией и примерами работ позволит без труда получить доступ к необходи-

мым материалам и выполнить работу в тех условиях, которые обучающийся считает для себя приемлемыми.

Разрабатывая структуру курса, мы опирались на несколько показателей. Теория оптимизации преподавания профессиональных модульных дисциплин создана с учетом факторов, рассмотренных в современной научно-педагогической литературе, использования в комплексе общенаучных и специальных методов исследования по вопросам оптимизации преподавания обучающимся различных направлений подготовки в условиях компетентностного подхода, соответствующих предмету, цели, задачам и логике исследования [5]. Разрабатывая мультимедийное обеспечение курса «Макетирование», мы преследуем идею создания электронного кейсбука по дисциплине.

Кейсбук (от англ. case-book) - это интерактивное дидактико-техноло-гическое средство подготовки будущих педагогов профессиональной школы, которое можно использовать в различных дидактических аспектах (особое внимание данное средство заслуживает при сетевом взаимодействии) [1]. Электронный кейсбук включает в себя три блока: когнитивный, операци-онно-деятельностный и практико-ситуативный [4].

Значение полученных нами результатов для практического использования доказывается тем, что разработка и внедрение системы оптимизации обучения с использованием онлайн-ресурсов на основе посторонней интернет-среды позволяет преподавателю изменять процесс обучения путем дифференциации различных работ. Создание отдельных, самостоятельных структурно-логических единиц позволяет вычленять в соответствии с изменяющимися стандартами и условиями работы свой индивидуальный электронный курс по макетированию на основе базового курса, конечно же,

всеми участниками также предусматривается пространство для общения, задавания вопросов и уведомления о нововведениях.

Подводя итоги, можно сказать, что внедрение и применение мультимедийных курсов в преподавании считается одним из значимых факторов развития индивидуальных качеств студентов. Оно предоставляет педагогу возможность приобрести продуктивный инструмент педагогического труда, что повышает реализацию педагогических функций.

Внедрение мультимедийных средств в учебный процесс дает возможность увеличить заинтересованность студентов в изучаемом предмете и разнообразить формы обучения, является хорошим стимулом к обучению, повышает качество знаний, формирует требование высококачественного независимого овладения использованным материалом для развития познавательного интереса, подталкивает будущих специалистов к результативной независимой самостоятельной познавательной работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жигадло А.П., Осипова И.В., Ульяшина Н.Н. Электронный кейсбук как инновационное средство подготовки педагога профессиональной школы: производственно-технологический компонент // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2014.

2. Майстренко А. В., Майстренко Н. В. Информационные технологии вобразовании и науке: науч. тех. отчет. Тамбов: ТГТУ, 2012. 97 с.

3. Можаева Г.В., Тубалова И. В. Как подготовить мультимедиакурс: метод. пособие для преподавателей. Томск: ТГУ, 2002. 264 с.

4. Осипова И.В., Богряшова Н.Н, Голышев Н.И. Инновационные методы обучения при подготовке бакалавров с использованием «электронных кейсов» // Высшее образование сегодня. 2016. № 8.

5. Пиралова О.Ф. Концепция оптимизации обучения профессиональным дисциплинам студентов инженерно-технических вузов. Волгоград: ВГСПУ, 2012. 392 с.

6. Скринкастинг как элемент образовательной технологии / А. Н. Мозолевская [и др.] // Проблемы и перспективы развития регионального отраслевого университетского комплекса ИрГУПС. Иркутск: Изд-во ИрУПС, 2011. 156 с.

LITERATURA

1. Zhigadlo A. P., Osipova I. V, Ul'yashina N. N. Ehlektronnyj kejsbuk kak innovacionnoe sredstvo podgotovki pedagoga professional'noj shkoly: proizvodstvenno-tekhnologicheskij komponent // Vestnik Sibirskoj gosudarstvennoj avtomobil'no-dorozhnoj akademii. 2014.

2. Majstrenko A. V., Majstrenko N. V. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii i nauke: nauch. tekh. otchet. Tambov: TGTU, 2012. 97 s.

3. Mozhaeva G. V., Tubalova I. V. Kak podgotovit' mul'timediakurs: metod. posobie dlya prepodavatelej. Tomsk: TGU, 2002. 264 s.

4. Osipova I. V., Bogryashova N. N., Golyshev N. I. Innovacionnye metody obucheniya pri podgotovke bakalavrov s ispol'zovaniem «ehlektronnyh kejsov» // Vysshee obrazovanie segodnya. 2016. № 8.

5. Piralova O.F. Koncepciya optimizacii obucheniya professional'nym disciplinam studentov inzhenerno-tekhnicheskih vuzov. Volgograd: VGSPU, 2012. 392 s.

6. Skrinkasting kak ehlement obrazovatel'noj tekhnologii / A. N. Mozolevskaya [i dr.] // Problemy i perspektivy razvitiya regional'nogo otraslevogo universitetskogo kompleksa IrGUPS. Irkutsk: Izd-vo IrUPS, 2011. 156 s.

Учим дизайну и компьютерной графике

базируясь на квалификационных и личностных качествах обучающегося и с учетом наиболее значимых и сложных в процессе создания моделей.

При дальнейшем обучении преподаватель может дополнять или переиздавать производственные элементы курса, что легко осуществить в условиях онлайн-доступа

без повторного переиздания инструкции.

В целях оптимизации процесса обучения возможно применение индивидуальных курсов, которые могут использоваться для студентов дневного обучения с учетом специфики заочной формы. В дальнейшем для обеспечения интерактивного доступного диалога между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.