УДК 00.009
Юдина В.В. студент магистратуры кафедра «Управление и предпринимательство» Научный руководитель: Горностаева Ж.В., к.э.н.
профессор
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ
Россия, г. Шахты
ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Аннотация - в данной статье рассматривается влияние применения модели компетенций на эффективность управления персоналом, факторы, оказывающие влияние на компетенции работников.
Ключевые слова - модель компетенций, персонал, эффективность, управление персоналом.
Yudina V. V. graduate student "Management and Entrepreneurship " scientific adviser: Gornostaeva Zh.V., Ph.D.
professor
Institute of Service Industry and Entrepreneurship (branch) DGTU Russia, Shakhty
APPLICATION OF THE COMPETENCE MODEL FOR EFFECTIVE
PERSONNEL MANAGEMENT
Annotation - this article discusses the impact of the application of the competency model on the effectiveness of personnel management, factors affecting the competencies of employees.
Key words - competency model, personnel, efficiency, personnel management.
Для совершенствования трудовой деятельности работников организации разрабатывается модель компетенций, которая является инструментом управления кадровой политики организации, основной задачей которой является определение необходимых для реализации стратегии предприятия требований к уровню знаний, навыков, умений работников, а также их личностным качествам.
Модель компетенций представляет собой набор ключевых компетенций, необходимых работникам для успешного достижения стратегических целей организации, с конкретными показателями их
проявлений в профессиональной деятельности. Каждой организации необходимо разработать собственную модель компетенций, которая бы подчеркивала специфические особенности ее деятельности.
На рисунке 1 представлены факторы, оказывающие влияние на компетенцию работника^].
Рисунок 1 - Факторы, оказывающие влияние на компетенцию
работника
Для эффективного использования компетенции объединяют по общим признакам в группы и блоки, которые образуют модель компетенций, которая необходима организации для её работы.
На рисунке 2 представлена классификация компетенций по уровням [2].
Рисунок 2 - Классификация компетенций по уровням
Так как между компетенциями и стратегическими целями компании имеется связь, выделяется их предназначение -способствовать их реализации, в первую очень - эффективность управления человеческими ресурсами. Учитывая это модель компетенций применяется для повышения эффективности управления в следующих ситуациях:
- при формировании корпоративной культуры в соответствии со стратегическими целями, привитие и развитие их в сотрудниках;
- при проведении оценки кандидатов в процессе подбора персонала, то есть модель компетенций способствует определению максимального соответствия кандидата должности;
- при оценке профессиональной деятельности сотрудников, посредством получения структурированной информации о деятельности каждого работника и сравнивании с его исполнительским поведением;
- при выборе направлений обучения персонала, модель компетенций позволяет сформировать план развития работника, определяя область обучения, обучающие мероприятия, позволяющие привести сотрудника к корпоративным стандартам, отраженным в компетенции;
- при формировании системы оплаты труда, связывая ее с эффективностью деятельности каждого работника[3].
Хорошо разработанные компетенции позволяют упорядочить проведение мероприятий по оценке персонала предприятия. Для эффективной работы модели компетенций, она должна быть адаптирована к специфике компании, а так же ее корпоративным целям, способствовать их достижению.
При применении модели компетенций в управлении персоналом появляется возможность описать типы поведения, его основные характеристики, чтобы стало возможным достичь высокого уровня эффективности данного процесса.
Интеграция элементов управления кадровыми ресурсами в единое целое возможна благодаря компетентностному подходу. Так как отбор, оценка, развитие и мотивация персонала являются взаимосвязанными, необходимо воплощать в технологии управления человеческим ресурсами, а именно, посредством компетенций создается общая база, которую могут использовать все службы работы с персоналом.
Использованные источники:
1. Данилова, А.С. Основы профессиональной компетенции: учебное пособие / О.М. Федорова, С.В. Здрестова-Захаренкова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2016. - 136 с.
2. Кибанов, А. Я. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: монография / А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, В. Г. Коновалова, О. Л. Чуланова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 156 с.
3. Нижегородцев, Р. Управление компетенциями: Структура, институты, механизмы: учебник / Р. Нижегородцев, Резник С. - М.: Инфра-М, 2016. -208 с.