Научная статья на тему 'Применение мобильных сервисов в системе библиотечно-библиографического обслуживания пользователей вузовских библиотек'

Применение мобильных сервисов в системе библиотечно-библиографического обслуживания пользователей вузовских библиотек Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1135
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ / УДАЛЁННЫЙ ДОСТУП / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМС-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тлюстен Валерий Шахамболетович, Тлюстен Фатима Кимовна

В работе анализируются современные средства мобильной связи с точки зрения их применимости к созданию интерфейсов удалённого библиотечно-библиографического обслуживания читателей в системе вузовских библиотек. Даётся функциональное описание системы SMS-Library, которая представляет собой пример разработки, реализующей такой интерфейс на базе использования СМС-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение мобильных сервисов в системе библиотечно-библиографического обслуживания пользователей вузовских библиотек»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ББК 519.685 УДК 32.973.202с51 Т 49

Тлюстен В.Ш.

Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной .математики и информационных технологий факультета .математики и компьютерных наук Адыгейского государственного университета, тел. (8772) 59-39-04 Тлюстен Ф.К.

Директор научной библиотеки Адыгейского государственного университета, тел. (8772) 56-05-00

Применение мобильных сервисов в системе библиотечнобиблиографического обслуживания пользователей вузовских библиотек

(Рецензирована)

Аннотация

В работе анализируются современные средства мобильной связи с точки зрения их применимости к созданию интерфейсов удалённого библиотечно-библиографического обслуживания читателей в системе вузовских библиотек Даётся функциональное описание системы SMS-Library, которая представляет собой пример разработки, реализующей такой интерфейс на базе использования СМС-технологий.

Ключевые слова: библиотечно-библиографическое обслуживание, технологии мобильной связи, удалённый доступ, автоматизированные информационные технологии, СМС-технологии.

Tlyusten V.Sh.

Candidate of Physics and Mathematics, Assistant Professor of Applied Mathematics and Information Technologies Department of Faculty of Mathematics and Computer Sciences at Adyghe State University, ph. (8772) 59-39-04 Tlyusten F.K.

Head of Scientific Library of Adyghe State University, ph. (8772) 56-05-00

The application of mobile technologies in area of library bibliografic serviceing of high school library users

Abstract

The paper analyzes the modern means of mobile communications in terms of their applicability to the creation of interfaces, remote library and bibliographic service of readers in the University Libraries. We give a functional description of SMS-Library, which provides an example of the development, implementing an interface basing on the use of SMS technology.

Key words: library and bibliographic services, mobile communication technologies, remote access, automated information technology, the SMS technology.

Повсеместно наблюдаемое, поистине «взрывное» развитие автоматизированных информационных технологий (АИТ) открывает новые возможности во многих отраслях знаний, в том числе, и не в последнюю очередь, в сфере технологического переоснащения библиотек.

Вопросам использования АИТ в библиотечном деле, во всей полноте и многоас-пектности этой проблематики, посвящено немало публикаций как отечественных, так и зарубежных авторов.

В данной статье мы затронем так же находящуюся в русле этих работ тему, которая, обладая несомненной, на наш взгляд, актуальностью, лишь в малой степени отражена в вышеупомянутых публикациях - применению беспроводных телекоммуникационных технологий и технологий мобильной связи в сфере библиотечнобиблиографического обслуживания (ББО) пользователей вузовских библиотек.

При всей традиционности и привычности для библиотек такого сервиса как библиотечно-библиографическое обслуживание читателей, наш особый интерес к этому виду библиотечной деятельности обусловлен следующими соображениями:

• ББО является одной из базовых функций библиотек, которая, представляя собой, так сказать, «библиотечно-пользовательский интерфейс», активно влияет на их внешний имидж как в глазах потенциальных пользователей, так и в глазах руководителей разного уровня, от которых, в конечном счёте, зависят возможности финансирования, а значит, возможности развития библиотек.

• В условиях радикальных изменений современной российской системы образования и связанного с этим всё более нарастающего временного цейтнота, переживаемого основными пользователями вузовских библиотек (студентами, аспирантами и преподавателями), именно традиционная система ББО может рассматриваться в качестве первоочередного кандидата на технологическую перестройку; крайне необходимы новые, эффективные подходы к обслуживанию читателей, в том числе и те, которые не требуют их физического присутствия в библиотечном помещении.

• Решение задачи расширения спектра оказываемых библиотеками услуг, предопределяя саму возможность сохранения библиотек как института в структуре современного информационного общества, состоит в наращивании функциональности, прежде всего, системы ББО.

• Изначально существующая высокая степень формализации и регламентации процессов, осуществляемых в структуре ББО, является готовой базой для автоматизации этих процессов, перевода их на новые технологические рельсы.

На основе вышеизложенного, позволим себе сделать следующий промежуточный вывод:

В ряду комплекса мероприятий, необходимых для начала технологического переоснащения библиотек, задача реорганизации на базе АИТ системы библиотечнобиблиографического обслуживания (ББО) может рассматриваться (конечно, после создания системы электронных каталогов), как одна из наиболее приоритетных.

Почему мобильные сервисы?

Магистральный путь развития информационных библиотечных систем (ИБС), как известно, основан на использовании, прежде всего, http-протокола доставки информации и, соответственно, на повсеместном применении на пользовательском уровне web-интерфейсов.

Соответствующие технические, технологические и программные решения сравнительно давно известны, хорошо отработаны и предоставляют пользователю максимальные удобства доступа к библиотечным ресурсам, в том числе и в удалённом режиме.

Однако на практике, в системе вузовских библиотек, и особенно на региональном уровне (не говоря уже о «глубинке»), на сегодняшний день эти решения не всегда можно считать удовлетворительными. И причин этому несколько. Вот наиболее значимые из них:

• Технологически необходимая для on-line подключения к информационным базам пара <Компьютер-Интернет>, или < Компьютер-Локальная сеть> у студента (аспиранта, преподавателя) далеко не всегда «под рукой», даже если он находится в стенах вуза (дома, когда, например, студент готовится к занятиям, она, эта пара, чаще всего или вовсе отсутствует, или не доступна по экономическим соображениям). Порой добраться до точки доступа к электронной версии нужного информационного ресурса не легче, чем физически получить этот ресурс в своё полное распоряжение непосредст-

венно в стенах библиотеки. Таким образом, отсутствует возможность «импульсного» доступа к информации (в любое время, из любого места);

• Техническое оснащение вузовской инфраструктуры достаточным числом точек web-доступа к информационным источникам может оказаться слишком затратным для вуза;

• Далеко не все потенциальные пользователи библиотек (даже в вузовской среде) владеют компьютером хотя бы в той мере, которая минимально необходима для их взаимодействия с электронными библиотечно-библиографическими службами.

Преодолеть или, по крайней мере, смягчить вышеперечисленные ограничения, связанные с базовыми технологиями развития библиотечных систем, позволяют, на наш взгляд, мобильные технологии и основанные на них мобильные библиотечные сервисы.

Не вдаваясь в отличительные особенности таких «продвинутых» и пока ещё сравнительно дорогих мобильных устройств, как КПК, i-фоны, смартфоны, коммуникаторы и т. п., сосредоточим своё внимание на главном и наиболее массовом на сегодня носителе мобильных технологий - мобильном телефоне.

Использование мобильных телефонов в качестве терминальных устройств доступа к электронно-библиотечным сервисам имеет следующие основные преимущества перед использованием в этом качестве тех же ПК:

• Мобильный телефон фактически стал атрибутом современного человека и всегда «под рукой»;

• Технологиями мобильной связи, в отличие от компьютерных технологий, на сегодняшний день в той или иной мере владеет практически каждый;

• Мобильный телефон способен естественным образом реализовать дистанционный, беспроводной доступ к информации как на локальном (в пределах помещения, или здания библиотеки), так и на глобальном уровнях;

• Мобильный телефон даёт абонентам возможность не только просматривать запрошенную из электронно-библиотечных баз информацию, но и легко уносить, при необходимости (и при надлежащем соблюдении авторских прав), её копию с собой;

• Использование абонентами индивидуальных терминальных устройств, каковым является мобильный телефон, снимает или, по крайней мере, облегчает для библиотек бремя дополнительных затрат на закупку, размещение и техническое обслуживание стационарных библиотечных терминалов;

• На базе мобильных библиотечных систем получают возможность инициировать мобильные запросы к своим абонентам так же и сами библиотеки; это может быть использовано, например, для автоматических рассылок общеинформационного или предупредительного характера.

Конечно, мобильный телефон в качестве библиотечного терминала имеет и некоторые серьёзные недостатки.

Наиболее очевидными из них являются неудобный интерфейс и существенные ограничения в объёме информации, которую можно получить за приемлемую цену при глобально удалённом режиме доступа.

Но при этом существует и ряд факторов, которые способны в немалой мере нивелировать отмеченные недостатки. Это:

• стремительное сближение понятий «мобильный телефон» и «компьютер», которое мы на сегодняшний день наблюдаем - аппаратные возможности современного мобильного телефона, в том числе и по степени удобства использования, неуклонно «подтягиваются» к возможностям ПК;

• всё большее распространение плодов этого сближения - интегрированных в беспроводные сети ноутбуков, КПК, i-фонов, смартфонов, коммуникаторов и других «гибридных» устройств;

• опережающее наращивание технологий беспроводной связи, появление «сверхскоростных» 40-еетей и основанных на них новейших сервисов;

• кажущаяся вполне реальной близкая перспектива снижения тарифов беспроводной связи, ожидаемая в связи с наблюдаемыми тенденциями общемировой информационной интеграции и конкуренции.

Перечисленные выше факторы являются серьёзным доводом в пользу необходимости ускоренного внедрения технологий мобильной связи в библиотечное дело и не только в краткосрочном, но и в перспективном плане.

Обобщая содержание данного раздела, сделаем второй промежуточный вывод:

Мобильные технологии и основанные на них библиотечные сервисы ББО, имея ряд преимуществ перед ставшими уже традиционными в деле автоматизации библиотек компьютерными технологиями, являются важным дополнением последних и требуют интенсификации усилий по дальнейшему их развитию как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане.

Какие мобильные технологии использовать?

Рассмотрим следующий список наиболее популярных и отработанных, на наш взгляд, беспроводных технологий приёма-передачи данных на основе мобильных устройств:

• IrDA - обмен данными через инфракрасный порт в пределах нескольких метров;

• Bluetooth - радиосвязь в пределах десятков метров;

• Wi-Fi - скоростная радиосвязь в пределах сотен метров;

• Wap - беспроводно-модемная связь в пределах покрытия сетей мобильной связи;

• Wap/GPRS - беспроводная связь в пределах покрытия сетей мобильной связи по удешевляющей технологии GPRS;

• Internet/GPRS - беспроводная Internet-связь в пределах покрытия сетей мобильной связи по технологии GPRS.

О функциональных возможностях и ограничениях этих технологий в некоторой мере можно судить исходя из следующей таблицы:

Таблица

Базовые технологии мобильной связи

Техноло- гия Техническая основа Зона применимости Цена для абоненентов Доступность для абонентов Удобство Типичное использова- ние

IrDA моб. тел. узко локал. бесплатно средняя низкое скач. файла

Bluetooth моб. тел. локал. бесплатно средняя среднее скач. файла

Wi-Fi ноутбук широко локал. бесплатно низкая высокое web-дocтyп

Wi-Fi КПК, смартф. широко локал. бесплатно низкая среднее web-дocтyп

Wap моб. тел. глобал. очень высокая средняя среднее wap-дocтyп

Wap/ GPRS моб. тел. глобал. высокая средняя среднее wap-дocтyп

Internet/ GPRS ноутбук, кпк, смартф. глобал. высокая средняя среднее web-дocтyп

SMS моб. тел., смартф. глобал. низкая очень высокая низкое обмен сообщениями

Анализ этой таблицы в контексте рассматриваемой задачи автоматизации ББО вузовских библиотек приводит нас к следующим выводам.

Во-первых, в структуре ББО иногда могут оказаться полезными как самые дешёвые, даже такие функционально ограниченные технологии как IrDA и Bluetooth (например, для скачивания с библиотечного сервера на мобильный телефон, в режиме «самообслуживания», списков рекомендованной литературы или методических пособий).

Во-вторых, несомненный интерес, особенно в перспективном плане, представляют Wi-Fi - технологии. Они позволят практически бесплатно предоставить абонентам полнофункциональный доступ ко всем электронно-библиотечным ресурсам. Доля посетителей, имеющих в распоряжении мобильное устройство со встроенным Wi-Fi интерфейсом (ноутбук или КПК, например), в ближайшие годы в системе вузовских библиотек будет возрастать, по-видимому, особенно быстро.

В-третьих, в качестве вспомогательных, эпизодически могут быть так же использованы и не вполне бюджетные на сегодня Internet- и wap- технологии, основанные на GPRS - формате передачи данных.

И, наконец, как явствует из той же таблицы, пока наиболее оптимальными сразу по трём важным критериям (зона применимости, цена, доступность), являются СМС-технологии.

Отсюда и наш главный вывод из данного раздела:

СМС-технологии, обладая приемлемой для организации библиотечно-

пользовательских интерфейсов функциональностью, низкой ценой и общедоступностью, на данном этапе развития и распространения ИТ при разработке мобильных библиотечных сервисов могут претендовать на роль базовых.

Как это может выглядеть на практике?

В Адыгейском государственном университете (АГУ) совместно с ООО «Мобил-Контакт» и при участии студентов факультета математики и компьютерных наук АГУ выполнена разработка основанного на СМС-технологиях программно-аппаратного комплекса «SMS-Library».

Указанный комплекс обеспечивает возможность мобильного доступа к электронным каталогам АИБС Марк-SQL и, если говорить совсем кратко, предоставляет своим пользователям следующую функциональность.

Послав СМС-запрос на фиксированный телефонный номер, абонент системы получает или заказывает соответствующую библиотечно-библиографическую услугу. Результат запроса возвращается в ответном СМС-сообщении на телефон абонента или может быть направлен по указанному им адресу электронной почты.

Не касаясь в данной работе реализационных аспектов текущей версии системы (краткая спецификация ранней её версии была опубликована в работе [1]), опишем подробнее её функциональные возможности на пользовательском уровне. Пользовательский взгляд на систему лучше всего отражает обеспечивающая пользовательский интерфейс программа - клиентское приложение читателя, к описанию функций которой мы и перейдём.

Клиентское приложение читателя (КПЧ) представляет собой программу, написанную на языке Java2 Micro Edition (J2 ME), которая устанавливается на мобильный телефон читателя и используется им для доступа к сервисам SMS-Library в «дружественном», т.е. не требующем знания внутреннего языка СМС-запросов режиме.

Приложение может быть установлено только на мобильные телефоны, которые имеют встроенную поддержку языка J2 ME (таких телефонов сейчас подавляющее большинство).

После запуска КПЧ на экране мобильного телефона появляется главное меню, вид которого представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Главное меню КПЧ системы 8М8-ЫЬгагу

Пункты этого меню отражают основные виды пользовательских запросов к системе.

1. Справка. Посредством данного пункта можно активировать форму, позволяющую получить библиографическую справку о наличии в фондах библиотеки того или иного документа (книги, журнала, газеты и т.п.) по заданной фамилии автора и/или заглавию (возможно, фрагменту заглавия).

2. Тематический поиск. Эта функция позволяет сделать запрос на тематический поиск по одному или более заданным ключевым словам, устойчивым словосочетаниям или их фрагментам. Поиск ведётся на основе списков ключевых слов, которые включены в хранящиеся в электронных каталогах библиографические описания соответствующих документов.

3. Следующий из найденных. В случае неоднозначности отклика системы в запросах предыдущих двух видов (найдено более одного документа, удовлетворяющего условиям запроса) пользователю, тем не менее с целью экономии поступающего на его телефон СМС-трафика пересылается только одно СМС-сообщение, которое содержит столько наименований найденных документов, сколько можно разместить в одном сообщении (обычно, не более трёх). Все остальные найденные, но не вошедшие в это сообщение наименования документов образуют особый пакет для данного пользователя, который сохраняется на сервере. Посредством данной функции можно формировать запросы на «досылку» этих отложенных документов в дополнительных СМС-сообщениях, т.е. как бы «листать» страницы вышеупомянутого пакета.

4. Подписка на авторассылку. Этот пункт меню позволяет пользователю самостоятельно включиться в систему автоматической рассылки СМС-оповещений о новых поступлениях по интересующей этого пользователя тематике. Как и в случае тематического поиска, тематика задаётся пересылаемым на сервер, но на этот раз сохраняемым в специальной базе пользователя набором ключевых слов - информационным профилем данного пользователя. Ежедневно на основе автоматического сканирования базы выявляются «новые» документы и ожидающие эти документы в соответствии со своими информационными профилями абоненты, которым и рассылаются соответствующие оповещения. В этом же пункте меню можно как скорректировать свой информационный профиль, так и приостановить своё участие в системе авторассылки.

5. Заказ по ГО-номеру. Данная функция позволяет читателю либо сделать предварительный дистанционный заказ конкретного документа (на абонемент или в читаль-

ный зал) с полной библиографической подготовкой документа к выдаче заказчику по его прибытии, либо организовать физическую доставку требуемого документа на дом. И в том, и в другом случае заказ осуществляется путём пересылки на сервер идентификационного номера документа, который читателю должен быть заранее известен (см. ниже). Эта услуга, в отличие от всех предыдущих, предполагает использование библиотечного сервиса ЗМБ-ЬіЬгагу не в автоматическом, а в автоматизированном режиме, возлагая исполнение заказов, поступающих на специальный библиотечный терминал, на работников соответствующего отдела с привлечением, возможно, также и курьера.

Присущие формату СМС-сообщений ограничения в объёме передаваемых данных обусловили необходимость добавления к вышеперечисленным функциям некоторых опциональных возможностей, в целом улучшающих, на наш взгляд, комфортность использования системы даже в рамках этих ограничений.

Так, при осуществлении первых двух функций с ожидаемым множественным откликом у пользователя имеются две дополнительные возможности:

• Пересылать результаты запроса в виде полного библиографического списка без ограничений на число найденных позиций на адрес электронной почты;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Для беглой оценки ожидаемых результатов запроса использовать «короткий формат» представления документов, допускающий упаковку в одно СМС-сообщение сразу нескольких позиций (фамилия автора и 3-4 слова заголовка документа).

Другой опциональной возможностью является, например, заказ включения в отклик поискового запроса ГО-номеров найденных документов, что принципиально, если планируется после осуществления поиска выполнить функцию «Заказ по ГО-номеру».

В настоящее время система ЗМБ-ЬіЬгагу проходит опытную эксплуатацию в научной библиотеке АГУ и дистанционно доступна её зарегистрированным читателям.

Примечания:

1. Тлюстен В.Ш., Тлюстен Ф.К., Дагаев В.В. Система дистанционного библиотечного сервиса «8М8-ЬіЬгагу» / Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. «Естественноматематические и технические науки». Вып. 2. 2006. С. 203-204. иКЬ: http://vestnik.adygnet.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.