№ 3 (45)
• 7universum.com
UNIVERSUM:
► ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
март, 2018 г.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Петросян Анаид Рафаиловна
канд. пед. наук, доцент Армавирского государственного педагогического университета 352901, Южный федеральный округ, Краснодарский край, город Армавир, улица Розы Люксембург, д.159
Тумасьян Каринэ Арутюновна
магистрант, кафедра экономики и управления, Армавирского государственного педагогического университета 352901, Южный федеральный округ, Краснодарский край, город Армавир, улица Розы Люксембург, д.159
APPLICATION OF ENGINEERING METHODS OF DESIGNING CLOTHES IN THE CLASSROOM TECHNOLOGY AS AN IMPORTANT ECONOMIC PART
OF PREPARING STUDENTS
Petrosyan Anaid Rafailovna
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of Armavir state pedagogical University 352901, the southern Federal district, Krasnodar Krai, the city of Armavir, Rosa Luxemburg street, 159
Tumasyan Karine Arutyunovna
Master's student, Department of Economics and management, Armavir state pedagogical University 352901, the southern Federal district, Krasnodar Krai, the city of Armavir, Rosa Luxemburg street, 159
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается возможность применения методов инженерного проектирования с помощью компьютерных технологий, а также теоретический анализ традиционных способов инженерного проектирования одежды.
ABSTRACT
The article discusses the possibility of using engineering design methods with the help of computer technology, as well as the theoretical analysis of the traditional methods of engineering clothing design.
Ключевые слова: методы инженерного проектирования, компьютерные технологии, проектирование, развертка поверхности, способ секущих плоскостей, способ дуговых засечек, способ вспомогательной сетки, рас-чётно-мерочный способ.
Keywords: methods of engineering design, computer technology, design, the surface scan, method of secant planes, method of arc serif, the way the minor grid, settlement and measuring method.
Социокультурные изменения, произошедшие в стране, внедрение в производство современной техники, систем автоматизированного проектирования и передовых технологий, повлекшие изменение требований к содержанию и характеру труда, а также лицам, его выполняющим, обусловили необходимость разработки новых подходов к технологической подготовке в сфере образования, начиная с общеобразовательных учреждений.
Многогранный процесс проектирования одежды с использованием компьютерной графики требует от исполнителя в его проектной деятельности активизации интегрального мышления многофакторной направленности (социологического, эргономического, образного, пространственного, логического,
конструкторского, технологического и технического). [4, а 335].
Схватывая объект проектирования в целом, оно создает многозначный социальный контекст из отдельных элементов информации о функциях, форме, структуре, конструкции, объекта проектирования в нескольких смысловых плоскостях, что является обязательным для выполнения последовательных графических процедур с помощью компьютера.
Успешность формирования с помощью компьютерной графики конструкторского замысла во многом зависит от функционирования в конструировании образного компонента, что обеспечивает творческое воплощение в графических решениях развёртки деталей одежды возможность оперирования их про-
Библиографическое описание: Тумасьян К.А., Петросян А.Р. Применение методов инженерного проектирования одежды на занятиях по технологии как важный аспект экономической составляющей подготовки учащихся // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2018. № 3(45). URL: http://7universum. com/ru/ psy/archive/item/5603
№ 3 (45)
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
странственными связями и отношениями в зависимости от модельных преобразований. С его помощью представляется возможность увидеть не только взаимное расположение объектов в разных плоскостях, но и динамику их взаимосвязи в конструкции.
Для того, чтобы усовершенствовать современные способы конструирования одежды наряду с наличием антропометрической характеристики особенностей фигуры человека необходима четкая информация о форме одеваемой поверхности.
Хорошая посадка одежды на фигуре человека будет обеспечена только в том случае, когда внутренняя форма одежды будет соответствовать форме одеваемой поверхности. Следовательно, конструкция одежды должна точно соответствовать развертке одеваемой поверхности.
Основной задачей расчета разверток манекена и фигуры человека является определение ее рациональной формы, обеспечивающей одевание данной поверхности плоским материалом наиболее простым способом при минимальной площади развертки и наименьшем количестве швов. В теории расчета разверток лежит решение геометрической задачи об одевании плоской тканью кривых поверхностей. [1, с. 119].
В настоящее время существует две группы методов исследования формы поверхности объемных тел: контактный и бесконтактный.
При контактном методе форму поверхности объемного тела изучают непосредственным механическим соприкосновением щупов приборов и инструментов или копированием формы тела при помощи пластических масс. К контактным способам изучения поверхности тел объемной формы можно отнести следующие: секущих плоскостей, геодезических линий, сетки, засечек, топографии проекций горизонтальных сечений и расчетно-мерочный.
Контактный способ широко используется при исследовании форм и размеров поверхности твердых тел и при этом дает достаточно точные результаты.
Бесконтактным способом исследуют формы развертки поверхности объемных тел при помощи специальной аппаратуры, которая излучает световые или электромагнитные волны. К бесконтактным методам исследования форм можно отнести следующие:
• теодолитный (угломерная съемка);
• фотограмметрический;
• стереофотограмметрический;
• симультанной стереофотограмметрии;
• световых сечений и рентгено-графический.
Исследование проблемы использования компьютерной графики в проектировании современного костюма позволило установить, что методологические аспекты и традиционные способы инженерного проектирования костюма как теоретической основы использования компьютерной графики были предметом исследования ученых Московского, Киевского, Ивановского, Петербургского институтов лёгкой промышленности, а также научно-исследовательского института МГУ [3, с. 25].
март, 2018 г.
В контексте указанной методологии изучением поверхности манекена фигуры человека как объекта проектирования путем снятия сечений и разверток, наиболее приемлемых для реализации компьютерной графики занимались:
• МТИЛП, кафедра начертательной геометрии, конструирования и технологии швейных изделий (А. В. Савостицкий, Е. Б. Коблякова, Л. Б. Ивлева и
др.);
• КТИЛП, кафедра конструирования одежды (Г. Л. Трухан, Р. Г. Рахимов, И. В. Кучерявый, Л. А. Агошков и др.);
• ИВТИ им. М. В. Фрунзе, кафедра конструирования и технологии одежды (М. В. "Стебельский, А. Костин, В. П. Куликов и др.);
• ЛИТЛП им. С. М. Кирова, кафедра конструирования и технологии одежды (А. М. Бойцова. А. И. Антипова, Т. М. Рогатюк и др.);
• НИИА МГУ (Индиченко И. Г.).
Работы перечисленных авторов теоретически и практически подтверждают возможность получения развертки манекена в целом и развёрток отдельных элементов его объёма [2, с. 464].
Развертка поверхности манекена (или его любой детали) - это геометрическая фигура, полученная на плоскости.
Для развёртки любой объемной поверхности на плоскости, нужно знать какую форму имеет поверхность и исходные условия развертывания. К условиям развертывания относятся: определение исходных линий развертывания на каждой детали; принципиальная схема членения; тип членения.
Проведенный анализ всех контактных способов построения развертки манекена или развёрток его деталей показывает, что главной задачей методологии использования компьютерной графики в проектировании костюма для получения адекватной объёму манекена фигуры человека развёртки является определение достоинства и практической ценности каждого из способов исследования форм и формообразования проектного образа изделия.
При построении развертки манекена или развёрток его деталей используются приемы и методы черчения и начертательной геометрии. Построение развертки включает три этапа: изучение формы развертываемой поверхности; определение размеров поверхности и построение развертки.
Элементы инженерного проектирования, основанные на прямых измерениях оболочки развертываемой поверхности образца-эталона одежды, применяются при условии, что поверхность фигуры человека, манекена, а также одежды представляет собой не абсолютную геометрическую поверхность, и применительно к проектированию одежды может быть развернута лишь с некоторым приближением [5, с. 272].
Исследование проблемы использования компьютерной графики в проектировании одежды требует выполнения теоретического анализа традиционных способов инженерного проектирования данного изделия. Они представлены следующей таблицей:
№ 3 (45)
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
март, 2018 г.
Таблица 1.
Способы традиционного инженерного проектирования одежды
Описание способов традиционного инженерного проектирования одежды Особенности способа
Способ секущих плоскостей
Образующие непараллельные поверхность манекена рассекают плоскостями так, чтобы между ними образовались поверхности правильных геометрических фигур. Эти поверхности могут быть линейными (образующая — прямая линия) и криволинейными (образующая — кривая линия). Наиболее характерными сечениями для манекенов, как подсказывает практика конструирования одежды, являются горизонтальные сечения по линиям груди, талии, бедер, наклонное сечение по основанию шеи, а также две вертикальные плоскости: одна сагиттальная (профильная), разделяющая фигуру на две симметричные части: фронтальная, разделяющая фигуру на переднюю и заднюю части. Эти сечения разбивают фигуру на три пояса Л, Б и В. Для получения более полного изображения поверхности тела человека и ее наиболее точной Из разверток отдельных участков поясов развертки каждый пояс дополнительно разбивается на участки и подучастки. Это деление производится с целью получения наиболее правильных форм поверхности манекена. Там, где прямая линия на поверхности выделенного участка укладывается во всех направлениях всеми своими точками,— поверхность плоская. Участок поверхности, на котором прямая укладывается всеми своими точками в одном направлении, оставаясь в каждом новом положении параллельной первому положению, рассматривается как цилиндрическая поверхность. Исходными данными для зарисовки контуров горизонтальных сечений манекена являются следующие размеры: полуобхват талии — Ст; полуобхват бедер — Сб; поперечный диаметр талии — ^ переднезадний диаметр талии — переднезадний диаметр талии с учетом выступа живота — d2; поперечный диаметр на уровне обхвата бедер — Б; переднезадний диаметр бедер без учета выступа живота —Б1. Зная величины переднезадиих и поперечных диаметров, а также полуобхват талии и бедер, можно построить эллипсы горизонтальных сечений скульптурного манекена по линиям талии и бедер. Сечения наложены друг на друга так, как они расположены-на фигуре (вид сверху). Точка О — центр эллипса сечения по линии ягодиц, точка О1 — центр эллипса сечения по линии талии. Центры сечений не совпадают, т. е. большие оси эллипсов (поперечные диаметры) обоих сечений не лежат в одной вертикальной плоскости. Большая ось эллипса сечения по линии талии находится ближе к точке выступа живота, чем большая ось эллипса сечения по линиям бедер и ягодиц. Нижняя часть торса фигуры от талии до бедер представляет усеченный конус. Если через большую ось эллипса по сечению на линии талии провести вертикальную плоскость, то линии пересечения вертикальной плоскости с контурами фигуры обозначат место разъема развертки на переднюю и заднюю части. Места разъема, или боковые швы, будут расположены па поверхности манекена строго вертикально. Если развернуть одну симметричную половину фигуры, то получим изображение развертки усеченного конуса. Такая форма развертки не обеспечивает технические требования на раскрой деталей швейных изделий, т. к. основная площадь развертки будет расположена под углом к нитям основы и утка ткани. Срезы деталей, расположенные под углом к нитям основы и утка ткани, не обеспечивают формоустойчи-вость деталей швейных изделий. Чтобы нижний срез развертки расположить по горизонтальной линии или по направлению среза утка, необходимо разрезать развертку усеченного конуса на небольшие сегменты. Форма поверхности скульптурного манекена на этом же участке торса более сложная, чем форма поверхности манекена сглаженного контура, поэтому требуются дополнительные горизонтальные сечения. К недостаткам настоящего метода надо отнести необоснованные рекомендации по размещению вытачек и размещению контуров горизонтальных сечений манекена по значениям поперечных и переднезадних диаметров.
№ 3 (45)
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
март, 2018 г.
Способ вспомогательной чебышевской сетки - канвы
Чебышевская сеть - это нити ткани, образующие на поверхности криволинейную сеть, элементами которой являются бесконечно малые параллелограммы, удлинение (растяжение) или сжатие (посадка) ткани но линии шва происходит за счет изменения сетевого угла ф между нитями основы и утка при одевании объемных тел. Если происходит отклонение нитей ткани от прямого угла, то изменяется длина диагонали каждой ячейки. Величина этой деформации ЛЬ на любом участке линии шва определяется разностью между длиной данного участка Ь1 в оболочке (сетке-канве) па поверхности манекена и Ь0 в развертке на плоскости. Деформация при растяжении ткани имеет положительное значение, а при посадке — отрицательное. Способ сетки манекена включает в себя четыре этапа построения развертки поверхности: подготовку манекена; подготовку сетки-канвы; муляжиро-вание сетки на манекене; построение развертки. Выявляют участки поверхности манекена, на которых произошло наибольшее изменение углов перекоса между нитями основы и утка. Деформация деталей одежды происходит на участках с наибольшей деформацией сетки-канвы. По характеру деформации можно выявить необходимую обработку срезов деталей развертки (сутюживание или оттягивание). Затем сетку снимают с манекена и раскладывают ее на плоскости миллиметровой бумаги с размеченными осями координат. Сетку-канву закрепляют на бумаге кнопками в такой же последовательности, как это производилось при закреплении ее на поверхности манекена. Линии контура вытачек и деталей объемного тела с сетки-канвы переводят на миллиметровую бумагу. Способ сетки позволяет определить направление и характер вытачек на деталях спинки и переда. Вытачка от линии талии переда не занимает на фигуре строго вертикального положения. Нижний конец ее отклоняется в сторону бокового среза и заканчивается на границе ярко выраженных мягких тканей брюшного пресса. В области грудной железы получены три вытачки, сумма £В растворов которых распределяется следующим образом: вытачки, направленные в боковой срез, составляют 50 %£В, а вытачки, направленные к талии и середине переда,— по 25 % £В.
Способ дуговых засечек
Способ засечек относится к графическому способу построения развертки поверхности объемного тела. При применении способа дуговых засечек необходимо условно разделить всю поверхность объемного тела на треугольники, вершины которых должны находиться в одной плоскости. Точность данного способа развертки поверхности манекена зависит от точного выбора начальных точек на поверхности, т. е. вершин треугольников. Построение развертки поверхности манекена методом засечек производится в четыре этапа: выбор исходной линии для построения развертки; обозначение антропометрических и промежуточных точек (вершин треугольников) на манекене; замер расстояний между выбранными точками; построение развертки в плоскости чертежа. Развертка поверхности скульптурного манекена, полученная способом засечек, не отражает действительные размеры и форму кривизны поверхности манекена. Этот способ не позволяет выявить и определить местоположение, характер и направление вытачек.
Расчетно-мерочный способ
Развертка поверхности фигуры человека — это как бы чертеж конструкции плотно облегающего изделия. В ассортименте швейных женских изделий один из видов корсетных изделий — грация — является плотно облегающей одеждой. Построение основы чертежа развертки торса скульптурного манекена женской фигуры производится согласно Единой методике конструирования женской одежды, разработанной в ЦНИИШП, и размерам условно-типовых фигур без припусков к ним. Для построения развертки используется 20 измерений скульптурного манекена, принятых по данным таблиц измерений типовых фигур Единой методики конструирования женской одежды. Способы снятия измерений скульптурного манекена приняты тоже по Единой методике конструирования женской одежды Для построения сетки чертежа развертки женского манекена на лист бумаги наносят вертикальные и горизонтальные линии, определяющие положение основных контурных точек и участков фигуры. Построение ведут в такой последовательности. Расчетно-мерочный способ построения развертки позволяет сравнительно точно построить развертку поверхности манекена, определяет количество, форму и место расположения вытачек, а также характер и форму срезов.
№ 3 (45)
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
На сегодняшний день швейная промышленность может сохранить свою жизнеспособность только при своевременном реагировании на изменения и запросы рынка. Для этого нужно искать новые подходы к решению вопросов проектно-конструкторского блока, занимающего важнейшее место в общей структуре производства Рыночная экономика предъявляет все более высокие требования к качеству компьютерной подготовки специалистов. Для эффективного использования программных и аппаратных средств возрастает необходимость подготовки конструкторов одежды, свободно владеющих компьютерной системой.
март, 2018 г.
Исходя из выше изложенного, применение методологических аспектов и традиционных способов инженерного проектирования одежды в школьном курсе на фоне интенсивных процессов поливекторного дидактического динамизма информационных технологий (ИКТ) являются основой использования компьютерной графики, применимой в индустрии швейного производства и швейного сервиса как средства компьютерного проектирования, в том числе инженерного проектирования развёрток деталей одежды.
Список литературы:
1. Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ) Т.2. Базовые конструкции женской одежды /[Текст] ЦНИИШП.— Москва: ЦНИИТЭ Илегпром, 1988. -119 с.
2. Конструирование одежды с элементами САПР [Текст] : учебник для вузов / Е. Б. Коблякова, Г. С. Ивлева, В. Е. Романов, А. И. Мартынова [и др.] ; отв. ред. Е. Б. Коблякова. - М. : Легпромбытиздат, 2010. - 464 с. : ил.
3. Овчинникова, И. П. Разработка технического описания на новую модель одежды: методические указания к выполнению лабораторной работе для студентов специальностей 1-50 01 02 «Конструирование швейных изделий», 1-19 01 01 «Дизайн костюма и тканей». [Текст] Витебск: Министерство образования Республики Беларусь, УО «ВГТУ», 2009. - 25с.
4. Сурикова Г. И. Проектирование изделий легкой промышленности в САПР (САПР одежды) : учебное пособие по дисциплинам "САПР одежды", "Конструирование одежды", "Конструкторско-технологическая подготовка производства", курсовому и дипломному проектированию для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки дипломированных специалистов 260900 (специальности 260901, 260902) и направлению подготовки бакалавров и магистров 260800 / Г. И. Сурикова [Текст] Москва : Форум: Инфра-М, 2013 - 335 с. : ил., табл.
5. Сухарев М. И., Бойцова А. М. Принципы инженерного проектирования одежды. [Текст] - М.: «Легкая и пищевая промышленность»., 2013.- 272с