ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ «SCAMPER» ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ НАУЧНО-КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ВРАЧЕЙ-КУРСАНТОВ
А.М. ХАДЖИБАЕВ, А.Г. МАХАМАДАМИНОВ, Ф.Б. АЛИДЖАНОВ
Центр развития профессиональной квалификации медицинских работников,
Ташкент, Узбекистан
POSSIBILITIES OF THE «SCAMPER» METHODOLOGY IN INCREASING THE SCIENTIFIC AND CREATIVE THINKING OF CADET DOCTORS IN ADVANCED TRAINING CYCLES
А.М. KHADJIBAYEV, AG. MAKHAMADAMINOV, F.B. АLIDJANOV
The center for the development of professional qualification of medical workers, Tashkent, Uzbekistan
Цель. Определение возможности методики «SCAMPER» в повышении научно-креативного мышления врачей-курсантов циклов повышения квалификации. Материал и методы. Методика «SCAMPER» представляет собой схему постановки определённых вопросов, которые стимулируют генерацию новых идей. Методика основывается на мнении о том, что всё новое является модификацией того, что уже есть. «SCAMPER» - это аббревиатура слов Substitute (замещение), Combine (комбинирование), Adapt (адаптация), Modify (модификация, увеличение), Put (предложение другого применения), Eliminate (устранение или сведение действия до минимума), Reverse (обращение, изменение порядка), где каждой буквой обозначается слово, описывающее самостоятельный способ работы с характеристиками изучаемой проблемы. Возможности применения методики «SCAMPER» нами были изучены на примере преподавания на кафедре экстренной медицинской помощи ЦРПКМР курсантам цикла «Экстренной хирургии» темы «Диагностика и лечение гастродуоденальных язвенных кровотечений».
Результаты. Методика «SCAMPER» существенно улучшает научно-креативное мышление курсантов и может быть рекомендована для применения на циклах усовершенствования врачей по экстренной медицине, требующей быстрых и творческих решений в экстремальных ситуациях.
Заключение. Методика «SCAMPER» является современной педагогической технологией, позволяющей существенно повысить уровень научно-креативного мышления врачей -курсантов циклов повышения квалификации.
Ключевые слова: методика «SCAMPER», усовершенствование врачей, креативно-научное мышление.
Aim. Determining the possibility of the «SCAMPER» methodology is in increasing the scientific and creative thinking of doctors in advanced training cycles.
Material and methods. The method SCAMPER is answering certain questions that stimulate the generation of new ideas. The method is based on the idea that everything new is a modification of that has been already existed. «SCAMPER» - is abbreviation of words that Substitute, Combine, Adapt, Modify, Put, Eliminate, Reverse, where every letter means word portraying independent way with the character studying problems. The study of the possibilities of using Scamper methodology with examples are learnt by departments such as «FIRST AID EMERGENCY» CDPQMW listeners, «SURGERY EMRGENCY» «Diagnosis and treatment of gas-troduodenal ulcerative bleeding».
Results. The method of SCAMPER significantly improves the scientific and creative thinking of listeners and can be recommended for who uses in training cycles for qualification doctors in emergency medicine that require fast and creative decisions in extreme situations. Conclusion. Scamper methodology is suitable for a modern pedagogical technology that allows you to significantly increase the level of scientific and creative thinking of doctors in advanced training cycles.
Keywords: The Scamper methodology, qualification of doctors, creative thinking.
https://doi.org/10.54185/TBEM/vol17_iss1/a4
Введение
В эпоху научно-технической и технологической революции воспитание нового поколения общества, способного эффективно осуществлять свою созидательную деятельность, имеет важное значение. Осуществление данной задачи возможно только лишь путем применения современных педагогических технологий в процессе обучения, внедрения передовых способов обучения, разработанных и применяемых в ведущих зарубежных странах мира [1, 3, 4].
Наряду с другими сферами это касается подготовки современных кадров в медицинской отрасли. Вопросы обучения и переподготовки практических врачей, оказывающих медицинскую помощь населению, имеют первостепенное значение в системе здравоохранения. Надо отметить, что процесс обучения врачей на циклах повышения квафикации достаточно сложный и многогранный, с необходимостью привития обучаемым различных знаний. Последние наряду с другими включают в себя обучение врачей-курсантов навыкам научно-креативного мышления для творческого решения проблем практической медицины [2, 3, 4].
Цель. Определение возможности методики «SCAMPER» в повышении научно-креативного мышления врачей - курсантов циклов повышения квалификации.
Материал и методы
Методика «SCAMPER» была разработана Бобом Эберле в 1997 году, однако усовершенствовал её американский журналист и исследователь творческого процесса Алекс Осборн. Основой для разработки данной методики явилось то, что генерация новых идей - процесс весьма непростой, хотя и очень увлекательный. Некоторые люди могут легко и просто придумывать всевозможные новые идеи, словно они у них наготове постоянно, другие же и после тщательных напряжённых размышлений не могут придумать ничего действительно интересного.
Методика «SCAMPER» представляет собой схему постановки определённых вопросов, которые стимулируют генерацию новых идей. Другими словами, это методика креативности. Методика основывается на мнении о том, что всё новое является модификацией того, что уже есть. «SCAMPER» - это аббревиатура слов Substitute (замещение), Combine (комбинирование), Adapt (адаптация), Modify (модификация, увеличение), Put (предложение другого применения),
Eliminate (устранение или сведение действия до минимума), Reverse (обращение, изменение порядка), где каждой буквой обозначается слово, описывающее самостоятельный способ работы с характеристиками изучаемой проблемы. Техника «SCAMPER» заключается в том, чтобы последовательно ответить на набор направленных вопросов о способах модификации рассматриваемого объекта или проблемы. Стимул исходит от принуждения себя отвечать на вопросы, которые вы обычно не ставите. Вопросы направляют вас на размышления о проблемных путях, которые обычно приходят с новыми идеями. В процессе получения ответов изучаются их различные свойства, возникают новые идеи, раскрываются новые возможности для развития или улучшения объекта.
Примерный перечень задаваемых вопросов и ключевых слов, используемых при данной методике:
Substitute - Чем можно заменить? Какие составные части можно заменить? Какие правила использования идеи, способа можно заменить? Как можно использовать измененную подобным образом идею, вещество? Ключевые слова: заменить, изменить места, начать заново и др.
Combine - Какие части можно скомбинировать? Какие другие части можно скомбинировать? Какие дополнительные функции можно добавить? Как можно использовать при комбинировании частей? Ключевые слова: скомбинировать, объединить, сравнить, смешать, соединить и др.
Adapt - Существуют ли аналоги, и на что это может быть похоже? Какие аналогичные части имеются? Есть ли схожие ситуации в практике? Имеются ли схожие с этим идеи, вещества, способы? Ключевые слова: исследовать, сравнивать, перерабатывать, модернизировать, изменить название, оценить и др.
Modify - Что и как можно модифицировать? Какие идеи можно расширить и как? Как и что можно сделать с большей эффективностью? Можно ли придать имеющимся идеям и концепциям дополнительную ценность? Ключевые слова: сделать эффективнее, увеличить, акцентировать, придать значимость, сделать интенсивнее, повысить, распространить, усилить и др.
Put other uses - Как ещё это можно использовать? Может ли это быть применено не только к тому, что планировалось, но и к чему-либо другому? Как данную идею мог бы использовать ребёнок или пожилой человек? Можно ли применить имеющуюся идею, модифицировав её?
Ключевые слова: обрабатывать, оперировать, использовать преимущества, манипулировать, извлекать пользу, разбираться, расширять, задействовать, использовать, применять, делать доступным, переставлять.
Eliminate - Можно ли упростить проблему? Можно ли сделать исключение из правил? Можно ли и нужно ли разделять проблему на несколько частей? Можно ли придать этому меньший объём? Ключевые слова: стереть, сократить, упростить, убрать, очистить, смоделировать, ликвидировать, ограничить и др.
Reverse - Какой порядок будет наиболее оптимальным? Являются ли отдельные части взаимозаменяемыми? Может ли быть иная последовательность действий? Можно ли поменять местами положительные и отрицательные аспекты? Ключевые слова: удалить, переделать, повернуть, перевернуть, заменить, поменять, переставить, реорганизовать.
Результаты
Возможности применения методики «SCAMPER» нами были изучены на примере преподавания на кафедре экстренной медицинской помощи ЦРПКМР курсантам цикла «Экстренной хирургии» темы «Диагностика и лечение гастро-дуоденальных язвенных кровотечений». Преподаватель разделяет всех курсантов на 2 равные группы и по теме занятия определяет проблемы для каждой из них:
1 группа - Ваше отношение к применению эндоскопических термокоагуляционных способов при гастродуоденальных язвенных кровотечениях? Каким образом можно оптимизировать данный способ?
2 группа - Ваше отношение к применению эндоскопических инъекционных способов при
гастродуоденальных язвенных кровотечениях? Каким образом можно оптимизировать данный способ?
Педагог предлагает обеим группам курсантов в течение 20 минут решить поставленную задачу, используя вопросы методики «SCAMPER», и полученные результаты оформить в виде таблицы. В таблицах 1 и 2 представлены данные решений задач курсантами обеих групп.
В конце занятия преподаватель подытоживает полученные результаты и формирует мнения обеих групп курсантов.
Надо отметить, что нами был проведена качественная и количественная оценка эффективности применения методики «SCAMPER» на циклах повышения квалификации врачей. Полученные результаты совершенно очевидно показали, что научно-креативное мышление врачей-курсантов значительно улучшалось, число возникновения новых идей и нестандартных решений имеющихся практических проблем существенно увеличивалось.
Это получало свое количественное выражение в росте исходных и конечных тестовых баллов (в среднем на 30-40%), а также в увеличении числа положительных оценок (в среднем на 2530%) на проводимых ассесментах и контрольных опросах.
Заключение
Методика «SCAMPER» является современной педагогической технологией, позволяющей существенно повысить уровень научно-креативного мышления врачей - курсантов циклов повышения квалификации. На наш взгляд, применение данной методики целесообразно осуществлять, прежде всего, на циклах усовершенствования врачей по экстренной медицине,
Символы Модификация Мнения
S Substitute Способ электрокоагуляционного гемостаза в связи с имеющимися недостатками требует замены составляющих компонентов
C Combine Аргон-плазменный компонент необходимо соединить с эндоскопической коагуляцией
A Adapt Приспособить аргон-плазменную коагуляцию к гастроскопу
M Modify Электрокоагуляцию заменить аргон-плазменной коагуляцией (АПК)
P Put АПК применять при язвенных кровотечениях в виде эндоскопического гемостаза
E Eliminate Это упрощает и повышает эффективность эндоскопического гемостаза
R Reverse Гемостаз язвенного гастродуоденального кровотечения надо начинать со способа АПК
Таблица 1. Результаты решений первой группы курсантов «SCAMPER»
Таблица 2. Результаты «SCAMPER» решения второй группы курсантов
Символы Модификация Мнения
S Substitute Способ инъекционного гемостаза в связи с имеющимися недостатками требует замены составляющих компонентов
C Combine Аутоплазму и 40% раствор глюкозы необходимо соединить с эндоскопической коагуляцией
A Adapt Приспособить периульцеральную инъекцию аутоплазмы и 40% раствора глюкозы к гастроскопу
M Modify Заменить инъекцию компонента 0,14% раствора адреналина на аутоплаз-му и 40% раствор глюкозы
P Put Периульцеральную инъекцию аутоплазмы и 40% раствора глюкозы применять для эндоскопического гемостаза при язвенных кровотечениях
E Eliminate Это упрощает и повышает эффективность эндоскопического гемостаза
R Reverse Гемостаз язвенного гастродуоденального кровотечения надо начинать с периульцеральной инъекции аутоплазмы и 40% раствора глюкозы
требующей быстрых и творческих решений в различных экстремальных ситуациях.
Литература / References
1. Бекмурадов А.Ш., Голиш Л.В., Хашимова Д.П. Проектирование и планирование педагогических технологий. Ташкент. Ик;тисодиёт нашр. 2009 [Bekmuradov A.SH., Golish L.V., Hashimo-va D.P. Proektirovanie i planirovanie pedagogi-cheskih tekhnologij. Tashkent. Iqtisodiyot nashr. 2009. In Russian].
2. Бекмурадов А.Ш., Голиш Л.В., Ходжиева К.Н. Современные технологии обучения. Технология проектного обучения. Ташкент. ТДИУ. 2009 [Bekmuradov A.SH., Golish L.V., Hodzhieva K.N. Sovremennye tekhnologii obucheniya. Tekh-
nologiya proektnogo obucheniya. Tashkent. TDIU 2009. In Russian].
3. Кларин М.В., Ермоленко В.А., Иванова С.В. Инновaционные модели обучения: исследование мирового опыта. М Луч, 2018; 2-е изд.: 640 с. [Klarin M.V., Ermolenko V.A., Ivanova S.V. Innovacionnye modeli obucheniya: issledovanie mirovogo opyta. M Luch, 2018; 2-e izd.: 640 s. In Russian].
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М Академия, 2013; 576 с. [Slastenin V.A., Isaev I.F., SHiyanov E.N. Peda-gogika. Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M Akademiya, 2013; 576 s. In Russian].
MALAKA OSHIRISH SIKLI VRACH KURSANTLARINING ILMIY-IJODIY FIKRLASH QOBILIYATINI KUCHAYTIRISHDA «SCAMPER» USULINING IMKONIYATLARI
A.M. KHADJIBAYEV, A.G. MAKHAMADAMINOV, F.B. ALIDJANOV Tibbiyot xodimlarining kasbiy malakasini rivojlantirish markazi
Maqsad. Malaka oshirish sikli vrach kursantlarining ilmiy-ijodiy fikrlash qobiliyatini kuchay-tirishda «Scamper» metodikasining imkoniyatlarini aniqlash.
Material va usullar. «SCAMPER» metodikasining tub ma'nosi bir necha tartibli savollarga javob berish yo'li bilan ijodiy fikrlashni amalga oshirish. «SCAMPER» — bu Substitute (al-mashtirish], Combine (kombinatsiyalash], Adapt (adaptatsiya] Modify (modifikatsiya], Put (boshqacha ishlatish], Eliminate (o'zgartirish), Reverse (tartibini buzish] so'zlaridan tuzilgan abbreviatura hisoblanadi.
Natijalar. Maqola mualliflari tomonidan yangi «Scamper» pedagogik texnologiyasining malaka oshirish o'quv sikllari vrach kursantlarining ilmiy-ijodiy fikrlash qobiliyatini rivojlanti-rishdagi imkoniyatlari tekshirilgan. Tekshiruvlar natijasida ushbu texnologiyaning, ayniqsa, ekstremal holatlarda tezkor va kreativ qarorlarni qabul qilishni talab etuvchi shoshilinch tib-biy yordam o'quv sikllarida keng qo'llanilishi maqsadga muvofiqligi aniqlangan.
Kalit so'zlar: malaka oshirish, «SCAMPER» metodikasi, ilmiy-ijodiy fikrlash.
Сведения об авторах:
Хаджибаев Абдухаким Муминович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой экстренной медицинской помощи Центра развития профессиональной квалификации медицинских работников. ORCID: 0000-0003-4130-7810
Алиджанов Фатих Бакиевич - доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры экстренной медицинской помощи Центра развития профессиональной квалификации медицинских работников.
ORCID: 0000-0001-6033-3008
Махамадаминов Абдунаби Ганиевич - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры экстренной медицинской помощи Центра развития профессиональной квалификации медицинских работников.
ORCID: 0000-0003-1748-3558 Поступила в редакцию: 27.02.2024
Information about the authors:
Khadjibaev Abdukhakim Muminovich - Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Emergency Medical Care of the Center for the Development of Professional Qualification of Medical Workers.
ORCID: 0000-0003-4130-7810
Alidjanov Fatih Bakievich - Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of Emergency Medical Care of the Center for the Development of Professional Qualifications of Medical Workers. ORCID: 0000-0001-6033-3008
Mahamadaminov Abdunabi Ganievich - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Emergency Medical Care of the Center for the Development of Professional Qualifications of Medical Workers. ORCID: 0000-0003-1748-3558
Received: 27.02.2024