Научная статья на тему 'Применение метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи'

Применение метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
756
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Снигур Марина Евгеньевна, Власов Владимир Владимирович, Власов Николай Владимирович

Содержание статьи посвящено обоснованию применения метода круговой тренировки на занятиях физической культуры детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. В статье представлены разновидности применения форм круговой тренировки и организационно-методические рекомендации при проведении занятий. Представленные результаты эмпирического исследования доказывают, что круговая тренировка не только повышает моторную плотность занятия но, является один из наиболее эффективных способов повышения общей физической подготовленности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Снигур Марина Евгеньевна, Власов Владимир Владимирович, Власов Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of circular training for physical training of senior preschool children with speech disorders

The current article is devoted to the justification of the method of circular training for the physical training of the senior preschool children with speech impairments. The article presents the variety of application forms of circuit training, organizational and methodological recommendations during the education. The presented results of the empirical studies show that circular training does not only improve the motor density of the classes, but it is one of the most effective ways to improve the overall physical condition of the children.

Текст научной работы на тему «Применение метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи»

ВЫВОД

Предложенная нами методика организации занятий оздоровительным плаванием с часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста обеспечила оптимальный уровень нагрузки, адекватный физическому состоянию занимающихся. Способствовала положительной динамике показателей физической здоровья, что выражено в достоверном улучшении результатов во всех контрольных упражнениях и их превосходстве у детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы. Эффективность предложенной методики подтверждена данными физической и функциональной подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богина, Т.И. Современные методы оздоровления дошкольников / И.Т. Богина, И.Б. Куркина, Е.А. Сагайдачная. - М. : Изд-во «Мозаика-Синтез», 2011. - 158 с.

2. Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание : учебное пособие / Н.Ж. Булгакова. - М. : Издательство «Академия», 2005. - 432 с.

3. Заплатников, А.Л. Часто болеющие дети: современное состояние проблемы / А.Л. За-платников, Н.А. Коровина // Вопросы практической педиатрии. - 2008. - № 3 (5). - С. 103-109.

4. Поляков, С.Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников : метод. пособие / С. Д. Поляков, С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева. - М. : Изд-во «Айрис - Пресс», 2006. - 96 с.

REFERENSES

1. Bogina, T.I., Kurkina, I.B., and Sahaidachny, E.A. (2011), Modern methods of rehabilitation of preschool, publishing house "Mozaika-Sintez" Moscow, Russian Federation.

2. Bulgakova, N.J. (2005), Recreation, Therapeutic and adaptive swimming: a tutorial, publishing House "Academy", Moscow, Russian Federation.

3. Zaplatnikov, A.L. and Korovin, N.A. (2008), "Often ill children: state of the art", Questions of Practical Pediatrics, No. 3 (5). pp. 103-109.

4. Polyakov, S.D., Khrushchev S.V., and Korneev I.T. (2006), Monitoring and correction of the physical health of students, publishing house «Iris - Press» Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.12.2015

УДК 796.011.3

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С

НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Марина Евгеньевна Снигур, кандидат педагогических наук, доцент,

Владимир Владимирович Власов, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут,

Николай Владимирович Власов, доцент, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

Аннотация

Содержание статьи посвящено обоснованию применения метода круговой тренировки на занятиях физической культуры детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. В статье представлены разновидности применения форм круговой тренировки и организационно-методические рекомендации при проведении занятий. Представленные результаты эмпирического исследования доказывают, что круговая тренировка не только повышает моторную плотность занятия но, является один из наиболее эффективных способов повышения общей физической подготовленности детей.

Ключевые слова: круговая тренировка, занятия по физической культуры, дети старшего дошкольного возраста, нарушение речи, физическая подготовленность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p216-220

APPLICATION OF CIRCULAR TRAINING FOR PHYSICAL TRAINING OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Marina Evgenievna Snigur, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Vladimirovich Vlasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Nikolay Vladimirovich Vlasov, the senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk

Annotation

The current article is devoted to the justification of the method of circular training for the physical training of the senior preschool children with speech impairments. The article presents the variety of application forms of circuit training, organizational and methodological recommendations during the education. The presented results of the empirical studies show that circular training does not only improve the motor density of the classes, but it is one of the most effective ways to improve the overall physical condition of the children.

Keywords: circular training, physical training, senior preschool children, speech disorder, physical preparedness.

ВВЕДЕНИЕ

За последние десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей дошкольного возраста. Достаточно частым отклонением в состоянии здоровья детей в возрасте 4-7 лет являются дефекты речи их распространенность, составляет от 15 до 30% среди дошкольников. Нарушения речи в той или иной степени влияют на различные стороны жизни ребенка: отражаются на его деятельности, поведении, на физиологических функциях детского организма, развитии двигательных и физических качествах [3, 4].

Особое место в системе дошкольного образования занимает физическое воспитание, являясь важным фактором укрепления здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии и физической подготовленности детей. Разнообразные формы проведения занятий по физической культуре призваны вносить огромный вклад в улучшение количественных и качественных критериев физического состояния ребенка [1, 2].

МЕТОДИКА

С целью исследования эффективности применения круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи были сформировать контрольная и экспериментальная группы по 20 человек. В обеих группах дети находились на одинаковом уровне физического развития.

Контрольная группа занималась по традиционной методике физического воспитания по программе «От рождения до школы» три раза в неделю. Экспериментальная группа занималась два раза в неделю по этой же программе, и один раз в неделю по предложенной нами методике применения круговой тренировки.

Создание у детей интереса к круговой тренировке предполагалось использование заранее продуманных организационно-методических приемов. Учитывая, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра, мы проводили круговую тренировку так, чтобы она воспринималась детьми, как часть игры. Наша методика включала разнообразные формы проведения круговой тренировки (рисунок 1).

На развитие физических качеств I на тренажерах)

Элементы фитнес аэробики (степ, фитол)

Рис. 1. Разновидности форм проведения круговой тренировки

Проведение круговой тренировки как организационно-методической формы физической подготовленности детей дошкольного возраста с нарушением речи включало:

- обусловленность выбора упражнений возрастом и особенностями физического состояния детей, задачами и содержанием программы по физическому воспитанию;

- применение разнообразных комплексов круговой тренировки, приемов имитации и звукопроизношения, упражнений с предметами (мячом, обручем, скакалкой), а также специальных организационно-методических приемов, создающих у детей игровую мотивацию к выполнению упражнений;

- направленность комплексов круговой тренировки на разностороннюю физическую подготовку детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи и гармоничное- развитие двигательных качеств;

- использование различных вариантов однотипных упражнений, применяемых на «станциях» круговой тренировки, что позволяет реализовать дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Рекомендуемое количество «станций» круговой тренировки для детей дошкольного возраста составляет от 4 до 8, две-три станции, из которых содержат задания по формированию речи.

Дифференцирование нагрузки в процессе применения круговой тренировки с детьми с нарушением речи проводилось следующими способами:

- изменялась количество «станций» и продолжительность повторений упражнений на «станциях»;

- изменялся темп выполнения упражнений и интервал отдыха;

- варьировались способы и условия выполнения упражнений.

Основным компонентом при проведении круговой тренировки было внедрение упражнений и игр с использованием звукопроизношения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Эффективность разработанной нами методики применения круговой тренировки в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи оценивалась на основе анализа и обобщения результатов педагогического эксперимента. В качестве одного из критериев эффективности разработанной методики применения круговой тренировки рассматривалась хронометрирование занятий по физической культуре.

Данные пульсометрии показали (рисунок 2), что при проведении занятий по физической культуре в экспериментальной группе нагрузка во всех частях занятия соответствовала возможностям детей.

Рис.2. Сравнительная динамика ЧСС на занятии по физической культуре детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Сравнительный анализ динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС) на занятиях в опытных группах показал, что физическая нагрузка в экспериментальной группе оказывает более выраженный тренирующий эффект на организм занимающихся (средний уровень ЧСС во время занятия - 140^160 уд/мин), по сравнению нагрузкой на занятиях в контрольной группе (средний уровень ЧСС во время занятия - 110^130 уд/мин).

Анализ показателей физической подготовленности в конце эксперимента показывает достоверное превосходство детей экспериментальной группы над детьми контрольной группы по ряду качеств: гибкости, скоростно-силовой выносливости, статической выносливости (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительные показатели физической подготовленности детей с нарушением речи

до и после эксперимента (М±т)

Наименование тестов До эксперимента г Р После эксперимента г Р

ЭГ КГ ЭГ КГ

Бег на 30 м 6,5±0,10 6,6±0,04 2 > 0,05 5,7±0,08 6,3±0,08 2,6 <0,05

Вис (с) 5,2±0,87 3,8±0,76 1,4 > 0,05 10,4±0,87 6,2±0,97 3,2 <0,05

На 300 м (мин., сек.) 87±0,74 88±0,73 1 > 0,05 72±0,31 81±0,37 2,3 <0,05

Прыжок в длину с места (см) 101±6,49 106±7,58 1,7 > 0,05 115±5,46 108±1,30 2,4 <0,05

Подъем туловища за 30 сек. (раз) 11,7±0,9 11,5±0,87 0,2 > 0,05 17,9±0,78 14,7±1,19 2,2 <0,05

Гибкость (см) 6,8±0,87 7,8±1,19 0,7 > 0,05 12,1±1,62 8,7±1,08 2,4 <0,05

На основе анализа результатов проведенного исследования были сформулированы следующие выводы: применение метода круговой тренировки на занятиях физической культуры детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи обеспечивает оптимальный уровень нагрузки, адекватной физическому состоянию занимающихся. Способствует положительной динамике, что выражено в достоверном улучшении результатов во всех упражнениях и их превосходстве у детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцова, О.С. Игровые приемы. Как сделать физкультурные занятия интересными / О.С. Воронцова // Здоровье дошкольника: физическое воспитание и оздоровление. - 2011. - № 2. -С. 19-21.

2. Рунова, М.А. Движение день за днем. Двигательная активность - источник здоровья детей: комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды / М.А. Рунова. - М. : Советский спорт, 2007. - 96 с.

3. Шарманова, С.Б. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / С.Б. Шарманова, А.И. Федоров, Е.А. Черепов. - М. : Советский спорт, 2004. - 120 с.

4. Шебеко, В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду: старший дошкольный возраст : пособие для педагогов дошкольных учреждений / В. Н. Шебеко. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 100 с.

REFERENSES

1. Voroncova, O.S. (2011), "Game receptions. How to make sports occupations interesting", Health of the preschool child: physical training and improvement, No. 2, pp. 19-21.

2. Runova, M.A. (2007), Movement day after day. Physical activity - a source of health of children: Complexes ofphysical exercises and games for children of 5-7 years with use of the variable sports and game environment, Soviet sport, Moscow.

3. Sharmanova, S.B., Fedorov, A.I, and Cherepov, E.A. (2004), Circular training in physical training of children of the advanced preschool age: educational and methodical grant, Soviet sport, Moscow.

4. Shebeko, V.N. (2003), Variable sports occupations in kindergarten: advanced preschool age. Grant for teachers of preschool institutions, publishing house of Institute of Psychotherapy, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.01.2015

УДК 796.034.2

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАССОВОГО СПОРТА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются основы функционирования массового спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также причины, сдерживающие его развитие. Приводится анализ уровня спортивной и физической подготовленности призывных контингентов разных годов призыва. Рассматривается влияние опыта занятий спортом молодых людей в допризывный период на общие показатели физической подготовленности.

Ключевые слова: физическая и спортивная подготовленность, массовый спорт, Вооруженные Силы.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p220-223

FUNCTIONING OF MASS SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION ARMED

FORCES

Vasily Petrovich Sorokin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical training, St. Petersburg

Annotation

The article covers the basics of functioning of mass sports in the Armed Forces of the Russian Federation, as well as the reasons hindering its development. The analysis of the level of sports and physi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.