УДК 378.091.398
Применение метода кейсов
в дополнительном профессиональном образовании педагогов с использованием технологий дистанционного обучения
В. А. Савельев
The application of the case method in additional professional education of teachers with the use of distance learning technologies
V. A. Saveliev
Аннотация. В статье раскрывается проблема методического обеспечения дополнительного профессионального образования педагогов в условиях реформирования образования. Анализируются пути решения проблем непрерывного образования педагогов в теории и практике образования, существующие разработки в области методического обеспечения дополнительного профессионального образования и их возможность обеспечить соответствие требований к педагогу со стороны государства и общества. Предлагается адаптированный вариант метода кейсов в дистанционном обучении педагогов с учетом специфики дополнительного профессионального образования и особенностей педагогической деятельности. Представлено описание модели игрового динамического кейса, основанной на интеграции метода кейсов с игровыми технологиями и технологиями дистанционного обучения, включающей содержание, этапы и действия участников обучения при работе над кейсом с использованием дистанционных технологий обучения.
Abstract. The article reveals the problem of methodological support of additional professional education of teachers in conditions of education reform. The ways to solve the problems of continuing education of teachers in the theory and practice of education are analyzed , existing developments in the field of methodological support of additional professional education and their ability to ensure that the requirements for the teacher on the part of the state and society. The adapted version
of the method of case studies in distance education of teachers is offered, taking into account the specifics of additional professional education and the specifics of pedagogical activity. The description of the model of the game dynamic case is presented based on the integration of the method of cases with gaming technologies and technologies of distance learning, including the content, stages and actions of the participants of the training when working on the case with the use of distance learning technologies.
Ключевые слова: активные методы обучения, метод кейсов, дополнительное образование педагогов, интерактивные технологии дистанционного обучения.
Keywords: Active methods of education, case method, additional education of teacher, interactive distance learning technologies.
Динамичные перманентные изменения образовательной системы в Российской Федерации (введение ФГОС, профессиональных стандартов педагогов и др.) ставят перед дополнительным профессиональным образованием (далее - ДПО) задачу поиска форм и методов обучения в рамках повышения квалификации работников образования, позволяющих обеспечить необходимый уровень их профессиональных компетенций и непрерывное профессиональное развитие, т. к. в соответствии с вводимыми профессиональными стандартами «от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил» [1].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в ч. 11 ст. 76 закрепил ва-
риативность в обучении по дополнительным профессиональным программам, которое «может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании». Это создало нормативно-правовые условия для повышения мобильности системы ДПО, позволило ей более гибко отвечать на запросы целевой аудитории, предлагая различные форматы обучений под конкретные задачи, которые ставит перед ней государство, общество и различные категории работников образования. При всех положительных изменениях в ДПО педагогов, обозначился ряд проблем:
- сохраняющаяся дискретность образовательного процесса в системе ДПО (от курсов до курсов), отсроченность решения актуальных проблем работников образования;
- недостаточность каналов и форм коммуникации между работниками образования различных организаций в процессе обучения (не всегда возможно поделиться успешным опытом, организовать обсуждение узкопрофильных вопросов);
- ведущая роль преподавателя организации ДПО в процессе обучения, при дистанцирован-ности слушателей.
Существующие решения в теории и практике ДПО связаны с организационными изменениями в ДПО и разработкой научно- и учебно-методической базы.
В направлении организационной работы одно из приоритетных направлений связано с развитием систем неформального и информально-го повышения квалификации: организация сообществ учителей - методические объединения, ассоциации, профессиональные сообщества в сети интернет на федеральном (Содружество методических объединений http://center. fio.ru/som/; Всероссийский августовский интернет-педсовет http://pedsovet.alledu.ru; «Интернет-государство учителей» www.intergu.ru и др.) и региональном (портал сетевых научно-прикладных проектов ГБУ ДПО ЧИППКРО http://ikt.ipk74.ru/forum/group8, сайт учителей физики Санкт-Петербурга https://www.eduspb. com и др.); проектная деятельность работников
образования в процессе реализации программ повышения квалификации [2; 3; 4] и др. Однако новые организационные формы не всегда обеспечиваются методическими разработками, что создает сложности и снижает эффективность реализации новых форм организации ДПО.
В качестве примера можно привести практику использования дистанционных образовательных технологий, которые позволили расширить круг слушателей ДПО, обеспечить мобильность и оперативность в повышении квалификации работников образования, но при этом методика обучения, сохранившаяся от традиционной системы обучения (изучение нового материала - практические занятия - проверочные работы) не позволила на данном этапе существенно повысить эффективность образования, стать полноценной альтернативой очному обучению.
К другой успешной форме организации ДПО можно отнести интернет-порталы для педагогов, которым удалось стать за короткий промежуток времени площадками неформального повышения квалификации, профессионального саморазвития для многих работников образования, однако логика построения интернет-порталов от интересов конкретного педагога к организации группы по заявленной тематике снижает мотивацию педагогов (сложно найти нужную тему, качество представленных материалов не отвечает потребностям ряда участников), не всегда позволяет оперативно и целенаправленно решать задачи, которые ставит государство, являющееся основным инициатором реформ в образовании. В связи с обозначенными проблемами, актуальным направлением научно-педагогических исследований, на наш взгляд, является разработка методов и форм обучения педагогов в системе ДПО в предлагаемых организационных условиях. Целесообразность предлагаемых методов и форм обучения будет определяться их направленностью на решение следующих задач:
- возможность обеспечить тесную взаимосвязь содержания обучения и ежедневной практики педагогической деятельности работников образования;
- обеспечение преемственности формального и неформального образования на уровне методов и форм обучения для создания непрерывного процесса ДПО;
- вовлечение слушателей в процесс обучения, как активных участников, взаимодействующих между собой в различных ролевых позициях;
- активное использование в обучении профессионального опыта слушателей, проявляющегося в способах решения профессионально-педагогических задач, эмоционально-личностного отношения к этим задачам, опыта оценки задач и рефлексии.
Среди использующихся в современном образовании методов наиболее эффективными для решения обозначенных задач являются методы активного обучения, именно эти методы позволяют максимально активизировать обучающихся, сделать их субъектами обучения [5]. Поскольку мы говорим о необходимости сближения теории и практики, использовании опыта слушателей в решении профессиональных задач, то особое внимание следует уделить методу кейсов, представляющему собой метод активного проблемно-ситуационного анализа, который строится на обучении путем решения определенных задач-ситуаций, который является неигровым имитационным активным методом обучения [6]. Данный метод позволяет максимально приблизить обучение к реальным профессиональным ситуациям, активизировать взаимодействие участников, актуализировать их опыт решения профессиональных задач. Перед педагогом ставится задача научиться создавать учебные ситуации, являющиеся особыми структурными единицами учебной деятельности, а также умение переводить учебные задачи в учебную ситуацию [7, с. 89]. Но при этом данный метод не лишен недостатков:
- кейс фиксирует ситуацию в определенном состоянии, как набор состоявшихся событий, фактов, что не соответствует динамике реальных ситуаций в профессиональной деятельности;
- кейс предполагает решение на основании определенных объективных условий, ограничивая возможности изучения и учета субъективных факторов.
Эти ограничения кейс-метода приобретают особое значение в системе ДПО педагогов, что связано с особенностями педагогической деятельности и решаемыми в ней профессиональными задачами. Так, В. А. Сластенин с соавторами, обращают внимание на специфику педа-
гогической задачи, которая «состоит и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом-учеником. Нельзя не учитывать и проблему средств решения педагогических задач, так как они могут быть внутренними, свойственными субъектам, решающим их, и внешними, не характерными для субъектов, но используемыми ими» [8, с. 506].
В этой связи мы рассмотрели возможность адаптации метода кейсов для решения поставленных задач в ДПО педагогов. Преимуществом этого метода «является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным в условиях реализации системно-деятельностного подхода к обучению» [9, с. 73].
Необходимость максимального вовлечения слушателей в обучение, поддержания мотивации потребовали интеграции метода кейсов с игровыми методами. Обеспечение непрерывности образования, взаимосвязи формального и неформального образования привели нас к использованию информационных технологий, средств дистанционного образования, которые позволили поддерживать коммуникации с обучающимися на длительном отрезке времени, сохраняя их вовлеченность в процесс решения ситуации. На основе этих идей была реализована модель игрового динамического кейса, включающая.
1. Содержание кейса. Отображение педагогической ситуации с описанием ее текущего состояния в формате повествования; фактические материалы, конкретизирующие ситуацию, создающие ресурсную базу для ее решения.
2. Этапы работы над кейсом.
Первый этап.
Предоставление слушателям ситуации и материалов для самостоятельного изучения. Знакомство с ситуацией, ее особенностями. Основной текст представляется в виде сюжетного рассказа с описанием событий, действующих лиц, что создает эффект вовлечения обучающихся, реальности ситуации. О значимости и важности такой работы педагога рассмотрено в работе Н. Ю. Хафизовой [10].
На данном этапе кейс со всеми необходимыми материалами выкладывается в открытом доступе на сайте. Происходит регистрация участников рабочей группы по решению кейса.
Материалы кейса могут содержать: описание определенной ситуации (случай, проблема, история из реальной жизни); характеристику обстоятельств ситуации (время, место, особенности действия или участников ситуации); документы; видеофрагменты; комментарий ситуации (авторские, участников ситуации).
Второй этап.
Выделение слушателями основных проблем, которые требуют решения. Формируются основные сюжетные линии, по которым в дальнейшем будет развиваться кейс. Эти сюжетные линии могут формироваться исключительно на мнении обучающихся (открытые кейсы), а могут быть частично заданы модератором для фокусировки на актуальных вопросах.
В соответствии с основными сюжетными линиями модератор может подготовить дополнительные материалы для обучающихся (управленческие документы, мнения участников и др.). В зависимости от учебных задач на этом этапе необходимо определиться с целесообразностью ведения общего форума на сайте по всем сюжетным линиям кейса или открыть несколько отдельных веток форума.
Третий этап.
Определение обучающимися концепций, теорий для решения проблем кейса. Поиск оптимальных решений.
Поиск решений может происходить в формате работы групп. В этом случае модератор делит обучающихся на группы, назначает время общего обсуждения каждой группы, когда участники встречаются для выработки общего решения в сети. Результаты работы каждой группы оформляются в виде решения по заданным параметрам и выкладываются в общий доступ на форуме.
В случае индивидуальной работы, каждый участник самостоятельно предлагает решение и выкладывает его на форуме.
После того как все участники представили свои проекты решений, открывается возможность комментировать решения. Происходит обмен мнениями, суждениями.
Четвертый этап.
Прогноз последствий принятия решения. Участникам предлагается оценить каждое из решений на предмет его эффективности. По итогам оценки участникам предлагается вариант, набравший наибольшее количество баллов.
После принятого решения каждый зарегистрированный участник получает бланк, в котором ему предлагается описать в заданной форме дальнейший вариант развития событий в заданной ситуации кейса, с учетом принятого решения (поведение участников ситуации, принятие участниками решений, их отношение к решению и др.).
Все варианты собираются модератором, и конструируется дальнейшее развитие ситуации (это может быть один из предложенных прогнозов обучающихся, либо обобщенный вариант, исходя из задач обучения и потребностей обучающихся).
Дальнейший вариант развития ситуации презентуется с комментариями модератора обучающимся. В рамках выбранных сюжетных линий принимают решение о продолжении данной линии или ее завершении в связи с решением проблемы / заведением ситуации в тупик.
Модератор предоставляет дополнительные материалы (они должны конкретизировать ситуацию, придать ей дополнительное эмоциональное наполнение, создать у обучающихся ощущение причастности, реальности) по сюжетным линиям, которые будут продолжены.
Пятый этап.
Участники формируют новую последовательность действий (решение) с учетом полученной информации и динамики развития ситуации. Каждое решение сопровождается пакетом материалов (разработанных документов, моделей, алгоритмов и т. п.).
Модератор ведет мониторинг форумов, решая задачи: отбора наиболее интересных предложений; опыта, представленного участниками; изучения актуальных вопросов для последующего обсуждения, педагогической поддержки участников в решении актуальных вопросов.
Цикл этапов может повторяться несколько раз, пока каждая сюжетная линия не будет исчерпана. После этого подводятся итоги. Оцениваются и обсуждаются результаты.
Презентуются наиболее удачные решения, инструменты, техники, разработанные в ходе решения кейса. Каждый участник обращается к общей базе разработанных материалов и объясняет, что он будет использовать в дальнейшей работе. В случае наличия материалов, которые требуют доработки под задачи конкретных образовательных организаций, могут фор-
мироваться рабочие группы из заинтересованных участников, которые смогут совместными усилиями закончить разработку материалов.
3. Описание действий преподавателя (модератора) и обучающихся на различных этапах работы.
Первый этап: модератор предоставляет материалы, консультирует по структуре работы; обучающиеся знакомятся с материалами, изучают инструкции.
Второй этап: активная роль переходит к обучающимся, которые формулируют проблемы, высказывают свое отношение к ним, а модератор занимает позицию аналитика, который собирает информацию и формирует основные направления дальнейшей работы, определяет целесообразность выведения отдельных проблем в самостоятельные направления обсуждения.
Третий этап: Обучающиеся самостоятельно ищут решения, их теоретико-методологическое обоснование, а модератор организует и координирует работу (формирует рабочие группы, предлагает регламент их деятельности, ориентирует обучающихся в необходимых ресурсах, направлениях поиска информации, может выступать фасилитатором), но не вмешивается в содержание сформулированных проблем и предлагаемые решения.
Четвертый этап: обучающиеся оценивают принятые решения, прогнозируют развитие событий по итогам принятых решений; задачи модератора расставить ключевые акценты в предложенных решениях, формализовать результат (предложить технологии оценки, формы описания результатов и т. п.) и помочь обучающимся перейти от роли экспертов (решающих проблему) к роли субъектов ситуации (которые выступают включенными участниками ситуации и определенным образом реагируют на принятые решения, включая эмоциональные, спонтанные реакции, личностные установки и т. п.), что требует от модератора компетенций в области психолого-педагогической поддержки группы, владения техниками управления игровой динамикой, коучинговыми техниками.
Пятый этап: задача модератора обеспечить включенность каждого участника в процесс решения задач через групповые формы работы, стимулирование обсуждения опыта каждого участника на форумах, связанного с решением подобного типа задач. В завершение этапа мо-
дератор берет на себя роль эксперта, который помогает участникам оформить принятые решения и разработанные техники, консультирует обучающихся. Этап можно считать завершенным, если обучающиеся сумели перейти от идей и общих рассуждений к конкретным инструментам решения обозначенных ранее проблем, понимают, как созданные инструменты могут быть использованы в их практике педагогической деятельности. Такой формат работы с кейсом позволяет использовать его в качестве диагностического инструмента для выявления актуальных проблем для участников, оценки их компетенций в области анализа ситуации, поиска решений, планирования и оценки действий. На основе полученных данных возможно формирование новых программ повышения квалификации, оценочных инструментов, определение перспективных исследовательских проектов. Таким образом, использование метода кейсов, интегрированных с игровыми и дистанционными технологиями обучения, позволяет формировать среду для непрерывного образования работников образования в системе ДПО, в которой может проходить диагностика актуальных проблем для образовательных организаций, оценка уровня сформированности профессиональных компетенций слушателей, многовекторное взаимодействие участников обучения, оказание педагогической поддержки по текущим актуализированным вопросам профессиональной деятельности.
Библиографический список:
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html. (дата обращения: 23.12.2016).
2. Кисляков А. В. Неформальное повышение квалификации педагогических работников посредством проектирования инновационных продуктов / А. В. Кисляков, А. В. Щербаков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2014. - № 1 (18). - С. 82-92.
3. Мукина О. Г. Проектная деятельность как одна из форм повышения квалификации педагогов / О. Г. Мукина // Электронное обучение в непрерывном образовании : сборник статей конференции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //elibrary.ru/download/elibrary_ 26111657_38480355.pdf (дата обращения: 23.12.2016).
4. Тусеева М. Г. Педагогическая студия как форма повышения квалификации учителя в системе методической работы общеобразовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Тусеева Марина Георгиевна. - М., 2009. - 228 с.
5. Дубовец И. А. Методика формирования умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов направления рекламы и связей с общественностью /
A. А. Найн, И. А. Дубовец // Вестник ЮжноУральского государственного университета. -2014. - № 3. - С. 48-53.
6. Колесник Н. П. Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике : методические рекомендации. В 2-х частях / Н. П. Колесник. -СПб. : НП «Стратегия будущего», 2006 - 198 с.
7. Пяткова О. Б. Формирование метапред-метных результатов обучения посредством ситуационных задач на уроках химии / О. Б. Пят-кова, Н. З. Хасанова // Инновационная наука. -2016. - № 12 (3). - С. 88-91.
8. Сластенин В. А. и др. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
B. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.
9. Уткина Т. В. Достижение метапредметных результатов через учебно-исследовательскую и проектную деятельность : учебное пособие / Т. В. Уткина, Е. А. Низдиминова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 192 с.
10. Хафизова Н. Ю. Самостоятельная работа педагогов в условиях дополнительного профессионального образования / Н. Ю. Хафизова // Инновационная наука. - 2016. - № 8-2. -
C. 192-195.
References:
1. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 10/18/2013 No. 544n Moscow "About the Approval of the Professional Standard "Teacher (pedagogical activ-
ity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (teacher, teacher)" [Ob utverzhdenii professional'nogo stan-darta "Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnov-nogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')"] [Web resource]. Access mode: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html. (accessed date: 12/23/2016).
2. Kislyakov A. V. Informal advanced training of pedagogical workers through the design of innovative products [Neformal'noe povyshenie kvalifi-kacii pedagogicheskih rabotnikov posredstvom proektirovanija innovacionnyh produktov] / A. V. Kislyakov, A. V. Shcherbakov // Scientific support of a system of advanced training: scientific and theoretical journal, 2014, No. 1 (18), pp. 82-92.
3. Mukina O. G. Project activity as one of the form-raising skills of teachers [Proektnaja dejatel'nost' kak odna iz formpovyshenija kvalifikacii pedagogov], O. G. Mukina // Electronic learning in continuous education. Collection of articles of the conference [Web resource]. Access mode: http://elibrary.ru/download/elibrary_26111657_38 480355.pdf (accessed date: 12/23/2016).
4. Tuseeva M. G. Pedagogical studio as a form of teacher training in the system of methodical work of the general educational institution [Pedagogicheskaja studija kak forma povyshenija kvali-fikacii uchitelja v sisteme metodicheskoj raboty obshheobrazovatel'nogo uchrezhdenija]: dis. ... cand. of Ped. Sciences: 13.00.08 / Tuseeva Marina Georgievna. Moscow, 2009. 228 p.
5. Dubovets I. A .Technique of forming the skills of independent educational and professional activities of students in the direction of advertising and public relations [Metodika formirovanija umenij samostojatel'noj uchebno-professional'noj dejatel'nosti studentov napravlenija reklamy i svja-zej s obshhestvennost'ju] / A. A. Nine, I. A. Dubo-vets // Nespaper of the South Ural State University. Chelyabinsk, 2014, No. 3, pp. 48-53.
6. Kolesnik N. P. Case-stage in interactive teaching of pedagogy: methodological recommendations - in 2 parts [Kejs-stadi v interaktivnom obuchenii pedagogike: metodicheskie rekomenda-cii - v 2-h chastjah] // SPb "Strategy of the future", 2006. 198 p.
7. Pyatkova O. B., Khasanova N. Z. Formation of meta-subject learning by means of situational problems at chemistry lessons [Formirovanie me-
о соД'Ио,^
ЧИППКРО
tapredmetnyh rezul'tatov obuchenija posredstvom situacionnyh zadach na urokah himii] / O. B. Pyatkova, N. Z. Khasanova // Innovative science, 2016, No. 12-3, pp. 88-91.
8. Slastenin V. A. and others. Pedagogy: Textbook for students of higher pedagogical educational institutions [Pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij] / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; ed. by V. A. Slastenin. Moscow: Academy, 2002. 576 p.
9. Utkina T. V., Nodiminova E. A. Achievement of meta-subject results through educa-
tional research and project activities: textbook [Dostizhenie metapredmetnyh rezul'tatov che-rez uchebno-issledovatel'skuju i proektnuju de-jatel'nost': uchebnoe posobie] / T. V. Utkina, E. A. Nizdiminova. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2014.192 p.
10. Khafizova N. Yu. Independent work of teachers in conditions of additional professional education [Samostojatel'naja rabota pedagogov v uslovijah dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovanija] / N. Yu. Khafizova // Innovative Science, 2016, No. 8-2, pp.192-195.