ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
УДК 342.9
Кулаков Николай Андреевич Kulakov Nikolay Andreevich
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административного права и АСД ОВД Дальневосточный юридический институт МВД России (680020, Хабаровск, пер. Казарменный, 15)
candidate of sciences (law), teacher of chair of administrative law and ASD department of internal affairs
Ministry of internal affairs Far East legal institute of Russia (15 Kazarmenny per., Khabarovsk, 680020) E-mail: [email protected]
Применение мер административной ответственности за правонарушения в области авторских и смежных прав органами внутренних дел
Application of administrative responsibility for offenses in the field of copyright and related rights by the bodies of internal affairs
Статья посвящена исследованию административной ответственности как способу защиты авторских и смежных прав. В рамках статьи автор анализирует правовые основы административной ответственности за правонарушения в области авторских и смежных прав, рассматривает особенности применения мер административной ответственности в указанной области органами внутренних дел, а также формулирует ряд предложений по повышению их эффективности.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, авторские и смежные права, административная ответственность, органы внутренних дел.
The article is devoted to administrative responsibility as a method of protection of copyright and related rights. Within the article, the author examines the legal basis of administrative responsibility for offenses in the field of copyright and related rights, considers the features of the application of measures of administrative responsibility in this area by the bodies of Internal Affairs, and formulates a number of proposals to improve their efficiency.
Keywords: intellectual property, copyright and related rights, administrative responsibility, the bodies of internal affairs.
Как известно, важнейшая задача любой правовой системы состоит в обеспечении эффективной защиты субъективных правомочий [1]. На сегодняшний день не последнее место в этом ряду занимают интеллектуальные и, в частности, авторские и смежные права. Серьезным аргументом в пользу актуальности совершенствования различных способов защиты авторских и смежных прав является тот факт, что их экономическое значение возрастает год от года. По данным иностранной печати, в США объем рынка только одной такой области, как авторское и смежное право уже давно превосходит ряд крупных и традиционных отраслей экономики [2, с. 95—108]. Не меньшее значение имеет интеллектуальная собственность и для развивающейся российской экономики. Как отметил Президент РФ В. Путин, «формирование современного, цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, обеспечение
эффективной и надежной защиты прав всех его участников является, без сомнения, одним из ключевых условий инновационного развития и комплексной модернизации экономики России и других государств СНГ» [3, с. 45].
Институт авторского права регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы или искусства. Права, смежные с авторскими (смежные права), являются зависимыми, производными от авторских прав. Перечень объектов смежных прав закреплен в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ). К их числу законодатель относит исполнения; сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств иной организацией; фонограммы; базы данных; публикации [4, с. 275].
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
103
Кулаков Н.А. Применение мер административной ответственности за правонарушения в области авторских и смежных прав органами...
Кулаков Н.А. Применение мер административной ответственности за правонарушения в области авторских и смежных прав органами...
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
Первоначальным субъектом авторских и смежных прав всегда является физическое лицо, творческим трудом которого создан тот или иной результат интеллектуальной деятельности, — автор. Ему принадлежит весь комплекс авторских или смежных прав — личные неимущественные права, исключительное право (имущественное право) на использование интеллектуальной собственности в любой форме и любым не противоречащим закону способом, а также иные права (например, право следования — право на часть цены оригинала произведения при публичной продаже).
Субъектами авторских и смежных прав также выступают лица, которые обладают исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности, перешедшими к ним от автора по различным основаниям (в силу закона либо на основании договора). Таких субъектов именуют правообладателями.
Гражданское законодательство предусматривает целый комплекс гражданско-правовых мер, направленных на защиту авторских и смежных прав. В частности, в статьях 1250, 1253, 1301, 1311 ГК РФ идет речь о различных способах защиты авторских и смежных прав, в том числе о мерах ответственности гражданско-правового характера [5, с. 42—52]. Вместе с тем, российское законодательство предусматривает и иные меры по защите авторских и смежных прав. К их числу, бесспорно, следует отнести меры административной ответственности, правовым основанием которой является часть 1 статьи 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Объективная сторона исследуемого состава административного правонарушения выражается в совершении действий, направленных на незаконное использование объектов авторских и смежных прав в целях извлечения доходов. Способы использования произведений и фонограмм перечислены в пункте 2 статей 1270, 1317, пункте 2 статей 1324, 1330, 1334, 1339 ГК РФ (например: воспроизведение, публичный показ, импорт и т. д.). Любой из способов, закрепленных в перечисленных статьях, можно считать незаконным, когда действия совершены без согласия правообладателей.
Дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1) на основании протоколов, составленных должностными лицами органов внутреннихдел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), таможенных органов (п. 12 ч. 2 ст. 28.3), органа, осу-
ществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, за совершение нарушений в сфере массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3).
Особое место в системе органов исполнительной власти, осуществляющих предупреждение и пресечение административных правонарушений в области авторских и смежных прав, занимают органы внутренних дел. В соответствии с приказом МВД России «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению административных протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» протоколы об административных правонарушениях, предусмотрен-ныхстатьей 7.12, уполномочены составлять:
— должностные лица подразделений по организации применения административного законодательства (далее — ООПАЗ);
— должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства (далее — ИАЗ) [6].
Согласно официальным статистическим данным в 2010—2014 годах сотрудниками органов внутренних дел было пресечено 25 934 административных правонарушения по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (2010 г. — 2072, 2011 г. — 7837, 2012 г. — 4620, 2013 г. — 5300; 2014 г. — 6105 правонарушений). Помимо подразделений ООПАЗ и ИАЗ, деятельность по пресечению административных правонарушений в области авторских и смежных прав осуществляют и иные подразделения органов внутреннихдел (участковые уполномоченные полиции; подразделения патрульно-постовой службы и др.). Например, в 2014 году участковыми уполномоченными полиции было пресечено около 10% от числа всех правонарушений по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ, пресеченных органами внутреннихдел натерритории РФ.
Таким образом, как свидетельствует официальная статистика, органы внутренних дел активно применяют административное законодательство, направленное на защиту авторских и смежных прав. При этом анализ материалов дел об административных правонарушениях демонстрирует, что дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ возбуждаются преимущественно по факту выявления контрафактных дисков либо незаконного использования программ для ЭВМ [7].
Тем не менее не секрет, что не менее массовыми являются нарушения авторских и смежных прав, связанные с нелегальным воспроизве-
дя
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
дением музыкальных произведений в развлекательных заведениях. Правительством РФ утверждены Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях [8]. В соответствии с Правилами плательщиками являются юридические лица и физические лица — индивидуальные предприниматели. Так, если предприниматель осуществляет или организует публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в месте, открытом для всеобщего пользования, то он должен заплатить за использование фонограммы. Плата за использование объектов авторских и смежных прав взимается Российским авторским обществом (далее — РАО) и распределяется между правообладателями [9].
Если предприниматель, использующий объекты авторских или смежных прав, не осуществляет необходимых отчислений, то налицо признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ. Однако, как мы отмечали выше, несмотря на распространенность таких правонарушений, выявляются они крайне редко. В связи с этим интересна практика отдельных регионов, в которых правонарушения подобного рода были выявлены, а виновные привлечены к административной ответственности. В качестве примера приведем материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ № 5-268/10 [10].
Из материалов дела следует, что в отдел по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства (далее — ОБСПР и ИАЗ) УВД по Петроградскому району г. Санкт-Петербурга поступило заявление от председателя регионального отделения Всероссийского общества интеллектуальной собственности (далее — ВОИС) по г. Санкт-Петербургу. Заявление содержало информацию о том, что руководитель ЗАО «СПБ Сеть пивных баров» осуществляет публичное исполнение музыкальных произведений без согласия авторов. По факту данного заявления должностными лицами органов внутренних дел была проведена проверка, в ходе которой был произведен осмотр одного из помещений ЗАО «СПБ Сеть пивных баров». В ходе данного процессуального действия установлено, что на момент осмотра руководство ЗАО «СПБ Сеть пивных баров» действительно осуществляло публичное исполнение музыкальных произведений в целях создания ком-
фортной обстановки для посетителей, то есть для увеличения оборота предприятия и получения прибыли.
В дальнейшем инспектором ОБСПР и ИАЗ УВД по Петроградскому району г. Санкт-Петербурга по данному факту было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. После завершения административного расследования дело было направлено в Петроградский районный суд г. Санкт-Петербурга, который вынес решение о привлечении руководителя ЗАО «СПБ Сеть пивных баров» к административной ответственности.
Необходимо отметить, что роль представителей ВОИС не ограничилась только составлением и подачей заявления. Из материалов дела следует, что в ходе проверки информации об административном правонарушении и в рамках административного расследования сотрудники ВОИС принимали участие в осмотре помещения ЗАО «СПБ Сеть пивных баров», выступали в качестве свидетелей, а также представляли интересы обладателей нарушенных авторских прав по доверенности. Приведенный пример далеко не единственный в практике органов внутренних дел г. Санкт-Петербурга. Из 12 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ, проанализированных в ходе настоящего исследования, 10 дел возбуждено по поводу заявления представителей ВОИС или РАО [11].
Материалы дел демонстрируют, как активная позиция общественных организаций способствовала пресечению административного правонарушения и привлечению виновных лиц к административной ответственности. В связи с этим, на наш взгляд, важным направлением повышения эффективности применения органами внутренних дел мер административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав является налаживание устойчивого взаимодействия с общественными правозащитными организациями (прежде всего — РАО и ВОИС).
Подводя итог, хотелось бы отметить, что в современном мире взаимодействие между органами внутреннихдел и общественностью давно признается залогом эффективного противодействия правонарушениям. Например, в доктрине KAPRA, лежащей в основе функционирования полиции Канады, а затем и большинства полицейских подразделений стран Европы, содержится положение о том, что полиция и население являются партнерами и в качестве партнеров
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
105
Кулаков Н.А. Применение мер административной ответственности за правонарушения в области авторских и смежных прав органами...
Кулаков Н.А. Применение мер административной ответственности за правонарушения в области авторских и смежных прав органами...
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
они в равной степени несут ответственность за состояние правопорядка [12, с. 14].
В российской науке сторонниками такого подхода являются П.Н. Астапенко и С.А. Дер-бичева. Рассуждая о взаимодействии полиции и населения, они используют термин «социализация полиции и милиции». По их мнению, взаимодействие — один из самых эффективных и результативных механизмов защиты граждан от противоправных посягательств со стороны государственных и негосударственных структур, в основе которого активная жизненная позиция каждого гражданина, его личная заинтересованность в создании высокоэффективных инструментов и институтов, обеспечивающих безопасность его жизнедеятельности [13, с. 50].
Одним из ключевых направлений повышения эффективности применения органами внутренних дел мер административной ответственности за нарушение авторских и смежных прав является налаживание устойчивого взаимодействия с общественными правозащитными организациями (прежде всего — РАО и ВОИС). С этой целью представляется целесообразной организация совместных круглых столов с целью обмена информацией, обсуждение проблем защиты авторских и смежных прав. Для повышения эффективности такого взаимодействия видится необходимым заключение соглашения между управлениями внутренних дел по субъектам РФ и региональными отделениями ВОИС и РАО (см. приложение).
Приложение
ПРОЕКТ СОГЛАШЕНИЯ о взаимодействии Министерства
внутренних дел Российской Федерации с Российским авторским обществом
г. Москва
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) в лице заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации ___________, действующего на основании доверенности Министра внутренних дел Российской Федерации _____от ____________________ 20__ года
№ ____, с одной стороны, и Российское авторское
общество в лице Председателя______, действу-
ющего на основании Устава Российского авторского общества, с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.
Статья 1
В целях эффективного выполнения задач, возложенных на Стороны, для обеспечения взаимного информационного обмена о фактах нарушения авторских и смежных прав, совместного поиска путей
совершенствования административной ответственности в области законодательства об авторских и смежных правах, а также противодействия таким правонарушениям, Стороны на безвозмездной основе будут осуществлять сотрудничество и обмен информацией, представляющей взаимный интерес.
Статья 2
МВД России в лице своих территориальных органов в субъектах РФ организует проведение научнопрактических семинаров, посвященных противодействию правонарушениям в сфере законодательства об авторских и смежных правах. В семинарах принимают участие сотрудники органов внутренних дел, в чью компетенцию входит профилактика и пресечение административных правонарушений в области законодательства об авторских и смежных правах, а также представители региональных отделений Российского авторского общества.
Статья 3
Совместные научно-практические семинары проводятся на базе управлений территориальных органов МВД России. Условия проведения таких семинаров (место, дата, повестка, периодичность и др.) определяются сторонами совместно.
Периодичность проведения семинаров не может составлять менее одного раза в год.
Статья 4
Руководители региональных отделений Российского авторского общества обеспечиваютучастие своих представителей в научно-практических семинарах.
Статья 5
В рамках научно-практических семинаров на обсуждение выносятся вопросы, связанные:
с основами законодательства об авторских и смежных правах и законодательства об административной ответственности за его нарушение;
с нарушениями авторских и смежных прав, выявленными представителями Российского авторского общества и наличием в них признаков административных правонарушений;
с зарегистрированными на территории субъекта РФ объектами авторских и смежных прав.
Статья 6
Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок и вступает в силу со дня его подписания.
Статья 7
Соглашение может быть расторгнуто по инициативе одной из Сторон путем письменного уведомления другой Стороны не позднее чем за шесть месяцев до даты его расторжения. Стороны до даты расторжения Соглашения выполняют принятые на себя в соответствии с Соглашением обязательства.
Статья 8
Настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон может быть изменено или дополнено в любое время. Все изменения и дополнения к настоящему Соглашению действуют после подписания их обеими Сторонами.
Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному эк-земплярудля каждой из Сторон.
106
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
Примечания
1. Погосян Е.В. Классификация мер защиты авторских прав // Юридический мир. 2009. № 8.
2. Петров Е.Н. Организационно-правовые проблемы, препятствующие противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 12.
3. Из приветствия В. Путина участникам Международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности». Москва, 2013 г. // Юрист. 2013. № 13.
4. Комментарий к части четвертой ГК РФ / под ред. А.Л. Маковского. М., 2008.
5. Еременко В.И. Вопросы ответственности за нарушение авторских и смежных прав в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2011. № 8.
6. О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию: приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 23.
7. Анализ проводился на основе 50 судебных решений судов общей юрисдикции Хабаровского, Приморского краев, Новосибирской, Нижегородской, Волгоградской, Ростовской областей методом свободной выборки за период с начала 2011 по конец 2014 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www. gcourts.ru (дата обращения: 17.02.2014).
8. Об утверждении Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях: постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 988 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 2, ст. 12.
9. Об утверждении положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами: постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 992 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 2, ст. 114.
10. Архив Петроградского районного суда г. Санкт-Петербурга, материалы дела № Б-268/10.
11. Исследование проводилось в районных судах г. Санкт-Петербурга (Петроградский, Василеостров-ский, Невский, Калининский), март 2013 г.
12. Взаимодействие милиции/полиции и населения: отечественный и зарубежный опыт / под общ. ред. С.А. Дебичевой, И.Ч. Шушкевича. Смоленск, 2001.
13. Дербичееа С.А., Астапенко П.Н. Социализация полиции и партнерство с населением как стратегия борьбы с преступностью: европейское ноу-хау // Закон и право. 2002. № 1.
Notes
1. Pogosyan E.V. Classification of measures of protection of copyright // Legal world. 2009. № 8.
2. Petrov E.N. The organizational and legal problems interfering counteraction to violations in the sphere of intellectual property//the Property relations in the Russian Federation. 2013. № 12.
3. From V. Putin's greeting to participants of the international forum «Innovative Development through the Market of Intellectual Property», Moscow, 2013 // Lawyer. 2013. № 13.
4. The comment to part of the fourth of the Civil Code of the Russian Federation / ed. A.L. Makovsky. Moscow, 2008.
5. Eremenko V.I. Questions of responsibility for violation of copyright and related rights in the Russian Federation // Legislation and economy. 2011. № 8.
6. About powers of officials of system of the Ministry of internal affairs of Russia on drawing up protocols on administrative offenses and administrative detentions: order of the Ministry of internal affairs of 05.05.2012 № 403 // Bulletin of regulations of federal executive authorities. 2012. № 23.
7. The analysis was carried out on the basis of 50 judgments of courts of law Khabarovsk, Seaside, Novosibirsk, Nizhny Novgorod, Volgograd, Rostov areas by method of free selection from the beginning 2011 on the end of 2014 [An electronic resource]. URL: http://www. gcourts.ru (date of the address: 17.02.2014).
8. About the approval of the Rule of collecting, distribution and payment of remuneration to performers and manufacturers of soundtracks for use of the soundtracks published for commercial purposes: resolution of the Government of the Russian Federation of December 29, 2007 № 988 // Collection of legislative acts of the RF. 2008. № 2, art. 12.
9. About the adoption of provision on the state accreditation of the organizations exercising collective control of copyright and related rights: resolution of the Government of the Russian Federation of December 29, 2007 № 992 // Collection of legislative acts of the RF. 2008. № 14.
10. Archive of Petrograd district court of St. Petersburg, case papers № B-268/10.
11. Research was conducted in district courts of St. Petersburg (Petrograd, Vasileostrovsky, Nevsky, Kalinin), March, 2013.
12. Interaction of militia/police and population: domestic and foreign experience / ed. S.A. Debicheva, I.Ch. Shushkevich. Smolensk, 2001.
13. Derbicheva S.A., Astapenko P.N. Socialization of police and partnership with the population as strategy of fight against crime: European know-how // Law and right. 2002. № 1.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 3 (31)
107
Кулаков Н.А. Применение мер административной ответственности за правонарушения в области авторских и смежных прав органами...