УДК 159.9:343.815
Пестриков Денис Викторович
кандидат психологических наук
Юрина Ольга Игоревна Матвеенко Вадим Евгеньевич
кандидат педагогических наук, доцент Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань
[email protected], [email protected], [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИТАТИВНЫХ ТЕХНИК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В статье приводятся данные исследования особенностей применения медитативных техник в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Было обследовано 105 сотрудников УИС, использовалась батарея психодиагностических методик: беседа, анкетирование, экспертный опрос, Шкала тревоги Спилбергера. Для анализа массива данных использовались методы математической статистики. На основании полученных результатов делается вывод о том, что использование и применение медитативных техник в деятельности сотрудников УИС позволяет снять физическое и психическое напряжение, утомление, стрессовые реакции. В результате сравнительного анализа показателей (полученных до и после тренинга) по психодиагностической методике «Шкала тревоги Спилберга» были получены значимые различия на уровне значимости р<0,001 по Ркритерию Стьюдента. Применение в рамках тренинга медитативных техник позволило участникам привести в норму свое психическое состояние в кратчайшие сроки, овладеть практическими навыками саморегуляции. Этот пример из практической деятельности психолога УИС наглядно демонстрирует эффективность медитативных психотехник при использовании их в качестве релаксирующих и восстанавливающих методик.
Ключевые слова: медитация, медитативные техники, стресс, конструктивное поведение, экстремальные условия жизнедеятельности.
Анализ исследований в области юридической психологии свидетельствует о том, что криминальная ситуация остается сложной, при этом исходя из официальной статистики мы видим, что она имеет разноплановый характер и задевает все социальные слои общества. Уголовно-исполнительная система (далее - УИС) непосредственно сталкивается с существующим противостоянием преступности закону, в рамках организации исполнения наказаний. Успешное решение УИС данной задачи во многом определяется уровнем психологической готовности персонала. Психологическое сопровождение деятельности сотрудников УИС является важной задачей, решение которой позволит поддерживать необходимый уровень конструктивного поведения. В настоящее время происходит увеличение морально-психологической нагрузки на сотрудников УИС, что без специальной готовки снижает уровень эффективности их служебно-профессиональной деятельности, ускоряется процесс эмоционального выгорания [2].
Деятельность сотрудников УИС осуществляется в экстремальных условиях жизнедеятельности, в виду наличия профессионального риска. Данные условия профессиональной деятельности обуславливают необходимость обучения персонала УИС методам психогигиены, препятствующих развитию дистресса. Постоянное нахождение в экстремальных условиях жизнедеятельности приводит к изменению в функционировании психики сотрудника, часто встречаются следующие негативные маркеры: повышается риск психологических срывов, страх, переутомление, ситуативная раздражительность, бессонница, снижается аппетит. Наиболее опасное воздействие экстремальных ус-
ловий жизнедеятельности оказывается тогда, когда воздействие на психику осуществляется постоянно или систематически, в случаях когда отсутствует возможность восстановления сил естественным путем. Указанные положения способствуют развитию различного рода деструктивных форм поведения сотрудника в процессе осуществления профессиональной деятельности [7].
Проявление деструктивных форм поведения обусловлено высоким уровнем сложности и напряженности службы в пенитенциарных учреждениях, негативной и угнетающей атмосферой исправительных учреждений, а так же особенностями служебной деятельности сотрудников УИС. В своей деятельности сотрудники постоянно испытывают неприязнь, и даже ненависть по отношению к себе со стороны осужденных. В связи с этим довольно часто имеют место случаи психологического давления, то есть открытой и скрытой агрессии, в отношении сотрудников со стороны осужденных.
В среде сотрудников, также встречаются различные формы провокаций - «моббинг». В совокупности со строгими рамками служебных полномочий и необходимостью действовать в рамках правового поля, эти факторы оказывают негативное воздействие на психику сотрудника. Например, причиной моббинга часто выступают отличия сотрудника от общепринятых норм в организации. Как правило, «жертвами» являются грамотные, открытые, образованные, жизнерадостные, успешные, способные и желающие изменить деструктивные формы функционирования организации. «Жертва» моббинга постоянно испытывает различного рода притеснения, выражающееся в насмешках, унижениях, а, в конечном счете, вытеснение сотрудника
© Пестриков Д.В., Юрина О.И., Матвеенко В.Е., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
41
с его «места». В искусственно созданной ситуации сотрудник испытывает сильнейший стресс, причины которого с трудом объясняются и рационализируются личностью. Психологическое напряжение сказывается на безопасности сотрудника, деформации личностных качеств и ухудшении физического здоровья, и как следствие происходит ухудшение в сфере межличностных отношений.
Действия «жертвы» поддаются оценке и последующей критике, как членов коллектива, так и его сотрудников, при этом бывшие союзники также противопоставляют ее себе, в результате чего она остается в социальной депривации. Распространяя сплетни и инсинуации, за спиной у «жертвы» идет постепенное ее втягивание в процесс функционирования моббинга. Простейшим приемом для осуществления моббинга является «расщепление», принципом действия которого является стравливание членов коллектива друг с другом для того, чтобы отомстить за мнимые обиды и оскорбления, нанесенные инициатору.
Еще одним негативным фактором является как низкая престижность профессии в обществе, так и повышенная требовательность к морально-волевым качествам сотрудников, со стороны руководства. Большинство граждан недопонимают серьезность и значимость деятельности сотрудников УИС, и вследствие этого считают сотрудников агрессивными, озлобленными людьми [1]. Встречая такое непонимание со стороны окружающих людей, сотрудники испытывают психологический дискомфорт, что приводит к изменению стратегии поведения и выражается в специфике статусно-ролевых отношений.
Совокупность негативных факторов, воздействующих на психику сотрудника, способствует прогрессивному развитию профессионального выгорания, некоторые сотрудники со временем приобретают выраженные деструктивные формы поведения. Таким образом, психологическое сопровождение, направленное на поддержание кон-
структивного поведения сотрудников, является актуальной задачей психологической службы УИС. Психологами пенитенциарных учреждений проводятся различные мероприятия по обеспечению психологического сопровождения сотрудников с целью поддержания необходимого уровня профессиональной конструктивности.
Служба в уголовно-исполнительной системе в силу ее специфичности значительно отличается от других видов трудовой деятельности. Проведенное нами исследование позволило установить специфические особенности служебно-профессиональной деятельности сотрудников УИС, в сравнении с другими сотрудниками организаций (см. рис. 1).
Отдельного рассмотрения требует профессиональный риск, с которым имеют дело сотрудники УИС. Сотрудники практически ежедневно сталкиваются с неприязнью и ненавистью со стороны осужденных. Имеют место случаи провокационного поведения осужденных - «троллинг», имеющего целью вынудить, спровоцировать сотрудника выйти за рамки конструктивного поведения, через выражение гнева, коммуникативной агрессии и т.д. Сотрудники, вновь принятые на службу в УИС очень часто сталкиваются с различного рода уловками осужденных, имеющих целью дальнейшее использование служебного положения сотрудника в своих целях.
Можно привести еще очень много примеров негативного воздействия особенностей служебной деятельности на психологическое состояние сотрудников. Из этого мы можем сделать вывод, что особенности служебной деятельности сотрудников УИС оказывают негативное воздействие на психологическое состояние сотрудников, вследствие чего увеличивается вероятность проявления стрессового состояния, а так же увеличивается вероятность деструктивных форм поведения, которые сознательно подкрепляются осужденными. Одной из задач психолога УИС является сведение к минимальным значениям воздействий этих факторов, путем обу-
100 90 80 т0 60 50 40 30 20 10 0
Шп Ми
напряженная
служебная
деятельность
контакт с осужденными (преступниками)
п
I П1
длительное прибываниее
замкнутом пространстве
повседневнып ответственность за пр офессиональный повсеместное риск соблюдение норм
пр о феса тональной этики
□ С отрудники VIIС ■ Сотрудники полиции □Сотрудники гражданских организаций
Рис. 1. Оценка специфических особенностей служебно-профессиональной (трудовой) деятельности
сотрудников различных организаций
42| Вестник КГУ 2017
чения сотрудников различным приемам направленным на регуляцию поведения и повышение уровня социально-психологической компетенции.
Одним из современных методов психогигиены является медитация, в основе которого лежат различного рода медитативные техники [3]. Постигая и осваивая навыки использования в служебно-профессиональной деятельности медитативных техник, сотрудник сохраняет свое здоровье, поддерживает или повышает эффективность осуществляемой деятельности в экстремальных условиях. Целью применения медитации является поддержание и повышение уровня нервно-психической устойчивости сотрудника в условиях осуществления им служебно-профессиональной деятельности.
В России медитативные техники используются в рамках психологического сопровождения космонавтов, спортсменов, сотрудников правоохранительных органов. Основной задачей их применения в УИС является поддержание надлежащего уровня конструктивного поведения сотрудника при исполнении служебных обязанностей.
Медитативная психотерапия обычно не выделяется как самостоятельное психотерапевтическое направление. Но в связи с тем, что элементы медитации широко используются или могут быть использованы во многих других психотерапевтических направлениях, мы считаем целесообразным рассмотреть ее отдельно.
Приоритетной задачей любого направления классической психокоррекции является максимально возможное «освобождение» человека от неврозов и других мешающих ему барьеров, и медитативная терапия, используя свои средства и методы, направлена на решение этой общей психотерапевтической задачи [4].
Процесс медитации охватывает широкий и разнообразный спектр направленности, от простого управления стрессом [5; 6], до выработки должного уровня психологической толерантности в различного рода ситуациях. Для понимания особенностей функционирования медитативных техник необходимо познакомиться с общими этапами их проведения.
Этап 1: Гармония тела-ума. В начале отработки медитативных техник необходимо решить первую задачу, которая состоит в том, чтобы гармонизировать тело и ум, привести все протекающие процессы в организме, психике в состояние равновесия и сосредоточения, что повысит уровень внимания, а также улучшит понимание своего эмоционального состояния в различного рода отношениях. Даже на этом первом этапе существует много уровней, но все они сосредоточенны вокруг создания атмосферы спокойствия, сосредоточенности и самопознания.
Этап 2: Гармонизируя и активизируя открытый потенциал тела и ума. После медитации на некото-
рое время мы начинаем все больше и больше осознавать, что существует внутри нас скрытый потенциал физической и психической энергии, которая лежит в основе нашего физического тела и повседневного осмысления происходящего. Проведенная работа, с течением времени, активизирует необходимые способности, такие как расширение интуиции, повышение эмпатии и т.д.
Этап 3: Признание и отдых, вневременное измерение существования. После развития компетентности на этапах 1 и 2, мы начинаем все больше осознавать изменение нашего восприятия. Изначально мы почувствуем четкость и понятность происходящего. Погружаясь в третий этап, мы находим территорию способствующую отдыху и восстановлению.
Этап 4: Развивающиеся навыки понимания своего внутреннего мира, при этом мы начинаем развивать более сознательное понимание того, как мы взаимодействуем с этим внутренним миром. Аналогичным образом на этом уровне практики медитации мы начинаем строить в реальной жизни отношения, которые соответствуют внутреннему миру.
Этап 5: Интеграция опыта. На основании приобретенного опыта мы испытываем все четыре этапа медитации как целостностный процесс.
Исследование эффективности применения медитативных техник производилось в процессе обучения сотрудников в образовательном учреждении УИС. В рамках проведения психодиагностического исследования был выявлен высокий уровень стресса, реактивной тревожности, напряженности, беспокойства, нервозности. На момент исследования служащие испытывали довольно сильное беспокойство, необходимость сосредоточиться, чтобы спокойно разобраться в происходящих, либо ожидаемых событиях. Также выражено отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, напряжённости, неудовлетворенности, ощущения потери сил и возможностей, чувства необходимости каких-то поисков. При проведении аудиовизуальной диагностики было обращено внимание на следующие маркеры психического состояния сотрудников: усталость; вялость; тревожность; раздражительность; неопрятный внешний вид и т.д. С целью повышения стрессоу-стойчивости был проведен психокоррекционный тренинг по использованию медитативных техник. Медитативный тренинг состоял из четырех занятий, каждое продолжительностью 30-35 минут. Местом проведения была комната психологической разгрузки. В качестве методики были избраны традиционные медитативные техники. Процедура применения медитативных техник состояла из четырех этапов, о ней мы писали выше. Исходя из состояния клиентов работа с группой на подготовительном этапе осуществлялась с целью повышения мотивации (работа с немотивированным клиентом). После
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
43
90
so
70 60 50 40 30 20 10 0
Р еакгнвна я тр ев о га
Лично стна я тр ев о га
■ До участия в тренинге ППослеучастиев трешшге
Рис. 2. Средние показатели по шкале тревоги Спилберга (8ТА1) до и после участия в психокоррекционных мероприятиях
двух проведенных занятий, психолог осуществлял аудиовизуальную психодиагностику, направленную на выявление маркеров стресса. В результате психологом было выяснено, что у всех участников медитативного тренинга заметно снизился уровень стресса, сотрудники в беседе чувствовали себя более уверенно и раскованно. После заключительного занятия психолог поинтересовался у сотрудников, какие ощущения они испытывали. Сотрудники рассказывали о полном расслаблении и безмятежности, об умиротворенности и нахождении внутренней гармонии, уверенности и четкости в понимании цели своей деятельности.
Проведенная заключительная психодиагностика показала значительное снижение уровня стресса (см. рис. 2) и изменения в поведении сотрудников.
В результате сравнительного анализа показателей (полученных до и после тренинга) по психодиагностической методике «Шкала тревоги Спилберга» были получены значимые различия на уровне значимости р<0,001 по ^критерию Стью-дента. Применение в рамках тренинга медитативных техник позволило участникам привести в норму свое психическое состояние в кротчайшие сроки, овладеть практическими навыками саморегуляции. Этот пример из практической деятельности психолога УИС наглядно демонстрирует эффективность медитативных техник при использовании их в качестве релаксирующих и восстанавливающих методик.
Вместе с тем может обнаружиться и обратный полюс: кто-либо из участников может признаться в том, что ему было скучно во время проведения упражнения, поскольку он ничего не чувствовал и ничего не видел. В группе могут оказаться люди с высокой степенью тревожности, а то и выраженные невротики. У них даже самые безобидные визуальные установки ведущего иногда провоциру-
ют повышение уровня тревожности. Если вашей целью не является направленная психотерапевтическая работа с ними, то можно просто предложить им не участвовать в дальнейших медитациях. У некоторых участников такие упражнения могут вызвать учащенное сердцебиение и/или головную боль. Часто это гипертоники - им также не стоит принимать участие в медитациях. Кроме того, причиной отрицательных реакций может быть излишне быстрое выведение из расслабленного состояния. Психологу следует учесть этот факт.
Несмотря на возможность перечисленных негативных проявлений, у подавляющего большинства участников группы - при правильном проведении ведущим медитаций-визуализаций возникает ощущение легкости, бодрости, полноты сил. Поэтому указанные техники могут быть применены не только в своих специфических целях, предусмотренных психологом, но и в качестве общего средства снятия физического и психического напряжения, утомления, стрессовых состояний. Сотрудникам обычно очень нравятся подобные процедуры, так как они не требуют особых усилий и позволяют восстановить силы.
Для психолога УИС использование подобных методик целесообразно, так как медитативные техники не требуют специального оборудования, довольно просты в освоении, эффективны и позволяют работать с группой сотрудников.
Библиографический список
1. Борисова Д.П., Дворянчиков Н.В. Эмпатиче-ские способности сотрудников УИС - возможности исследования и перспективы // Психология и право. - 2015. - Т. 5. - № 1. - С. 58-69. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/ psyandlaw/2015/n1/76152.shtml (дата обращения: 26.07.2016).
Вестник КГУ Л 2017
44
2. Красник В.С., Кадочникова И.В. Профессионально-обусловленные деструкции сотрудников отделов охраны исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний РФ // Психология и право. - 2014. - № 2. - С. 62-73. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n2/69865.shtml (дата обращения: 26.07.2016).
3. Лемешевская М.Н. Медитация как психолого акмеологическая практика саморазвития личности // Акмеология. - 2015. - № 3 (55). -С. 104-106. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://akmeology.ru/data/documents/2015-355-Akmeologiya-v-pechat.pdf (дата обращения: 26.07.2016).
4. Основы психотерапии. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 208 с.
5. Пшеничная В.В. Использование медитации для снижения уровня тревожности студентов колледжа в ситуации экзамена // Психология и психотехника. - 2016. - № 2. - С. 124-129.
6. Ривес Д. Медитация снижает уровень насилия в тюрьмах // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2011. - № 4 (107). - С. 45.
7. Рогачев В.А., Коноплева И.Н. Взаимосвязь ко-пинг-стратегий сотрудников правоохранительных органов со стилевыми особенностями саморегуляции // Психология и право. - 2015. - Т. 5. - № 1. -С. 129-146. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2015/n1/76161. shtml (дата обращения: 26.07.2016).
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
45