Рис. 1. Факторы, характеризующие дорожно-транспортные ситуации в условиях ограниченной обзорности
г л
А11; А12;
А21; А22;
Либо в виде:
Режим движения
Скоростной режим;
У
Направление движения пешехода;
Место нанесения удара;
Рис.2. Матрица состояния
Определив максимальное количество вариантов, в дальнейшем необходимо для каждого варианта подобрать концепцию решения вопроса наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить ДТП, поскольку вероятнее всего, что в каких-то случаях возможно применение обеих концепций, а в каких-то случаях возможно решение задачи только с помощью одной концепции.
Кроме того, в дальнейшем следует перейти к разработке:
1) математической модели, учитывающей недостатки существующих методик;
2) алгоритмического обеспечения для решения полного комплекса ситуаций;
3) методики определения обзорности с рабочего места водителя с целью получения наиболее достоверных исходных данных.
Список литературы
1.Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебник для вузов.- М.: Транспорт, 1989.- 255 с.
2.Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Судебно-экспертная оценка действий водителей и другихлиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Экзамен», Изд-во «Право и закон», 2003.—208с.
О.Ф. Данилов, К.С. Шахов
Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень
ПРИМЕНЕНИЕ МАТРИЦЫ СОСТОЯНИЯ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ ДТП
Решение проблемы безопасности дорожного движения может быть реализовано путем проведения комплекса мероприятий. Разработка таких мероприятий связана с оценкой причин возникновения происшествий. В свою очередь для определения причин необходимо совершенствование методов и методик расследования дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
При исследовании механизма ДТП необходимо решить вопрос о наличии либо отсутствии у водителя автомобиля технической возможности предотвращения происшествия. Около половины всех происшествий составляют наезды на пешеходов, из них около 20 % наезды в условиях ограниченной обзорности. Механизм исследования данных происшествий сложнее обычного. Поставленный вопрос решается при соблюдении кинематического и геометрического условий.
Разработанная ранее матрица состояния (см. рис. 1) позволила определить количество возможных сочетаний факторов, характеризующих дорожно-транспортную ситуацию, и одновременно выдвинула новую задачу: необходимо классифицировать дорожно-транспортные ситуации, т.е. объединить их в группы по какому-либо классификационному признаку.
Вопросам систематики, как известно, отводится важное место в любой отрасли научного знания. Одним из проявлений системного подхода к изучаемым объектам является классификация, т.е. разделение множества явлений, отношений, предметов, свойств, признаков и т.д. на отдельные группы по определенным основаниям. Значение любой научной классификации состоит прежде всего в том, что она позволяет систематизировать достигнутое знание о предмете исследования в целях его оптимального использования при решении стоящих перед исследователем задач. Наряду с этим, помимо своего гносеологического значения как одного из средств познания, классификация представляет собой и одно из средств практической деятельности.
Проведенный ранее анализ методик показал, что существуют принципиально две различные концепции решения вопроса о наличии либо отсутствии у водителя технической возможности предотвращения ДТП в условиях ограниченной обзорности. Следовательно, необходимо в основу классификации положить признак, основанный на возможности решения того или иного случая с помощью имеющихся концепций.
Каждый из четырех элементов матрицы может принимать два значения, максимально количество сочетаний и соответственно возможных дорожно-транспортных ситуаций в условиях ограниченной обзорности составляет^ случаев.
Режим движения ;
Скоростной режим;
Направление движения пешехода;
Место нанесения удара;
=
Го (Л
1 1
с4 =
У
а 1 1
V" V
Ситуации 1_ охватывают четыре возможных случая, которые можно записать в виде следующих матриц:
А =
4 =
Го Л
о оу
Го Л
0 I
12 =
4 =
Г1
V0
Г1 Г\
V0 1
Ситуации М охватывают четыре возможных случая, которые можно записать в виде следующих матриц:
М1 =
м3 =
Го
V1
Го Г\
V1 1
м2 =
м4 =
П Л
I1 0
Г1 Г\
V1 1
Для ситуаций Р решение вопроса возможно как концепцией Эа< >Эо (методики Илларионова И.А. и Кристи Н.М.), так и с помощью концепции Эпо < > Эвп (методика Суворова Ю.Б.).
Решение вопроса для ситуаций вида С возможно только путем концепцией Эа< >Эо (методики Илларионова И.А и Кристи Н.М.). Таким образом, следует, что с помощью существующих методик исследования возможно решить восемь из шестнадцати возможных ситуаций, причем в четырех ситуациях возможно решение вопроса по обеим методикам.
Либо в виде:
г л
Ап; А12; А21; А22;
V У
Рис.1. Матрица состояния
Все случаи были представлены общим информационным полем в виде квадрата, внутри которого расположены 4 группы по 4 ситуации в каждой группе (см.рис. 2), классифицированные как ситуации Р, С, 1_, М.
Ситуации Р охватывают четыре возможных случая, которые можно записать в виде следующих матриц:
Ситуации С охватывают четыре возможных случая, которые можно записать в виде следующих матриц:
Го
Го
V0 К
Г1
\о о/
Г1
Ъ
0,=
Го о^ 1 о
с2 =
П о^ 1 о
Ситуации Г : Ситуации в:
1)в торможении и без 1)в торможении и без
торможения; торможения;
2)движение пешехода 2)движение пешехода
перпендикулярно краю перпендикулярно краю
проезжей части; проезжей части;
3)без превышения скорости; 3)с превышением скорости;
4)передней или боковой частью; 4)передней или боковой частью;
Ситуации Ь: Ситуации М:
1)в торможении и без 1)в торможении и без
торможения; торможения;
2)движение пешехода под углом 2)движение пешехода под углом
к краю проезжей части; к краю проезжей части;
3)без превышения скорости; 3)с превышением скорости;
4)передней или боковой частью; 4)передней или боковой частью;
Рис.2. Классификация возможных случаев дорожно-транспортных ситуаций при ограниченной обзорности
Концепция Эа< >Эо
Концепция Эпо < > Эвп
Кроме того, следует особо отметить, что в существующих литературных источниках отсутствуют методики, с
СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 3
47
помощью которых бы можно было решить задачи для ситуаций вида L и №1, в связи с чем можно выдвинуть гипотезу о возможности решения вопроса для данных ситуаций с помощью концепции Sa< ^о путем разработки более совершенной математической модели.
1 Ситуации F : Ситуации G : 1
1 1 [а 0: ] [а 0: ] [?: 0: ] [!: 0: ] 1 1 1
1 1 1 1 [0; ?: ] Ь1 ] [1: 1: ] (!: 1: ] 1 1 1 1
J
Ситуации L : Ситуации М :
[0: 0: ] [0: 0: ] [I: е ] (;:;: ]
[ г 1 ] [;: 1: ] (1: ' ] [Е 1: ]
Рис.3. Классификация дорожно-транспортных ситуаций с помощью матрицы состояния
Концепция Sa< >So Концепция Sпо < > Sвп
Список литературы
1.Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебник для вузов.- М.: Транспорт, 1989.- 255 с.
2.Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Судебно-экспертная оценка действий водителей и других лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Экзамен», Изд-во «Право и закон», 2003.—208 с.