Научная статья на тему 'Применение магнитной жидкости в технологиях сервиса транспортных средств'

Применение магнитной жидкости в технологиях сервиса транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1264
619
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГНИТНАЯ ЖИДКОСТЬ / МАГНИТНЫЕ МАСЛА / МАГНИТОЖИДКОСТНЫЕ ГЕРМЕТИЗАТОРЫ / СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ДЕТАЛЕЙ / FERROFLUID / MAGNETIC OIL / FERROFLUID SEALER / WAY OF SEALING COMPONENTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сучилин Владимир Алексеевич, Грибут Игорь Энгельсович, Голиков Сергей Анатольевич

Рассмотрены области практического использования магнитных жидкостей в различных отраслях народного хозяйства, а также проблемы, связанные с герметизацией деталей типа вал в транспортных средствах; осуществлен сравнительный анализ способов герметизации; показано, что герметизация подобных деталей магнитной жидкостью обладает несомненным преимуществом перед широко применяемым в технике способом с использованием различных мягкоупругих уплотнителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Сучилин Владимир Алексеевич, Грибут Игорь Энгельсович, Голиков Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Authors consider the practical use of magnetic fluids in various sectors of the economy, as well as problems associated with sealing of the shaft-type parts in vehicles; carry out a comparative analysis of sealing methods; show that sealing of these components with a magnetic fluid has an undoubted advantage over commonly used in technique way of using different soft-elastic seals.

Текст научной работы на тему «Применение магнитной жидкости в технологиях сервиса транспортных средств»

УДК 546.722

Применение магнитной жидкости в технологиях сервиса транспортных средств

Владимир Алексеевич Сучилин, д.т.н., проф., e-mail: [email protected] Игорь Энгельсович Грибут, к.т.н., проф.

Сергей Анатольевич Голиков, к.т.н., ст. преподаватель

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва

Рассмотрены области практического использования магнитных жидкостей в различных отраслях народного хозяйства, а также проблемы, связанные с герметизацией деталей типа вал в транспортных средствах; осуществлен сравнительный анализ способов герметизации; показано, что герметизация подобных деталей магнитной жидкостью обладает несомненным преимуществом перед широко применяемым в технике способом с использованием различных мягкоупругих уплотнителей.

Authors consider the practical use of magnetic fluids in various sectors of the economy, as well as problems associated with sealing of the shaft-type parts in vehicles; carry out a comparative analysis of sealing methods; show that sealing of these components with a magnetic fluid has an undoubted advantage over commonly used in technique way of using different soft-elastic seals.

Ключевые слова: магнитная жидкость, магнитные масла, магнитожидкостные герметизаторы, способ герметизации деталей.

Keywords: ferrofluid, magnetic oil, ferrofluid sealer, way of sealing components.

В настоящее время повышенный интерес к магнитным жидкостям (МЖ), проявляемый со стороны теоретиков и экспериментаторов, обусловлен тем, что МЖ как конструкционный материал обладают свойствами, которые во многом уникальны и трудно прогнозируемы. Уникальность этих свойств и возможность практического использования МЖ в различных отраслях народного хозяйства способствуют развитию фундаментальных исследований по их изучению.

Изобретение МЖ и магнитожидкостных герметизаторов (МЖГ) в начале 60-х годов прошлого века было связано с выполнением космических программ НАСА, поэтому МЖ и МЖГ сразу же нашли применение в космической и вакуумной технике. Пионером и мировым лидером в области технического и коммерческого использования магнитожидкостных технологий, в том числе вакуумных, является основанная в 1968 г. американская корпорация «Ferrofluidics Corporation», имеющая в настоящее время сеть филиалов в различных странах мира. Изделия этой фирмы широко используются для герметизации деталей (валов) вращательного и более сложных видов движения, в технологических процессах, где требуется поддержание глубокого вакуума, в производстве полупроводников, при напылении, металлизации, вакуумной сушке, в электронных микроскопах, вакуумных печах и т.п. В США существует постоянный и устойчивый промышленный спрос на МЖ и магнитожидкостные устройства, включая

магнитожидкостные вакуумные системы герметизации. Активные разработки в области применения вакуумных МЖГ ведутся в Японии, ФРГ, Франции и Великобритании. У нас в стране данной проблемой также занимаются многие научноисследовательские и учебные институты.

Особенно востребовано использование МЖ в области сохранения экологии при разливе опасных веществ. В настоящее время технологические процессы, связанные с нефтедобычей, нефтепереработкой, транспортировкой и хранением нефти и нефтепродуктов, представляют собой источник повышенной опасности для окружающей среды. Аварии на морских нефтяных платформах, крушения нефтеналивных судов, повреждения подводных участков нефтепроводов являются основной причиной масштабного загрязнения поверхностей водоемов и значительных участков береговой зоны. При этом наибольшую опасность для окружающей среды представляют тяжелые, смолистые фракции нефти, обладающие значительной вязкостью и не поддающиеся выветриванию.

Для сбора и удаления нефтяных пленок с поверхности воды широко используются пористые материалы, способные адсорбировать значительные количества жидкости. Основные требования к подобным материалам - высокая впитывающая способность и плавучесть в воде. Используемые сорбенты должны легко отделяться от очищаемой жидкости. Создание ферромагнитных сорбентов, способных на поверхности воды взаимодейство-

вать с нефтяной пленкой и образовывать суспензии по типу МЖ, позволяет решить проблему эффективного сбора нефтепродуктов с достаточно больших водных поверхностей при минимальном расходе сорбента.

Магнитные смазочные масла также находят все более широкое применение в различных узлах трения, и особенно работающих в режиме гидродинамической смазки. Наиболее важными свойствами магнитного масла (ММ) являются, несомненно, антифрикционные и противоизносные. Однако для реализации этих свойств необходимо, как правило, чтобы магнитное масло обладало определенными физико-химическим характеристиками, от которых в значительной степени зависят условия их применения в конкретных узлах трения. Также большое значение имеет конструктивное исполнение самих сопрягаемых элементов в узлах трения.

Промышленное использование вакуумных МЖГ у нас в стране пока еще весьма ограниченно, несмотря на явные технические преимущества МЖГ по сравнению с традиционными уплотнениями. К таким преимуществам относятся:

• практически нулевые утечки герметизируемой среды при заданных условиях работы;

• отсутствие износа вала и низкие потери мощности двигателя вследствие чисто жидкостного трения в зазоре между подвижными и неподвижными элементами;

• отсутствие необходимости в смазке;

• простота технического обслуживания;

• незначительные эксплуатационные расходы.

Магнитожидкие герметизаторы сохраняют работоспособность в любом пространственном положении, в статическом и динамическом режимах, в условиях переменных и знакопеременных давлений и вибрационных воздействий [1, 3].

К достоинствам МЖГ следует отнести также такие уникальные свойства, как способность МЖ выталкивать наружу попадающие в рабочий зазор МЖГ немагнитные частицы пыли или влаги (маг-нитолевитационный эффект) и способность к са-мозалечиванию.

В настоящей работе авторами проанализированы некоторые пути применения вакуумных МЖГ в условиях сервиса транспортных средств.

Магнитные жидкости - это коллоидные дисперсии магнитных материалов (ферромагнетиков: магнетита, ферритов) с частицами размером от 5 нм до 10 мкм, стабилизированные в полярной (водной или спиртовой) и неполярной (углеводо-

родной или силиконовой) средах с помощью поверхностно-активных веществ (ПАВ) или полимеров [1]. Они сохраняют устойчивость в течение двух - пяти лет и обладают при этом хорошей текучестью в сочетании с магнитными свойствами.

Важнейшим технологическим мероприятием, обеспечивающим возможность применения МЖГ в вакуумной технике, является разработка технологии получения высокоустойчивых МЖ на основе жидкостей-носителей, имеющих очень низкие значения давления насыщенных паров (порядка 10-9...10-7 мм рт. ст. при нормальных условиях). Чем успешнее будет решена проблема получения высокоустойчивых МЖ, тем надежнее будут работать вакуумные МЖГ и тем проще будет их конструктивное оформление [1].

К магнитным жидкостям для вакуумной техники предъявляется еще ряд специфических требований:

• МЖ должны иметь достаточно высокую намагниченность насыщения для уменьшения влияния центробежных сил при высоких скоростях вращения вала;

• МЖ должны иметь достаточно низкую вязкость в широком диапазоне рабочих температур для уменьшения разогрева МЖ в процессе работы, отрицательно влияющего на многие эксплуатационные характеристики МЖГ;

• МЖ должны обладать физико-химической совместимостью и химической инертностью относительно контактируемых сред и элементов конструкции МЖГ;

• МЖ должны иметь приемлемые техникоэкономические показатели (относительно невысокую стоимость, недефицитность компонентов, технологичность изготовления) для возможности широкого промышленного применения.

Магнитные жидкости на основе эфиров двухосновных кислот (диэфиров) и полифенилэфиров, обладающих низкой испаряемостью и низкой вязкостью, широко применяются для вакуумных МЖГ американской фирмой «Ferrofluidics Corporation». Японская фирма «Мацумото юсисэй-якусэй» использует для вакуумных герметизаторов МЖ на основе алкилнафталина, давление паров которой составляет 9-10-8 мм рт. ст. при температуре 20°С. О значительных масштабах применения МЖ свидетельствует тот факт, что МЖ этой фирмы, известные под фирменным наименованием «Марпомагна», производятся в количестве порядка 8 т в год. Японская фирма «Тохоку киндзоку

коге» применяет для вакуумных установок с разрежением до 10-8 мм рт. ст. МЖ собственного изготовления также на основе алкилнафталина под названием «Ferricolloid №-35Л», обладающую высокой намагниченностью и низким давлением паров (7-10-10 мм рт. ст. при 20°С и 5-10-3 мм рт. ст. при 150°С). Японская фирма «Исикавадзима Ха-рима» производит для вакуумных герметизаторов МЖ на основе другого производного нафталина -айкосилнафталина, давление паров которого составляет 9-10-8 мм рт. ст. при 20°С [1].

Стабилизация коллоидной системы магнитных частиц в МЖ осуществляется с помощью ПАВ, поэтому в технологии получения высокостабильных МЖ важную роль играет правильный выбор этих веществ, которые должны хорошо адсорбироваться на поверхности коллоидных магнитных частиц и иметь химическое сродство к жидкой основе.

Традиционно применяемые стабилизаторы для магнетитовых МЖ - олеиновая кислота и другие жирные кислоты, которые хорошо стабилизируют высокодисперсный магнетит в среде углеводородов и нефтяных масел, но не обеспечивают достаточной стойкости магнетита в вакуумных маслах, в щелочных и кислотных средах, при взаимодействии с жидкими средами, при повышенных или пониженных температурах.

В настоящее время разработаны технологии получения МЖ на различных основах - кремний-органике (полиэтилсиликат-40, ПЭС-5, ПМС-50, ПМС-100 и др.), минеральных и вакуумных маслах, эпоксидных и новолачных смолах, легких углеводородах, а также МЖ с эффектом избирательного переноса и МЖ с магнитореологическим эффектом [2]. В качестве стабилизаторов используются такие вещества, как природные нафтеновые кислоты (ПНК), синтетические нафтеновые кислоты (СНК), синтетические нефтяные кислоты (СНКД), «Асидол-2» и а-метилциклогексенкарбо-овая кислота (а-МЦГКК).

В отличие от олеиновой кислоты перечисленные вещества характеризуются значительно более стабильными физико-химическими свойствами, а также отсутствием примесей, которые могли бы негативно повлиять на стабильность МЖ.

В некоторых узлах машин и механизмов МЖ выполняет одновременно две функции: герметизацию и смазку рабочих поверхностей. Наличие в МЖ дисперсных частиц нанометровых размеров значительно улучшает смазывающие свойства жидкостей за счет усиления как гидродинамиче-

ского, так и граничного механизмов смазки. Введение в МЖ добавок, инициирующих эффект избирательного переноса, обеспечивает дополнительное улучшение и стабилизацию смазочных свойств МЖ, что, в свою очередь, приводит к значительному повышению надежности узлов трения и расширению областей применения МЖ.

Результатом многолетних научно-исследова-ельких работ [2] стало получение высокостабильных, относительно недорогих МЖ на основе вакуумных масел и других жидкостей с низким давлением насыщенных паров, которые могут быть рекомендованы для применения в вакуумном оборудовании.

Существует много способов получения МЖ. Одни основаны на размельчении железа, никеля, кобальта до сотых долей микрона с помощью мельниц, дугового или искрового разряда, с применением сложной аппаратуры и ценой больших затрат труда. Можно воспользоваться другим способом, который разработали М. А. Лунина, Е. Е. Бибик и Н. П. Мату-севич. Он основан на использовании химических реакций, результатом которых является, например, выпадение магнетита [3].

Следует отметить ряд важных и перспективных моментов использования МЖ. Некоторые исследователи считают, что, например, автомобиль может обойтись без коробки передач, если на вал двигателя поставить маховик и кратковременно подключать мотор к колесам. Однако все попытки создать такую систему (ее называют импульсной передачей) наталкивались на низкую долговечность переключающего устройства. Магнитножидкостные же муфты сцепления практически не изнашиваются и позволяют создать автомобиль с очень низким расходом топлива.

Кроме того, МЖ на основе машинных масел или смазочно-охлаждающих материалов служит прекрасным герметизатором в различного рода уплотнениях, подшипниках трения и качения сложных узлах машин. Установленные по периметру уплотнения миниатюрные постоянные магнитные устройства не позволяют жидкости вытекать из зазора, и работоспособность узла трения увеличивается во много раз.

Принцип работы и техническое решение применения МЖ в качестве герметизатора можно проследить на схеме, приведенной на рис.1.

Проблема защиты корабля от течи вдоль вала гребного винта является известной и традиционной. Контактные уплотнения имеют высокий момент трения и быстро изнашиваются, а гидродинамиче-

Рис. 1. Принципиальная схема магнитожидкостного уплотнения вращающихся валов

Рис. 3. МЖГ с утопленным полюсным наконечником (вариант № 1): 8 - рабочий зазор; 1 - постоянный магнит; 2 - кольцевой полюсный наконечник; 3 - внутренний кольцевой выступ; 4 - обечайка; 5 - внешний присоединительный фланец; 6 - МЖ; 7 - вал; 8 - кольцевой посадочный элемент; 9 - корпус привода; 10 - концентраторы магнитного потока; 11 - немагнитное кольцо; 12 - немагнитный заполнитель; 13 - немагнитная крышка; 14 - немагнитный крепежный элемент; 15 - крепежный элемент

ские уплотнения работоспособны только при вращении вала. Магнитожидкостное уплотнение лишено этих недостатков, что и показано на рис.2.

Как отмечалось выше, конструктивное исполнение узлов, использующих принцип герметизации с помощью МЖ, может быть сложнее традиционных, в которых некоторую герметизацию обеспечивают различного вида уплотнения.

Рис. 4. МЖГ с утопленным полюсным наконечником (вариант № 2): 8 - рабочий зазор; 1 - постоянный магнит; 2 - кольцевой полюсный наконечник; 3 - кольцевой посадочный элемент; 4 - присоединительный фланец; 5 - бурт; 6 - МЖ; 7 - вал; 8 - немагнитная втулка; 9, 10 - проходное отверстие; 11 - немагнитный крепежный элемент; 12 - корпус привода; 14 - немагнитное кольцо

Рис. 2. Принципиальная схема устройства герметизации вала гребного винта от попадания морской воды

Рис. 5. Бескорпусный МЖГ с немагнитной втулкой в виде присоединительного фланца: 8 - рабочий зазор; 1 - постоянный магнит; 2, 3 - полюсный наконечник; 4 - МЖ; 5 - вал; 6 - кольцевая немагнитная втулка; 7 - проходное отверстие; 8, 12, 13 - крепежные элементы; 9 - корпус привода; 10,11 - посадочный элемент; 14 - немагнитное кольцо

Например, для реализации аксиально-намагниченной системы с ферромагнитным корпусом были предложены два варианта конструкции МЖГ с утопленным полюсным наконечником [2]. На рис. 3 представлен вариант № 1, в котором один из полюсных наконечников охвачен с зазором дру-

1 2 5

Рис. 6. МЖГ с подвижным замыкающим магнитопроводом: 1 - корпус; 2 - постоянный магнит; 3 - замыкающий магни-топровод; 4 - полюсный наконечник; 5 - МЖ; 6 - вал; 7 - немагнитный заполнитель

гим полюсным наконечником, выполненным в виде обечайки с внутренним кольцевым выступом и внешним присоединительным фланцем.

На рис. 4 показан вариант № 2 выполнения МЖГ с утопленным полюсным наконечником.

Существует еще одно конструктивное решение, где герметичность соединения деталей типа тяг или рычагов обеспечивается с помощью оси (болта), а МЖ перекрывает доступ абразивных частиц в зону трения деталей, обеспечивая снижение их изнашивания в процессе эксплуатации (рис. 5).

На рис. 6 приведена схема применения МЖ в узле с поступательным движением одной из деталей [2].

Таким образом, на основе приведенных схем применения МЖ в узлах трения можно отметить, что в автомобильной технике и других транспортных средствах использовать данный принцип гермети-

зации возможно практически во всех системах и агрегатах.

Однако конструктивное исполнение устройств, позволяющих применять МЖ для герметизации различных агрегатов, например, для автомобильной техники, еще только предстоит разработать. Хотя в этой области применительно к другой технике у авторов есть определенный опыт [4 - 6].

В частности, применение МЖ в узлах трения возможно также и во многих технических средствах сферы сервиса, например, в технологических машинах и оборудовании, в бытовых машинах и приборах. Известен, например, способ повышения надежности и долговечности швейных промышленных машин на основе использования магнитных масел в особо нагруженном узле, которым является челночное устройство [5], где МЖ выступает как смазывающий материал и как демпфирующая среда, а также применение магнитных масел в направляющих скольжения швейных полуавтоматов и робототехники [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Портал «Магнитные жидкости» // www.magneticliguid.narod.ru (дата обращения 18.02.2011).

2. Патенты. Украина № №38762 А. 43012 А. 40492 А. 47792 А38664 А. 47834 А. 48676 А. «Магнитожидкостные герметизаторы» / П. С. Кирей.

3. ФертманВ. Е. Магнитные жидкости. М.: Высшая школа. 1988.

4. Сучилин В. А. Шарнирное соединение: А.с.1807266. 1993.

5. Патент РФ № 2070239. Челнок швейной машины / В. А. Сучилин. Бюл. № 34.1996.

6. Сучилин В. А. Применение магнитной жидкости в узлах трения // Вестник машиностроения. 1997. № 9. С. 52 - 53.

7. Сучилин В.А. и др. Влияние климатических факторов на эксплуатационные показатели конструкционных узлов и материалов автомобилей // Вестник ассоциаций вузов туризма и сервиса. 2010. № 4 (15). С.50 - 56.

Поступила 20 апреля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.