Научная статья на тему 'Применение концепции совместного создания ценности на рынке технически сложной продукции'

Применение концепции совместного создания ценности на рынке технически сложной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / сложная продукция / маркетинговая сеть / партнёрство / компетенции / взаимодействие / Values / complex production / marketing network / partnership / competences / Interaction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумов В. Н., Скоробогатова Е. М.

В статье рассмотрены возможности использования концепции создания совместной ценности на рынке технически сложной продукции (в данном случае, систем безопасности). На основании проведённого исследования установлено, что если компания-заказчик выполняет функции генерального подрядчика, то эффективность совместного создания ценностей увеличивается за счёт более интенсивных контактов между участниками маркетинговой сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the possibility of application of the concept of creating mutual value on the market of technically complex production (e.g. production in the sphere of defense). Research conducted shows that if a customer-company fulfills the functions of the main contractor, the effectiveness of the mutual creation of values increases due to more intensive contacts among the participants of the marketing network.

Текст научной работы на тему «Применение концепции совместного создания ценности на рынке технически сложной продукции»

ргетику определяют как науку о самоорганизации или, более развернуто, о самопроизвольном возникновении и самоподде-ржании упорядоченных временных и пространственных структур в открытых нелинейных системах различной природы- [2, с. 161]. В управлении функциями торгового маркетинга на предприятии алкогольной сферы региона, под синергетикой можно понимать взаимодействие участников процесса для получения максимально возможного положительного эффекта, при заданных критериях качества и стремлении к минимизации издержек.

Побудительным мотивом функциональной деятельности являются интересы потребителей в процессе реализации соответствующей концепции торгового маркетинга. Для достижения поставленных целей необходимо адекватно оценивать окружающую среду и достаточно реалистично судить о своих возможностях. Для этого необходимо формировать соответствующую организационную концепцию (см. табл. 2).

В управленческом цикле в процессе реализации функций торгового маркетинга на предприятии, придается пристальное внимание анализу окружающей среды (наиболее полно он проводится с использованием инструментария логистики) и оценке рыночных возможностей организации. В последнем случае опасны как переоценка, так и недооценка потенциала организации. Но при этом следует иметь в виду, что если существенно воздействовать на окружающую среду организация не в состоянии, то изменить свой производственный, технико-технологический и др. потенциал ей по силам. Для этого необходимо располагать определенными ресурсами и резервами, что также

должно стать предметом оценки и анализа. Из всех возможных стратегических альтернатив необходимо отдать предпочтение одной, чтобы на ней сосредоточить усилия предприятия.

При реализации функций торгового маркетинга на предприятиях алкогольной сферы региона придается особое значение постоянному расширению ассорти мента товаров и услуг, предприятие должно умело управлять своей ассортиментной политикой.

Для ряда типичных торговых предприятий данной сферы предлагается рассчитывать коэффициент устойчивости ассортимента товаров:

І___

nxQ

(1)

где К — коэффициент устойчивости ассортимента товаров в торговле;

АІ — количество разновидностей товаров, отсутствующих в продаже из предусмотренных ассортиментным перечнем в период ¡-й проверки (оценки);

О — количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем в магазине;

п — количество проверок (оценок).

Комплексная и эффективная реализация функций торгового маркетинга является одной из главных доминант развития и совершенствования хозяйственной деятельности на предприятиях алкогольной сферы региона.

Литература

1. Матанцев А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга. — М.: Юристъ, 2002. — 378 с.

2. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинг торговли: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация-Дашков и К>\ 2010. - 752 с.

3. Уолкер-младший О., Бойд-младший X., Ларше Ж,- К., Маллинз Дж. Маркетинговая стратегия. Курс MBA / Пер. с англ. — М.: Вершина, 2006. — 496 с.

4.Хулей Г., Сондерс Д., Пирси Н. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование/Пер. с англ. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. — 800 с.

5. Эккерсон У. Панели индикаторов как инструмент управления. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 64 с.

6. http://www.DonRegion.ru Официальный сайт статистических данных Ростовской области.

ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОВМЕСТНОГО СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНОЙ ПРОДУКЦИИ

В.Н. Наумов,

профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор экономических наук [email protected]

Е.М. Скоробогатова,

маркетолог компании <АНТ» (Санкт-Петербург), [email protected]

В статье рассмотрены возможности использования концепции создания совместной ценности на рынке технически сложной продукции (в данном случае, систем безопасности). На основании проведанного исследования установлено, что если компания-заказчик выполняет фунщии генерального подрядчика, то эффективность совместного создания ценностей увеличивается за сч3т более интенсивных контактов между участниками маркетинговой сети.

Ключевые слова: ценности, сложная продукция, маркетинговая сеть, партнерство, компетенции, взаимодействие УДК 338.24; ББК 65.290-2

Российская экономика нуждается в развитии высокотехнологичных отраслей для повышения своего промышленного, научного и инновационного потенциала, улучшения структуры ВВП, успешной, равноправной деятельности на мировом рынке, в том числе, в рамках планируемого вступления в ВТО.

В то же время создание технически сложной продукции требует активного участия в её проектировании, изготовлении и монтаже непосредственного заказчика (потребителя). В процессе взаимодействия всех заинтересованных сторон формируется так называемая рыночная, а в данном случае маркетинговая

сеть3, пронизанная многочисленными материальными и нематериальными потоками, направленными, в конечном итоге, на создании ценностей для потребителя. При этом, как заметил Д.

Аакер, ¿предложение ценности не ограничивается функциональными выгодами, а может включать в себя выгоды социальные, эмоциональные и связанные с самовыражением- [1, с.60]. Чем сложнее продукция, тем больше приходится взаимодействовать субъектам маркетинговой сети друг с другом и тем больше роль психологических аспектов сотрудничества. Отметим, что отдельные вопросы взаимодействия компаний, работающих на рынке промышленных товаров, рассмотрены в работах [3.4,6,7,

8 и др.], что говорит об актуальности данного вопроса.

Продукция, относящаяся к категории технически сложной, представляет собой многофункциональные комплексы и может рассматриваться как система, состоящая из отдельных комплектующих изделий, модулей, которые могут быть разработаны независимо, но при этом функционируют вместе как единое целое и в совокупности предлагают определенную ценность конечному потребителю. При этом компания-заказчик активно участвует в совместной работе по созданию ценности.

Теория совместного создания ценности раскрыта в работе К. Прахалада и В. Рамасвами и базируется на четырех ключевых предпосылках [8, с.46]:

— диалог, означающий интерактивность, взаимопонимание и стремление к действию с обеих сторон;

— доступ потребителя к информации, ресурсам и технологиям в разных точках взаимодействия;

— оценка рисков и информирование о них потребителей, которые могут затем осознано принять часть рисков на себя;

— прозрачность информации, необходима для возникновения доверия между отдельными людьми и организациями.

Эти предпосылки обеспечивают высокое качество взаимодействия заинтересованных сторон на пути совместного создания ценностей. Благодаря внедрению такого подхода компания может:

— вовлечь участников маркетинговой сети в процесс создания ¿идеального- для потребителя (заказчика) товара;

— вовлечь акционеров в процесс формулирования стратеги-

ческих задач компании и в процесс принятия решений, выявив то, что действительно важно её владельцам; потребителей

другое

репутация

местонахождение

функциональность

оборудования

надежность поставок

цена оборудования

опыт работы

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% 70,0% 80,0%

Рис.2. Основные критерии выбора компании-поставщика на рынке систем безопасности

— минимизировать риски благодаря использованию компетенций (знаний, навыков и опыта) всех участников маркетинговой сети;

— приобрести опыт по созданию ценностей в операционной деятельности участников маркетинговой сети.

Можно выделить несколько причин, из-за которых компаниям, работающим на рынке технически сложной продукции, целесообразно сотрудничать в процессе создания ценностей для потребителя, одновременно выступающего в роли заказчика и участника [5, с. 223];

— неопределённость и изменчивость внешнего окружения, проявляющего тенденции к глобализации;

— всё более усложняющиеся производственные технологии;

— возросшие потребности в ресурсах;

— необходимость доступа на мировые рынки;

— необходимость эффективной координации совместных действий за счёт использования современных информационных технологий;

— возможности каждой компании увеличивать потребительскую ценность.

Особенность реализации технически сложной продукции состоит в том, что её проектирование, производство и запуск в работу происходит при непосредственном участии потребителя (заказчика), который прямо или косвенно (через генерального

Рис.1. Процесс трансформации уникальных ресурсов участников маркетинговой сети в уникальную добавленную ценность для

подрядчика) взаимодействует с большим числом контрагентов. Таким образом, вокруг компании-заказчика формируется маркетинговая сеть, характеризующаяся большим объёмом коммуникаций между её участниками и высоким уровнем активного, конструктивного взаимодействия в рамках процесса совместного создания ценности. Каждый участник сети является как потребителем ценности, так и ¿производителем- добавленной ценности для другого участника сети вплоть до потребителя. При этом используются ресурсы каждой компании в направлении развития ключевых компетенций, участвующих в формировании уникальной добавленной ценности для потребителей (рис. 1).

Ресурсы — материальные (например, оборудование, станки и т.д.) и нематериальные (например, технологическое ноу-хау, репутация торговой марки, рыночная власть и т.д.) активы компании, использующиеся для создания добавленной ценности. С одной стороны, формирование и владение ресурсами требует затрат, а с другой стороны, чем более уникальны ресурсы компании, тем большую ренту она может получить от их использования. В то же время необходимо учитывать, что не все ресурсы могут превратиться в ключевые компетенции, а только те, которые могут трансформироваться в реальные выгоды (ценности) для взаимодействующих сторон, включая компанию-потребителя.

Как следует из рис.1, уникальные ресурсы в процессе совместной деятельности трансформируются в отличительные ключевые (стержневые11) компетенции. Именно отличительные ключевые компетенции играют главную роль в формировании маркетинговой сети. К. Эндрюс впервые (1987) определил отличительные компетенции компании — ¿это то, что она может делать особенно хорошо [10, с.279]. Наличие у компании уникальных ресурсов позволяет ей создавать ключевые компетенции, используемые в формировании ценности для пот-

ребителей. В состав ключевых компетенций входят: знания, умения, способности, опыт, ноу-хау. Томас Дюран дополнительно включает в компетенцию нематериальные составляющие в виде ¿отношения-, определяющего характер взаимодействия, поведение, культуру и желание (стремление) к сотрудничеству [там же, с.301].

Отношение, как оценочная категория взаимодействия рыночных субъектов, по нашему мнению, является важной, но не достаточной характеристикой взаимодействия. Для успешного сотрудничества при создании сложной продукции важны такие факторы как опыт взаимодействия, способность компании-поставщика предложить выгодную для потребителя цену, надёжность поставок и т.д. В подтверждение данных положений приведём результаты исследования, проведённого в 2010 году, методом телефонного опроса организаций, занимающихся продажей и установкой систем безопасности в Санкт-Петер-бурге (рис.2).

В опросе приняли участие 244 предприятий, что позволяет считать результаты исследования репрезентативными. На вопросы отвечали специалисты с опытом работы в области систем безопасности — инженеры и руководители предприятий.

Из рис.2 видно, что при выборе компании-поставщика систем безопасности, большинство респондентов назвали опыт работы на данном рынке (67,7%), затем цену оборудования (55,7%), надежность поставок (46,7%) и функциональность оборудования (26,3%).

Опрошенные специалисты в области систем безопасности высказали крайнюю заинтересованы в собственном участии в процессе разработки технического проекта системы безопасности и монтаже оборудования — иными словами, они нацелены на участие в процессе совместного создания ценности. Следовательно, можно предложить новую организационную

Вариант А

Ценности для заказчика

Вариант Б

Обмен

ценностями

Координация работ

Обмен

ценностями

Поставщики

оборудования

Требования к поставщикам

Компания-заказчик с функциями Г енерального

Ценность как результат взаимодействия

Требования к подрядчикам

Рис.З. Модели взаимодействия компаний в маркетинговой сети

модель взаимодействия компаний-партнёров маркетинговой сети, когда предприятие-заказчик, по существу, выполняет роль генерального подрядчика. На рис.З представлены две модели взаимодействия компаний-участников маркетинговой сети на рынке технически сложной продукции.

Вариант 1 предполагает, что компания-заказчик выбирает в качестве исполнителя одну компанию — генерального подрядчика, который создаёт сеть компаний-субподрядчиков. В этом случае роль заказчика ограничивается составлением технического задания и контролем хода работ.

Во втором варианте компания-заказчик сама выполняет роль генерального подрядчика, поэтому её сотрудники активно принимают участие во всех организационных и технических процессах реализации проекта. Понятно, что интенсивность взаимодействия (число контактов в единицу времени) во втором случае будет выше, чем в первом.

Первичной формой взаимодействия бизнес-субъектов являются контакты', состоящие из разного рода коммуникаций, обеспечивающих прохождение в маркетинговой сети материальных и нематериальных потоков. Под контактами в маркетинговой сети мы будем понимать коммуникации между участниками (любой формы и на любом уровне), происходящие в ограниченный промежуток времени и возникающие на основе взаимозаинте-ресованности в совместной работе, необходимости решения текущих и стратегических задач и являющиеся необходимым элементом возникновения устойчивой взаимосвязи.

Как следует из определения, характерным признаком контакта является ограниченность во времени коммуникации взаимодействующих сторон. В процессе контактов происходит формирование различных обязательств, которые участники маркетинговой сети накладывают друг на друга. В результате неоднократных контактов образуются взаимосвязи, прочность которых зависит от формы и объёма взаимообязательств. Наконец, в процессе реализации появляются взаимоотношения, проявляющиеся в оценке партнёрами эффективности взаимодействия.

Взаимодействие бизнес-партнёров в маркетинговых сетях происходит не только на уровне ¿отдел сбыта- — ¿отдел закупок-, но и в процессе всех других личных и неличных контактов компаний, входящих в неё.

Контакты, также как и взаимосвязи, взаимоотношения между бизнес-субъектами на рынке технически сложной продукции можно подразделить на:

• личные (деловые переговоры, обучающие семинары, консультации в рамках технической поддержки) и неличные (информация на сайтах, в сНгей-таП, в инструкциях):

• когнитивные (семинары, техническое консультирование) и эмоциональные (поздравления с праздниками, неформальное общение сотрудников). При этом отдельно следует выделить общение на форумах, являющихся важной составляющей взаимодействия бизнес-субъектов на рынке технически сложной продукции, когда когнитивная составляющая (обсуждение и советы по решению реальных проблем, возникающих в профессиональной деятельности) сочетается с эмоциональной составляющей (споры на эмоциональном уровне).

Если рассматривать контакты в системе координат ¿ког-нитивные\ эмоциональные: личные \неличные-, то в силу специфики технически сложной продукции, когнитивной составляющей отдаётся приоритет над эмоциональной, поскольку взаимодействующие стороны заинтересованы, прежде всего, в получении конкретной, ясной, структурированной технической информации о продукции для успешного осуществления своей деятельности. С другой стороны, эмоциональная составляющая во взаимодействии играет большую роль, чем это можно предположить. В принципе, в этом нет ничего удивительного, поскольку взаимодействие в конечном итоге осуществляют люди и люди эти в силу сложности и ответственности своей работы нуждаются в эмоциональной подпитке.

Что касается соотношения личных/неличных контактов, то предпочтение отдаётся личным контактам (встрече или хотя бы телефонным переговорам) над неличными (включая чтение инструкций, формы запросов и РАО на сайтах).

Для определения уровня взаимодействия участников маркетинговой сети в процессе создания совместной ценности можно выбрать такие критерии как размер соинвестирования и интенсивность контактов компании-заказчика с контрагентами (таблица).

Таблица

Уровни взаимодействия участников маркетинговой сети в процессе создания совместной ценности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размер соинвестирования Интенсивность контактов компа-нии-заказчика с контрагентами

Высокая Низкая

Высокий Партнёрство при реализации сложных технических проектов Партнёрство в области торговых сделок

Низкий или отсутствует Контрактные отношения при реализации сложных проектов Контрактные отношения в области торговли

Анализ вариантов сотрудничества компаний в маркетинговой сети, представленных в таблице, позволяет выделить следующие уровни взаимодействия участников маркетинговой сети в процессе создания совместной ценности:

• Партнёрство, основанное на соинвестировании сложных технических проектов или торговых сделок. Ценность отношений формируется за счёт совмещения функциональности, гибкости организационных мероприятий, высокого уровня взаимодоверия при реализации совместных проектов в производственной или торговой сферах. Подобная форма сотрудничества на рынке систем безопасности имеет место, например, в случае построения интегрированных систем, включающих охранный, пожарный модули, а также модули контроля доступа и видеонаблюдения для крупной компании-заказчика, имеющей нескольких объектов работ.

• Контрактные отношения, основанные на длительном или разовом сотрудничестве в форме заключения отдельных контрактов без соинвестирования. Такие формы взаимодействия складываются, например, в реализации отдельных проектов по монтажу систем безопасности или при закупке сопутствующих элементов (провода, метизы и пр.).

Примером стратегического партнёрства на рынке систем безопасности может быть проект ¿безопасная школа-, который предполагает сотрудничество компаний-производителей и установщиков систем контроля доступа и видеонаблюдения (установка турникетов на входе в школу, проход по картам, ведение базы данных сотрудников, учащихся и посетителей, видеоверификация), операторов сотовой связи (отправка SMS-сообщений родителям о факте прихода/ухода ребёнка), разработчиков специализированного программного обеспечения, компаний-поставщиков беспроводного Интернета (например, Yota) для возможности интеграции систем, установленных в разных зданиях.

Необходимо отметить, что в силу специфики рынка систем безопасности, на нем успешно действуют меры по ¿закреплению- клиентов [2]:

1. Контрактная привязка (прежде всего речь идет о контрактах на техобслуживание),

2. Бонусное вознаграждение (выдача сертификатов на определённую сумму для использования при последующих покупках),

3. Цепочка инноваций (постоянное совершенствование программного обеспечения и оборудования, расширение функционала).

Однако в долгосрочной перспективе более эффективными являются:

1. Доверительные взаимоотношения (поддержание тесных дружеских отношений с партнерами, решение проблем путем переговоров, уступок, компромиссов, предоставление более выгодных условий сотрудничества).

2. Обучение пользователей (выезд специалиста или организация обучения в офисе поставщика с использованием стендов оборудования, предоставление подобных стендов торговым домам, раздача каталогов, организация бесплатных обучающих семинаров для широкого круга клиентов, консультации по телефону и ICQ, создание раздела FAQ на сайте и др.) — поскольку специфика рынка СБ такова, что основой лояльности клиентов к той или иной марке является их собственный опыт.

3. Вовлечение клиентов в процесс совместного создания ценности за счёт:

а. сбора предложений клиентов при разработке дизайна продукта:

b. предоставления доступа клиентов к опытным образцам продукции и возможности обратной связи;

c. обратного ценообразования — когда клиент описывает требования к продукту и определяет, сколько он готов за него заплатить, а производитель реагирует на эти предложения.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок технически сложной продукции (в данном случае, систем безопасности) представляет собой маркетинговую сеть компаний, характеризующуюся большим объёмом коммуникаций между участниками

на всех стадиях взаимодействия в процессе создания совместной ценности. При этом, в зависимости от уровня соинвестиро-вания сотрудничество компаний по совместному созданию ценностей, входящих в маркетинговую сеть, может быть партнёрским или контрактным. На основании проведённого исследования установлено, что если компания-заказчик выполняет функции генерального подрядчика, то эффективность совместного создания ценностей увеличивается за счёт более интенсивных контактов между участниками маркетинговой сети.

Литература

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. — СПб.: Питер, 2007. — 496 с.

2. Бюшкен И. Возьми клиента в заложники: как это делается. — М.: Изд-во: Секрет фирмы, 2006. — 296 с.

3. Городилов В.А. и др. Оценка эффективности реализации стратегий повышений удовлетворённости промышленных покупателей. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. — 22 с.

4. Катенёв В.И., Рябов A.A. Организация деятельности клиентоориентированных производственно-сбытовых систем на промышленном предприятии. — СПб.: Инфо-да, 2006 - 131 с.

5. Кревенс Д. Стратегический маркетинг. — М.: Изд-во ¿Вильямс-, 2008. — 512 с.

6. Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегия. Эффективность / Под науч. ред. Г.Л. Багиева, и X. Мефферта. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 672 с.

7. Наумов В.Н. Управление взаимодействием в системе сбыта: теория, методология, стратегии. — СПб.: Изд-во ¿Политехника-сервис-, 2011. — 289 с.

8. Прахалад К., Рамасвами В. Будущее конференции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями. — М.: ЗАО ¿Олимп-Бизнес-, 2006. — 352 с.

9. Юлдашева, О.У., Катенёв В.И. Маркетинг взаимодействия на промышленных рынках: учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007,- 87 с.

10. Стратегическая гибкость / Г. Хэмел, К. Прахалад, Г. Томас, Д. О’Нил: пер. с англ. — СПб: Питер, 2005. — 384 с.

11. Prahalad С., Hamel G. The core competence of the corporation, Harvard Business Review, 1990, vol. 68, №3, pp. 79-91.

1 Применительно к рынку технически сложной продукции, сеть можно называть маркетинговой, если в процессе взаимодействия её субъектов формируется базовая и добавленная ценности с участием конечного покупателя (потребителя) и при этом осуществляется большой объём коммуникаций, требующих высокого уровня компетентности сотрудников компаний-партнёров.

2 Термин «стержневые (от англ. core) компетенции: предложен Г. Хамелом и К. Прахаладом в 1990 году (см. работу [10]). В отечественной научной литературе чаще всего используется понятие «ключевые компетенции:, которое мы используем в настоящей статье.

3 Контакт — от лат. contactus — прикосновение.

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕПЯХ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ

Г.Л. Багиев,

заведующий кафедрой маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

[email protected]

М.А. Попов,

соискатель кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

В статье рассматриваются особенности предпринимательской деятельности в цепях создания добавленной стоимости. Выделяются ее существенные особенности, связанные с особой ролью современных информационных технологий, приоритетной ролью координации транспортной, терминальной и таможенной инфраструктуры, а также специфика конкурентных отношений, антимонопольного регулирования и организации маркетинга.

Ключевые слова: предпринимательство, цепи создания стоимости, логистика, информационное поле

УДК 338.462; ББК 65.40

Предпринимательская деятельность в сфере управления цепями поставок и добавленной стоимости имеет ряд существенных особенностей, определяющих стратегию ее развития. Как показало обобщение мирового и российского опыта, эти особенности заключаются в следующем:

— развитие массового предпринимательства, в т.ч. индивидуальной формы (фрилансерство, работа на дому и т.д.), обусловленное низкой капиталоемкостью бизнеса в данной

сфере (достаточно иметь компьютерный доступ к информационной сети):

— особая роль современных информационных технологий (быстрый доступ в широкополосный Интернет, сети передачи данных и т.д.):

— приоритетная роль развития транспортной, экспедиторской, терминальной, таможенной инфраструктуры, их координации и рациональной системы тарифов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.