Таким образом, система внутреннего контроля экономического субъекта является эффективной и пригодной для внутреннего контроля, если разработана и применяется система внутренних регламентов, в том числе разработана и внедрена система обеспечения сохранности товарно-матеральных ценностей в местах их хранения и эксплуатации, и соблюдается порядок установления материальной ответственности и его соответствие нормам трудового законодательства.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Трудовой кодекс РФ 30 декабря 2001 года №197-ФЗ ( в ред. от 28.12.2013 №421-ФЗ).
2. Постановление Минтруда РФ №85 от 31.12.2002 (зарегистрировано в Минюсте от 3 февраля 2003 г. №4171) «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о
УДК 656.7.022.3
М. В. ЕРМОЛЕНКО, В. В. ЕПИФАНОВ
полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».
3. Приказ Минфина РФ от 19 апреля 2012 г. №49н «Об утверждении порядка представления реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации».
Айнуллова Дания Габдулхаметовна, доцент, кандидат экономических наук, кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» УлГТУ. Ерасова Ольга Сергеевна, студентка 3 курса экономико-математического факультета УлГТУ.
ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ АН-124-100
Представлены результаты пилотного проекта ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» по анализу потерь в процессе периодического технического обслуживания воздушных судов Ан-124-100 (осмотр осей колёс стоек основных опор шасси). Даются рекомендации по организации анализа потерь, представлены методы анализа потерь и статистические результаты.
Ключевые слова: бережливое производство, потери, поток создания ценности, ценность, потребитель ценности, эффективность процессов.
Современный этап экономического развития ставит перед авиакомпаниями задачу всесторонней интеграции в глобальные экономические процессы, для решения которой необходимо предоставить потребителю такое качество услуги, которое позволило бы сохранить конкурентоспособность авиакомпании в условиях затяжной рецессии мировой экономики и снижения спроса на перевозки грузов. Кроме неблагоприятной экономической конъюнктуры существует множество дополнительных факторов, негативно высокая стоимость продления ресурса влияющих на авиационный бизнес в России:
© Ермоленко М. В., Епифанов В. В., 2014
воздушных судов (ВС) и авиадвигателей (АД), рост цен на топливо, несовершенство авиационного законодательства РФ, кризис авиационной промышленности и т. д. Понимание этого подталкивает авиапредприятия к поиску новых эффективных способов обеспечения качества воздушных перевозок, которые способствовали бы решению и предотвращению системных проблем, позволяли компании гибко подстраиваться под изменения внешней среды, способствовали сохранению и развитию рынков сбыта услуги. Требуется решить сложную задачу по соблюдению баланса между текущей экономической выгодой и затрачиваемыми ресурсами организации. Особый интерес в данном контексте вызывает система бережливого
производства, которая на сегодняшний день заняла лидирующие позиции среди организационно-производственных моделей в мире [1, 2].
Бережливое производство - концепция управления предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, разработанная и реализованная в рамках производственной системы компании Toyota [3, 4]. Бережливое производство позволяет избежать издержек производства за счёт вовлечения в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и искоренения любых действий, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности для конечного потребителя.
Система бережливого производства объединяет самостоятельные системы по повышению эффективности производства: канбан, система 5S, быстрая переналадка (SMED), кайдзен, poka-yoke и др.
Концепция бережливого производства вызывает интерес авиакомпании «Волга-Днепр», так как в настоящее время многие издержки производства перекладываются на потребителя. Основными критериями в выборе процесса для улучшения являются:
- высокая сложность (вариативность) деятельности;
- значительное влияние процесса на качество продукции (услуги);
- наличие риска причинения вреда здоровью персонала, имуществу или репутации компании;
- недостаточная квалификация исполнителей;
- систематическое отклонение фактических значений показателей процесса от плановых.
Проявление хотя бы одного из вышеперечисленных критериев является сигналом необходимости улучшения процесса.
Реализация системы бережливого производства включает нескольких этапов:
1. Определение потребителя ценности - потребителя продукта труда.
2. Определение владельца процесса создания ценности.
3. Определение потока создания ценности.
4. Выявление потерь.
5. Анализ и сокращение потерь.
В авиакомпании «Волга-Днепр» элементы концепции бережливого производства были реализованы в инженерно-авиационной службе (ИАС) в процессах периодического технического обслуживания (ТО) воздушных судов Ан-124-100. В качестве примера выполнен анализ
операции периодического ТО осей колёс стоек основных опор шасси.
На первом этапе необходимо определить потребителя создаваемой ценности. Потребителем ценности может быть как внешний, так и внутренний потребитель услуги. Потребительская ценность определяться соотношением преимуществ, которые получает потребитель в результате приобретения и использования услуги, и затратами на её приобретение. В качестве потребителя исследуемого процесса определён руководитель отдела продаж. Владельцем процесса периодического ТО воздушных судов является руководитель ИАС.
На основе стандарта предприятия по организации ТО и технологических карт ТО построен поток создания ценности, т. е. последовательность полезных работ. Поток создания ценности представляет собой модель процесса в графическом или табличном виде, отображающую последовательность процедур, необходимых для создания услуги, с указанием исполнителей, оборудования, времени и места выполнения.
На следующем этапе в ходе визуального исследования процесса ТО и проведения хронометража рабочего времени при выполнении операций ТО выявлены потери и предложена их классификация.
В качестве инструментов для фиксирования потерь времени в производстве использованы:
- видеозапись выполнения работ;
- контрольные листки;
- диаграмма «Спагетти»;
- таблица потерь.
Для каждого исполнителя технологического процесса ТО осей колёс стоек основных опор шасси выявлены все виды потерь рабочего времени (табл. 1) и суммарные потери рабочего времени в целом по технологическому процессу (рис. 1).
С целью устранения потерь, связанных с перемещениями и транспортировкой запасных частей, инструмента, смазочных материалов, разработана диаграмма «Спагетти», позволяющая наглядно проиллюстрировать выполнение операций ТО исполнителями (рис. 2).
В процессе анализа производственных потерь выполнены следующие работы:
- разработан сетевой график процесса ТО осей колёс стоек основных опор шасси в состоянии «как должно быть»,
- разработана диаграмма «Спагетти» с оптимизированным расположением и перемещением деталей, инструментов и оборудования,
- внесены изменения в технологические карты,
- в целом на 47 % сокращены потери рабочего времени в процессе ТО осей колёс стоек основных опор шасси.
Таблица 1
Сводная статистика по результатам анализа потерь рабочего времени исследуемого процесса
Исполнитель Потери Общее время работы, мин Потери рабочего времени, %
Ожидание Излишняя транспортировка Лишние перемещения (движения) Другие потери Суммарные потери
Время, Мин Время, мин Расстояние, м Время, мин Расстояние, м Время, мин Время, мин Расстояние, м
Исполнитель 1 44,95 4,98 64 15,40 107,5 2,22 67,55 185,5 180 38
Исполнитель 2 47,17 10,83 90 16,67 218 3,77 78,43 308 180 44
Исполнитель 3 63,00 8,50 122 17,58 66 2,25 91,33 215 180 51
Исполнитель 4 49,50 7,00 60 29,33 106 17,83 103,6 7 166 180 58
Средний процент потерянного рабочего времени 47
рянного рабочего времени 47%
Рис. 1. Диаграмма потерь исследуемого процесса
Рис. 2. Пример диаграммы «Спагетти»
Кроме того, в рамках реализации системы бережливого производства в авиакомпания «Волга-Днепр» по анализу потерь в процессах периодического технического обслуживания воздушных судов Ан-124-100 проведено комплексное описание процессов технического обслуживания воздушных судов Ан-124-100 «сверху вниз» и отобраны критические процессы для дальнейшего исследования и оптимизации.
Таким образом, на примере анализа потерь в процессе ТО осей колёс стоек основных опор шасси был реализован «пилотный» проект по использованию принципов бережливого производства в техническом обслуживании воздушных судов. Данный положительный опыт позволил компании сформировать полноценное представление о способах выявления и устранения потерь, создать межфункциональную команду, которая владеет необходимой квалификацией, создать положительное видение концепции бережливого производства и вызвать интерес у персонала компании. Концепция бережливого производства может быть рассмотрена в авиационном бизнесе как основной способ повышения производительности труда и снижения издержек в сложившихся экономических условиях рынка высокой конкуренции.
УДК 621.058.013.8
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Джеймс, П. Вумек Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / П. Вумек Джеймс, Т. Джонс Дэниел; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 472 с.
2. Джеффри, К. Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира/ К. Джеффри, Д. Лайкер; пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 402 с.
3. Тайити, Оно. Производственная система Тойоты: уходя от массового производства / О. Тайити. - М. : Издательство ИКСИ, 2012. -208 с.
4. Сиего, Синго. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства/ С. Сиего; пер. с англ. - М. : Издательство ИКСИ, 2010. - 296 с.
Ермоленко Мария Владимировна, аспирантка Ульяновского государственного университета. Епифанов Вячеслав Викторович, доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» УлГТУ.
М. Х. ПОПОВ, А. Ф. ШИРЯЛКИН
К ВОПРОСУ КАЧЕСТВА СИСТЕМАТИЗИРОВАННОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
Предложены концептуальные и методологические положения по созданию качественного терминологического аппарата посредством разработки терминологических систем (терминосистема, Т-система) в сооответствующих областях научной деятельности. Это процесс создания оптимизированной информационной среды путем развивающейся конвергенции как процесса сближения онтологии и терминологии.
Ключевые слова: термин, терминология, систематизация, системный подход, терминосистема, Т-система, терминологический аппарат, частно-научные категории, онтология, дефиниция, словник.
Одним из основополагающих элементов любой науки или определённой научной деятельности является терминологический аппарат.
В каждой науке или направлении деятельности существуют свои, частно-научные катего-
© Попов М. Х., Ширялкин А. Ф., 2014
рии, представляющие некоторые родовые понятия. Например, в области качества одним из них является термин «оценка соответствия». Термины «утверждение типа», «государственная регистрации», «подтверждение соответствия», «государственный контроль (надзор)», «аккредитация» являются формами оценки соответствия и представляют второй уровень понятий в этой области. В то же время понятия «сертификация» и «декларирование соответствия», как формы