Решетневские чтения. 2017
УДК 330
ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРАКТОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
РАКЕТНО-КОМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
М. Н. Шульгин
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается возможность применения контрактов жизненного цикла (разновидность государственно-частного партнёрства) в ракетно-космической отрасли.
Ключевые слова: контракты жизненного цикла, КЖЦ, государственно-частное партнёрство, ГЧП, ракетно-космическая отрасль, РКО.
THE USE OF LIFE CYCLE CONTRACTS IN ENTERPRISE ACTIVITY AT ROCKET-SPACE INDUSTRY
M. N. Shulgin
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article describes the application of life cycle contracts (a type of public-private partnership) in the rocket and space industry.
Keywords: life-cycle contracts (LCC), public-private partnership (PPP), rocket and space industry (RSI).
Качественное и бесперебойное функционирование любой отрасли напрямую зависит от окружающей её инфраструктуры. В ракетно-космической отрасли (РКО) особенно щепетильно стоит вопрос в производственной инфраструктуре (дороги, склады, порты, системы связи), так как конечным результатом (продуктом) данной отрасли являются достаточно габаритная и тяжеловесная продукция, которую необходимо транспортировать на достаточно протяжённые расстояния в жёстких временных рамках с учётом соблюдения всех норм и правил действующих регламентирующих документов. Исходя из специфических особенностей данной отрасли, для исключения внештатных ситуаций, необходимо поддерживать в должном состоянии производственную инфраструктуру, а для достижения сокращения затрат на обслуживание и эксплуатацию постоянно производить модернизацию действующих объектов инфраструктуры [1].
В последнем десятилетии прошлого столетия в мировой практике стало распространяться государственно-частное партнёрство (далее ГЧП) - «юридически закрепленная форма взаимодействия государства и частного сектора в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями, предприятиями в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности» [2]. Наиболее востребованными формами ГЧП были и остаются договора подряда, поставок и концессий.
В последние годы набирает популярность разновидность государственно-частного партнёрства - контракт жизненного цикла (далее КЖЦ). Определение в российском законодательстве дано относительно недавно: «В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла)» [3]. Из определения следует, что в отличие от разных форм государственно-частного партнёрства (договора подряда, поставок) контракты жизненного цикла подразумевают под собой целый комплекс работ и услуг, начиная от создания (проектирования), воплощения (строительство), эксплуатации и обслуживания, и заканчивая в некоторых случаях утилизацией объекта контракта [4].
Другими словами, КЖЦ можно охарактеризовать как долгосрочные контракты между государством (Заказчик) и частным сектором (Исполнитель), в котором Заказчик не несёт финансовой нагрузки до момента получения готового объекта контракта. Финансирование объекта контракта, начиная от проектирования и заканчивая вводом в эксплуатацию, осуществляется за счёт средств Исполнителя. Исполнитель заинтересован в создании качественного и современного объекта контракта, так как по условиям КЖЦ
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
Исполнитель осуществляет последующую эксплуатации и обслуживание объекта контракта [5].
В ракетно-космической отрасли для поддержания и/или развития транспортной инфраструктуры наиболее выгодным будет отказаться от обычных закупок работ и услуг, проводимых в рамках ГЧП в пользу заключения КЖЦ.
Взаимодействие участников КЖЦ в рамках ГЧП обеспечивает следующие преимущества [6-8]: для публичного партнера - повышение качества выполняемых работ; формирование конкурентных рынков; социально-экономическое развитие предприятий и организаций РКО, стимулирование инноваций; получение дополнительных доходов в государственный бюджет; использование опыта и профессионализма бизнеса в реализации крупных проектов; для частный партнер -проникновение капитала в те сферы, которые ранее были для бизнеса недоступны; привлечение бюджетных средств для реализации проектов; получение в долговременное пользование государственных объектов на льготных условиях; возможность получения кредитов за счет государственных гарантий; упрощение работы с органами власти (например, получение лицензий, заключений надзорных органов); уменьшение налогов, предоставление льгот для частного сектора; формирование положительного имиджа за счет участия в государственных проектах; для пользователей инфраструктурных объектов РКО - улучшенное качество выполняемых работ и предоставляемых услуг; сниженная цена (за счет государственного участия); более эффективное распределение налоговых поступлений; контроль над процессом предоставления услуг, в отличие от деятельности частных компаний (за счет государственной отчетности).
Таким образом, ГЧП является эффективным инструментом развития государственных структур, в том числе предприятий и организаций РКО. Действующие на данный момент ограничения в законодательстве, не позволяют в полной мере использовать зарубежный опыт и формы сотрудничества государства и бизнеса в сфере производственной деятельности. Именно концессия, как одна из форм ГЧП, дает возможность в современных условиях построить эффективную модель партнерских отношений для предприятий и организаций РКО и тем самым повысить свою конкурентоспособность.
Библиографические ссылки
1. Лобков К. Ю. Значение деятельности предприятий и организаций РКП в инновационно-инвестиционном развитии национальной экономики страны // Решетневские чтения : материалы Х1Х Ме-ждунар. науч. конф. посвящ. 55-летию Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева : в 3 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. Ч. 2. С. 356-358.
2. «Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года». СПб., 2011. С. 141.
3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и му-
ниципальных нужд : федер. закона № 44 от 05 апр. 2013 г. п. 16, ст. 34.
4. Харитонов А. В. Контракт жизненного цикла. Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2014. № 37 [июль/сентябрь]. С. 70-77.
5. Ракута Н. В. Использование контрактов жизненного цикла при госзакупках. Опыт развитых стран. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 53-78.
6. Сергеева С. А. Контракты жизненного цикла в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12639 (дата обращения: 14.09.2017).
7. Елизаров П. М. Контракты жизненного цикла для народнохозяйственной продукции и вооружения, военной и специальной техники: сходство и отличия. Машиностроение и смежные отрасли. 2014. CAD/ CAM/CAE Observer #8 (92). С. 29-33.
8. Дорожкин А. Г., Звездина Т. М. Контракт жизненного цикла: понятие, правовые основы, проблемы практической реализации // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. № 4.
References
1. Lobkov K. Y. the Value activities of enterprises and organizations of the RCP in the innovative-investment development of national economy // Resetdevice reading : proceedings of the XIX Intern. scientific. Conf. internat. The 55-th anniversary of Siberian state aerospace University named after academician M. F. Reshetnev : at 3 ch. / under the General editorship of Yu. Y. Loginov ; Sib. state aerocosmic. univ. Krasnoyarsk, 2015. Part 2. P. 356-358.
2. The interstate program of innovation cooperation of States - participants of CIS for the period till 2020. 2011. P. 141.
3. Paragraph 16 of article 34 of Federal law No. 44 from 05 April 2013 "On the contract system in procurement of goods, works, services for state and municipal needs".
4. Kharitonov A. V. Contract life cycle. State order: control, accommodation, provision. 2014. № 37. [July/ September] 70-77 p.
5. Rakuta N. V. The use of life cycle contracts in public procurement. The experience of developed countries. Issues of state and municipal management. 2015. № 2. 53-78 p.
6. Sergeeva S. A. Life cycle contracts in procurement of goods, works, services for state and municipal needs// Modern problems of science and education. 2014. № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view? id=12639 (date accessed: 14.09.2017).
7. Elizarov P. M. Life cycle contracts for domestic products and armaments, military and special equipment: similarities and differences. The engineering and allied industries. 2014. CAD/CAM/CAE Observer #8 (92). 29-33 p.
8. Dorozhkin A. G., Zvezdina T. M. Contract life cycle: concept, legal framework, problems of practical implementation. Journal of business law and corporate law. 2016. № 4.
© Шульгин М. Н., 2017