Научная статья на тему 'Применение компьютерных технологий для моделирования полёта вертолёта в учебном процессе вуза'

Применение компьютерных технологий для моделирования полёта вертолёта в учебном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИССЛЕДОВАНИЕ / ВЕРТОЛЁТ / ДИНАМИКА УПРАВЛЯЕМОГО ПОЛЁТА / COMPUTER TECHNOLOGIES / COMPUTER MODELING / VOCATIONAL TRAINING / RESEARCH / HELICOPTER / THE DYNAMICS OF A CONTROLLED FLIGHT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дремов Феликс Владимирович, Крайнова Екатерина Анатольевна, Марцинкевич Эдуард Евгеньевич

В статье рассматриваются значение и возможности компьютерных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих лётчиков в военном вузе. Выявлены проблемы в формировании профессиональных знаний и умений, связанных с оценкой и прогнозированием влияния эксплуатационных факторов, управляющих воздействий лётчика на динамику и безопасность полёта вертолёта, обусловленные недостаточным объёмом тренажной подготовки на комплексных тренажёрах, отсутствием компьютерных технологий моделирования управляемого полёта вертолёта. В качестве средства активизации и повышения качества процесса обучения по дисциплине «Аэродинамика и динамика полёта», другим родственным дисциплинам, предлагается, на основе разработанного авторами комплекса программ, организовать на персональных компьютерах занятия исследовательского характера по моделированию динамики управляемого полёта вертолёта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Дремов Феликс Владимирович, Крайнова Екатерина Анатольевна, Марцинкевич Эдуард Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF COMPUTER TECHNOLOGIES FOR SIMULATION OF HELICOPTER FLIGHT DYNAMICS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY UNIVERSITY

The article deals with the importance and possibilities of computer technologies in the process of professional training of future pilots in a military high school. The problems in the formation of professional knowledge and skills related to the assessment and forecasting of the influence of operational factors, the pilot's influences on the dynamics and safety of the helicopter flight, caused by the insufficient volume of training in complex simulators, the lack of computer technologies for simulating a controlled flight of the helicopter. As a means of activating and improving the quality of the training process in the discipline "Aerodynamics and Flight Dynamics", other related disciplines, it is proposed, on the basis of a complex of programs developed by the authors, to organize research on the dynamics of a controlled flight of a helicopter on personal computers.

Текст научной работы на тему «Применение компьютерных технологий для моделирования полёта вертолёта в учебном процессе вуза»

Педагогика

УДК: 378.147.88

кандидат технических наук, доцент Дремов Феликс Владимирович

Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации (г. Сызрань); кандидат педагогических наук Крайнова Екатерина Анатольевна Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации (г. Сызрань); преподаватель Марцинкевич Эдуард Евгеньевич

Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации (г. Сызрань)

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОЛЁТА ВЕРТОЛЁТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются значение и возможности компьютерных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих лётчиков в военном вузе. Выявлены проблемы в формировании профессиональных знаний и умений, связанных с оценкой и прогнозированием влияния эксплуатационных факторов, управляющих воздействий лётчика на динамику и безопасность полёта вертолёта, обусловленные недостаточным объёмом тренажной подготовки на комплексных тренажёрах, отсутствием компьютерных технологий моделирования управляемого полёта вертолёта. В качестве средства активизации и повышения качества процесса обучения по дисциплине «Аэродинамика и динамика полёта», другим родственным дисциплинам, предлагается, на основе разработанного авторами комплекса программ, организовать на персональных компьютерах занятия исследовательского характера по моделированию динамики управляемого полёта вертолёта.

Ключевые слова: компьютерные технологии, компьютерное моделирование, профессиональная подготовка, исследование, вертолёт, динамика управляемого полёта.

Annotation. The article deals with the importance and possibilities of computer technologies in the process of professional training of future pilots in a military high school. The problems in the formation of professional knowledge and skills related to the assessment and forecasting of the influence of operational factors, the pilot's influences on the dynamics and safety of the helicopter flight, caused by the insufficient volume of training in complex simulators, the lack of computer technologies for simulating a controlled flight of the helicopter. As a means of activating and improving the quality of the training process in the discipline "Aerodynamics and Flight Dynamics", other related disciplines, it is proposed, on the basis of a complex of programs developed by the authors, to organize research on the dynamics of a controlled flight of a helicopter on personal computers.

Keywords: computer technologies, computer modeling, vocational training, research, helicopter, the dynamics of a controlled flight.

Введение. Опыт боевых действий в горячих точках свидетельствует о том, что эффективность применения авиации, в том числе и вертолётной, определяется, во многом, тактико-техническими характеристиками авиационной техники, а также уровнем профессиональной подготовки лётного состава.

Проблема повышения уровня профессиональной подготовки будущих лётчиков весьма актуальна и занимает первостепенное место в учебном процессе военного вуза. Важное значение в профессиональном образовании приобрели инновационные технологии обучения, в том числе компьютерные технологии, так как они обеспечивают радикальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов. Компьютерные технологии используются в различных целях, например: для информационной поддержки учебного процесса, определения уровня знаний и контроля усвоения учебного материала, приобретения навыков практического применения знаний, моделирования процессов, явлений, поведения объектов. Моделирование является одним из важнейших видов деятельности человека, составляет основу первоначального этапа в разработке новых объектов, в том числе летательных аппаратов, служит для всестороннего исследования свойств объектов в процессе их эксплуатации и совершенствования. Ориентация на компьютерное моделирование управляемого полёта актуальна в связи с тем, что повышает уровень мотивации, побуждает будущих лётчиков к активной исследовательской, творческой деятельности в процессе подготовки к лётной эксплуатации и боевому применению вертолётов.

Целью исследования является выявление возможностей применения компьютерных технологий для повышения эффективности подготовки, будущих лётчиков к лётной эксплуатации и применению вертолётов в военном вузе.

Задачи исследования:

- выявить проблемы в использовании компьютерных технологий при формировании профессиональных знаний и умений будущих военных лётчиков вертолётной авиации;

- определить вид компьютерных технологий, обеспечивающих повышение эффективности подготовки курсантов к лётной эксплуатации вертолётов;

- на конкретных примерах продемонстрировать возможности компьютерных технологий при исследовании динамики управляемого полёта вертолёта.

Изложение основного материала статьи. Анализ научной литературы показывает, что, вопросы разработки и использования информационных технологий, в образовании, научно-технической области исследовали многие учёные. Организационно-педагогическим и дидактическим основам разработки и применения современных профессионально-ориентированных технологий, в том числе информационных компьютерных технологий посвящены работы, например, таких авторов как: И. Г. Захарова [12],

А. А. Изюмов, В. П. Коцубинский [13], Норенков И.П., Зимин А.М. [20], В. Г. Акимов, Е.Т. Игнатов [1], Илюшин С.А. [14], И.К. Корнеев, Г.Н. Ксандопуло, В.А. Машурцев [17], В.П. Беспалько [5], В.И. Гриценко [9]. Очень важному виду компьютерных технологий, дающему широкие возможности для анализа и синтеза сложных объектов и систем, - компьютерному математическому моделированию посвятили свои труды А.Л. Королёв [18], В.В. Васильев, Л.А. Симак, А.М. Рыбникова [8], О.М. Замятина [11], Л.А. Бахвалов [3, 4], А.С. Браверман, А.П. Вайнтруб [6], В.А. Кожевников [16], А.С. Браверман, Д.М. Перлштейн, С.В. Лаписова [7], С.Ю Есаулов, А.П. Бахов, И.С. Дмитриев [10].

Остановимся кратко на некоторых положениях, связанных с понятием «компьютерное моделирование». Компьютерные технологии являются частью информационных технологий и обеспечивают сбор, обработку, хранение и передачу информации с помощью ЭВМ [13]. Компьютерные технологии, используемые для получения новых знаний о поведении объектов, о процессах, явлениях получили название компьютерного моделирования [3]. Модель - это материальный или мысленно представляемый объект, который замещает объект-оригинал так, что его изучение дает новые знания об объекте-оригинале. Под моделированием понимается процесс построения модели и исследования, проводимые на основе созданной модели. Под компьютерной моделью будем понимать математическую модель, реализованную с помощью программных средств на компьютере. Подчеркнём, что математическая модель должна обладать свойством адекватности, другими словами математическое описание объекта должно достаточно точно воспроизводить известные свойства объекта и обеспечить получение нового знания о его свойствах. Разработка компьютерной модели включает три этапа: разработка математической модели; построение алгоритма для реализации математической модели на компьютере; составление программы переводящей алгоритм на язык доступный компьютеру.

Особую роль в профессиональной подготовке будущих лётчиков получили компьютерные технологии (в том числе компьютерные модели), реализованные в аппаратно-программных комплексах - комплексных пилотажных тренажёрах (КТ). КТ предназначены для имитирования (моделирования) динамики полёта летательного аппарата (ЛА) и работы его систем, на них отрабатывается техника пилотирования, действия экипажа в полёте в соответствии с [19]. КТ обеспечивают высокую интенсивность и качество подготовки курсантов к лётной эксплуатации ЛА. Однако курсанты вертолётного вуза не всегда имеют возможность в должном объёме получить тренажную подготовку на КТ, в связи с их недостаточным количеством и поздними сроками начала такой подготовки. Отметим некоторые недостатки обучения на КТ, которые состоят в возможности привития ложных навыков в силу несовершенства модели ЛА, в недостаточно полном учёте эксплуатационных факторов, ограниченных возможностях по исследованию динамики полёта при нарушении установленных ограничений на параметры полёта и управления, в невозможности оптимизации траекторий, режимов полёта и их воспроизведении.

Из сказанного следует актуальность проведения занятий по моделированию аэродинамики и динамики полёта на персональных компьютерах. Такого рода занятия могут стать логичным, очень хорошим дополнением к тренажам на КТ, существенно улучшить процесс формирования профессиональных компетенций будущих лётчиков. Отметим здесь основную проблему, связанную с реализацией компьютерного моделирования полёта вертолёта в учебном процессе, которая обусловлена отсутствием полных, наиболее совершенных математических моделей аэродинамики и динамики полёта. Такие модели созданы в КБ М.Л. Миля и Н.И. Камова, но в свободном доступе отсутствуют, точно также как отсутствуют математические модели, реализованные в КТ.

Занятия на персональных компьютерах могут быть реализованы, например, в виде лабораторных работ исследовательского характера. На лабораторных занятиях может быть, в частности, детально исследовано влияние эксплуатационных факторов, ограничений на параметры полёта и управления, начальных и конечных условий, времени выполнения манёвра, на характер изменения линейных и угловых ускорений, скоростей и координат в полёте. Возможно также решение задач по оптимизации манёвров и режимов полёта вертолёта с последующим отображением характера изменения параметров полёта и положения органов управления. В качестве критериев оптимальности можно выбрать, например, время движения, модули отклонений параметров полёта за допустимые границы, погрешности в достижении требуемого конечного состояния вертолёта. Отметим, что моделирование и воспроизведение оптимальных манёвров и режимов полёта на штатных пилотажных тренажёрах (КТ) невозможно. Результаты моделирования могут быть представлены в виде таблиц, графиков, видеороликов. Такого рода исследования помогают составить более полное представление (знание) о лётных возможностях вертолёта и на этой основе повысить, в дальнейшем, эффективность боевого маневрирования и боевого применения вертолёта.

Компьютерное моделирование предполагает использование программных продуктов. Существует достаточно большое количество программных комплексов, позволяющих с помощью вычислений и графики моделировать и отображать процессы, явления, функционирование объектов, систем. Это, в частности, такие, ориентированные на математические и научно-технические расчёты, системы компьютерной математики, как MatLab, Mathcad, Maple, Mathematica. Система MatLab получила наиболее широкое распространение и фактически стала мировым стандартом в области современного научно-технического программного обеспечения. Она представляет собой пакет прикладных программ для решения задач из различных областей науки и техники, свой язык программирования, среду программирования, удобный пользовательский интерфейс. Язык MatLab по сравнению с традиционными языками программирования (C/C++, Java, Pascal и др. ) позволяет на порядок сократить время решения задач, существенно упрощает разработку и отладку новых алгоритмов. Из сказанного вытекает целесообразность использования математической компьютерной системы MatLab для моделирования задач аэродинамики и динамики полёта в учебном процессе. При составлении программного алгоритма могут быть использованы как встроенные функции MatLab, так и функции написанные программистом. Как показывает опыт решения задач оптимизации движения вертолёта, алгоритм оптимизации приходится программировать чаще всего «вручную», так как возникают трудности с использованием специальных функций MatLab, в основном из-за того, что аэродинамические силы и моменты являются «вычисляемыми функциями», а критерий качества процесса имеет сложную структуру. Система MatLab и другие подобные математические компьютерные системы являются относительно дорогими программными продуктами, однако при некоторых упрощениях могут быть созданы достаточно простые частные математические модели движения вертолёта, программный алгоритм для которых может быть разработан с использованием любой доступной системы программирования, например, с

использованием системы Pascal ABC, находящейся в свободном обращении.

В качестве исследования, дающего новые сведения о вертолёте как летательном аппарате, рассмотрим решение задачи оптимизации по времени режимов набора высоты и снижения по вертикали вертолёта Ми-24. В боевых условиях сокращение времени манёвра означает уменьшение вероятности поражения средствами ПВО противника, а значит повышение эффективности боевого применения вертолёта. Математическая модель оптимизации управляемого полёта [2] представляет собой совокупность моделей аэродинамики, динамики неуправляемого полёта, модели системы управления, алгоритма оптимизации желаемого программного движения. При разработке модели оптимизации использованы доступные адекватные математические модели аэродинамики и динамики полёта вертолёта [6], [7]. На основе математической модели разработан программный алгоритм.

Решение задачи оптимизации по времени требует ослабления в максимально-возможной степени ограничений на управления и параметры движения. Так в численных исследованиях по программе были определены менее жёсткие ограничения на управление - темп изменения общего шага несущего винта (ОШ НВ) и вертикальную скорость снижения вертолёта.

По инструкции экипажу [15] темп изменения ОШ НВ не должен превышать 2 градуса за секунду:

-2 град/с < S0 < 2 град/с

95 — 2%

что обусловлено рекомендацией к удержанию оборотов НВ в пределах — /0 по указателю общего шага, при этом допустимый по условиям технической эксплуатации диапазон изменения оборотов НВ

88% < пн < 103%

Практика полётов показывает, что лётчики при пилотировании используют быстрые изменения (за 1-3 секунды) ОШ НВ до 3-5 градусов на увеличение - уменьшение (уменьшение - увеличение), при этом обороты НВ не выходят за пределы (2). В результате исследований были определены менее жёсткие по сравнению с (1) ограничения на темп изменения ОШ НВ:

-20град/с < S < 10 град/с

0 , (3)

при которых обороты НВ находятся в разрешённом диапазоне (2).

В целях обеспечения безопасности полёта, в инструкции экипажу установлены следующие ограничения на величину вертикальной скорости снижения в зависимости от расстояния до поверхности земли (площадки):

vy сн < 5м/с при 20 м < yg < 200 м; Vygсн < 2м/с при yg=10 м; vy < 0,2м/с при yg = 0м.

yg g (4)

Ограничения (4) определены для любых эксплуатационных условий (любых полётных масс, высот и температур атмосферного воздуха, при наличии или отсутствии ветра). Очевидно эти ограничения, могут быть менее жёсткими, в частности, для вертолётов с небольшими полётными массами. В целях ослабления ограничений (4) были проведены численные исследования, при этом учитывалось, что темп изменения ОШ

20 м < yg < 200 м

НВ подчинён ограничениям (3). Например, в диапазоне высот g , для вертолёта с

полётной массой 9000 кг максимальная допустимая скорость безопасного вертикального снижения в

стандартных атмосферных условиях с использованием воздушной подушки земли составляет 6-8 м/с, а

без использования воздушной подушки - 6-5 м/с .

Эксплуатационные значения ОШ НВ подчинены ограничению:

1 < ¿0 < ^0взл'

где 0взл - значение ОШ НВ соответствующее взлётной мощности двигателей.

Для вертолёта Ми-24, по разработанной программе, проведены численные исследования оптимизации процессов набора высоты и снижения. Атмосферные условия стандартные. Набор высоты осуществляется с высоты 0м до 20м (старт с площадки базирования), снижение - с 20 м до 0 м (посадка на площадку). Рассматриваются 2 варианта в наборе высоты и на снижении:

1-й вариант: полётная масса m1 = 11200 кг, ограничения на темп изменения ОШНВ (1) и вертикальную скорость (4).

2-й вариант: полётная масса m2 = 9000 кг, ограничения на темп изменения ОШНВ (3) и вертикальную скорость:

vygсн < 6.8 м/с при 20 м < yg < 200 м; vygсн < 0.2 м/с при yg = 0м.

Общие для обоих вариантов ограничения на ускорение и высоту:

-4.90м/с2 < wv = V < 17.46 м/с2;

0м < < 20 м.

0 (6)

Т . =9 52 с

В наборе высоты для 1- го варианта получен минимум времени движения шш1 • , а во 2-м

Тт.п2 = 5.06с

варианте - иии^ . На снижении получены, соответственно, минимумы 8.55с и 5.65с. Таким

образом, уменьшение полётной массы, ослабление ограничений на вертикальную скорость снижения и темп изменения ОШ НВ во 2-м варианте даёт сокращение времени в наборе высоты на 43%, а на снижении - на 33% (а значит и уменьшение вероятности поражения вертолёта средствами ПВО противника).

При исследовании динамики полёта вертолёта интересуют характер и диапазон изменения ускорений и скоростей движения, их максимальные и минимальные значения, отклонения ускорений, скоростей и координат за установленные ограничения. Расчёты показали, что ограничения на скорость снижения (4) и (5)

V сн < 4 4 м/с V сн < 6 8 м/с

выдерживаются: в 1-м варианте й , во 2-м - й , ускорение и высота

также находятся в допустимых границах (6)

Процесс управления характеризуется законом изменения ОШ НВ, максимальным темпом на увеличение и уменьшение, максимальными и минимальными его значениями, наличием или отсутствием отклонения ОШ

НВ за его значение ^Овзд 12-2 на взлётном режиме. Результаты оптимизации движения по программе показали, что изменение ОШ НВ происходит с допустимыми темпами (1) и (3), соответствующими 1-му и 2-

му вариантам и в допустимом диапазоне значений ОШ 1 ~ < ^Овзд .

Выводы. Компьютерные технологии в настоящее время являются мощным ресурсом, обеспечивающим повышение качества обучения. Несомненно, важными для повышения качества подготовки будущих военных лётчиков в высших учебных заведениях являются компьютерные технологии моделирования динамики управляемого полёта летательных аппаратов. Реализация таких технологий в учебном процессе позволит существенно повысить уровень мотивации обучаемых, активизировать занятия, решать на них задачи исследовательского характера.

Особую актуальность приобретает моделирование динамики полёта, манёвров и режимов полёта на персональных компьютерах в связи с их повсеместной доступностью, а также с возможностью использования на них, как специальных математических компьютерных систем для решения инженерных и научных задач, так и систем программирования общего назначения, находящихся в свободном доступе. Занятия исследовательского характера по моделированию полёта имеют свою собственную ценность, а также могут стать хорошим дополнением к занятиям на комплексных пилотажных тренажёрах.

Литература:

1. Акимов В. Г., Игнатов Е. Т. Новые информационные технологии в системе военного образования // Научная организация и совершенствование учебного процесса в академии. Москва: Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. Вып. ХЬ. С. 53-60.

2. Аузяк А.Г., Будин В.И., Дремов Ф.В. Моделирование оптимального полёта вертолёта на вертикальном манёвре / Аналитическая механика, устойчивость и управление: Труды Х Международной Четаевской конференции. Т. 3. Секция 3. Управление. Ч. 1. Казань, 12-16 июня 2012 г. Казань: Изд-во Казан. Гос. Техн. Ун-та, 2012. - 532 с.

3. Бахвалов Л.А. Компьютерное моделирование: долгий путь к сияющим вершинам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gpss-foшm. narod.ru/GPSSmodeling.html, свободный.

4. Бахвалов Л.А. Моделирование систем: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2006 г. - 295 с.: ил.

5. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во МПСИ, - 2008. - 352 с.

6. Браверман А.С., Вайнтруб А.П. Динамика вертолета. Предельные режимы полета. - М.: Машиностроение, 1988. 280 с.: ил.

7. Браверман А.С., Перлштейн Д.М., Лаписова С.В. Балансировка одновинтового вертолёта. М., «Машиностроение», 1975. 176 с.

8. Васильев В.В., Симак Л.А., Рыбникова А.М. Математическое и компьютерное моделирование процессов и систем в среде МАТЬАВ/ SIMULINK Учебное пособие. - Киев: Национальный авиационный университет, 2008. - 91 с.

9. Гриценко В.И. Перспективы компьютерного обучения // Управляющие системы и машины, 2009 №02 Март - Апрель.

10. Есаулов С.Ю., Бахов А.П., Дмитриев И.С. Вертолет как объект управления. М., «Машиностроение», 1977. 192 с.

11. Замятина О. М. Компьютерное моделирование: Учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 121 с.

12. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / И.Г. Захарова. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с.

13. Изюмов А. А. Компьютерные технологии в науке и образовании: учебное пособие / А. А. Изюмов, В. П. Коцубинский. - Томск: Эль Контент, 2012. - 150 с.

14. Илюшин, Сергей Александрович. Персональные ЭВМ и их применение в учебном процессе: Учеб. пособие / С. А. Илюшин, Б. Л. Собкин; Моск. авиац. ин-т им. Серго Орджоникидзе. - М.: Изд-во МАИ, 1992. - 55 с.

15. Инструкция экипажу вертолёта Ми-24 В. - М.: Военное издательство, 1987. 344 с.

16. Кожевников В.А. Автоматическая стабилизация вертолёта. М.: «Машиностроение», 1977. 152 с.

17. Корнеев И.К., Ксандопуло Г.Н., Машурцев В.А. Информационные технологии. - М.: ТК Велби,

Проспект, 2009. - 224 с.

18. Королёв А. Л. Компьютерное моделирование / А.Л. Королёв. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 - 230 с.: ил.

19. Курс учебно-лётной подготовки армейской авиации (КУЛП АА - 2014). Воронеж, 2016. - 224 с.

20. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. - 352 с.: ил.

Педагогика

УДК 796.01

кандидат педагогических наук, доцент Думов Сергей Борисович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград);

кандидат педагогических наук, доцент Нагайцева Ирина Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет (г. Волгоград);

кандидат педагогических наук Думов Александр Сергеевич

Волгоградский социально-педагогический колледж (г. Волгоград)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация. В работе рассматриваются вопросы, связанные с особенностью организации деятельности педагога в образовательном учреждении с несовершеннолетними девиантного поведения. В статье на основании анализа сравнительного исследования в образовательных учреждениях г. Волгограда, г. Мерзебурга (Германия) и г. Ганновера (Германия), разработана система профилактики девиантного поведения несовершеннолетних для педагогов образовательных учреждений.

Ключевые слова: девиантное поведение, личность, социальная работа, профилактика, педагогические технологии.

Annotation. The paper deals with the issues related to the feature of the organization of the teacher in an educational institution with non-adult deviant behavior. The article is based on the analysis of comparative research in educational institutions of Volgograd, Merzeburg (Germany) and Hannover (Germany), developed a system of prevention of deviant behavior of minors for teachers of educational institutions.

Keywords: deviant behavior, personality, social work, prevention, educational technology.

Введение. В условиях сложных социальных процессов, происходящих сегодня в России, особенно остро встает проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Социальные детерминанты девиантного поведения детей и подростков многочисленны, имеют различную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Девиантное поведение несовершеннолетних нельзя объяснить только лишь макросоциальными причинами, оно представляет собой комплекс проблем, среди которых наряду с социальными и медицинскими важное место занимают психологические и педагогические. Как свидетельствует практика, очень часто, недостаточная готовность педагогов к работе с несовершеннолетними по профилактике девиантного поведения выступает в качестве "отклоняющего" фактора поведения детей и подростков [1].

В этих условиях встает проблема теоретического осмысления и организации социально-педагогической практической деятельности и психологической поддержки по профилактике и преодолению девиантного поведения несовершеннолетних.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрению феномена девиантного поведения несовершеннолетних посвящены многие работы отечественных и зарубежных исследователей (В.Г.Баженов, А.А.Беликов, Ю.А. Клейберг, В.Н.Кудрявцев, С.И.Курганов, М.Раттер, Х.Хекхаузен и др.). В указанных работах девиантным (отклоняющимся, асоциальным) называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных (правовых, нравственных, коммуникативных, эстетических и др.) норм, включая отклонения как активно-агрессивной, корыстной ориентации, так и отклонения социально-пассивного типа [2]. Несмотря на провозглашаемый в научной литературе целостный, системный подход к работе с данным контингентом детей и подростков, в этой сфере все еще преобладает ориентация на функциональное, фрагментарное представление о путях профилактики и преодоления девиантного поведения несовершеннолетних.

Факторы отклонений и социально-нравственной дезадаптации, действующие в принципе на всех несовершеннолетних, заставляют совершать противоправные действия только некоторых, неспособных сопротивляться их воздействию. Находясь в одинаковых, в общем, условиях далеко не каждый ребенок и подросток совершает аморальные поступки и тем более правонарушения. Это обусловлено прежде всего особенностями ценностных ориентаций несовершеннолетнего, ситуацией развития его личности, ближайшим окружением и педагогами. Существует также большой спектр отклонений в моральной и коммуникативной сфере, которые менее экстремальны по форме, но требуют специального социально-педагогического подхода [1]. К сожалению, современное высшее педагогическое образование не дает глубокой, специализированной, психолого-педагогической подготовки будущим педагогам для работы с данной группой несовершеннолетних. Проблема сегодня осложняется еще и тем, что органы образования, нередко, стараются как-то не замечать "отклоняющие" факторы школьного воспитания. Среди педагогов бытует не редко мнение, что задача школы в области профилактики девиантного поведения несовершеннолетних заключается только в исправлении своих ошибок. Если задача поставлена в таком аспекте, то тогда общеобразовательные учреждения оказываются в выгодном положении и ссылаются на криминологические исследования, свидетельствующие о том, что большинство несовершеннолетних с девиантным поведением - продукт неблагополучных семей. Недостатки семейного воспитания (пьянство, скандалы, отсутствие родителей) действительно проявляются более ярко, "отклоняющие" же факторы школьного воспитания труднее уловимы. Этим объясняется во многом и подтвердившийся в проведенном нами исследовании тот факт, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.