МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
УДК 371.30+51
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Х.А. Устатджаилова
Кокандский государственный педагогический университет им. Мукини, 113000, Узбекистан, Коканд, ул. Амира Темура, 37 E-mail: [email protected]
Данная статья посвящена обзору методики применения компьютерных средств обучения. Проведенная исследовательская работа показывает, что использование компьютера на уроке геометрии развивает умения и навыки учащихся, делая процесс обучения более эффективным.
Ключевые слова: обучение, умения и навыки, компьютерная программа, компьютерная презентация
(с) Устатджаилова Х.А., 2013
TEACHING OF MATHEMATICS
MSC 97D40
USE OF COMPUTER MEANS OF TEACHING THE LESSONS OF GEOMETRY WITH A VIEW TO THE DEVELOPMENT OF THE GEOMETRIC SKILLS OF
STUDENTS
Kh. A. Ustadjalilova
Kokand State pedagogical Institute by Mukimi, 113000, Uzbekistan, Kokand, Amira Temura st. 37
E-mail: [email protected]
This article reviews the methods of application of learning software. Conduct research shows that using a computer on a geometry lesson develops skills of students, making the learning process more effective.
Key words: education and skills, computer software, computer
(c) Ustadjalilova Kh. A., 2013
Введение
Применение компьютера в процессе обучения, по существу, представляет формирующий эксперимент, направленный на изучение и развитие новых качеств личности. Важным для современного периода компьютеризации образования является осознание того факта, что использование компьютерных технологий позволит сделать процесс обучения более эффективным, если их применять как инструмент познания, а не передачи знаний. Рассмотрим использование компьютера на уроке геометрии с целью развития геометрических умений и навыков. Напомним принятые классификацию Н.А. Лошкаревой, которая выделила четыре группы общеучебных умений и навыков [1]
• учебно-организационные;
• учебно-интеллектуальные;
• учебно-коммуникативные;
• учебно-информационные.
С внедрением компьютера на уроках геометрии появляется необходимость добавления пятой группы умений - учебно-технологических умений, которая включает в себя следующие умения и навыки:
• набирать текст в среде текстового редактора;
• выполнять основные операции над текстом в среде текстового редактора;
• сохранять информацию на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
• строить изображения в среде графического редактора;
• создавать расчетную электронную таблицу в среде табличного процессора;
• редактировать содержимое расчетной таблицы в среде табличного процессора;
• работать с гипертекстом, звуком, графикой в среде мультимедийных прог рамм и т.д.
Указанные умения являются сложными по своему составу и включают в себя ряд простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно.
Как одним из первых этапов, предлагаем использование осуществления контроля знаний используя тематические тесты (тестирующие программы). Как правило, источником тестов могут служить мультимедиа компакт-диски с обучающими программами типа электронный учебник-справочник «Планиметрия» [2].
Помимо этого, существуют специализированные компьютерные программы (приложения), так называемые генераторы тестов, которые позволяют создавать тестирующие программы. В этом случае учитель самостоятельно программирует ход тестирования и вопросы теста. В этой работе учитель на уроке геометрии может опираться на помощь учителя информатики.
Следующим этапом предлагаем использование компьютера как средства моделирования различных пространственных фигур и преобразований плоскости, тем самым развивая конструктивные умения и навыки. При этом можно использовать современные информационные технологии для иллюстрирования учебного материала, (например, так называемые, анимированные слайд-фильмы).
Как известно, наиболее часто применяем компьютерные средства в обучении, используя их для аудиторных, аудиторно-самостоятельных и самостоятельных занятий. Отметим, что при проведении лекционных занятий до сих пор самым распространенным средством для визуализации новой информации являются доска и мел. Иногда используются дополнительные средства, а именно, плакаты, изданные типографским способом или, что чаще бывает, подготовленные самостоятельно преподавателем или студентами, используется кинопроекционная аппаратура, слайд-проекторы и другие технические средства обучения. Следует, однако, заметить, что все вышеперечисленные способы наглядной демонстрации, несмотря на ряд преимуществ, имеют также серьезные недостатки. Во-первых, при чтении лекции в большой аудитории, в конце аудитории некоторые изобразительные и текстовые элементы становятся не видны. Во-вторых, тиражирование плакатов, фильмов и пр. занимает продолжительное время и имеет высокую себестоимость. Поэтому в связи с вышесказанным, обновление дидактических материалов, которое периодически необходимо выполнять, в связи с развитием науки или при изменении учебной программы, вызывает определенные трудности. Применение компьютерных презентаций решает данные проблемы.
Особый практический интерес представляет роль компьютерных средств в обучении геометрии в связи с тем, что их использование способно не только повысить эффективность обучения за счет наглядного представления информации, оказывающего положительное влияние на формирование и развитие гибкого геометрического мышления, но и создает представление о профессиональной деятельности, связанной с проектированием, конструированием и другой обработкой визуальной информации.
Компьютер может быть использован на самых различных этапах обучения геометрии, и это применение основано, прежде всего, на его графических и вычислительных возможностях. Решая проблему развития геометрических умений и навыков учащихся академического лицея, с применением компьютера в процессе обучения геометрии, следует исходить не столько из функциональных возможностей компьютера и желания использовать его в учебном процессе, сколько из методической системы обучения геометрии, предлагаемой нами. А именно, системы методики решения задач с использованием метода геометрических преобразований и показать при этом одно из основных назначений компьютера в обучении геометрии - исследование геометрических моделей. Это в свою очередь развивает пространственное представление и компьютер выступает в роли эффективного средства для наглядной иллюстрации понятий, демонстрирования чертежей и рисунков.Возможность компьютера представлять динамику графических изображений как никакая другая изменяет характер преподавания геометрии: геометрические фигуры могут описываться с помощью процедур, а не только уравнений.
Компьютер может сыграть роль средства активного диалога в работе учащихся с моделями геометрических фигур, их развертками, средства развития у учащихся конструктивных умений. Компьютер является эффективным средством формирования у учащихся умений и навыков графического конструирования. Большое значение имеет компьютер в обучении доказательству теорем.
В учебниках геометрии все теоремы предлагаются учащимся в готовом виде.
Компьютер же позволяет поставить каждого учащегося в условия первооткрывателя теоремы. Это можно сделать в форме «компьютерного эксперимента» [3]. Компьютер позволяет организовать эффективную работу учащихся над формулировкой теоремы. Одна из сложностей в работе над теоремой состоит в том, что учащимся трудно дается перевод ее словесной формулировки в символическую запись по обозначениям соответствующего чертежа. Компьютер может значительно облегчить эту работу.
Библиографический список
1. Лошкарева Н.А. Рекомендации о развитии общих умений и навыков школьников. Киев: 1984. с.17.
2. Стереометрия: дистанционный курс: электронный учеб.-справ. иИ.Ь: http://education.kudits.ru/homeandschool.
3. Султанова Х. Методика развития геометрических умений и навыков учащихся академических лицеев // Узлуксиз таълим. 2004. № 6. С. 57-65.
Поступила в редакцию / Original article submitted: 24.11.2013