ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
УДК: 66.022.4
А. И. Ягупов, А. А. Елагин, В. В. Лыткин, А. Р. Бекетов,
М. В. Баранов, В. И. Денисенко, А. Т. Пластун, О. В. Стоянов
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА
«НИТРИД АЛЮМИНИЯ - КРЕМНИЙОРГАНИЧЕСКИЙ ЛАК КО-916К»
В КАЧЕСТВЕ ПАЗОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК СТАТОРА
АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ МАЛОЙ И СРЕДНЕЙ МОЩНОСТИ
Ключевые слова: нитрид алюминия, электрическая изоляция, асинхронный, электродвигатель, пропитка, кремнийорганический лак, теплопроводность, энергоэффективность.
На основании результатов исследования теплопроводности, вязкости, устойчивости и электрофизических параметров композиционного материала «нитрид алюминия - кремнийорганический лак КО-916К» предложена технологическая схема пропитки статоров асинхронных электродвигателей пропиточным составом из кремнийорганического лака КО-916К наполненного нитридом алюминия.
Key words:aluminum nitride, electrical isolation, the asynchronous electric motor, impregnation, silicone varnish, thermal
conductivity, energy efficiency.
The technological scheme of impregnation of induction motor stators by impregnating composition of КО-916Кsilicone lacquer filled with aluminum nitride is developed on the basis of investigation results of thermal conductivity, viscosity, sustainability and electrophysical parameters of a «aluminum nitride - silicone lacquer КО-916К» composite material.
В настоящее время расчетный срок службы асинхронных электродвигателей средней и малой мощности (до 100 кВт) производимых на предприятиях РФ составляет от 3 до 5 лет [1], что значительно меньше, чем у электродвигателей большой мощности (30 - 40 лет) [2]. Основной причиной выхода из строя асинхронных электродвигателей является пробой электрической изоляции статора по причине ее перегрева и механического разрушения [3, 4]. Снизить рабочую температуру электродвигателя можно
интенсификацией теплообмена между обмотками статора и корпусом электродвигателя за счет применения электроизоляционных материалов с увеличенным коэффициентом теплопроводности для заполнения межвиткового пространства обмоток статора электродвигателя. В работе [5] предлагается использовать для пропитки статоров асинхронных электродвигателей композиционный материал «нитрид алюминия -
кремнийорганический лак КО-916К». Кроме того там отмечается, что этот композиционный материал может быть применен в существующей технологии производства электродвигателей без внесения в нее значительных изменений. Для того чтобы предложить технологическую схему пропитки статоров асинхронных электродвигателей композиционным материалом «нитрид алюминия -кремнийорганический лак КО-916К» необходимо определить оптимальные параметры основных технологических операций, основанные на всестороннем исследовании физико-химических свойств композиционного материала «нитрид алюминия - кремнийорганический лак КО-916К».
Так как теплопроводность изоляции статора полностью определяет тепловой режим работы электродвигателя, то основным параметром,на который следует обратить внимание при рассмотрении возможности применения нового композиционного материала, является коэффициент теплопроводности.
В работе [6] методом лазерной вспышкиизмерены коэффициенты
теплопроводности образцов из газофазного АШ,изготовленных методом горячего прессования с добавкой оксида иттрия, образцов чистого кремнийорганического лака КО-916К и образцов композитов «АШ - кремнийорганический лак КО-916К». Значение коэффициента теплопроводности для нитрида алюминия, полученного газофазным способом, составило 99,9 Вт/(м-К), а для чистого лака КО-916К - 0,17 Вт/(м-К).Измерение
теплопроводности композиционного материала «нитрид алюминия - кремнийорганический лак КО-916К» проводили при содержании наполнителя от 0 до 55 об.%в температурном диапазоне от 50 до 200°С. Результаты представлены на рисунке 1. Полученные значения теплопроводности образцов показали, что введением нитрида алюминия в кремнийорганический лак можно добиться увеличения коэффициента теплопроводности в 4,5 раза по сравнению с исходным материалом. Этот результат позволяет говорить о перспективности применения композиционного материала «нитрид алюминия - кремнийорганический лак КО-916К» в качестве пропиточного состава для обмоток статора асинхронных электродвигателей.
измерения удельного объемного сопротивления и напряжения пробоя приведены в таблице 1.
Рис. 1 - зависимость коэффициента
теплопроводности композиционного материала «нитрид алюминия - кремнийорганический лак КО-916К» от температуры и содержания наполнителя
Для прогнозирования коэффициента теплопроводности композиционного пропиточного состава в работах[7, 8] рассмотрены 11 современных моделей, описывающих теплопроводность
наполненных полимеров в зависимости от объемного содержания наполнителя,сделана оценка их применимости для композиционного материала «АШ - кремнийорганический лак КО-916К» и проведены расчеты коэффициента
теплопроводности [9, 10, 11].
Для описания экспериментальных данныхпо теплопроводности композиционного материала «нитрид алюминия -
кремнийорганический лак КО-916К» больше других подходит модель, предложенная В.И. Оделевским [12]:
А = 1--------9------ (1)
Л, 1 1-О, ( )
V -1 3
где Л, - коэффициент теплопроводности; С, -объёмная концентрация.
Модель В.И. Оделевского основана на том представлении, что частицы модификатора в материале изолированы друг от друга слоем матрицы и не соприкасаются между собой. На рисунке 2 приведена фотография композиционного материала «АШ - кремнийорганический лак КО-916К» сделанная с помощью оптического микроскопа. Расчеты по моделям, предусматривающим взаимодействие компонентов системы, суммирование свойств проводимости (обобщенной проводимости), взаимопроникновение компонентов и перколяции в системе дают завышенные значения коэффициентов
теплопроводности.
Для оценки применимости нового композита в качестве электроизоляционного материала и определения влияния нитрида алюминия на диэлектрические характеристики связующего (лака КО-916К) в работе [13] проведено определение электрофизических свойств композиционного материала «АШ -
кремнийорганический лак КО-916К». Результаты
Рис. 2 - Фотография отвержденного
композиционного материала «АШ -
кремнийорганический лак КО-916К»
Таблица 1 - Результаты измерения удельного объемного сопротивления рт и напряжения пробоя композиционного материала «АШ -кремнийорганический лак КО-916К»
Содержание АШ (об.%) Удельное объемное сопротивление, (Ом-м) Напряжение пробоя, (кВ/мм)
0 (чистый лак) 3,0-1013 75
10 3,3-1013 102
30 3,4-1013 109
Приведенные в таблице 1 результаты согласуются с опубликованными данными [5, 13] о том, что введение неорганических модификаторов повышает электрофизические свойства
пропиточных электроизоляционных лаков. Так же в работе [14] отмечено, что пробой образцов происходил по объему материала, без консолидации в местах расположения частиц неорганического модификатора.
Для определения оптимальной степени содержания наполнителя (АШ) в композиционном материале можно воспользоваться результатами, полученными в работе [15], где изучалась вязкость электроизоляционного лака КО-916К с различным содержанием нитрида алюминия. Чтобы оценить влияние температуры и содержания наполнителя (АШ)на вязкость кремнийорганического лака КО-916Кавторами были проведены измерения вязкости для составов ссодержанием наполнителя от 0 до 50
об.% в интервале температур от 20 до 80°С. Результаты измерений представлены на рисунке 3.
Из приведенных данных (рис. 3) видно, что увеличением температуры до значений, при которых не начинаются процессы отверждения (80°С), можно добиться многократного снижения вязкости исходного лака. В свою очередь, добавление нитрида алюминия увеличивает значение вязкости, причем полученная зависимость нелинейная. Представленные результаты
свидетельствуют о том, что вязкость кремнийорганического лака КО-916К наполненного нитридом алюминия закономерно изменяется с увеличением содержания наполнителя и температурой измерений: с ростом содержания нитрида алюминия вязкость увеличивается, а с ростом температуры - уменьшается.Характерно, что при содержании нитрида алюминия менее 20 об.% изменение вязкости незначительно, а при дальнейшем увеличении содержания нитрида алюминия происходит резкоеувеличение вязкости кремнийорганического лака КО-916К наполненного нитридом алюминия.
Рис. 3 - зависимость коэффициента вязкости композиционного материала «нитрид алюминия - кремнийорганический лак КО-916К» от
температуры и содержания наполнителя
При синтезе нитрида алюминия газофазным способом получается порошок с размерами частиц 50 - 200 нм[3], но в процессе хранения эти частицы агломерируются в агломераты со средним размером 8 мкм [3]. Уменьшение размера частиц, как об этом свидетельствуют опубликованные данные [16], повышает устойчивость дисперсных систем и поэтому целесообразно проводить процесс
измельчения порошка в планетарных мельницах.Но с экономической точки зрения введение такой операции в технологический процесс для получения кремнийорганического лака КО-916К наполненного
вряд ли
менее затратные которых можно систему в течение практического её
нитридом алюминия
целесообразно. Существуют способы, с помощью
стабилизировать дисперсную времени, необходимого для использования. В качестве таких методов можно рекомендовать как ультразвуковую обработку, так и интенсивное механическое перемешивание [17-19].
В настоящей работе предлагается технологическая схема пропитки обмоток статора асинхронного электродвигателя пропиточным составом на основе кремнийорганического лака КО-916К наполненного нитридом алюминия (рисунок 5), основанная на стандартной технологии, существующей в промышленности
(ЗАО «Уралэлектромаш», г. Каменск-Уральский) для проведения процесса пропитки статоров асинхронных электрических двигателеймалой и средней мощности (рисунок 4). Основной особенностью предлагаемой технологической схемы
является то, что в качестве пропиточного состава обмоток статора используетсякремнийорганический лак КО-916К наполненный нитридом алюминия. После проведения операции пропитки, в процессе сушки из пропиточного состава улетучивается растворитель и в межвитковом пространстве происходит термическое отверждение
электроизоляционного композиционного материала «нитрид алюминия - кремнийорганический лак-КО916К».
Для равномерного распределения
агломератов частиц модификатора (АШ) в кремнийорганическом лаке КО-916К необходимо дополнительное воздействие, поэтому введение
модификатора осуществляется в стандартный
растворитель ксилол, при воздействии
ультразвуковых колебаний (УЗК). После обработки ультразвуком дисперсионная среда сохраняет
седиментационную устойчивость в течение времени достаточного для последующего введения
растворителя с частицами АШ в
кремнийорганический лак КО-916К.
Вводить растворитель, с равномерно распределенным по объему модификатором, в кремнийорганический лак КО-916К наиболее целесообразно с помощью интенсивного механического перемешивания. При оценке
возможности использования ультразвуковой
обработки на данной стадии необходимо учитывать два противоборствующих фактора: с одной стороны применение интенсивных ультразвуковых
колебаний позволяет более эффективно проводить деструкцию агрегатированных частиц и равномерно распределять частицы в объеме композита, что положительно сказывается на свойствах конечного композиционного материала. С другой стороны ультразвук оказывает существенное влияние на структуру кремнийорганического лака, вызывая даже деструкцию определенных связей полимера [17] и нагреваетпропиточный состав, что может вызвать нежелательное преждевременное отверждение. В свою очередь, проведение операции пропиткистатора асинхронногоэлектродвигателяпри воздействии ультразвуком оказывает
положительное влияние на процесс, вследствие того, чтопринцип действия узла акустической пропитки основан на изменении свойств жидкой среды при возбуждении в ней ультразвуковых колебаний высокой интенсивности с помощью специального ультразвукового излучателя,
приведенного в соприкосновение со средой. При этом в прилегающем к рабочей поверхности излучателя слое пропиточного состава возникает акустическая кавитация, ультразвуковые течения и звукокапиллярный эффект, благодаря которым увеличивается текучесть состава, и его проникающая способность, а, следовательно, повышается эффективность и качество пропитки. На основании этого впредложенной технологической схеме трехкратная пропитка обмоток статора по существующей технологии заменена однократной операцией пропитки с применением ультразвуковых колебаний, что помимо вышеизложенных
преимуществ дополнительно позволяет сократить время обработки статора на 20 часов.
Время проведения отдельной операции пропитки и температурный режим сушки статора (отверждения композита) можно оставить неизменными,как и в существующей технологии.
Приготовление пропиточного раствора
. Г —
Статор-----н 1 Пропитка статора
Отверждение
_ I. ^
2 пропитка статора
Отверждение
3 Пропитка статора і =
Отверждение
Контроль свойств
"I ~
Готовая продукция
Рис. 4 - Технологическая схема пропитки
обмотки статора асинхронного
электродвигателя, применяемая на ЗАО
Уралэлектромаш, г. Каменск-Уральский
Рис. 5 - Технологическая схема пропитки
асинхронного электродвигателя пропиточным составом из кремнийорганического лака КО-916К наполненного нитридом алюминия
Для экспериментального подтверждения предложенной технологической схемы (рисунок 5) были проведены лабораторные и промышленные испытания четырех электродвигателей ДТР80А2. Номинальные данныеэлектродвигателей:
- полезная мощность Р = 1,5 кВт;
- схема соединения обмотки статора У;
- номинальное линейное напряжение ил = 380 В;
- ток номинального режима 1н = 3,5 А;
- скорость вращения при номинальной нагрузке пн = 2715 об/мин;
- коэффициент мощности cosqн= 0,89;
- коэффициент полезного действия п = 73,0%.
Статор одного из двигателей был триждыпропитан по технологии принятой на ЗАО «Уралэлектромаш» для изоляции асинхронных двигателей класса нагревостойкости Н.У трех оставшихся электродвигателей, статоры
былиоднократнопропитанылаком КО-916К
наполненным нитридом алюминия (АШ) с применением УЗК.
Все опытные образцыэлектродвигателей успешно прошли испытания на проверку электрической прочности витковой и корпусной изоляции, проведенные по стандартной методике. При проведении всех испытаний асинхронных электродвигателей с новой пазовой изоляцией принимались меры по обеспечению одинаковых условий экспериментов. Все двигатели с разными модификациями статоров испытывались с одним и тем же ротором при одинаковой температуре окружающейсреды. Каждый из циклов испытаний проводился на одном и том же испытательном стенде при использовании одинаковых приборов по стандартной программе испытаний и выполнялся одной группой испытателей.
Согласно стандартной методике тепловых испытаний двигатель в течение 20 минут нес нагрузку равную 130% от номинальной. Затем в течение двух часов работал при номинальной нагрузке. Перегрев обмотки статора определялся по методу сопротивления. В соответствии с этим методомсначала измерялось сопротивление обмотки при температуре равной температуре окружающей среды, а затем при температуре установившегося теплового режима электродвигателя.При этом были выравнены постоянные потери двигателей для более строгого выявления влияния температуры на КПД (в этом отношении двигатели были поставлены в равные условия).
На первом этапе эксперимента проводился расчет рабочих характеристик электродвигателясо статором, изготовленным по технологии принятой на ЗАО «Уралэлектромаш» (серийного
электродвигателя) и электродвигателей, обмотки статоров которых подверглись однократной ультразвуковой пропитке кремнийорганическим лаком КО-916К наполненным нитридом алюминия. Этот расчет показал, что перегрев обмоток статоровэлектродвигателей с пазовой изоляцией из композиционного материала «нитрид алюминия-кремнийорганический лак КО-916К» снизился более чем на 8% (4°С) по сравнению с серийным электродвигателем. Такое снижение нагрева обмотки дает увеличение коэффициента полезного действия (КПД) электродвигателя на 0,6%, величина которого была найдена работниками испытательной станции ЗАО «Уралэлектромаш» по
экспериментальным характеристикам нагрузочного режима по методу разделения потерь. Таким образом, испытания показали положительную тенденцию на увеличение КПД и снижение температуры обмоток статора при однократной ультразвуковой пропитке.
Далее проводилась оценка влияния капсулирования лобовых частей компаундами с теплопроводящими наполнителями. Работа проводилась в УрФУ в НИЛ Электромеханики кафедры электрических машин по результатам сравнительных тепловых испытаний трёх двигателей,с пазовой изоляцией из композиционного материала «АШ -кремнийорганический лак КО-916К». Из трех двигателей капсулирование было выполнено на
двух, притом на одном клинья и лобовые части изолировались стеклотканью, а у второго электродвигателя клинья в пазовой части статора были вынуты, а лобовые части стягивались только шнуром. Для каждого электродвигателя были проведены тепловые испытания в номинальном режиме до капсулирования и после него. В результате капсулирования перегрев обмотки статора в первом электродвигателе, клинья и лобовые части которого изолировались стеклотканью, снизился на 8,2°С. Перегрев второго электродвигателя, в котором клинья в пазовой части статора были вынуты, а лобовые части стягивались только шнуром, снизился в большей степени и составил 11,8°С. Результирующее снижение нагрева обмоток статора по сравнению с серийной машиной, пропитанной по стандартной технологии без капсулирования лобовых частей, составило для первого электродвигателя12,2°С и 15,8°С для второго двигателя. В результате КПД этих машин увеличился соответственно на 1,0% и 1,15%.
Выводы
1. Проведение ультразвуковой пропитки
статоров асинхронных электродвигателей
пропиточным составом на основе
кремнийорганического лака КО-916К наполненного нитридом алюминия (АШ) позволят сократить количество операций пропитки статора в 3 раза по сравнению с существующей на ЗАО «Уралэлектромаш» технологией и, соответственно, уменьшить время обработки статора более чем на 20 часов.
2. Использование композиционного
материала «нитрид алюминия -
кремнийорганический лак КО-916К» в качестве пазовой изоляции статора асинхронного электродвигателя позволяет добиться снижения нагрева обмоток статора по сравнению с серийной машиной, пропитанной по стандартной технологии без капсулирования лобовых частей от 4°С до 15,8°С и увеличения коэффициента полезного действия на 0,6 - 1,15%.
Литература
1. Оценка влияния капсулирования лобовых частей статора с всыпными обмотками на техникоэкономические показатели асинхронных двигателей /
В.И. Денисенко [и др.] // Электромеханические и электромагнитные преобразователи энергии и управляемые электромеханические системы: сборник научных трудов IV Международной научнотехнической конференции. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2011. - С. 276-281.
2. Троицкий В.А. Магнитодиэлектрики в силовой электротехнике / В.А. Троицкий, А.И. Ролик, А.И. Яковлев. -Киев: Техника, 1983. - 202 с.
3. Оксидонитридные наноматериалы для повышения
эффективности электромеханических и
электромагнитных преобразователей: отчет о НИР (заключ.) / ГУП СО «УралМонацитТехно»; рук.
А.Р. Бекетов; исполн.: М.В. Баранов [и др.]. -
Екатеринбург, 2010. - 76 с.
4. Котеленец Н.Ф. Испытания и надёжность электрических машин: Учебное пособие для вузов по специальности «Электромеханика»/ Н.Ф. Котеленец, Н.Л. Кузнецов. - М.: Высшая школа, 1988. - 232 с.
5. Оценка влияния капсулирования лобовых частей статора с всыпными обмотками на нагрев и КПД асинхронных двигателей / Денисенко В.И. [и др.] // Проблемы и достижения в промышленной энергетике: Сборник докладов 9 международной научнопрактической конференции в рамках выставки «Энергетика и электротехника. Автоматизированные системы и приборостроение. Светотехника 24 - 26 ноября 2010 г.». - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. - С. 155-158.
6. Влияние добавок порошкообразного нитрида
алюминия на теплопроводность полимерных материалов/ Д.А. Бекетов [и др.] //
Электромеханические и электромагнитные
преобразователи энергии и управляемые электромеханические системы: труды III
Международной научно-технической конференции. -Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. - С. 157-162.
7. Бекетов Д.А. Применимость современных моделей для оценки теплофизических характеристик композиций полимерный лак - нитридно-оксидная керамика/ Д.А. Бекетов, А.И. Ягупов, А.Р. Бекетов // Химическая технология. - М.: НаиТ, 2009.- №7. - С. 396-400.
8. Теплопроводность полимерного композита АШ - лак КО-916к [Электронный ресурс] / Д.В. Грахов [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2011. -№ 5. - иКЬ: www.science-education.ru/99-4954.
9. Красильников С.М. Моделирование свойств новых
композиционных электроизоляционных материалов/ С.М. Красильников, Д.В. Грахов, А.И. Ягупов // Энерго-и ресурсосбережение. Нетрадиционные и
возобновляемые источники энергии: Сборник
материалов Всероссийской студенческой олимпиады 1619 ноября 2009 г., научно-практической конференции и выставки студентов, аспирантов и молодых ученых 1418 декабря 2009. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - С. 336-338.
10. Теплопроводность композиционных материалов с дисперсным наполнителем/ И.А. Фургель [и др.] // Инженерно-физический журнал. - 1992. - Т. 62, №3. -С. 453-459.
11. Дульнев Г. Н. Теплопроводность смесей и композиционных материалов : Справочная книга / Г. Н. Дульнев, Ю.П. Заричняк. - Л.: Энергия, 1974. - 264 с.
12. Бекетов Д.А. Применимость современных моделей для оценки теплофизических характеристик композиций полимерный лак — нитридно-оксидная керамика/ Д.А. Бекетов, А.И. Ягупов, А.Р. Бекетов //Химическая технология. - М.:НаиТ, 2009.- №7. - С. 396-400.
13. Красильников С. М. Электрические характеристики композиционных материалов «органический электроизоляционный лак нанооксидо-нитридный модификатор»/ С.М. Красильников, Ю.А. Хлюпин, А.И. Ягупов // Научные труды XVIII Уральской международной конференции молодых учёных по приоритетным направлениям развития науки и техники. В 3 ч. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. - Ч.3. - С. 5155.
14. Электрические характеристики композиционных материалов «органический электроизоляционный лак -нанооксиднонитридный модификатор»/ Д.А. Бекетов [и др.] // Люльевские чтения: материалы седьмой научнотехнической конференции ОАО «ОКБ «новатор», 23-24 марта 2010 года. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - С. 79.
15. Бекетов Д. А. Влияние добавок порошкообразного
нитрида алюминия на вязкость полимерных материалов / Д.А. Бекетов, А.Р. Бекетов, А.И. Ягупов. - Керамика и композиционные материалы: материалы VI
Всероссийской научной конференции. - Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН, 2007. - С.11
16. Мамуня Е.П. Свойства функционально наполненной полимерной системы в зависимости от содержания и характеристик дисперсного наполнителя/ Е.П. Мамуня,
B.В. Давиденко, Е.В. Лебедев // Композиционные полимерные Материалы. - 1991. - Вып. 50. - С. 37-47.
17. О применении ультразвукового способа пропитки
обмоток машин переменного тока с использованием нанооксидо-нитридных теплопроводящих
наполнителей/ М.В. Баранов [и др.] //
Электромеханические и электромагнитные
преобразователи энергии и управляемые электромеханические системы: сборник научных трудов IV Международной научно-технической конференции. -Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2011. -
C. 281-288.
18. Опыт применения ультразвукового способа пропитки
обмоток машин переменного тока с использованием нанооксидонитридных теплопроводящих наполнителей/ В.И. Денисенко [и др.] // Проблемы и достижения в промышленной энергетике: Сборник докладов 9
международной научно-практической конференции в рамках выставки «Энергетика и электротехника. Автоматизированные системы и приборостроение. Светотехника» 24 - 26 ноября 2010 г. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. - С. 159-162.
19. К оценке ультразвукового способа пропитки обмоток
машин переменного тока компаундами с теплопроводящими наполнителями/ Кычанов М.В. [и др.] // Энерго- и ресурсосбережение. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии: Сборник
материалов Всероссийской студенческой олимпиады, научно-практической конференции и выставки работ студентов, аспирантов и молодых ученых 22-26 ноября 2010 г. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. - С. 116 -119.
© А. И. Ягупов - вед. инж. каф. редких металлов и наноматериалов Уральского фед. ун-та имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, [email protected]; А. А. Елагин - асп. той же кафедры, [email protected]; В. В. Лыткин - ст. препод. каф. электрических машины того же ун-та, [email protected]; А. Р. Бекетов - д.т.н., проф. каф. редких металлов и наноматериалов того же ун-та, [email protected]; М. В. Баранов - д.т.н., проф. той же кафедры, [email protected];
В. И. Денисенко - д.т.н., проф. каф. электрических машины того же ун-та; А. Т. Пластун - д.т.н., проф., зав. каф. электрических машины того же ун-та; О. В. Стоянов - д.т.н., проф., зав. каф. технологии пластических масс КНИТУ, [email protected].