Научная статья на тему 'Применение кластерного подхода как перспективное направление развития туризма в России'

Применение кластерного подхода как перспективное направление развития туризма в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
319
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / КЛАСТЕР / CLUSTER / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / CLUSTER APPROACH

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Милославский Игорь Сергеевич

В статье рассмотрены перспективы применения кластерного подхода для устойчивого развития туризма на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The application of cluster approach as a prospective direction of tourism development in Russia

In the article are considered the perspectives of cluster approach application for tourism sustainable development at federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «Применение кластерного подхода как перспективное направление развития туризма в России»

И.С. МИЛОСЛАВСКИЙ

Игорь Сергеевич МНЛОСЛ4ВСК1Ш — аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова С По ГУ ЭФ. В 2009 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — экономика туризма.

^ ^ -Ф-

ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ*

В последние десятилетия основополагающим подходом к получению дополнительных конкурентных преимуществ и наиболее эффективной формой экономического роста признается теория «кластерного» механизма, заключающаяся в сосредоточении на определенной территории конкурирующих между собой фирм, относящихся к одному или разным видам экономической деятельности и обеспечивающих конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках.

Кластерный подход основан на партнерстве заинтересованных друг в друге субъектов и применя-

• для повышения конкурентоспособности государства, региона, отрасли;

• при разработке общегосударственной промышленной политики и программ регионального развития;

• как метод стимулирования инновационной деятельности, основа взаимодействия большого и малого бизнеса [4].

Сегодня, по некоторым данным, кластеризацией охвачено уже более 50 % экономики в ведущих странах.

Особенности кластеров по сравнению с другими формами организации заключаются в следую-

• необычайно широкий состав участников;

• географический размер кластера может варьироваться от масштаба города до уровня страны или группы соседних стран;

• наличие синергетического эффекта;

• гибкость и динамичность функционирования;

• конкурирующие фирмы идут на сотрудничество в целях реализации потенциала территории и ее конкурентных преимуществ [там же].

Кластерные формы организации деятельности присутствуют в различных отраслях.

Несмотря на то, что к началу XXI столетия туризм стал одним из важнейших видов экономической деятельности в мировом масштабе и многие государства рассматривают его как важный инструмент достижения устойчивого развития и диверсификации экономики, многие туристские территории не получают выгод от развития туризма, а если и получают, то лишь в течение ограниченного периода времени. Для российских регионов и для российской экономики в целом вопрос недостаточного

ГРНТИ 06.71.57 © И.С. Милославский, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра социал. наук, проф. В.II. Сигова.

уровня конкурентоспособности туризма также сохраняет свою актуальность. В соответствии с индексом конкурентоспособности сектора туризма и путешествий, рассчитываемым Всемирным экономическим форумом, Россия в 2011 г. занимала 59-е место среди 139 стран, участвующих в обследовании [6]. Кроме того, по результатам оценки условий развития туризма в 40 российских регионах, проведенной компанией «Бауман Инновейшн», к началу 2009 г. преобладающее большинство туристских кластеров на их территориях характеризовалось крайне низким уровнем занятости, производительности и специализации [2].

Для того чтобы туризм стал прибыльным бизнесом, необходимо осуществлять его развитие в соответствии с новой парадигмой конкурентоспособности, основанной на кластерном подходе [5].

Кластерный подход в туризме — это подход с позиции туристского бизнеса и рекреационного де-велопмента. Рекреационный девелопмент, как развитие территории посредством проектирования предприятий туризма и рекреации, заинтересован в переходе от создания единичных объектов к формированию их связанной совокупности в форме кластеров. Центральным понятием кластера являются туристские ресурсы, именно им принадлежит решающая роль в развитии туризма, так как они в большей степени являются основным мотивом и причиной участия людей в туристских поездках.

Туристские ресурсы могут быть как природными, так и искусственно созданными. Для создания искусственных туристских ресурсов привлекаются большие инвестиции. В состав кластера также входят туристские фирмы, основными направлениями деятельности которых являются создание привлекательных туристских продуктов, соответствующих потребностям туристов, поддержание стандарта обслуживания.

Главное звено кластера — турист, именно на него направлена вся деятельность, при этом важно, чтобы новый туристский продукт был ему интересен. Во время путешествия турист потребляет разные услуги — общие, специфические туристские и сопутствующие. Прежде всего, он нуждается в услугах по поддержанию своей жизнедеятельности — в жилье, питании, транспорте, досуге. Именно поэтому основными элементами кластера являются поставщики специализированных туристских услуг. Развитие кластера зависит также от экономических, природных, социокультурных и политических условий, которые имеют тенденцию изменяться.

При формировании туристского кластера необходимо идентифицировать его географические границы и учитывать климатические факторы, которые относятся к природным условиям. Географические границы во многом создают транспортные коммуникации (состояние автомобильных дорог, развитие малой авиации, водного транспорта), соединяющие между собой основные центры притяжения туристов.

Важно учитывать традиции и культуру местного населения — социокультурные условия, непосредственно влияющие на индустрию гостеприимства. К социальным факторам следует отнести и сферу образования, которая является не только потенциалом для развития квалифицированного персонала туристских предприятий, но и базой для развития образовательного и научного туризма, а также научно-исследовательские институты разного профиля, деятельность которых направлена на всесторонний анализ составляющих кластера, возможностей его развития, способствует динамичному развитию научного туризма.

Большое значение имеет политическая ситуация на территории кластера. Политика властей в области развития туристской деятельности, проведение научных исследований, постоянный мониторинг являются важнейшими условиями формирования кластера, особенно в России.

Экономическая среда определяется уровнем развития экономики и уровнем жизни населения, оказывающими огромное влияние на стоимость и спрос на товары и услуги, в том числе туристского назначения. К экономическим условиям относится инвестиционный климат на территории кластера, который способен обеспечить развитие основных элементов кластера.

По мнению А.Ю. Александровой, особое внимание при формировании туристского кластера необходимо уделять взаимосвязям между его элементами [1]. Данная связь не только основывается на экономической выгоде участников, но и ориентирована на создание и реализацию качественных туристских услуг, удовлетворяющих потребности как туристов, так и территории.

За историю индустрии гостеприимства сложился определенный опыт создания кластеров в различных регионах РФ и других стран. В большей степени кластерная теория распространена за рубежом. Туристские кластеры и в РФ, и за рубежом отличаются друг от друга. А.Ю. Александрова срав-

нивает два региональных кластера. Один кластер расположен в тропическом северном штате Квинсленд в Австралии, второй — в ЮАР. Их отличительные черты четко прослеживаются: в ЮАР кластер создается для восстановления туристских потоков, в то время как в Квинсленде основная цель — увеличение потока за счет развития дополнительных территорий. Они разнятся географическими масштабами, составом участников, уровнем развития и т. д. Объединяют эти кластеры доверительные отношения, на основе которых и осуществляется деятельность по продвижению регионов на внутреннем и международном рынках [там же].

Практический опыт создания туристских кластеров в РФ невелик. Одним из первых считается кластер «Красная Изба» в Великом Новгороде, который развивался посредством создания информа-ционно-туристического центра. Этот центр объединял и координировал действия около 30 предприятий, занимался продвижением региона на туристском рынке. Еще один пример активной кластерной политики — Республика Карелия [3].

Создание нескольких туристских кластеров на этой территории должно привести к более равномерному распределению дестинаций, снятию нагрузки с основных мест посещения туристами, таких как Кижи, Валаам, Петрозаводск [5].

Примерами территорий, которые обладают ресурсами и возможностями для формирования и развития туристских кластеров, являются: культурно-исторические центры Центральной части России (Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо России), рекреационные зоны на побережьях Черного моря (курорты Краснодарского края) и озеро Байкал; а также территория регионов Западной Сибири (Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край, Республика Алтай) [3].

Формирование кластера способствует увеличению внутреннего туризма. Однако сегодня на пути формирования туристского кластера существуют препятствия: неразвитость инфраструктуры и транспорта; длительный период формирования кластера, т. е. не моментальное получение выгод от кластера; нехватка туристских кадров.

Решение этих проблем будет способствовать созданию современного конкурентоспособного туристского комплекса. Внесение значительного вклада в развитие экономики произойдет за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова А.Ю. География туризма. М.: КНОРУС, 2009.

2. Мартышенко И.С. Проблемы формирования туристского кластера региона // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: труды IV Международной научно-практической конференции МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Диалог культур, 2009.

3. Первый кластер // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2009. № 10.

4. Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001.

5. Савельев Ю.В., Толстогузов О.В. Научные основы пространственного планирования и кластерной политики в туризме (опыт Республики Карелия) // Вестник HAT. 2009. № 4 (12).

6. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2011. World Economic Forum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.