ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА
Вестник Омского университета, 2004. № 3. С. 145-148. © Омский государственный университет
УДК 378
ПРИМЕНЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Ю.Б. Дроботенко
Омский государственный университет, кафедра иностранных языков 644077, Омск, пр. Мира, 55а
Получена 3 июня 2004 г-
Students' self-work organization is considered to be one of the most urgent and up-to-date issue in the light of educational reforms. Different approaches have been undertaken to improve it. This article represents an idea of implementing the theory of multiple intelligences by Howard Gardner as a basic one for organizing students' self-work.
Основой вузовского образования является самостоятельная работа студента (СРС). Именно она формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования (образования через всю жизнь), возможность постоянно повышать свою квалификацию, а если нужно, переучиваться, быть сознательным и активным гражданином и созидателем.
Говоря о значении самостоятельной деятельности, самообразования, и классики, и наши современники делают одни и те же выводы, а именно: никакое воздействие извне, никакие инструкции, наставления, приказы, убеждения, наказания не заменят и не сравнятся по эффективности с самостоятельной деятельностью. Знаменитый немецкий педагог Адольф Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением...... Видный популяризатор научных знаний писатель H.A. Ру-бакин заметил: «Всякое настоящее образование добывается путем самообразования... Все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, - это залезет в голову всего крепче...» (Цит. по: [5]).
Для реализации требований современного общества необходимо изменить подходы к организации самостоятельной работы и усилить формирование ее навыков для повышения качества обучения, развития творческих способностей студентов, их стремления к непрерывному приобре-
тению новых знаний.
Организация образовательного процесса в университете, когда преподаватель при помощи мела передаёт знания студентам, записывающим их пером, глубоко ошибочна и механистична [1].
Учебные технологии в высшей школе страдают школярством. Студент имеет 30-36 ч. аудиторной нагрузки, в то время как в университетах Европы и Америки она составляет только 15-20 ч. [4].
Таким образом, существуют определенные потребности в развитии навыков самостоятельной работы студентов вузов, в формировании творческого потенциала обучающихся, но они не удовлетворяются массовой практикой.
Проблемы повышения эффективности самостоятельной работы, методик ее организации и средств, используемых для получения большого педагогического эффекта, постоянно находятся в поле зрения отечественных дидактов. Этим проблемам уделяли большое внимание С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, В.И. За-гвязинский, НД. Никандров, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, Т.Н. Шамова и др.
Проанализировав теоретические труды ведущих ученых в области проблемы самостоятельной работы, можно заметить, что основные исследования по данной проблеме у нас в стране ведутся по следующим направлениям: выявление сущности самостоятельной работы; классификация ее видов и форм; контроль и самоконтроль при выполнении самостоятельной работы; пути повышения эффективности самостоятельной ра-
боты; пути активизации познавательной активности и самостоятельного творчества учащихся и т. д.
Как видим, проблема СРС в теоретическом плане рассмотрена очень широко. Однако, во-первых, несмотря на большое количество публикаций по данной проблеме, до сих пор в психолого-педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на сущность понятия «самостоятельная работа» и проблему ее организации в процессе обучения. А во-вторых, имеющиеся теоретические наработки ориентированы на учащихся средней школы, и их некорректно переносить в условия обучения высшей школы.
В рамках данной статьи под самостоятельной работой студентов мы будем понимать такой вид учебной деятельности студентов по усвоению знаний и умений, который протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им. Уровень самостоятельной работы усложняется с переходом от выполнения простейших (репродуктивных) видов работы к более сложным, носящим поисковый и творческий характер [6].
Но в отличие от учебной деятельности школьника эта деятельность для своего функционирования требует от студента сформированности определенных качеств. Данные качества представлены целями формирования и развития его индивидуальности применительно к каждой сфере в виде следующей модели:
- в мотивационной сфере - развитие целепо-лагания самостоятельной деятельности, стремлений к достижению успехов в учебно-профессиональной деятельности, потребностей в творческой самореализации;
- в интеллектуальной сфере - развитие креативности мышления, профессиональной обучаемости, творческого воображения;
- в эмоциональной сфере - развитие умений управлять собственными эмоциональными состояниями в условиях самостоятельной деятельности;
- в волевой сфере - развитие настойчивости, целеустремленности в деятельности, способности преодолевать трудности в ситуациях «мертвая точка»;
- в предметно-практической сфере - развитие творческих способностей, умения самостоятельно делать выбор, принимать решения;
- в сфере саморегуляции - развитие умения управлять собой в состоянии поиска, анализ своих творческих актов;
- в экзистенциальной сфере - развитие представлений о себе как о творческой индивидуальности, независимости и самостоятельности [7].
По-видимому, стратегически сегодня перспективен перенос акцентов с создания условий для самостоятельной работы на создание психолого-дидактических условий для интеллектуальной инициативы [3], т. е. стимулирование интеллектуальной сферы.
Существует свыше семидесяти определений понятия «интеллект». В качестве цели данной работы мы возьмём определение, согласно которому под интеллектом понимается общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению, сохранению, развитию и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
Интеллектуальные способности специфичны для разных видов деятельности и конкретных условий и в большей степени зависят от глубины и степени усвоенности знаний и навыков в данной области, чем от базовой мощности интеллектуального компьютера или общих стратегий решения задачи [8].
Однако человеческий интеллект, как признает все большее число исследователей, не является чем-то однородным.
Существуют несколько классификаций интеллекта и интеллектуальных способностей. Одна из них - классификация X. Гарднера, который выделяет семь типов интеллектуальных способностей:
- вербальный интеллект, который определяется способностью ставить и решать проблемы, пользуясь языковыми средствами, а также особой восприимчивостью к звучанию слова и фразы, к их грамматическому строю, что особенно свойственно поэтам и писателям;
- музыкальный интеллект - способность воспринимать музыкальные образы и выражать их в мелодии и ритме (музыкальный интеллект существует независимо от других дарований, он полностью отделен от языка);
- логико-математический интеллект -математические способности, способность к дедуктивным умозаключениям, лежащим в основе научной деятельности;
- пространственный интеллект - способность воспринимать пространственные свойства и отношения, преобразовывать имеющиеся образы и решать мыслительные задачи, пользуясь зрительно-пространственными представлениями;
- моторный интеллект - способность к определенным практическим действиям с предметами, а также умение владеть своим телом (в наибольшей степени присуща спортсменам, танцорам и т. д.);
- внутриличностный интеллект - способность, позволяющая человеку проникать в потаенные глубины своих переживаний и мыслей; такие люди обладают высокой степенью интуиции
Применение классификации интеллектуальных способностей человека.
147
(этот тип интеллекта высоко развит у писателей и врачей-психиатров);
- межличностный интеллект - способность к эмпатии, пониманию настроения людей, их намерений и чувств (этот тип интеллекта очень развит у политических и религиозных лидеров, учителей и врачей с большим опытом) [2].
Рассматриваемые типы интеллектуальных способностей несомненно взаимодействуют друг с другом, тем не менее, как утверждает X. Гарднер, их нельзя отождествлять. Каждому из этих типов, по его мнению, соответствует собственная подсистема в работе нервной системы, специализирующаяся на переработке определенной информации: вербальной, пространственной и т. п. Обучение и тренировка, согласно представлениям Гарднера, как правило, играют решающую роль в реализации интеллектуального потенциала (См. об этом: [9]).
Опыт организации CP С с использованием классификации X. Гарднера показывает, что задания на самостоятельную работу выполняются легче, быстрее и с интересом. Студенты чувствуют себя комфортно, так как задания соответствуют их типу интеллектуальных способностей.
Приведем пример организации аудиторной самостоятельной работы студентов с предварительным разделением их на группы, соответствующие каждому типу интеллектуальных способностей (использовались тесты и анкеты, определяющие ведущий тип интеллектуальных способностей).
Студенты работали в шести группах (соответственно семи типам (одна группа совмещала студентов с двумя типами интеллектуальных способностей)) по 2-3 человека. Это был один из обобщающих уроков английского языка по теме «Туристические маршруты по странам зарубежья» (группа музеологов второго курса исторического факультета). Тема данного урока: «Туристические маршруты по Великобритании». Перед студентами стояла цель - максимально заинтересовать предполагаемых клиентов одной из туристических фирм в маршруте по данной стране. Для удобства каждая группа получила своё название и задание, на которое отводилось 30-35 мин.
«Musical talents and dancers» (студенты с ведущими музыкальными и моторными интеллектуальными способностями). Их задача была подобрать музыку известных английских исполнителей и продемонстрировать стиль и танцы выбранной эпохи. Они выбрали музыку, стиль и танцы эпохи группы «Beatles».
«Film operators» (студенты с ведущими пространственными интеллектуальными способностями). Задачей было показать достопримеча-
тельности Великобритании при помощи видеокассеты и набора открыток.
- «Historians» (студенты с ведущими вербальными интеллектуальными способностями). Перед этой группы стояла задача просмотреть небольшие тексты, связанные с историей страны, и составить краткий перечень исторических мест и памятников.
- «Guides» (студенты с ведущими логико-математическими интеллектуальными способностями). Студенты должны были приготовить маршруты-схемы и отобрать подходящие карты страны и городов.
- «Conductors» (студенты с ведущими межличностными интеллектуальными способностями). Студенты продумывали речь-обращение к потенциальной аудитории туристической фирмы, взаимодействовали с ребятами из всех групп, обдумывая краткую презентацию всех групп и заключение.
- «Symbolists» (студенты с ведущими внутри-личностными интеллектуальными способностями). Студенты представляли вещи, считающиеся символами страны, и объясняли их смысл.
Затем студенты делали презентацию результатов своих заданий.
Нужно отметить, что целостность таких факторов, как посильность заданий (т. к. они соответствовали ведущим типам интеллектуальных способностей), самостоятельность (относительная независимость от преподавателя) и групповое взаимодействие, явилась в конечном итоге успехом данной работы в целом.
Практические результаты приведённого выше примера позволяют сделать следующие выводы:
- применение классификации типов интеллектуальных способностей человека при организации самостоятельной работы студентов является одним из успешных и эффективных путей решения проблемы организации учебного процесса в целом;
- данная форма организации самостоятельной работы может применяться не только на уроках английского языка;
- следуя высказыванию самого X. Гарднера, что учение должно не только готовить человека к жизни, оно должно стать неотъемлемой частью самой жизни, можно констатировать, что подобная форма организации самостоятельной работы резко перемещает её с низкого репродуктивного на творческий уровень.
[1] Алтайцев A.M., Гербовицкая М.Ф., Корбут A.M. и др. Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования: Сборник. Белорусский государственный университет. 2001. № 2 (июль - декабрь). Гл. 8.
[2] Гарднер X. Конструкция разума: теория множественности типов интеллектов // Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. 1986. № 4. С. 77-86.
[3] Горбунов В., Ефремов Л. Гуманитаризация инженерного образования: методологические аспекты самостоятельной учебной деятельности // Alma mater. 1999. № 9. С. 34-38.
[4] Громыко Ю., Давыдов В., Зинченко В. и др. Изменения в содержании и оценке качества образования и образовательных технологий // Aima mater. 1998. № 3. С. 19.
[5] Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. С. 188.
[6] Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001. С. 176.
[7] Коноваленко Т.А. Андрагогические условия организации самостоятельной работы студентов в высшей школе: Автореф. дне. ... канд. пед. наук. Калининград, 2001. С. 3-15.
[8] Общественные науки за рубежом. Науковедение. 1988. № 4. С. 90.
[9] Campbell L. Teaching and Learning through Multiple Intelligences (2nd edition). Publisher: Pearson Allyn and Bacon. October 1, 1998.