Л.В. Панфилова
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ...
INTERACTIVE LEARNING TOOLS AND THEIR IMPACT ON THE QUALITY OF FUTURE
CHEMISTRY TEACHER TRAINING
© 2013
L.V. Panfilova, doctor of pedagogical science, professor of «Chemistry, geography and teaching methods»
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: Interactive technologies are widely used in today's educational process. Interactive whiteboard helps to use class time to maximum effect and provide high quality education in general.
Keywords: interactive technology, interactive board, chemistry, virtual chemistry experiment, organic chemistry, alcoholic acids, optical isomerism.
УДК 371
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В КОНТЕКСТЕ ФГОС
©2013
Ю.С. Репинецкая, кандидат исторических наук, доцент «Центрразвития образования», Самара (Россия)
Аннотация: В статье анализируется одна из современных образовательных школьных педагогических технологий - «кейс-стади», направленная на развитие у старшеклассников на уроках истории критического мышления, умения самостоятельно оценивать информацию и формулировать выводы по приобретённым знаниям, что способствует более качественному формированию универсальных коммуникативных учебных действий.
Ключевые слова: современное школьное образование, образовательная технология, универсальные коммуникативные учебные действия, «кейс-стади», классификации кейсов, требования к кейсам.
В современной педагогической практике, в услови- ситуации. Он может содержать разнообразную инфор-
ях перехода от информационно-объяснительной модели обучения к деятельно-развивающей, крайне актуальным становится не только усвоение знаний, но и прежде всего способы их переработки, развитие познавательного и творческого потенциала учащихся.
Одной из современных педагогических технологий, удачно соединившей в себе: элементы развивающего и проблемного обучения, группового сотрудничества, дискуссионного метода, метода работы с источниками информации, - стал кейс-метод. В него могут быть интегрированы такие компоненты методик, как:
- моделирование (построение модели ситуации),
- описания (создание описания ситуации),
- системный анализ (системное представление и анализ ситуации),
- мысленный эксперимент (способ получения знаний о ситуации посредством её мысленного преобразования),
- игровые методы (представление вариантов поведения героев ситуации),
- «Мозговой штурм» (генерирование идей относительно поиска решения).
Появившись в США, в России достаточно долго технология применялась на практических занятиях при подготовке юристов и менеджеров, когда студентам для анализа предлагались конкретные ситуации из профессиональной практики, способствующие более глубокому пониманию основ специальности.
В современных школьных условиях кейс-технологии являются группой образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблемных ситуаций и задач, максимально приближенных к жизненным реалиям. В России данная группа методик получила название - «анализ конкретных ситуаций» (АКС). Они относятся к интерактивным методам обучения, поскольку позволяют взаимодействовать всем участникам учебного процесса, где учитель выступает не только координатором деятельности учеников, но и их партнёром. Название технологии произошло от латинского «casus» - запутанный, нестандартный случай. В переводе с английского, case - портфель для офиса, кейс, чемоданчик для бумаг. Происхождение терминов отражает сущность самой технологии, где «кейс» рассматривается в качестве комплекта учебно-методических материалов, которыми нужно снабдить каждого учащегося, как в печатном, так и в электронном виде. Это целостный информационный комплекс, дающий полное представление о предлагаемой учебной
мацию: документальные данные, сведения из газет, научно-популярных изданий, исторические факты, видеоролики, фрагменты художественных и документальных фильмов.
Основные её идеи можно сформулировать следующим образом:
- расстановка акцентов на выработку навыков коммуникации, сотворчество учителя и учащихся, демократические отношения в процессе получения знаний, что означает равноправие каждого учащегося как между собой, так и с учителем в процессе обсуждения проблемы;
- с включением в учебный процесс данного метода имеет место формирование и развитие эмоциональной сферы школьников, создание атмосферы здоровой конкуренции, духа борьбы, комфортного психологического климата;
- результатом применения метода являются в первую очередь полученные в процессе обучения практические навыки исследовательской, дискуссионной и познавательной деятельности.
Непосредственно целью метода ситуационного обучения выступает коллективное или внутригрупповое обсуждение и анализ школьниками реальной социальной, общественно-политической или исторической ситуации, возникающей в конкретно-исторических условиях и поиск оптимально-приемлемого решения. Процесс считается завершённым после презентаций группами своих решений, а если это коллективное обсуждение, то озвучивание максимального количества выходов из предложенной ситуации, и соответственно, выбор лучшего в контексте обсуждаемой проблемы.
Дидактическими задачами «кейс-стади», таким образом, являются:
- применение правильных решений в условиях неопределённости;
- разработка алгоритма принятия решений;
- составление плана деятельности для достижения результата;
- применение полученных теоретических знаний, в том числе и по другим предметам, для решения практических задач и разбора проблемных ситуаций;
- учёт всех возможных научных позиций и взглядов на рассматриваемую проблему при принятии окончательного решения.
Каждое занятие по предмету должно формировать универсальные учебные действия (УУД), которые в совокупности позволяют старшеклассникам полноценно использовать весь объём знаний, получаемый в курсе
Ю.С. Репинецкая
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ .
полной средней школы. Предлагаемая технология наиболее полноценно реализует формат коммуникативных УУД, куда входят:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- навыки и готовность работать в команде;
- навыки общения;
- планирование учебного сотрудничества с одноклассниками и учителем;
- выявление и идентификация учебных задач;
- поиск и оценка альтернативных способов разрешения гипотетического конфликта;
- принятие решения и его реализация;
- построение речевых высказываний.
Технологическими особенностями метода анализа
конкретных ситуаций выступают:
- разновидность исследовательской деятельности, включающей в себя аналитические процедуры;
- коллективное обучение: работа в микро и макро группах, взаимообмен информацией;
-элементы синергетической технологии: подготовка процедур погружения группы в моделируемую ситуацию, формирование эффекта приращения знаний, «ин-сайт», обмен открытиями;
- разновидность проектной технологии - формирование проблемы и путей её решения происходит на базе «кейса», являющегося одновременно и техническим заданием, и источником информации;
- интеграция развивающего обучения (индивидуальное, групповое, коллективное развитие), формирование многообразных личностных качеств младших и старших подростков;
-стимулирование и активизация учебно-познавательной и творческой деятельности для достижения успеха, постоянное подчёркивание успешных действий учеников. Методика успеха является движущей силой личностного развития школьников и условием для формирования устойчивой позитивной мотивационной составляющей.
Учитель, выбирая данную технологию, обязан чётко представлять и строго придерживаться правил выполнения своих обязанностей. Он из главного действующего лица учебного процесса, становится его координатором или консультантом. Он может выбрать одну из трёх стратегий поведения: дать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов, или информации; в определённых ситуациях самому предложить вариант ответа; выступить в роли модератора.
В любом случае, его задача - создать максимально комфортные условия для вовлечения всех школьников в рабочий процесс и раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала.
Действия педагога заключаются, на предварительном этапе, в подготовке материалов кейса, раздаче их каждому ученику, определении сроков сдачи, проведении консультаций по выполнению предложенных заданий, знакомство учащихся с критериями оценивания результатов решения предлагаемой ситуации. Для себя педагог должен продумать модель будущего занятия и примерно его схронометрировать. Во время занятия, в течение работы над ситуацией, звучит вступительное слово учителя и постановка вопросов, решения к которым нужно будет предложить. Далее класс делится на группы, и школьники получают задания, систему оценок и сроки выполнения. Во время работы в малых группах идет обсуждение текстов кейса, определение докладчиков и формирование презентации решения. После истечения срока обсуждения каждая группа получает возможность выступить и показать своё решение. В завершении занятия учитель организует коллективную дискуссию, в процессе которой выбирается оптимальный вариант решения. Завершается урок рефлексивным блоком, где подводятся итоги и выставляются оценки.
Технологию работы с использованием кейс-метода
можно представить следующим образом:
Фазы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
До занятия 1. Разработка и комплектация кейса. 2.Определение основных и дополнительных материалов. 3. Проектирование сценария урока. 1. Получают кейс и список литературы. 2. Самостоятельно готовятся к занятию.
Вовремя 1 .Организует обсуждение материалов. 2. Делит класс на труппы. 3. Руководит обсуждением кейса в группах, при необходимости предлагая учащимся дополнительною информацию. 1.Задают вопросы,углубляющее понимание как содержания кейсов, так и проблемы в целом. 2. Разр абатывают варианты 3.Участвуютв обсуждении и принятии решений.
По еле занятия 1. Оценивает работу учеников.
Центральным звеном технологии выступает сам «кейс» - комплекс информационно-методических материалов, подобранных и скомпонованных педагогом. Он должен состоять из следующих компонентов: содержания, методических рекомендаций, заданий для самостоятельной работы, информационно-справочного материала, инструкций учителя по выполнению заданий, списка литературы и электронных источников и глоссария. Крайне важен раздел с заданиями для самостоятельной работы. Необходимо проектировать такие варианты, которые способствовали бы формированию системы знаний, умений, навыков и компетенций в определённом порядке, а каждый последующий блок учебного материала логически был связан с остальными. Задания должны выдаваться с нарастающей степенью сложности и постоянно в них надо включать элементы уже изученного материала. Тогда в процессе подготовки учащихся к занятиям всегда будет иметь место регулярное повторение и закрепление пройденного. Соответственно, такая система способна обеспечить не только восприятие, но и осмысление, и прочное осознанное усвоение изученного программного содержания.
Кейс - это единый информационный комплекс, состоящий из трёх блоков:
- сюжетный, содержащий вспомогательный материал, дающий возможность всесторонне проанализировать предлагаемую ситуацию;
- информативный блок, призванный воссоздать очерёдность действий внутри ситуации, оценить проблему и отношение к ней разных участников событий, проанализировать предпринятые действия по выходу из ситуации и их результаты, а также ресурсы, выделенные на её решение;
- методический блок, разъясняющий место кейса в учебном плане, чётко формулирующий все виды заданий, в него включённые, и предлагающий методические рекомендации для учителя.
Сюжетный и информативный блоки могут быть как самостоятельными частями, так и выступать единым учебным массивом. Эта часть комплекса в электронном или печатном формате отдаётся школьникам для последующей работы. В ней содержится текст ситуации, приложения и необходимые вопросы и задания. Методический блок предназначен только педагогу. В нём - конкретные рекомендации по разбору и обсуждению ситуации, авторский вариант разбора ситуации, ключ, рекомендуемая методика проведения занятия.
Деятельность педагога в процессе работы в режиме ситуационного метода обучения состоит из двух этапов:
1. Предварительная сложная творческая работа по формированию комплекса вопросов для его анализа осуществляется во внеурочное время и включает научно-исследовательскую, методическую, конструирующую деятельность учителя.
2. Деятельность учителя в классе определяется выступлением с вступительным и заключительным словом, формированием группы и организацией дискуссии, поддержанием деловой атмосферы, оперативной оценкой работы старшеклассников, поиском и выработкой решений.
В результате применения кейс-технологии в учебном процессе происходит формирование навыков аналитического мышления, работы с текстовыми источниками; расширение информационной базы; освоение
Ю.С. Репинецкая
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ...
метода сбора, классификации и ранжирования данных; соотнесение теоретических и практических знаний. В широком образовательном контексте учащиеся приобретают опыт принятия решений и действий в незнакомых ситуациях; поиска альтернативных и определение оптимальных ответов на поставленные задачи; создания и получения авторского интеллектуального продукта; образования и достижения личных целей; повышения уровня коммуникативных навыков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Козырева Л. Д. Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения учащихся. М.: Просвещение, 2005. 106 с.
2. Логунова Н. И. Обучение как общение и сотворче-
ство // Высшее образование в России. № 3. 2000. С.18-24.
3. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения: реферативный обзор/ Под ред. Н. О. Комиссаровой. М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2005. 243 с.
4. Методические рекомендации по организации повышения квалификации учителей истории и обществоведения/ Под ред. Т. В. Болотина. Волгоград: Учитель, АПК и ППРО, 2008. 189 с.
5. Справочник учителя истории и обществознания./ Авторы-составители Т.И. Сечина и др. Волгоград: Учитель, 2013. 219 с.
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли/ Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 224 с.
©2013
CASE TECHNOLOGIES IN SENIOR SECONDARY SCHOOL IN THE CONTEXT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDT
J.S. Repinefchi, candidate of historical sciences, associate professor
"Education Development Center", Samara (Russia)
Annotation-. The article presents one of the latest educational technologies in the modern school - «case-study». It is used to develop senior students' critical thinking, enables them to make independent information estimations and conclusions on the knowledge they have gained. As a result, the process of general communicative learning operations becomes more effective.
Keywords: modern school education, educational technology, general communicative learning operations, «case-study», classifications of cases, requirements to cases.
УДК 93/94(091)
САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ
А.И. Репинецкий, доктор исторических наук, профессор кафедры «Отечественной истории и археологии»
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: В статье показана динамика населения Самарского региона с конца XIX - до начала XXI вв. Рассмотрена общая численность населения, соотношение городских и сельских жителей, национальный состав и уровень образования.
Ключевые слова: население, переписи, городское и сельское население, мужчины, женщины, национальный состав, уровень образования.
©2013
Численность населения различных регионов страны начала интересовать российское правительство с момента формирования налоговой системы. Долгое время эти данные были далеко не полными и не точными, так как правительство интересовалось, прежде всего, численностью мужского податного населения, а не их общей численностью. Самарский край не был исключением. Учёт населения значительно улучшился с момента образования Самарской губернии и создания губернского статистического комитета.
Первые достоверные сведения о численности населения Самарской губернии были получены в результате проведения Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Перепись была проведена по состоянию на 9 февраля. Численность населения губернии составила 2 млн. 751 тыс. 336 человек. В губернии проживало 1 млн. 351 тыс. 438 мужчин (49,1%) и 1 млн. 399 тыс. 898 женщин (50,9%). Основная масса населения проживала в сельской местности - 2 млн. 550 тыс. человек, что составило 92,7%. Самым крупным городом был губернский центр Самара с населением 89 тыс. 999 человек; численность населения остальных 6 уездных городов составила 68 тыс. 843 человек. Всего в городах проживало 158 тыс., что составило 5,6% населения губернии. Этот показатель был значительно ниже, чем в стране в целом, где он составлял 13,4% .
Перепись показала многообразие национального состава населения. Большинство населения составляли русские - 64,5%, мордва - 8,7%, немцы - 8,2%, татары- 7,9%, украинцы - 4,3%, чуваши - 3,3%, башкиры - 2,1%, вотяки (устаревшее название удмуртов) - 0,08%,
поляки - 0,07%, эстонцы - 0,06%, евреи - 0,06%, литовцы/латыши - 0,03, белорусы - 0,01%.[1].
Уровень грамотности населения губернии также находился на уровне среднестатистических показателей страны и составил 22,1%. Этот показатель среди городского населения был выше - 41,4%, но малая численность горожан не повлияла на изменение этого показателя в сторону увеличения.
Материалы переписи показывают и социальный состав населения. Наибольшей социальной группой населения губернии были крестьяне, которых насчитывалось 2550 тыс. чел. или 92,7% населения. Второй по численности группой населения были мещане - 157 тыс. человек (5,7 %). Дворян, потомственных и личных, насчитывалось 11тыс. чел. (0,7%), лиц духовного звания насчитывалось 10 тыс. чел. (0,4%). Менее одного процента составляли почётные граждане - 4 тыс. чел. (0,2%), инородцы - 3 тыс. чел. (1%). Купцов, во многом определявших лицо города, было немногим менее 3 чел. (0,1%) [1]. Таким образом, перепись показала, что губерния являлась типичной аграрной губернией с многонациональным составом населения.
Первая перепись советской России была проведена по состоянию на 28 августа 1920 г. Она проводилась вскоре после окончания мировой и гражданской войн. Однако она не зафиксировала снижение численности населения. Напротив, согласно материалам переписи, в Самарской губернии проживало 2 млн. 884 тыс. человек. Рост населения губернии определялся относительно благополучным положением губернии, связанным с обеспечением продовольствием. Страшный голод 1921