ПРИМЕНЕНИЕ КАРБАМИДНОГО РН-ТЕСТА
В ДИАГНОСТИКЕ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАРОДОНТА У ПОДРОСТКОВ И ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА
Суворов К.В., Румянцев В.А.
Тверская государственная медицинская академия, кафедра пародонтологии, г. Тверь
Диагностика воспалительных заболеваний пародонта остается актуальной проблемой современной стоматологии. Одной из основных причин развития воспаления в тканях десны считается микрофлора полости рта, которая для поддержания своей жизнедеятельности использует мочевину, то есть является уреазопозитивной. Одним из методов определения подобных микроорганизмов является карбамидный рН-тест в смешанной слюне, разработанный на кафедре пародонтологии ТГМА профессором Румянцевым В.А. Амплитуда кривой рН, которая строится в процессе проведения теста, отражает наличие и активность пародонтопатогенной микрофлоры. Целью нашей работы явилось определение эффективности карбамидного рН-теста в диагностике начальных форм воспалительных заболеваний пародонта у подростков и лиц молодого возраста.
Для достижения поставленной цели нами проведено стоматологическое обследование и выявление подростков 15-16 лет (п=25) и лиц молодого возраста 20-23 лет (п=21) с клиническими признаками катарального и гипертрофического гингивита и хорошей гигиеной полости рта (ИГИ=0,1-1,2), которые составили группу риска. Всем этим пациентам, а также обследованным контрольной группы - подростки (п=22) и молодые люди (п=26) с воспалительными заболеваниями пародонта и неудовлетворительной гигиеной полости рта (ИГИ=2,5-3,0) - был проведен карбамидный рН-тест в смешанной слюне. Предлагали прополоскать рот 8%-ым раствором карбамида в течение 30 секунд, затем каждые 5 минут собирали слюну и измеряли ее рН. По полученным результатам строили кривую, у которой определяли амплитуду (таблица).
Амплитуда тестовой карбамидной кривой рН смешанной слюны у подростков и лиц молодого возраста (ед. рН, М + т, п)
Группа риска Контрольная группа
Молодые люди Подростки Молодые люди Подростки
(п=21) (п=25) (п=22) (п=26)
0,43 + 0,032 * 0,42 + 0,025 * 0,91 + 0,051 1,02 + 0,040
* - показатель достоверности различия результатов между группой риска и группой сравнения (р<0,001).
В результате проведенного исследования было выявлено, что значение амплитуды карбамидной кривой рН в группе риска как у школьников 15-16 лет, так и у лиц молодого возраста были практически в два раза ниже, чем в группе сравнения.
Так, если у молодых людей данный показатель составил 0,43+0,032 ед. рН (р<0,001) в группе риска, то в группе сравнения он равнялся 0,91+0,051 ед. рН. Аналогичные изменения были выявлены и у подростков (0,42+0,025 и 1,02+0,040 ед. рН, соответственно (р<0,001).
Показатели же амплитуды внутри групп практически не отличались друг от друга. Это дало основания полагать, что механизмы повреждения пародонта, как у лиц молодого возраста, так и у подростков группы риска полностью идентичны.
Полученные результаты показали, что у пациентов группы риска амплитуда кривой рН в карбамидном рН-тесте в смешанной нестимулированной слюне была низкой (А<1), что свидетельствовало о малой активности пародонто-патогенной микрофлоры в полости рта. Можно предположить, что причиной гингивита и пародонтита в данном случае является не уреазопозитивная микрофлора, а какие-то другие механизмы. У пациентов контрольной группы амплитуда была высокой (А>1). Данные значения говорят о наличии и активности пародонтопатогенов, которые и явились основной причиной развития воспаления в тканях десны у обследованных этой группы. Таким образом, применение карбамидного рН-тест в смешанной слюне является эффективным методом диагностики воспалительных заболеваний пародонта у подростков и лиц молодого возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4
Материалы1 IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы1 IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва