Применение итерационной мета-модели для оценки рисков системы управления информационно-образовательными комплексами
The use of iterative meta-model for risk assessment of information and education center management system
Поляков Руслан Константинович Polyakov Ruslan Konstantinovich
Кандидат экономических наук, начальник управления научно-исследовательской деятельности, доцент кафедры экономики организаций ФГБОУ ВО "Калининградский государственный технический университет"
E-mail: [email protected] Чумаков Александр Сергеевич Chumakov Alexander Sergeevich Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и сервиса Западный филиал ФГБОУ ВО "Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
e-mail: [email protected]
Аннотация
В работе представлены результаты исследования применения итерационной мета-модели для оценки рисков системы управления информационно-образовательными комплексами. Обобщены факторы рисков, влияющие на развитие системы управления информационно -образовательными комплексами. Показаны основные стадии работы с шаблоном бизнес-модели по выявлению рисков. Обозначены наиболее важные признаки в управления модернизированной образовательной системой.
Abstract
The results of the study of application of iterative meta-model to assess the risk management system of information and educational complexes. Summarizes
the risk factors affecting the development of information and education center management system. The basic steps of working with structured business model to identify risks. It identifies the most important features in the management of the modernized educational system.
Ключевые слова
мета-модели; риск; управление риском; шаблон бизнес-модели; информационно-образовательный комплекс
Keywords
meta-model; risk; risk management; business model template; information and educational complex
Введение
Разработка и внедрение инновационных подходов по управлению современными образовательными системами непрерывно связана с неопределенностью, опасностями и негативными факторами риска, в основе которых находятся институциональные проблемы действующей в России модели управления.
Указанные причины, в первую очередь, обусловлены всё более возрастающей конкуренцией и давлению мировых лидеров отрасли на существующий рынок образовательных услуг.
Уже сегодня, их работа направлена на пересмотр действующей модели управления образовательных организаций, путём широкого охвата глобальной аудитории массовым открытым онлайн-курсом (сокр.: МООК; англ. Massive open online courses, MOOC), через соответствующие платформы, примером которых могут служить: https://ru.coursera.org/, https://www.edx.org/, www.lektorium.tv,https://openedu.ru и другие. Такие курсы позволяют готовить высококлассных специалистов и давать необходимые компетенции слушателю, а также более качественно и дешево получать любое образование, чем 80-90% обычных вузов.
Под МООК сегодня понимают - обучающий курс с массовым интерактивным участием, в основе которого лежит технология электронного обучения посредством открытого доступа через Интернет1.
Как видно научно-технический прогресс (НТП) в образовании усиливает неопределённость и турбулентность устающегося мира образовательных организаций, что оказывает существенное давление на их текущую деятельность.
Основной раздел
По мнению авторов статьи, неопределенность и риск - это главные причины, которые ограничивают инновационный путь развития современных образовательных организаций.
Основными причинами неопределенности и, следовательно, источниками риска являются:
1. Вероятностный характер научно-технического прогресса. Последствия научных открытий или изобретений изменяют будущий ландшафт деятельности фирмы до неузнаваемости.
2. Случайность, или многовариантность событий, в которые вступают субъекты образовательной деятельности.
3. Наличие противоречивости в экономике, а также в интересах сторон.
4. Спонтанность процессов и явлений.
5. Неполнота и частая изменчивость информационных потоков об объекте, процессе или о событии.
6. Недостаток ресурсов (материальных, финансовых, трудовых и др.) для принятия решения.
В книге How to Measure Anything (Wiley) Дуглас Хаббард (Douglas Hubbard) определяет четкое различие между этими двумя понятиями 2:
1 Массовый открытый онлайн-курс // Материал из Википедии — свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. URL:
https://m.wikipedia.org/wiki/Массовьш_открьпъш_онлайн-курс
- Неопределенность: отсутствие определенности, т.е. существование более одной возможности развития событий.
- Риск: состояние неопределенности, при котором некоторые из возможностей предполагают потери, катастрофу или другие нежелательные последствия.
Особенности управления образовательными комплексами в условиях нестабильности образовательной среды предполагает возникновение рисков в процессе её функционирования.
Создание комплексной системы управления информационно -образовательными комплексами в рамках образовательного комплекса требует от руководства грамотного управления рисками. По мнению Г.Г. Малинецкого, "управление рисками - одна из важнейших технологий нашей цивилизации. Вообще, это магистральный путь прогресса - менять одни угрозы и опасности на другие" .
Авторы статьи стоят на позициях, что управлять рисками — значит на системном уровне выявлять, идентифицировать и анализировать риски для того чтобы принимать исчерпывающие решения по их минимизации или устранению.
Сегодня к наиболее возможным рискам в действующих системах управления образовательными комплексами можно отнести следующие факторы, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Риски систем управления образовательными комплексами
Риск Понятие
Нормативно-правовые риски это текущие или будущие потери вызванные модернизацией системы и связанные с нарушением её нормальной работы из-за несоответствия разработанных ею внутренних и внешних правовых норм, действующим законам, подзаконным актам регуляторов, правилам, регламентам, предписаниям и учредительным документам самой организации
2
Хаббард Дуглас У. Как измерить все, что угодно. Оценка стоимости нематериального в бизнесе. М.: Олимп Бизнес, 2009. — 320 с.
"3
Малинецкий Г.Г. Хаос. Тупики, парадоксы, надежды // Компьютерра, № 47, 1998.
Имущественные риски связанные с вероятностью утраты или потери имущества организации
Финансово-экономические / предпринимательс кие риски связанные с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств) в результате неопределенности и/или нестабильности финансовой системы управления организации
Организационно- управленческие риски возникают в непредвиденных ситуациях, как следствие в результате грубых ошибок лиц принимающих решения, провоцируются новыми условиями хозяйствования и исходят от не реализации своевременных управленческих решений, которые препятствуют динамичному развитию образовательного учреждения
Организационно-правовые риски связанные с ошибками менеджмента образовательной организации и ее сотрудников, в части проблем системы внутреннего контроля, при которой плохо учитываются действующие внутренние правила работы с юридическими документами, некорректно составляется рабочая документация, которая игнорирует действующее законодательство или не учитывает текущие изменения в период реализации проекта
Ресурсно- технологические риски связаны со степенью подготовки ресурсной и технологической базы, для реализации новой системы управления информационно-образовательными комплексами
Социально- психологические риски связаны с развитием неконтролируемого влияния человеческого фактора на провоцирование конфликтных ситуаций в коллективе
Социально- педагогические риски возникают из-за снижения качества образовательной деятельности организации при возникновении диспропорций в жизненных ценностях и мотивах
Исследование показало, что любая вновь выстраиваемая система
управления, в том числе информационно-образовательными комплексами может вносить высокую неопределенность в деятельность образовательной организации. При этом необходимо понимать, что неопределенность и риск -не одно и то же.
По мнению Хаббард Дуглас существует множество неопределенных вещей, которые не несут в себе никакого риска.
Между тем при разработке новых ранее не используемых систем управления, необходимо применять имитационные модели для выявления рисков и всевозможных аспектов будущей реальной экономической системы.
В экономике под моделью принято понимать:
- упрощенное описание реальности или точное описание упрощенной воображаемой экономики 4.
- упрощенная система, применяемая для имитирования определенных сторон реальной экономики 5.
Наиболее эффективным способом разработки и внедрения новых продуктов, а также систем управления в современном мире стала итерационная мета-модель.
Под итерацией (лат. iteratio - повторяю) принято понимать повторение (цикл, шаг итерации) какого-либо действия.
В свою очередь под итерацией в программировании, часто понимают работу по обработке данных действия, при которой повторяются многократно 6.
При разработке нестандартных систем итеративность проявляется на любом жизненном цикле, как следствие допущенных на предыдущих этапах неточностей и ошибок, так и из-за изменения внешних и внутренних
п
факторов и требований к условиям эксплуатации системы .
В этой связи применение современных интерационных мета-моделей не вызывает сомнения. Авторы под мета-моделью понимают такую модель, которая полноценно описывает структуру, принципы действия разрабатываемой модели (мета - находящийся вне, за пределами).
Применение итерационной мета-модели повышает гибкость системе управления образовательными комплексами и обеспечивает новыми возможностями ее адаптации к быстро меняющимся условиями рынка и условиям функционирования самого проекта. Можно сказать, что выполнение последовательных итераций и есть средство повышения
4 Экономический словарь. 2010
5 Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.
6 Роганов Е.А. Рекурсия и итерация // Основы информатики и программирования: Учебное пособие. — Москва: МГИУ, 2001.
Основы менеджмента программных проектов. НОУ «ИНТУИТ», 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/38/38/lecture/
1128?page=2&keyword_content^n^bi.
адаптивности любых проектов в управлении информационно-образовательными комплексами.
В настоящее время итерационная мета-модель позволяет:
1. Собирать информацию.
2. Выяснять точные значения.
3. Идентифицировать ограничения.
4. Обнаруживать новые возможности.
При создании принципиально систем управления информационно-образовательными комплексами или новых продуктов в образовательном учреждении необходимо обращать внимание на то, что практически все риски таких систем могут быть разделены следующие на три основных категории рисков:
- Продуктовые (П) - создание необходимого продукта;
- Клиентские (К) - выявление наиболее эффективного канала связи с клиентами;
- Рыночные (Р) - построение жизнеспособной бизнес-модели системы управления информационно-образовательными комплексами.
На рисунке 1 представлено распределение рисков в бизнес-шаблоне вновь создаваемой систем управления информационно-образовательными комплексами.
ПРОБЛЕМА
®
Существующие альтернативы:
РЕШЕНИЕ
®
МЕТРИКИ
®
УНИКАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
®
Концепция высокого уровня:
®
СКРЫТОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
КАНАЛЫ
К
СЕГМЕНТЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ
К
Ранние
последователи:
К
РАСХОДЫ
£)
ДОХОДЫ
О
Источник: Running lean по-русски .
Рис. 1 - Риски создаваемой систем управления информационно-образовательными комплексами
По мнению Эш Маурьев (Ash Maurya) риски поверяются с помощью экспериментов и способствуют тестированию продукта на соответствие «Продукт/Рынок» 9.
В этой связи, начальной точкой для создания новой системы управления информационно-образовательными комплексами в учреждении должен стать заполненный ответственным лицом (проектным менеджером) Шаблон с бизнес-модели, который предложил Эш Маурьев, на основании которого менеджер проводит серии экспериментов, подтверждающих или отвергающих выдвинутые гипотезы. Далее он корректирует каждое поле рабочего Шаблона бизнес-модели вновь создаваемого информационно-образовательного комплекса.
Для более эффективной работы с представленным Шаблоном бизнес-модели продукта необходимо систематически и пошагово проверять представленные области, которые логически разбиты на три части на наличие факторов риска (см. Рис. 2).
Running lean по-русски. [Электронный ресурс]. URL:
https://runningleaninrussian.wordpress.com/.
9 Ash Maurya. Running Lean: Iterate From Plan A to a Plan That Works. Published by O'Reilly Media, Inc., 1005 Gravenstein Highway North, Sebastopol, CA 95472. - 2012. - P. 240.
Источник: Running lean по-русски.
Рис. 2 - Устранение рисков разрабатываемой систем управления информационно-образовательными комплексами Основные стадии работы с шаблоном бизнес-модели представлены ниже в таблице 2.
Таблица 2 - Стадии работы с шаблоном бизнес-модели по созданию системы
управления информационно-образовательными комплексами
№ Стадия Вопросы
1 Поймите проблему Проведите интервью с предполагаемыми клиентами. Проанализируйте - нашли ли вы нашли проблему, достойную решения. Уточните, кто является вашим клиентом, чью проблему вы будете решать. Выясните, все стороны у данной проблемы. Как клиенты в настоящее время решают данную проблему?
2 Определите решение Разработайте первое решение проблемы. Постройте демо-версию и проведите его тестирование на клиентах. Ответьте на вопрос будет ли работать разрабатываемое вами решение? Кто ваши ранние последователи? Адекватны ли предлагаемые цены?
3 Проверьте качественно Разработайте MVP (от англ. minimum viable product) - минимально жизнеспособный продукт, которым тестируют спрос до полномасштабной разработки.10 Протестируйте MVP на ранних последователей. Уточните, как они понимают ваше уникальное торговое предложение (УТП; англ. unique selling proposition, unique selling point; USP)? Проанализируйте объём рынка.
10 Анна Соколов. Словарь предпринимателя: MVP // Rusbase. [Электронный ресурс]. URL: http://rb.ru/howto/mvp/
Подтвердите количественно
Выпустите доработанный продукт для всех клиентов. Смогли ли вы разработать продукт, в котором нуждаются клиенты? Сможете ли вы его масштабировать? Жизнеспособен ли ваш бизнес-продукт?
С точки зрения рисков востребованности вновь создаваемой системы управления информационно-образовательными комплексами у клиентов они могут быть следующими:
Продуктовые риски: разработка правильного продукта:
1. Выявите проблему, которая достойна решения.
2. Оцените наименьшее из возможных решений (MVP).
3. Разработайте MVP и проверьте его в малом масштабе.
4. Развивайте продукт и тестируйте его на большом масштабе.
Потребительские риски: путь к вашим потребителям:
1. Выявите клиентов, которые испытывают наибольший дискомфорт от существующей не решённой проблемы.
2. Определите ранних последователей, которым нужно решение в области информационно-образовательных комплексов прямо сейчас.
3. Начните действовать по рекламным каналам для того что бы достучаться до клиентов.
4. Действуйте на опережение, переходите к информационным каналам на самом раннем этапе разработки системы управления информационно-образовательными комплексами.
Рыночные риски: построение эффективной бизнес-модели:
1. Проведите анализ конкурентоспособности вашей бизнес-модели.
2. Определите наиболее оптимальную цену для своей системы/решения.
3. Протестируйте цену продукта на основе устных отзывов ранних клиентов.
4. Тестируйте продукт по всему каналу продаж.
5. Минимизируйте структуру затрат для повышения эффективности работы вновь созданной бизнес-модели.
Однако если образовательное учреждение внедряет инновационные системы, такие как система управления информационно-образовательными комплексами в собственную организацию, то она непременно столкнётся с рисками.
Далее в таблице 3 приводятся риски, с которыми могут столкнуться менеджеры при реализации проекта внедрения системы управления информационно-образовательным комплексом в образовательной организации.
Таблица 3 - Шаблон идентификация рисков по проекту внедрения системы управления информационно-образовательным комплексом в
образовательной организации
№ РИСКИ Величина потерь, I % Вероятность возникновения риска, Р коэф.
1 Продуктовые риски (П)
1.1 - перечислите факторы
1.2
1.3
2 Клиентские риски (К)
2.1 - перечислите факторы
2.2
2.3
3 Рыночные риски (Р)
3.1 - перечислите факторы
3.2
3.3
Для оценки идентифицированных рисков таблицы 3 будем использовать методический подход и матрицу «Вероятность-Потери» разработанную Поляковым Р.К. 11.
Применяя методический подход и матрицу «Вероятность-Потери» образовательные организации способны качественно повысить эффективность проекта внедрения системы управления информационно-образовательным комплексом в организацию.
Достоверность и обоснованность предложенного подхода подтверждается положительными результатами апробации в ФГБОУ ВО "Калининградский государственный технический университет" и Западном филиале ФГБОУ ВО "Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" .
Использую выше указанную методику в ФГБОУ ВО "Калининградском государственном техническом университете" (далее ФГБОУ ВО «КГТУ») были внедрены следующие проекты «Электронной информационно -образовательной среде (ЭИОС) ФГБОУ ВО «КГТУ» (http://eios.klgtu.ru/login/index.php)», а также «Единое информационное пространство «Института финансов, экономики и менеджмента» ФГБОУ ВО «КГТУ» (далее «ИФЭМ») (КГТУ ИФЭМ & БГА ИПЭМ, http://econ.me/)».
В западном филиале ФГБОУ ВО "Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", так же реализован проект ЭИОС
(https://sziu.ranepa.ru/component/zoo/vhod-v-elektronnuyu-informacionno-obrazovatelnuyu-sredu) с применением методических подходов по оценке рисков указанных в данной статье.
ЭИОС - представляет собой совокупность информационных технологий объединённых в единую инфраструктуру и включающих в себя совокупность программно-аппаратных средств. На сегодняшний момент она
11 Поляков Р.К., Ходжаев Р.Ш. Создание подсистемы риск-менеджмента в сфере предпринимательства: Монография. — Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2007. — 182 с.
включает информационно-образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационные технологии, соответствующие технологические средства и включает в себя:
- систему Modle со встроенной подсистемой тестирования;
- систему «Антиплагиат. ВУЗ»;
- систему автоматизации учебного процесса (планы, электронный деканат, приёмная комиссия, расписание занятий и др.) на базе ПО «1С. Университет. ПРОФ»;
- корпоративную сеть и электронную почту;
- официальный сайт организации с доступом в ЭИОС;
- и др.
Стадии внедрения ЭИОС:
- На первой стадии реализации проекта по внедрению системы информационного взаимодействия была предложена система управления образовательными курсами «Moodle». Данная система предполагает участие всех категорий пользователей по реализуемым образовательным программам.
- Вторая стадия предполагает управление программно-техническим обеспечением в рамках реализации требований Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации».
- На третей стадии происходит процесс управления подготовкой административно-управленческого, организационно-технического, профессорско-преподавательского, обучающихся.
- Четвертая стадия предполагает управление наполнением ЭИОС актуальными информационными учебно-методическими материалами, а также их адаптация к существующим информационным сервисам организации.
- На пятой стадии происходит управление процессом формирования личных кабинетов и портфолио пользователей ЭИОС.
На всех указанных стадиях менеджером проекта заранее идентифицировались риски, применяя итерационную мета-модель, а также готовились предложения по их устранению или минимизации.
Ниже в таблице 4 показаны общие риски внедрения системы ЭИОС в образовательные организации.
Таблица 4 - Риски внедрения системы ЭИОС в образовательные
организации
№ РИСКИ Величина потерь, I % Вероятность возникновения риска, P коэф.
1 Продуктовые риски (П)
1.1 Квалификация технического персонала при интеграции новых ЭИОС 0,1 40
1.2 Отсутствие регламента разработки и адаптация материалов в ЭИОС 0,8 50
1.3 Высокие временные затраты на обучение пользователей по работе в ЭИОС 0,7 60
1.4 Недостаточное сопровождение нормативно-правовой базы вуза по ЭИОС 0,9 20
1.5 Переход на новые ЭИОС 0,2 50
2 Клиентские риски (К)
2.1 Низкий уровень компетенций по работе с ЭИОС 0,3 40
2.2 Программные и технические сбои при функционировании ЭИОС 0,2 30
2.3 Недостаточная информированность по взаимодействию в ЭИОС 0,6 10
2.4 Отсутствие плана повышения квалификации слушателей в ЭИОС 0,5 20
2.5 Компьютерная грамотность и культура пользователей ЭИОС 0,4 10
3 Рыночные риски (Р)
3.1 Изменение нормативно-правовой базы по вопросам ЭИОС 0,4 30
3.2 Ужесточение закона о персональных данных и авторском праве в ЭИОС 0,3 40
3.3 Переход на российские разработки в области ЭИОС 0,2 30
3.4 Повышение стоимости образовательных услуг по программам реализуемых через ЭИОС 0,4 20
Как видно из рисунка 3 недопустимый уровень риска в основном связан с продуктовыми рисками (П), к которым относятся следующие факторы: 1.2 Отсутствие регламента разработки и адаптация материалов в ЭИОС; 1.3 Высокие временные затраты на обучение пользователей по работе в ЭИОС. Выявленные риски обрабатывались в первую очередь, и они имели оптимальную стратегию для их минимизации. Менеджер проекта постоянно контролировал данные факторы риска и систематически обрабатывал их до тех пор, пока уровень риска не снизился до приемлемого. В процессе такой работы менеджер периодически переоценивал уровень обозначенных выше рисков.
Максимальные 90<1<100 5 5 10 15 20 25
£ -а С. Высокие 60<1<90 4 4 8 12 16 20
о Ё = я = = Средние 40<1<60 3 3 Ф 6 ©0 12 15
= - о — Низкие 10<1<40 2 © 2 Ф® ффф ^ Ф ^ 6 8 ® 10
Минимальные 0<1<10 1 1 2 ф ф 3 4 5
1 2 3 4 5
0<Р<0Л 0,1 <Р<0,4 0,4<Р^0,6 0,6<Р<0,9 0,9<Р<1
Слабовероятные Маловероятные Вероятные Весьма вероятные Почти возможные
Вероятность возннкновення риска
Степень воздействия риска
Игнорируемые (1<К<4) Незначительные (5<Ы<8) Умеренные (9<Ы<10) Существенные( 12<Я<16) Критические (20<Я<25)
П
О
Уровень риска
Приемлемый (1<Ы<4) Оправданный (5<Ы<10) Н е допус ти мы й (12<Я<2 5)
Рис. 3 - Матрица «Вероятность — потери» проекта внедрения системы ЭИОС в образовательные организации
Степень воздействия рисков 1.2 и 1.3 является существенной для успешности реализации проекта. Поэтому менеджер проекта разработал план минимизации учитывающий, что риск таких факторов способствует увеличению бюджета, плановых сроков завершения и может вызывать брак при внедрении системы ЭИОС в образовательной организации.
Заключение
Предложенная методика оценке рисков является универсальным инструментом, и легко адаптируется под любые виды деятельности, что подтверждают результаты её апробации на предприятиях строительной отрасли Калининградской области ООО «Стройград», ООО «Спецстрой» и ООО «Весава-Строй», а также в компании ООО «Лоокгид» занимающейся разработкой программного обеспечения (имеются акты внедрения).
Кроме того, данная методика была успешно использована компанией ООО «Калининграднефтепродукт» при внедрении системы
сбалансированных показателей в свою деятельность. Было выявлено, что
12
потери компании от риска могут составить 444,2 тыс. руб. На основе проведённой оценке были предложены ряд оперативных меры по устранению идентифицированных рисков.
Исследование показало, что применение итерационной мета-модели для оценки рисков системы управления информационно-образовательными комплексами является новым и весьма востребованным инструментом для целого ряда учебных организаций.
Однако большинство руководителей современных организаций сталкиваются с естественным сопротивлением к переменам со стороны персонала. Опыт внедрения ЭИОС показывает, что такое сопротивление
12
Поляков Р.К., Бердников А.В. Оценка рисков внедрения системы сбалансированных показателей в компанию. IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАЛТИЙСКИЙ МОРСКОЙ ФОРУМ [Электронный ресурс]: материалы Международного морского форума. - Калининград: Изд-во БГАРФ, 2016. - С. 867-881.
только усиливаться, из-за явного нежелания и низкой квалификации персонала предстоящим переменам.
Поэтому, для того чтобы сократить разрыв в использование информационных технологий, в образовательных организациях необходимо прежде всего уметь идентифицировать и минимизировать будущие риски любого проекта, будь то новые современных формы или методы обучения.
Библиографический список:
1. Массовый открытый онлайн-курс // Материал из Википедии — свободной энциклопедии. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Массовый_открытый_онлайн-курс
2. Хаббард Дуглас У. Как измерить все, что угодно. Оценка стоимости нематериального в бизнесе. М.: Олимп Бизнес, 2009. — 320 с.
3. Малинецкий Г.Г. Хаос. Тупики, парадоксы, надежды // Компьютерра, № 47, 1998.
4. Роганов Е.А. Рекурсия и итерация // Основы информатики и программирования: Учебное пособие. — Москва: МГИУ, 2001.
5. Ash Maurya. Running Lean: Iterate From Plan A to a Plan That Works. Published by O'Reilly Media, Inc., 1005 Gravenstein Highway North, Sebastopol, CA 95472. - 2012. - P. 240.
6. Поляков Р.К., Ходжаев Р.Ш. Создание подсистемы риск-менеджмента в сфере предпринимательства: Монография. — Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2007. — 182 с.
7. Поляков Р.К., Бердников А.В. Оценка рисков внедрения системы сбалансированных показателей в компанию. IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАЛТИЙСКИЙ МОРСКОЙ ФОРУМ [Электронный ресурс]: материалы Международного морского форума. - Калининград: Изд-во БГАРФ, 2016. -С. 867-881.