УДК 323.2 + 004.8 ББК 66.2 ГРНТИ 19.31 ВАК 5.9.9.
Б01: 10.24412/2949-2513-2023-32-61-77
Таранова Ю.В., Гавра Д.П.
Санкт-Петербург, Россия
ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ БРЕНДИНГЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ
Аннотация. В статье анализируются практики, перспективы и вызовы применения технологий искусственного интеллекта в брендинге территориальных субъектов. Рассмотрены как различные теоретические подходы к применению технологий искусственного интеллекта в коммуникации городов, так и практический опыт такого применения. Обозначены основные инструменты искусственного интеллекта в коммуникационном продвижении территорий. Проанализированы практики применения технологий искусственного интеллекта Сингапуром. На основании анализа эмпирических данных был предложен вариант классификации чат-ботов городов, которая была проиллюстрирована актуальными примерами чат-ботов городов России. Также были рассмотрены вопросы этики применения технологий искусственного интеллекта.
Ключевые слова: искусственный интеллект, брендинг территории, медиатизация социальности, чат-боты в территориальном брендинге, риски использования искусственного интеллекта
Taranova Yuliya V., Gavra Dmitri P. St. Petersburg, Russia
THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN TERRITORIAL BRANDING: OPPORTUNITIES AND CHALLENGES
Abstract. The article analyzes the practices, prospects and challenges of applying artificial intelligence technologies in branding of territorial subjects. Both different theoretical approaches to the application of artificial intelligence technologies in urban communication and practical experience of such application are considered. The main tools of artificial intelligence in the communication promotion of places are outlined. The practices of application of artificial intelligence technologies by Singapore are analyzed. Based on the analysis of empirical data, a classification of chatbots of cities was proposed, which was illustrated by examples of chatbots of Russian cities. The issues of ethics of application of artificial intelligence technologies were also considered.
Keywords: artificial intelligence, place branding, mediatization of sociality, chatbots in territorial branding, risks of using artificial intelligence.
Введение и проблематика исследования
Мир, где мы живем, значительно изменился за последние годы и продолжает постоянно порождать новые вызовы. Пандемия Covid-19 года вывела на первый план понимаемую в широком плане безопасность, обновила экологическую повестку, показала взаимозависимость рабочих и досуговых практик, изменила привычные представления о пространстве и времени. В пандемийные и постпандемийные годы на первый план стала выдвигаться ESG повестка, началась своеобразная ревитализация фундаментальных ценностей. Люди вспомнили о том, что действительно важно - здоровье, прямое общение, семья, природа, культура, внимание к мелочам и маленьким радостям. Эти важнейшие ценности оказали свое модулирующее воздействие на широкое поле социальных практик. И очевидно, что они не могли не найти отражения в коммуникациях территориальных субъектов. Как с внутренними аудиториями, с резидентами, так и с внешними. Коммуникации места, в
которых сплавляются география, природа, история, архитектура и культура особо чувствительны к трендам как на макросоциальном уровне, так и на уровне социальной психологии стейкхолдеров. Связь с природой, акцент на здоровье и безопасности, внимание к человеку, опора на традиции и культурный контекст, ценность историй простых граждан, проживающих на различных территориях, локальные ремесла и уникальный опыт в комбинации с технологиями глубокой датифицированной медиатизации социальности -[Couldry, Hepp, 2017], [Гавра, 2021] все это легло в основу лучших коммуникационных кампаний городов и регионов начала третьего десятилетия нового века. Часть этих кейсов в контексте обозначенных трендов мы рассмотрим в настоящей статье.
Глубокая медиатизация социальных практик - один из фиксируемых медиасоциологам [Hepp, 2021], [Bourdon, Balbi, 2021], [Hepp, Couldry, 2023] технологически детерминированных трендов современного мира. Вечные ценности транслируются теперь при помощи актуальных каналов и форматов, опосредуются нейронными сетями, встраиваются в медиатизированные миры стейкхолдеров при помощи дополненной реальности, метавселенных и прочих новых технологий. Изоляционные практики пандемии в качестве своей оборотной стороны породили стремительный всплеск коммуникаций при помощи цифровых технологий на самых разных уровнях социальной иерархии - от межличностного до национально-государственного. Территории не просто были в этом тренде, они искали свои пути. Оцифровывали архивы и музейные экспозиции, искали способы освоения новых каналов коммуникации, формировали отложенный спрос у стратегически значимых аудиторий, создавали цифровой образ локаций в отсутствии возможности реального непосредственного контакта.
В подобной ситуации новый импульс не могло не дать применение технологий искусственного интеллекта (ИИ). Эти технологии не только предоставили эффективные инструменты для анализа больших данных, возможности персональной, точечной настройки коммуникаций с различными
аудиториями - потенциальными туристами, инвесторами, местными жителями, они открыли возможности более точного прогнозирования поведения потребителей территорий. С другой стороны, они породили новые вызовы. Назовем в этом ряду риск нарушения конфиденциальности данных, стандартизация и унификация подходов к взаимодействию с пользователями вкупе с недостаточным учетом культурных особенностей каждой локации, различные риски технического характера, этические вопросы и др.
Вопрос, применять ли на практике технологии искусственного интеллекта или нет уже давно не стоит. Вопрос, который стоит - это как применять их эффективно, ответственно и этично.
Ниже мы рассмотрим как различные теоретические подходы к применению технологий искусственного интеллекта в практиках городов, так и практический опыт такого применения.
Теоретический обзор
Территориальный брендинг и технологии искусственного интеллекта
Концепция территориального брендинга активно изучается исследователями, среди которых Саймон Анхольт [Anholt, 2004], Михалис Каваратзис [Ashworth, Kavaratzis, 2005], Кейт Динни [Динни, 2013] и многие другие. Среди отечественных практиков стоит выделить следующих исследователей: Д. Визгалов [Визгалов, 2011], А. Чечулин [Чечулин, 2015], Т. Сачук [Сачук, 2017] и др.
Согласно определению Эшворта и Каваратзиса, бренд города - «это многомерный конструкт, состоящий' из функциональных, эмоциональных и материальных элементов, которые в совокупности создают уникальный' набор ассоциаций с местом в общественном сознании» [Ashworth, Kavaratzis, 2005].
Принципиально важным, по мнению Анхольта, будет то, чтобы видение места [бренд которого формируется] поддерживалось, укреплялось и обогащалось каждым актом коммуникации с остальным миром [Anholt, 2004: 214].
В современном полифоничном мире территориям все сложнее оставаться доминирующим голосом в потоке разрозненной и разнонаправленной информации о самих себе. Технологии искусственного интеллекта могут оказать поддержку в этом процессе.
Искусственный интеллект - область, которая развивается стремительно и при этом еще не нашла своего унифицированного определения. Сам термин «искусственный интеллект» впервые был введен Джоном Маккарти в 1956 году, в ходе первой научной конференции по этой теме. Однако попытки понять, способны ли машины мыслить, начались гораздо раньше. В основополагающей работе Ванневара Буша (1945) «Как мы можем думать» он предложил систему, которая усиливает собственные знания и понимание людей. В 1950 г. Алан Тьюринг написал работу о том, что машины могут симулировать человека и способны выполнять интеллектуальные действия, например, играть в шахматы [Тьюринг, 1950], [Смит, 2006: 4].
Согласно Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, «искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в котором, в том числе, используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений». «Технологии искусственного интеллекта - технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта, включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта».
Если обобщить дискуссии о возможных направлениях применения технологий искусственного интеллекта в территориальном брендинге, которые шли в профессиональном сообществе и на профильных научных конференциях в 2022-2024 гг., то можно сделать следующие интегральные выводы.
Технологии ИИ уже вносят значительный вклад в развитие территориального брендинга, предоставляя инновационные инструменты для анализа больших данных, повышения точности кампаний маркетинга отдельных дестинаций и создания персонализированных предложений для потенциальных туристов, инвесторов и дорогих мигрантов. И разумеется, для резидентов территории.
Обозначим основные инструменты искусственного интеллекта в продвижении коммуникационном территории, понимая при этом, что большинство этих инструментов способны также работать и в продуктовом, и в политическим маркетинге.
Прежде всего выделим аналитику больших данных о поведении и предпочтениях территориальных стейкхолдеров для стратегического планирования маркетинговых кампаний.
Во-вторых, ИИ применяется для персонализации контента, кастомизированного под запросы различных детально структурированных микросегментов аудитории.
В-третьих, искусственный интеллект через технологию интегрированных и индивидуализированных чат-ботов обеспечивает возможность представления стейкхолдерам мгновенной адаптированной к их запросам информации о территории в режиме 24/7.
В-четвертых, использование ИИ для поисковой оптимизации помогает городам, регионам, туристским дестинациям и локациям специального интереса улучшать видимость в поисковых системах, привлекая больше посетителей на официальные веб-сайты, телеграм-каналы или специализированные ресурсы.
Наконец, в-пятых, использовании ИИ позволяет уполномоченным органам территориального управления снижать затраты на маркетинговые мероприятия, более эффективно использовать бюджеты и оптимизировать стратегии продвижения. Это достигается в том числе за счет использования больших данных о поведении и предпочтениях территориальных стейкхолдеров.
Как пишут, обсуждая эту проблематику, Айдин и Налбант: «Высокоскоростной интернет, мобильные сети 5G, IoT и большие данные приобретают все большее значение в городах» [AYDIN, NALBANT, 2022:182]. Технологии искусственного интеллекта применяются во всех сферах, пронизывающих жизнь города - транспорт, здравоохранение, безопасность, торговля, образование... «ИИ может способствовать устойчивому переходу к более ресурсосберегающей парадигме жизни, если будет использоваться должным образом» [AYDIN, NALBANT, 2022:182].
Методы исследования
Применялись следующие методы исследования: методы сравнения и синтеза, метод анализа документов, индексов и рейтингов, отраслевых отчётов о применении технологий ИИ. Анализировались теоретические статьи, посвящённые брендингу территории и искусственному интеллекту в коммуникациях городов.
С целью выявления успешных практик применения технологий ИИ территориальными субъектами применялись методы мониторинга и анализа кейсов.
На основании анализа эмпирических данных был предложен вариант классификации чат-ботов городов.
Исследование кейсов
Среди территорий, активно внедряющих в свою повседневность технологии искусственного интеллекта, мы хотели бы проанализировать практики Сингапура, который ещё до пандемии COVID-19 (когда большинство стран, мегаполисов и даже малых городов стали стремительно
осваивать цифровые технологии, налаживать опосредованное взаимодействие с пользователями посредством чат-ботов и др.) прочно занял высокие позиции в различных индексах и рейтингах. В том числе в The Global Talent Competitiveness Index 2020. Global Talent in the Age of Artificial Intelligence.
Сингапур сделал ставку на развитие своего цифрового присутствия, последовательно формируя яркий устойчивый образ современного и динамичного и в то же время экологичного центра. На красиво оформленном сайте VisitSingapore. com пользователи могут исследовать Сингапур онлайн, спланировать маршруты и поделиться опытом поездок. Особое внимание отведено получению гастрономического опыта и знакомству с локальными брендами.
В Городской Галерее Сингапура работает впечатляющий комплекс интерактивных геймифицированных выставок, демонстрирующих в том числе и возможное будущее Сингапура. Посетители вовлекаются в предложение новых решений, в планирование задач по развитию территории будущего (https://www.ura.gov.sg/Corporate/Singapore-City-Gallery)
15:27 и LTE «■}
« ura.gov.sg
I Key Highlights
Shaping Singapore
Play this interactive group game to
pick what you would like to see in
your future Singapore!
....... @
Рис. 1. Скриншот мобильной версии сайта Городской Галереи Сингапура
В Сингапуре также хорошо развита система чат-ботов. Они не только облегчают пользователям поиск информации, но и обладают различными персонажами, наделенными чувством юмора. Примеры многочисленны. Расскажем здесь о чат-боте Kris, которого Singapore Airlines применяют для ответов на запросы клиентов, связанные с бронированием авиабилетов, информацией о регистрации, нормами провоза багажа и многими другими темами. Крис на связи 24/7 и всегда готов помочь и ответить на вопросы. А также он умеет шутить. (https://www.smgaporeair.com/en_UK/us/support/kris-the-chatbot/).
Сингапур не останавливается на достигнутом и все время стремится развивать ИИ-технологии. «Власти Сингапура намерены инвестировать более $740 млн в искусственный интеллект в течение следующих пяти лет. По словам вице-премьера страны Лоуренса Вонга, это позволит укрепить позиции города-государства в качестве глобального центра бизнеса и инноваций» [Сапожников, 2024].
В России технологии искусственного интеллекта в коммуникациях городов также все активнее применяются при взаимодействии посредством чат-ботов как с населением городов, так и с туристами.
Чат-ботов уже довольно много. Для удобства исследования классифицируем их по категориям:
1) по аудитории (направлены на взаимодействие с местными жителями или с туристами);
2) по инициатору (инициатива запуска чат-бота может исходить от администрации городов, от организаций или от инициативных индивидов, среди которых есть даже школьники);
3) по задачам, которые призван решать чат-бот;
4) по наличию персонажа;
5) по техническим параметрам и сложности исполнения.
Приведем несколько примеров чат-ботов, иллюстрирующих данную
типологизацию.
Так, «Мэрия столицы Татарстана запустила в мессенджере Telegram чат-бот «Моя Казань» (@kznhelpbot)...npH взаимодействии с ботом необходимо выбрать тему заявки и дать ответы на вопросы, на основе которых и будет составлена заявка. Затем городские власти обработают заявку,направят ее ответственным организациям и проследят за исполнением» [Мэрия запустила чат-бот «Моя Казань», 2022]/
Чат-бот города Владивосток (https://t.me/TravelVl bot), ориентированный на туристов, был создан школьницей. Задача чат-бота -облегчить построение маршрута пользователям, аккумулировать информацию в одном месте. «Чат-бот для путешествий обеспечивает удовлетворение потребности в мобильном помощнике, готовом предоставить конкретную информацию в удобное для пользователя время». Кроме того, чат-бот выступает в роли местного инсайдера [Кошарная, 2022].
В Екатеринбурге работает чат-бот, посвященный 300-летию города. Чат-бот предназначен сразу как для местных жителей, так и для туристов. «Чат-бот работает на базе социальной сети «ВКонтакте» и через Telegram. Благодаря информационно-туристическому помощнику можно быстро узнать об интересных и исторических местах Екатеринбурга». Также чат-бот способен предложить несколько сценариев для знакомства с городом. «В настоящее время чат-бот предлагает выбрать одну из пяти категорий: погуляем, поиграем, послушаем, потанцуем, поедим» [Удовик, 2023].
Свои чат-боты, конечно же, есть и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Так, в Санкт-Петербурге в период пандемии Covid-19 заработал созданный за одну ночь чат-бот, который смог оперативно предоставлять людям информацию о мерах предосторожности и пунктах вакцинации [Гришков, 2023].
Среди чат-ботов, полезных для жителей и гостей Москвы, хочется привести пример чат-бота Александра (@transport_mos_bot). «По просьбе пассажиров может составить удобный маршрут, подскажет варианты оплаты проезда, в том числе, как и где быстро пополнить карту «Тройка». Для тех, кому требуется сопровождение во время поездки в подземке, бот поможет
заполнить такую заявку» [Волкова, WWW.MSK.KP.RU, 2022].
Рис. 2. Скриншот ответа чат-бота Александра в мессенджере Телеграм
На официальном портале Мэра и Правительства Москвы https://www.mos.ru представлено огромное количество ресурсов и способов коммуникации, актуальных для жителей города: электронная медицинская карта, электронная приемная, электронный дневник школьника. Мобильные приложения и чат-боты. Так, можно отправиться на экскурсию с виртуальным помощником Мосгорнаследия в мессенджере «Телеграм». Чат-бот @Ievhranitel_bot «Прогулки со Львом-хранителем» сопровождает виртуальные экскурсии современными и архивными фотоматериалами [Лев-хранитель подскажет, 2021].
Привет! Меня зовут Лев-Хранитель! Рад встрече V Давай в прогуляемся?
Рис. 3. Скриншот маршрутов для прогулок с чат-ботом @Дevhranitel_bot в мессенджере Телеграм
Выводы
Технологии искусственного интеллекта в современном мире активно внедряются странами и городами для решения множества функций и задач. Сингапур [VisitSingapore. com] применяет ИИ как для улучшения коммуникации с местными жителями и туристами, так и для улучшения управления городскими ресурсами и инфраструктурой. Лас-Вегас [https://www.lasvegasnevada.gov/] использует ИИ в целях оптимизации маркетинговых кампаний и предоставления персонализированных предложений туристам. Благодаря эффективному применению технологий ИИ расширяется аудитория пользователей, ведущих диалог с городами; обратная связь становится мгновенной, а собранные данные позволяют улучшить перспективы дальнейшего взаимодействия жителя/туриста с территорией; коммуникация становится возможной в режиме 24/7; пользователь может получить доступ к интересующей его информации в
компактном виде и удобном формате, задать дополнительные вопросы и даже поднять себе настроение.
Но при всей пользе и удобстве применения технологий ИИ не стоит списывать со счетов вопросы этики такого применения. В числе основных этических проблем, связанных с применением ИИ:
- «ответственность за этичное/неэтичное поведение ИИ, за принятие ошибочных решений, ущерб из-за сбоев и т. п.;
- предубежденность алгоритмов (bias);
- обеспечение и регулирование прозрачности ИИ;
- проблема приватности при применении технологий ИИ;
- надежность технологий ИИ» [Готовцев, Душкин, Кузнецов, Мильке и
ш.
Библиография
Визгалов Д. В. Брендинг города. М.: Фонд «Институт экономики города», 2011.
Волкова С. Полезные чат-боты для москвичей: «Умный» помощник примет жалобы на самочувствие и незаконную парковку // WWW.MSK.KP.RU: https://www.msk.kp.ru/daily/27446/4649638/ Дата размещения: 19 сентября 2022
Гавра Д.П. Медиатизация 2.0 в процессах политической мобилизации в цифровом социуме // Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения. Сборник материалов Международного научного форума. В 2 т.. Том 2. Санкт-Петербург, 2021. С 195-196.
Гришков А. Чат-боты и цифровой город: что готов предложить российский ИТ-рынок властям и бизнесу // https://spb.vedomosti.ru/forum/articles/2023/02/22/964129-chat-boti-tsifrovoi-gorod Дата размещения: 22 февраля 2023
Готовцев П.М., Душкин Р.В., Кузнецов О.П., Мильке В.Э., Незнамов А.В., Потапова Е.Г. Этичное применение искусственного интеллекта // https://ethics.cdto.center/3_3
Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / Под ред. Кейта Динни; пер. с англ. Веры Сечной. - М.: Манн. Иванов и Фербер, 2013.
Кошарная Д. Туристический чат-бот города Владивосток// https://rmc25.ru/detskiy-mobilnyy-tehnopark/technoimpulse25/imp2022god/techinf2022/turbotvlad/ Дата размещения: 14 апреля 2022
Лев-хранитель подскажет: виртуальный экскурсовод Мосгорнаследия приглашает на прогулку// https://www.mos.ru/news/item/86516073/ Дата размещения: 13 февраля 2021
Мэрия запустила чат-бот «Моя Казань», где можно сообщить о городских проблемах // https://www.tatar-inform.ru/news/meriya-zapustila-cat-bot-moya-kazan-gde-mozno-soobshhit-o-gorodskix-problemax-5879175 Дата размещения: 8 сентября 2022
Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946/#1000)
Сапожников В. Сингапур вложит $740 млн в развитие ИИ-технологий // https://er10.kz/read/analitika/singapur-vlozhit-740-mln-v-razvitie-ii-tehnologij/ Дата
публикации: Фев 20, 2024
Сачук Т. В. Территориальный маркетинг: теория и практика. М.: ИНФРА-М, 2017. Удовик А. В Екатеринбурге запустили посвященный Дню города чат-бот // https://m.lenta.ru/news/2023/07/24/chatbot/?from=amp Дата размещения: 24 июля 2023
Чечулин А. В. Маркетинговые коммуникации территорий: учеб. пособие. СПб.: Институт "Высш. шк. журн. и масс. комм." СПбГУ, 2015.
Anholt S. (2004) Branding places and nations // Brands and Branding. Economist Books. P.224 - 225.
Ashworth G.J., KavaratzisM., (2005) City Branding: an Effective Assertion of Identity or a Transitory Marketing Trick? / G.J. Ashworth, M. Kavaratzis // Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie. Vol.96. - No 5. - P. 183-194.
AYDINSevgi, NALBANT Kemal Gokhan. (2022) Essential Factors for Brand Cities and the Effects of Digital Technologies Such as Artificial Intelligence on Brand Cities and City Marketing // ACADEMIC ANALYSIS AND DISCUSSIONS IN SOCIAL, HUMAN AND ADMINISTRATIVE SCIENCES, P. 167-187.
Bourdon J., Balbi G. (2021) Questioning (deep) mediatization: A historical and anthropological critique //International Journal of Communication. - 2021. - Т. 15. - С. 20.
Couldry, N. Hepp, A. (2017) The Mediated Construction of Reality. Polity: Cambridge, Polity Press, doi :10.1515/srsr-2018-0077
Hepp A. (2021) From mediatization to deep mediatization //Mediatization, Polarization, and Intolerance (Between Environments, Media, and Circulation). - 2021. - Т. 3. - С. 23-35.
Hepp A., Couldry N. (2023) Necessary Entanglements: Reflections on the Role of a "Materialist Phenomenology" in Researching Deep Mediatization and Datafication //Sociologica. - 2023. - Т. 17. - №. 1. - С. 137-153.
Smith C. (2006) Introduction // The History of Artificial Intelligence. - University of Washington, 27 p.
The Global Talent Competitiveness Index 2020. Global Talent in the Age of Artificial Intelligence (https://www.insead.edu/sites/default/files/assets/dept/globalindices/docs/GTCI-
2020-report.pdf)
Turing A. (1950) Computing Machinery and Intelligence, http://www.abelard.org/turpap/turpap.htm
References
Anholt S. (2004) Branding places and nations // Brands and Branding. Economist Books. P.224 - 225.
Ashworth G.J., KavaratzisM., (2005) City Branding: an Effective Assertion of Identity or a Transitory Marketing Trick? / G.J. Ashworth, M. Kavaratzis // Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie. Vol.96. - No 5. - P. 183-194.
AYDINSevgi, NALBANT Kemal Gokhan. (2022) Essential Factors for Brand Cities and the Effects of Digital Technologies Such as Artificial Intelligence on Brand Cities and City Marketing // ACADEMIC ANALYSIS AND DISCUSSIONS IN SOCIAL, HUMAN AND ADMINISTRATIVE SCIENCES, P. 167-187.
Bourdon J., Balbi G. (2021) Questioning (deep) mediatization: A historical and anthropological critique //International Journal of Communication. - 2021. - T. 15. - C. 20.
Chechulin A. V. Marketingovyye kommunikatsii territoriy: ucheb. posobiye. SPb.: Institut "Vyssh. shk. zhurn. i mass. komm." SPbGU, 2015.
Couldry, N. Hepp, A. (2017) The Mediated Construction of Reality. Polity: Cambridge, Polity Press, doi :10.1515/srsr-2018-0077
Dinni K. Brending territoriy. Luchshiye mirovyye praktiki / Pod red. Keyta Dinni; per. s angl. Very Sechnoy. - M.: Mann. Ivanov i Ferber, 2013.
Gavra D.P. Mediatizatsiya 2.0 v protsessakh politicheskoy mobilizatsii v tsifrovom sotsiume // Media v sovremennom mire. 60-e Peterburgskiye chteniya. Sbornik materialov Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. V 2 t.. Tom 2. Sankt-Peterburg, 2021. S 195-196.
Gotovtsev P.M., Dushkin R.V., Kuznetsov O.P., Mil'ke V.E., Neznamov A.V., Potapova E.G. Etichnoye primeneniye iskusstvennogo intellekta //Tsentr CDTO. Data obrashcheniya: 28.03.2024 URL: https://ethics.cdto.center/3_3
Grishkov A. Chat-boty i tsifrovoy gorod: chto gotov predlozhit' rossiyskiy IT-rynok vlastyam i biznesu //spb.vedomosti.ru. Data razmeshcheniya: 22.02. 2023 Data obrashcheniya: 28.03.2024 URL: https://spb.vedomosti.ru/forum/articles/2023/02/22/964129-chat-boti-tsifrovoi-gorod
Hepp A. (2021) From mediatization to deep mediatization //Mediatization, Polarization, and Intolerance (Between Environments, Media, and Circulation). - 2021. - T. 3. - C. 23-35.
Hepp A., Couldry N. (2023) Necessary Entanglements: Reflections on the Role of a
"Materialist Phenomenology" in Researching Deep Mediatization and Datafication //Sociologica. - 2023. - Т. 17. - №. 1. - С. 137-153.
Kosharnaya D. Turisticheskiy chat-bot goroda Vladivostok// Sayt regional'nogo model'nogo tsentra Primorskogo kraya. Data razmeshcheniya: 14.04.2022. Data obrashcheniya: 28.03.2024 URL: https://rmc25.ru/detskiy-mobilnyy-
tehnopark/technoimpulse25/imp2022god/techinf2022/turbotvlad/
Lev-khranitel' podskazhet: virtual'nyy ekskursovod Mosgornaslediya priglashayet na progulku// MOS.RU. Data razmeshcheniya: 13.02.2021. Data obrashcheniya: 28.03.2024 URL: https://www.mos.ru/news/item/86516073/
Meriya zapustila chat-bot «Moya Kazan'», gde mozhno soobshchit' o gorodskikh problemakh // Tatar-inform. Data razmeshcheniya: 8 sentyabrya 2022. Data obrashcheniya: 28.03.2024 URL: https://www.tatar-inform.ru/news/meriya-zapustila-cat-bot-moya-kazan-gde-mozno-soobshhit-o-gorodskix-problemax-5879175
Natsional'naya strategiya razvitiya iskusstvennogo intellekta na period do 2030 goda. Data obrashcheniya: 28.03.2024 URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72738946/#1000 Sachuk T. V. Territorially marketing: teoriya i praktika. M.: INFRA-M, 2017. Sapozhnikov V. Singapur vlozhit $740 mln v razvitiye II-tekhnologiy // ER10 media. Data publikatsii: 20.02.2024. Data obrashcheniya: 28.03.2024 URL: https://er10.kz/read/analitika/singapur-vlozhit-740-mln-v-razvitie-ii-tehnologij
Smith C. (2006) Introduction // The History of Artificial Intelligence. - University of Washington, 27 p.
The Global Talent Competitiveness Index 2020. Global Talent in the Age of Artificial Intelligence// INSEAD. Дата обращения: 28.03.2024 URL:
https://www.insead.edu/sites/default/files/assets/dept/globalindices/docs/GTCI-2020-report.pdf
Turing A. (1950) Computing Machinery and Intelligence, http://www.abelard.org/turpap/turpap.htm
Udovik A. V Ekaterinburge zapustili posvyashchennyy Dnyu goroda chat-bot // LENTA.RU. Data razmeshcheniya: 24.07.2023. Data obrashcheniya: 28.03.2024 URL: https://m.lenta.ru/news/2023/07/24/chatbot/?from=amp
Vizgalov D. V. Brending goroda. M.: Fond «Institut ekonomiki goroda», 2011. Volkova S. Poleznyye chat-boty dlya moskvichey: «Umnyy» pomoshchnik primet zhaloby na samochuvstviye i nezakonnuyu parkovku // WWW.MSK.KP.RU. Data razmeshcheniya: 19.09.2022. Data obrashcheniya: 28.03.2024 URL: https://www.msk.kp.ru/daily/27446/4649638/
Сведения об авторах
Таранова Юлия Владимировна - кандидат политических наук, доцент кафедры связей с общественнстью в бизнесе Санкт-Петербургского государственного университета; e-mail: [email protected]
Гавра Дмитрий Петрович - доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой связей с общественнстью в бизнесе Санкт-Петербургского государственного университета [email protected]
Taranova Yuliya V. - Ph.D. (Political Science), Saint-Petersburg State University [email protected]
Gavra Dmitri P. - Ph.D. of sociology, Saint-Petersburg State University [email protected]