Применение искусственного интеллекта в политике: кейс-анализ в различных странах
Яманова Ольга Александровна,
аспирант, стажер-исследователь Центра политических исследований Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» E-mail: [email protected]
Работа посвящена исследованию применения искусственного интеллекта (далее - ИИ) в различных аспектах политики, включая выборные процессы, анализ общественного мнения и управление государственными ресурсами. Цель исследования заключается в выявлении наиболее значимых кейсов использования ИИ в политике и оценке существующих нормативно-правовых рамок, касающихся данного феномена в разных странах. В статье рассмотрены вопросы применения искусственного интеллекта в политику, проведен кейс-анализ на основе примеров внедрения ИИ в политических процессах различных государств. Автором составлена классификация видов возможного внедрения ИИ в политический процесс на основе существующих кейсов. Результаты исследования показывают, что несмотря на существующие кейсы внедрения ИИ в политику, цели применения ИИ различаются и чаще касаются вопросов управленческого характера, нежели политического. Это связано со спецификой существующих систем искусственного интеллекта, которые чаще всего обучены для решения конкретной задачи, а не обширного спектра. Соответственно, под типовую задачу государственного управления обучить систему ИИ проще, чем под обширный спектр задач политтехнологов, хотя бывают и подобные примеры. Подходы к регулированию ИИ в государствах значительно различаются. В то время как некоторые страны стремятся создать гибкие и адаптивные правовые рамки, другие сталкиваются с серьезными вызовами, связанными с этикой и прозрачностью использования ИИ в политических процессах. Научная новизна исследования состоит в комплексном анализе кейсов внедрения ИИ в различных странах и рассмотрении проблем внедрения ИИ в контексте политических процессов.
Ключевые слова: искусственный интеллект, нейросеть, избирательный процесс, политика, законодательное регулирование
Развитие искусственного интеллекта в контексте современных политических процессов
В последние несколько лет, в особенности с конца 2022 года, когда в Сети стали доступны открытые ней-росетевые инструменты (СЬ^йРТ, ОрепЛ! и пр.) феномен искусственного интеллекта стал переживать настоящий подъем в массовом представлении людей. В средствах массовой информации стали появляться новости о защите выпускных квалификационных работ, написанных с применением нейросетей, о возможностях использования нейросетей для различных целей во многих отраслях (копирайтинг, дизайн, финансы и пр). Не обошел процесс внедрения искусственного интеллекта и политическую сферу.
Говоря о внедрении ИИ в политику, стоит сказать о целях этого внедрения. Прежде всего, они касаются оптимизации как государственного управления, например, снижения коррупции последствием внедрения ИИ и оптимизации процессов, «отдачи» их компьютером для того, чтобы сократить человеческий, и в том числе коррупционный фактор. Искусственный интеллект в политике чаще всего определяется как использование компьютерных технологий и алгоритмов для анализа данных и принятия решений в области государственного управления, выборов, политических кампаний и других сферах, связанных с политикой.
Несмотря на то, что искусственный интеллект является достаточно молодой технологией и сегодня созданы системы только слабого искусственного интеллекта, он является достаточно прорывной технологией, инструменты которой уже сегодня используются во многих областях.
Рис. 1. Области возможного внедрения искусственного интеллекта в политический процесс
Источник: составлено автором
Рассмотрим подробнее каждую из областей.
Электронное правительство представляется как деятельность исполнительной ветви власти в государстве с использованием искусственного интеллекта. В рамках электронного правительства искусственный интеллект может быть внедрен для передачи данных между ведомствами и для формирования оптимального решения. Можно говорить о том, что предоставление государственных услуг относится также к электронно-
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
му правительству, однако, мы сочли разумным выделить их в отдельный пункт в связи с тем, что технологии искусственного интеллекта, внедряемые в работу исполнительных органов власти могут быть направлены прежде всего на оптимизацию их работы и межведомственного взаимодействия, а также для найма государственных служащих и других аспектов работы ФОИВ. Для каждого отраслевого ФОИВ может быть разработан собственный порядок внедрения искусственного интеллекта в связи со спецификой его работы, так, в рамках Минстроя РФ искусственный интеллект планируется применять при создании базы документов для стройэкспертизы и для мониторинга изношенности коммуникаций в доме1.
В Финляндии в 2022 году запущен проект «Северное сияние», который нацелен на частичное замещение государственных служащих в области принятия рутинных решений. Проект позволит оптимизировать принятие решений благодаря тому, что учтет потребности граждан, бизнеса и государства и будет предлагать решения исходя из разумного согласования этих интересов. при этом подразумевается, что на основе искусственного интеллекта будет создаваться база знаний и предлагать решение, а принимать итоговое решение будет непосредственно государственный служащий. При этом, как заявляет Правительство Финляндии, граждане сами могут решать, какие данные они доверяют государству, а какие предпочитают скрыть. Например, если некий финн переживает жизненный кризис и в скором времени явно лишится работы, «Северное сияние» начнёт заранее подбирать для него подходящие вакансии для нового трудоустройства и в нужный момент предложит их. Таким образом, будут решаться множество задач, стоящих перед руководством страны и касающихся проблем безработицы, ухудшения трудовых ус-2
ловий и т.д .
Уже сегодня искусственный интеллект применяется в некоторых странах для того, чтобы принять решение о выдаче социальной помощи и для того, чтобы социальная помощь со стороны государства была эффективной и помогала гражданам. Например, такие программы уже существуют в Армении. Республика Армения является достаточно бедной страной, 25% населения страны находятся за чертой бедности, поэтому для государства актуально оказание социальной помощи. В том числе одной из стратегических целей государства является сокращение социальной помощи. Для этого социальная помощь со стороны государства должна выполнять функцию возвращения и становления граждан экономически самостоятельными. В 2022 году Министерство труда и социальных вопросов республики разработало проект, который позволит применить искусственный интеллект в сфере социальной поддержки населения. По мнению министра, при принятии решений и реализации программ для уязвимых групп населения зачастую остаются люди, которые не подпадают под условия ни одной из программ. Именно они наиболее уязвимы. Система задействована по 5 задачам:
1. выявить бенефициариев, которые останутся в программах соцобеспечения более 3 лет;
2. выявить бенефициариев, которые выйдут из программы поддержки в результате увеличения дохода;
F7 -
о 1 Цифровое государственное управление: учебное посо-
^ бие / А.А. Косоруков. - Москва: МАКС Пресс, 2020. С. 120 о 2 Ministry of finance Finland.. National Artificial Intelligence Pro-
o gramme AuroraAl [Электронный ресурс] - URL https://vm.fi/en/
■>- national-artificial-intelligence-programme-auroraai (дата обраще-
z ния 19.06.2023)
3. с помощью программного алгоритма сгруппировать бенефициариев сферы соцобеспечения с целью обнаружения скрытых трендов3.
В современном мире достаточно часто наблюдаются такие проявления политического участия граждан как митинги и забастовки. Бельгийская технологическая компания CitizenLab разработала технологию краудсор-синга с применением искусственного интеллекта, которая помогает бельгийским властям понимать требования общественности и на их основе разрабатывать программные документы для развития государства. Таким образом, искусственный интеллект в политике применяется для быстрого распознавания социальных тенден-
„4
ций и оперативного принятия политических решений .
Предоставление государственных и муниципальных услуг является еще одной сферой, в которой внедрение искусственного интеллекта имеет перспективы, уже сегодня в рамках Госуслуг пользователи используют помощника чат-бот, анализирующий профиль гражданина и предлагающий востребованные для него услуги, технологии работы которого включают технологии искусственного интеллекта, распознавание речи и запросов пользователей. При функционировании сервисов происходит инициация государственной услуги по голосовым запросам граждан, что тесно связано с использованием сквозной технологии «распознавание и синтез речи», которая позволяет переводить речевой запрос в текстовый вид и анализировать его.
Из практических примеров является интересным опыт Палаты представителей Нидерландов, которая внедрила систему Speech2Wräe, позволяющую Управлению парламентской отчетности преобразовывать голос в текст и автоматически редактировать отчеты о заседаниях.
В США искусственный интеллект в парламенте применяется для автоматизации процесса выявления различий между законопроектами, поправками и действующими законами.
В Австрии с 2017 г. система искусственного интеллекта помогает обеспечивать членов парламента достоверной информацией. Медиамонитор EULE осуществляет поиск, фильтрацию и анализ информации социальных медиа, новостей и докладов экспертов по заданной проблематике.
Электронный парламент представляется также одной из возможных сфер внедрения искусственного интеллекта, что позволит создать более эффективный механизм использования законодательной процедуры в рамках принципов открытости и доступности для граждан политических институтов5.
При этом следует различать внедрение искусственного интеллекта в электронный парламент и внедрение искусственного интеллекта в избирательные процессы, потому как первое связано прежде всего с организацией работы парламента, а второе направлено на использование технологий искусственного интеллекта в процессе выборов и для вхождения в парламент.
3 EA Daily. Армения первой в мире применит искусственный интеллект в сфере соцзащиты
[Электронный ресурс] - URL https://eadaily.com/ru/ news/2022/10/26/armeniya-pervoy-v-mire-primenit-iskusstvennyy-intellekt-v-sfere-soczashchity (дата обращения 19.06.2023)
4 CitizenLab. Your dedicated community engagement platform, backed by a team of experts. [Электронный ресурс] - URL https:// www.citizenlab.co/ (дата обращения 19.06.2023)
5 ICT Moscow Регулирование ИИ в мире и в России: топ событий 2022 года [Электронный ресурс] - URL: https://ict.mos-cow/news/2022-ai-regulation/ (дата обращения 07.11.2023)
Одним из кейсов использования ИИ в избирательном процессе является создание политической партии, управление которой осуществляется искусственным интеллектом. Такая политическая партия была создана в Дании. В 2021 году творческий коллектив современных дизайнеров и художников Computer Lars основал Синтетическую партию (Det Syntetiske Parti)1. Она управляется моделью искусственного интеллекта Leader Lars. Целью создании партии является получение мест в парламенте. Создатели партии хотят стать выразителями общественного мнения малых партий, которые никогда не имели представительства в парламенте и тех 15% жителей страны, которые воздержались от участия в прошлых выборах страны. Для этого модель искусственного интеллекта, которая носит название «Лидер Ларс» (Ларс - самое популярное имя в стране) обучили составить политическую программу на основе публикуемых с 1970 года материалов малых партий. На основе проанализированных текстовых материалов модели предстоит сформулировать политические предложения, которые будут предложениями данной партии. Так, партия уже выдвинула такие идеи как безусловный базовый доход, создание IT-компании при Правительстве Дании, которая бы находилась в общей собственности и другие весьма популистские инициативы, которые высказываются искусственным интеллектом именно по причине его обучения на таковых текстовых массивах. При этом не существует законодательства, которое бы разрешало искусственному интеллекту занимать государственную должность в парламенте, в связи с чем обратиться от имени человека все равно предстоит человеку - живому кандидату2.
В связи с этим использование технологий искусственного интеллекта для организации электронного голосования автором отнесено к избирательному процессу, так как технологии могут быть использованы для организации выборов не только в рамках парламента, но и в рамках голосования в процессе выборов главы региона или государства.
В избирательном процессе технологии искусственного интеллекта могут также применяться политическими партиями и движениями. Технологии ИИ могут быть внедрены практически на всех этапах политических процессов. Среди основных направлений применения технологий ИИ можно выделить:
Создание агитационного контента (тексты, изображения, видео). ИИ может проводить анализ информационного поля и формулировать различные лозунги и агитационные материалы, релевантные текущей ситуации. Это может быть речь, пресс-релиз, фотография или видео. ИИ может применяться и в условиях развивающегося коммуникационного кризиса, где необходимо отслеживание новостей, выявление закономерностей и рисков для минимизации ущерба. Время ответа может сократиться до минут, а не часов или дней. Но пока что сгенерированные материалы не учитывают социально-культурный контекст и больше похожи на работы студента или стажера, требующие редактуры.
Рассылка таргетированных сообщений. В перспективе тексты, которые были персонализированы на основе истории запросов и предпочтений пользователя станут более детализированными. К примеру, в американских
1 Det Syntetiske parti. Ai-Drevet, Antipolitisk Partisammenslut-ning [Электронный ресурс] - URL: https://detsyntetiskeparti.word-press.com/ (дата обращения 19.06.2023)
2 Futurism. New European Political Party Is Led by an Artificial Intelligence [Электронный ресурс] - URL: https://futurism. com/political-party-led-by-artificial-intelligence (дата обращения
19.06.2023)
политических кампаниях таргетированные сообщения используются для воздействия на четко выделенные колеблющиеся группы избирателей. Это позволяет кандидатам не тратить деньги на определившихся, а сфокусироваться на колеблющихся избирателях, которые будут решать исход выборов. Самым ярким примером является предвыборная кампания Д. Трампа, в которой компании Cambridge Analytica удалось успешно микротаргети-ровать сообщения на основе данных о пользователях, собранных из социальных сетей.
Использование чат-ботов для ответов на вопросы избирателей. Обученный чат-бот сможет экономить время телефонных операторов и отвечать на наиболее частые вопросы избирателей. Для эффективного убеждения разных групп избирателей сложность ответов может варьироваться от эмоциональных призывов и лозунгов до статистики, опыта правоприменительной практики и мирового опыта. Кроме того, представители партий смогут «собирать» своих избирателей на специальных цифровых платформах, коммуницировать с ними. Там же будет вестись анализ поведения (с согласия самих избирателей).
Совершенствование предсказательных моделей. ИИ может помочь предсказывать результаты выборов и иных политических кампаний, дополняя уже известные прогнозные технологии с помощью выделения неочевидных для человека взаимозависимостей.
Проблемы и перспективы внедрения искусственного интеллекта в политическую сферу
Влияние искусственного интеллекта на политический процесс вызывает активные дискуссии в научном сообществе.
Бажанов В.А. высказывал мнение о том, что искусственный интеллект представляется перспективным для внедрения в политический процесс, так как позволяет найти наиболее выгодное и оптимальное политическое решение. При этом исследователь задается вопросом о легитимности решений, принятых на основе искусственного интеллекта, могут ли они придать политической активности больше рациональности и сделать политические решения более приемлемыми для широкого круга людей, а не только для определенных социальных групп. Автор отмечает явление так называемого диджи-тального авторитаризма, который связан с распространением технологий больших данных и искусственного интеллекта. Искусственный интеллект может быть использован не только в благих целях, но и дискриминировать людей в определенном ключе, например, использование алгоритмов искусственного интеллекта для отбора государственных служащих может привести к дискриминации людей определенной национальности или взглядов. Использование технологий искусственного интеллекта в избирательных процессах ведет к рискам, связанным с фейками и созданием правдоподобных фейковых выступлений различных политических акторов3.
Помимо диджитального авторитаризма существует и явление диджитальной демократии, для которой, по мнению Бажанова В.А. характерна управляемость электоральными процедурами в силу невозможности проконтролировать алгоритмы со стороны общественных наблюдателей. При этом существенная власть ока-
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
-а
=Е СГ
Бажанов В.А. Искусственный интеллект и технологии Big Data (больших данных): тернистый путь сквозь туман метафор // Философия. Журнал Высшей школы экономики. -2023. - Т. 7, № 3. - С. 251-256.
зывается в руках сообщества программистов, которые обслуживают властные структуры.
Р.А. Алексеев высказывает точку зрения о том, что использование технологий блокчейн для выборов также несовершенно и может иметь проблемы, среди которых особенно выделяются возможности технических сбоев и взломы систем интернет-голосования, в результате которых результаты выборов не будут соответствовать реальному волеизъявлению граждан, перспективы возможной кражи персональных данных злоумышленниками, невозможность переголосовать в случае ошибки - технически транзакцию не представляется возможным отменить. Также возникает вопрос об анонимности голосования, так как исключить хранение уникальных ключей для проголосовавших избирателей из базы невозможно. При этом электронное голосование обслуживается определенными информационными структурами, которые могут иметь доступ к влиянию на результаты1.
Существует также риск так называемых дипфейков -создания ложных видеороликов с участием людей, часто публичных, и предполагающая синтез речи и изображения с применением искусственного интеллекта.
Государства пытаются бороться с таковыми продуктами, обязывая прилагать специальную маркировку к материалам, созданным с использованием ИИ и ответственность за распространение заведомо сгенерированных фейков, однако, до сих пор отследить подобные материалы довольно сложно и людям зачастую не представляется возможным установить авторство искус-
2
ственного интеллекта или отсутствие такового .
В то же время развитие систем искусственного интеллекта открывает невиданные перспективы в области управления общественными процессами, так как увеличивает скорость и эффективность планирования, снижает риски в процессе управления и значительно снижает количество времени, затрачиваемого на обработку информации.
Важным элементом в распространении дипфейков являются платформы - такие как Instagram, Facebook, которые принадлежат Meta3, также Twitter, принадлежащий И. Маску.
Выдача, продвижение определенного контента зависит от алгоритмов платформ и часто платформы продвигают те публикации, которые выгодны им, либо же теми, кто за ними «стоит». Например, платформы, принадлежащие Meta, продвигают либеральные идеи. Маск, который купил социальную сеть Twitter сразу же, заявил о том, что Twitter был не политически нейтральным, а поддерживал демократов. В 2023 году в сети появились сообщения НПО Human Right Watch о том, что Instagram блокирует весь «пропалестинский» контент и тем самым негласно выступает на стороне Израиля. НПО задокументировала и рассмотрела более тысячи случаев удаления контента, а также временной или постоянной блокировки учетных записей в Facebook и Instagram. Правозащитники пришли к выводу, что Meta включила в цензурный фильтр любой контент в поддержку Палестины4.
со
U
см о см
Алексеев Р.А. Перспективы и проблемы применения технологии блокчейн на выборах в России и за рубежом // Русская политология. 2018. № 4 (9). URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/perspektivy-i-problemy-primeneniya-tehnologii-blokcheyn-na-vyborah-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 07.11.2023).
2 Васильева И.А., Халина Н.В. Дипфейк как технология призрачных коммуникаций // PRРИМРА. 2021. № 25. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/dipfeyk-kak-tehnologiya-prizrachnyh-kommunikatsiy (дата обращения: 07.11.2023).
3 Признаны экстремистскими организациями в России.
4 TRT. Meta скрывает в выдаче пропалестинские посты
в соцсетях по всему миру [Электронный ресурс] - https://www.
Правительства пытаются ограничить работу платформ - так, в 2020 году, Министерство юстиции США предложило Конгрессу способы ограничить юридическую защиту технологических компаний, включая Face-book Inc, Google и Twitter Inc, и заставить их нести больше ответственности за управление контентом на своих платформах, побудить интернет-платформы активнее бороться с незаконными действиями и управлять контентом на справедливой основе в соответствии с нормами регулирования.
Российское правительство, признав платформы Meta экстремистскими также попытались ограничить работу платформ в России, фактически заблокировав доступ к ним на территории страны. Российская прокуратура аргументировала это тем, что под видом коммерческой деятельности компания распространяет призывы к насилию в отношении граждан, нарушает их права и несет угрозу конституционному строю. Прокурор отметил, что требования не распространяются на мессенджер WhatsApp, поскольку в нем нет функции публичного распространения информации.
Платформы, которые публикуют дипфейки, привлечь к ответственности не так просто, ведь их ответственность сильно ограничена: они отвечают лишь за те материалы, которые были опубликованы именно ими. Наказать платформы за авторский контент не получится, так как они не в состоянии проверять каждую публикацию.
Часто в неправильной и специальной выдаче обвиняют и поисковые системы - так, подобные заявления звучали и от Президента РФ В. В. Путина, он говорил об ангажированности некоторых поисковых систем и выдаче результатов определенной идеологической направленности.
Проанализировав примеры использования искусственного интеллекта в политики, которые внедрены в системы государственного управления различных государств, мы можем сделать вывод о расширяющемся значении искусственного интеллекта. Однако, искусственный интеллект остается инструментом, который пусть и задействован в принятии политического инструмента, но не может принимать решения самостоятельно - на текущем этапе развития общества, решения принимает человек и пока что нет предпосылок для принятия решения искусственным интеллектом. Происходит это отчасти из-за отсутствия законодательной базы -наглядно таким примером представляется партия, созданная с помощью искусственного интеллекта - за ней в любом случае должен стоять человек, так как в парламенте Дании согласно законам, партию могут представлять только люди. Второй же причиной является слабая разработанность искусственного интеллекта для самостоятельности его позиций в политическом пространстве и необходимость контроля его решений со стороны человека.
В российском законодательстве автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (статья ГК РФ 1228)5. В США существует подобная практика, согласно которой авторским правом может быть защищено только то, что создано человеком 6 . Часть
trtrussian.com/novosti/meta-skryvaet-v-vydache-propalestinskie-posty-v-socsetyah-po-vsemu-miru-16346375 (дата обращения 06.01.2024)
5 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-Ф3 (ред. от 13.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.06.2023). ГК РФ Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности
6 Филипова И.А Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие - Нижний Новгород: Нижегород-
ученных предполагает, что созданные искусственным интеллектом объекты могут быть признаны объектами интеллектуальной собственности, например в Законе Великобритании об авторском праве, предусматривается отдельная категория объектов, которые созданы с помощью компьютеров.
В рамках российского права, на объекты, созданные нейросетями, не распространяется действие авторского права. Автором может признаваться только человек, творческим трудом которого было создано то или иное произведение. Исходя из этого, объекты, созданные искусственным интеллектом, свободно могут использоваться в коммерческих целях без оглядки на возможные нарушения в сфере авторского права. Однако, у некоторых разработчиков нейросетей, например Midjourney, есть пользовательское соглашение, по которому пользователь, если пользуется нейросетью бесплатно, не имеет права использовать сгенерированные изображения в коммерческих целях, а если совершает оплату за подписку Midjourney, то использование в коммерческих целях допустимо. Авторы запросов, на основе которых создаются объекты, также не могут претендовать на авторство полученных объекты. Искусственные объекты, доработанные человеком, уже являются объектами авторского права.Сегодня в большинстве развитых стран появляются концепции регулирования искусственного интеллекта, но страны все более расходятся в применимых к регулированию подходах. Например, В ЕС в конце 2022 году был разработан проект закона об искусственном интеллекте, который предполагает консервативный поход и практически полное ограничение на использование отдельных систем искусственного интеллекта или сложный механизм регуляторного воздействия. В США был представлен Билль о правах в области ИИ в 2022 году, согласно которому есть пять принципов обращения с ИИ и разработке ИИ-систем, при этом основной принцип - отказ от жесткого регулирования систем искусственного интеллекта1.В Китае активно идет реализация 14-го пятилетнего Плана (14th Five-Year Plan (20212025), в рамках которого предполагается расширение использования технологий искусственного интеллекта и снижение барьеров для разработки таковых технологий. При этом на текущем этапе все материалы, созданные с использованием ИИ, должны иметь специальную маркировку, что снижает риски недостоверной информации и предупреждает человека об ИИ2.
Заключение
Практически все государства отказываются признавать искусственный интеллект как автора произведения и в качестве изобретателя при патенте. Права на результаты интеллектуальной деятельности, которые созданы с использованием искусственного интеллекта, до сих пор может получить только человек.
Результаты исследования показывают, что несмотря на существующие кейсы внедрения ИИ в политику, цели применения ИИ различаются и чаще касаются вопросов управленческого характера, нежели политического. Системы ИИ, как правило, разрабатываются для решения узких задач, таких как обработка данных,
ский госуниверситет, 2020. - 90 с.
1 Капустин, А.А. Сравнительный анализ особенностей стратегии развития искусственного интеллекта в США и КНР / А.А. Капустин // Экономические отношения. - 2023. - Т. 13, № 2. - С. 311-332.
2 ICT Moscow Регулирование ИИ в мире и в России: топ событий 2022 года [Электронный ресурс] - URL: https://ict.mos-cow/news/2022-ai-regulation/ (дата обращения 07.11.2023)
анализ общественного мнения, оптимизация процессов или автоматизация рутинных действий. В государственном управлении такие задачи могут включать в себя, например, сбор и обработку статистической информации или управление ресурсами. Политические задачи, в свою очередь, часто требуют более гибкого подхода, включающего в себя анализ различных политических сценариев, оценку рисков и принятие управленческих решений в условиях неопределенности. Это делает использование ИИ более сложным и не всегда целесообразным.
Во-вторых, этика и ответственность. Политическая сфера требует более тщательного учета этических аспектов, таких как прозрачность, справедливость и неподкупность. Использование ИИ в этой области должно учитывать возможные последствия, влияющие на выборы, общественное мнение и нарушение прав личности. Введение алгоритмов, которые могут стать причиной принятия предвзятых решений, может сильно подорвать доверие к политической системе и ухудшить её легитимность.
В-третьих, изменчивость политической среды. Политика является динамической и часто непредсказуемой областью, где необходимо быстро реагировать на изменения. Системы ИИ, как правило, требуют периода обучения и адаптации, что может быть неэффективно в условиях быстрых изменений, таких как политические кризисы или новые социальные движения.
Наконец, интеграция ИИ в политические процессы должна учитывать существующие нормативно-правовые и культурные контексты. В некоторых странах использование ИИ в управлении может быть противопоставлено традиционным подходам, существующим в политической культуре, что также снижает эффективность его внедрения.
Таким образом, искусственный интеллект представляется инструментом, который все более внедряется в жизнь людей и в том числе в политическую сферу. Аспекты внедрения в политические процессы представляются диаметрально различными - от внедрения в системы голосования до создания дипфейков с участием политических акторов как новой черной технологии предвыборных кампаний, однако, фактические, реальные примеры применения ИИ кажутся достаточно ограниченными, таких примеров достаточно небольшое количество, они представляются скорее частными ноу-хау отдельных стран, нежели использующимися многими государствами системами.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. -05.12.1994.
2. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»
3. Байден на встрече с компаниями-разработчиками обсудил связанные с ИИ риски [Электронный ресурс]. // РИА Новости. 5 мая- URL: https://ria. ru/20230505/razrabotchiki-1869805091 .html (дата обращения 06.01.2024)
4. Единороссы решили использовать на выборах искусственный интеллект «Демонизация», «сатириза-ция» и «галлюцинация реальности» - какие риски видят в партии [Электронный ресурс]. // РБК. 24 апр. 2023. - https://www.rbc.ru/politics/24/04/2023/6442b50 09a7947672f42b743 (дата обращения 06.01.2024)
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
-а
=Е СГ
со
CJ
OJ
о
см
5. «Ужасающе реалистичные»: в президентской гонке в США участвуют дипфейки [Электронный ресурс] // ТАСС. 14 августа 2023. - URL: (дата обращения 17.03.2023) https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18505371?utm_source=yxnews&utm_medi-um=desktop
6. Регулирование ИИ в мире и в России: топ событий 2022 года [Электронный ресурс] // ICT Moscow 19 января 2023. - URL: https://ict.moscow/news/2022-ai-reg-ulation/ (дата обращения 07.11.2023)
7. Ministry of finance Finland. National Artificial Intelligence Programme AuroraAI [Электронный ресурс] -URL https://vm.fi/en/national-artificial-intelligence-programme-auroraai (дата обращения 19.06.2023)
8. Боровская Е.В. Основы искусственного интеллекта: учебное пособие [Текст]. / Е.В. Боровская, Н.А. Давыдова. // 4-е изд., электрон. - М.: Лаборатория знаний, 2020. 130 с.
9. Филипова И.А Правовое регулирование искусственного интеллекта: учебное пособие - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2020. - 90 с.
10. Алексеев Р. А. Блокчейн как избирательная технология нового поколения - перспективы применения на выборах в современной России // Вестник МГОУ. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/blokcheyn-kak-izbiratelnaya-tehnologiya-novogo-pokoleniya-perspektivy-primeneniya-na-vyborah-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 07.11.2023).
11. Алексеев Р.А. Перспективы и проблемы применения технологии блокчейн на выборах в России и за рубежом // Русская политология. 2018. № 4 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-i-problemy-primeneniya-tehnologii-blokcheyn-na-vyborah-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 07.11.2023).
12. Туронок, С.Г. Big Data и искусственный интеллект на службе политических технологов: опыт и перспективы применения // Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы: Материалы 15-й Международной конференции, Москва, 25 мая 2017 года. - Москва: «КДУ», «Университетская книга», 2018. - С. 690-700.
13. Rich E., Knight K. Artificial Intelligence. Second edition. - New York: McGraw-Hill, 1991
14. Abbott R. Understanding Artificial Intelligence. // In: The Reasonable Robot: Artificial Intelligence and the Law. Cambridge: Cambridge University Press. 2020. P. 1835.
15. Bontridder N., Poullet, Y. The role of artificial intelligence in disinformation. // Data & Policy. № 3. 2021. P. 32-53.
16. Hopgood A.A. Intelligent Systems for Engineers & Scientists: A Practical Guide to Artificial Intelligence. - Boca Raton, FL: CRC Press Inc., 2022. - 514 p.
17. Liao S.M. Ethics of Artificial Intelligence. - New York: Oxford University Press. 2020. - 544 p.
18. Meneguette R.I., De Grande R.E., Loureiro A.A. Intelligent Transport System in Smart Cities. - Springer, 2018. - 280 p.
19. Molina M. What is an intelligent system? // Cornell University: arXiv. 2022. P. 1-16. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.48550/arXiv.2009.09083 (дата обращения: 03.04.2023)
20. Peng S., Lin C., Streinz T. Artificial Intelligence and International Economic Law: Disruption, Regulation, and Reconfiguration. - Cambridge: Cambridge University Press. 2021. - 352 p.
21. Schalkoff R.J. Intelligent Systems: Principles, Paradigms and Pragmatics. - Sudbury, MA: Jones & Bartlett Learning, 2017. - 228 p.
22. Yigitcanlar T., Cugurullo F. The Sustainability of Artificial Intelligence: An Urbanistic Viewpoint from the Lens of Smart and Sustainable Cities // Sustainability, MDPI. 2020. Vol. 12 (20). P. 1-24.
23. Yigitcanlar T., Desouza K., Butler L., Roozkhosh F. Contributions and risks of artificial intelligence (AI) in building smarter cities: Insights from a systematic review of the literature // Energies. 2020. Vol. 13. P. 1473-1509.
24. The White House. Blueprint for an AI Bill of Rightsриски [Электронный ресурс] - URL: https://www.whitehouse. gov/ostp/ai-bill-of-rights/ (дата обращения 06.01.2024)
25. New European Political Party Is Led by an Artificial Intelligence [Электронный ресурс] // Futurism. 10.16.22 -URL: https://futurism.com/political-party-led-by-artificial-intelligence (дата обращения 19.06.2023)
APPLICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN POLITICS: CASE ANALYSIS IN DIFFERENT COUNTRIES
Yamanova O.A.
Financial University under the Government of the Russian Federation
This work is devoted to the study of the application of artificial intelligence (hereinafter referred to as AI) in various aspects of politics, including election processes, public opinion analysis and public resource management. The purpose of the study is to identify the most significant cases of using AI in politics and assess the existing regulatory frameworks related to this phenomenon in different countries. The article examines the issues of applying artificial intelligence in politics, conducts a case analysis based on examples of implementing AI in political processes in various countries. The author has compiled a classification of types of possible implementation of AI in the political process based on existing cases. The results of the study show that despite the existing cases of AI implementation in politics, the goals of AI application vary and more often concern management issues than political ones. This is due to the specifics of existing artificial intelligence systems, which are most often trained to solve a specific problem, rather than a wide range. Accordingly, it is easier to train an AI system for a typical public administration task than for a wide range of political strategists' tasks, although there are such examples.
Approaches to AI regulation in states vary significantly. While some countries seek to create flexible and adaptive legal frameworks, others face serious challenges related to the ethics and transparency of AI use in political processes. The scientific novelty of the study lies in the comprehensive analysis of AI implementation cases in various countries and consideration of the problems of AI implementation in the context of political processes.
Keywords: artificial intelligence, neural network, electoral process, politics, legislative regulation
References
1. Civil Code of the Russian Federation (Part One) [Text]: from 30.11.1994 No. 51-FZ (as amended on 16.12.2019) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 05.12.1994.
2. Decree of the President of the Russian Federation of October 10, 2019 N 490 "On the Development of Artificial Intelligence in the Russian Federation"
3. Biden discussed AI-related risks at a meeting with development companies [Electronic resource]. // RIA Novosti. May 5 - URL: https://ria.ru/20230505/razrabotchiki-1869805091 .html (date accessed 06.01.2024)
4. United Russia decided to use artificial intelligence in the elections "Demonization", "satirization" and "hallucination of reality" - what risks do they see in the party [Electronic resource]. // RBC. April 24, 2023. - https://www.rbc.ru/politics/24/04/2023/6 442b5009a7947672f42b743 (date accessed 06.01.2024)
5. "Terribly realistic": deepfakes participate in the presidential race in the USA [Electronic resource] // TASS. August 14, 2023. - URL: (date of access 03/17/2023) https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/18505371?utm_source=yx-news&utm_medium=desktop
6. AI regulation in the world and in Russia: top events of 2022 [Electronic resource] // ICT Moscow January 19, 2023. - URL: https://ict.moscow/news/2022-ai-regulation/ (date of access 11/07/2023)
7. Ministry of finance Finland. National Artificial Intelligence Programme AuroraAI [Electronic resource] - URL https://vm.fi/en/ national-artificial-intelligence-programme-auroraai (date of access 06/19/2023)
8. Borovskaya E.V. Fundamentals of Artificial Intelligence: a tutorial [Text]. / E.V. Borovskaya, N.A. Davydova. // 4th ed., electronic. - M.: Knowledge Laboratory, 2020. 130 p.
9. Filipova I.A. Legal regulation of artificial intelligence: a tutorial -Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University, 2020. -90 p.
10. Alekseev R.A. Blockchain as a new generation electoral technology - prospects for use in elections in modern Russia // Bulletin of MGOU. 2018. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/ blokcheyn-kak-izbiratelnaya-tehnologiya-novogo-pokoleniya-perspektivy-primeneniya-na-vyborah-v-sovremennoy-rossii (date of access: 07.11.2023).
11. Alekseev R.A. Prospects and problems of using blockchain technology in elections in Russia and abroad // Russian political science. 2018. No. 4 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/iV perspektivy-i-problemy-primeneniya-tehnologii-blokcheyn-na-vyborah-v-rossii-i-za-rubezhom (date of access: 07.11.2023).
12. Turonok, S.G. Big Data and artificial intelligence in the service of political strategists: experience and prospects of application // Public administration of the Russian Federation: challenges and prospects: Proceedings of the 15th International Conference, Moscow, May 25, 2017. - Moscow: "KDU", "University book", 2018. - P. 690-700.
13. Rich E., Knight K. Artificial Intelligence. Second edition. - New York: McGraw-Hill, 1991
14. Abbott R. Understanding Artificial Intelligence. // In: The Reasonable Robot: Artificial Intelligence and the Law. Cambridge: Cambridge University Press. 2020. P. 18-35.
15. Bontridder N., Poullet, Y. The role of artificial intelligence in disinformation. // Data & Policy. No. 3. 2021. P. 32-53.
16. Hopgood A.A. Intelligent Systems for Engineers & Scientists: A Practical Guide to Artificial Intelligence. - Boca Raton, FL: CRC Press Inc., 2022. - 514 p.
17. Liao S.M. Ethics of Artificial Intelligence. - New York: Oxford University Press. 2020. - 544 p.
18. Meneguette R.I., De Grande R.E., Loureiro A.A. Intelligent Transport System in Smart Cities. - Springer, 2018. - 280 p.
19. Molina M. What is an intelligent system? // Cornell University: arXiv. 2022. P. 1-16. [Electronic resource]. URL: https://doi. org/10.48550/arXiv.2009.09083 (access date: 04/03/2023)
20. Peng S., Lin C., Streinz T. Artificial Intelligence and International Economic Law: Disruption, Regulation, and Reconfiguration. -Cambridge: Cambridge University Press. 2021. - 352 p.
21. Schalkoff R.J. Intelligent Systems: Principles, Paradigms and Pragmatics. - Sudbury, MA: Jones & Bartlett Learning, 2017. -228 p.
22. Yigitcanlar T., Cugurullo F. The Sustainability of Artificial Intelligence: An Urbanistic Viewpoint from the Lens of Smart and Sustainable Cities // Sustainability, MDPI. 2020. Vol. 12 (20). P. 1-24.
23. Yigitcanlar T., Desouza K., Butler L., Roozkhosh F. Contributions and risks of artificial intelligence (AI) in building smarter cities: Insights from a systematic review of the literature // Energies. 2020. Vol. 13. P. 1473-1509.
24. The White House. Blueprint for an AI Bill of Rightspi/icKi/i [Electronic resource] - URL: https://www.whitehouse.gov/ostp/ai-bill-of-rights/ (accessed 06.01.2024)
25. New European Political Party Is Led by an Artificial Intelligence [Electronic resource] // Futurism. 10.16.22 - URL: https://futur-ism.com/political-party-led-by-artificial-intelligence (accessed 19.06.2023)