References
1. Vygotskij L.S. Kul'turnoe razvitie special'nyh funkcij: pamyat'. Moskva, 2010.
2. Miha'elis O.N. Szhatyjpereskaz kak uslovie razvitiya svyaznojrechi mladshih shkol'nikovna urokah chteniya. Ekaterinburg, 2010.
3. Luriya A.R. Uluchshaem pamyat'- vlyubom vozraste. Moskva, 1993.
4. Levin A.V. Razvitie rechi na urokah chteniya. Moskva, 2007.
5. Lyaudis V.Ya. Pamyat' vprocesse razvitiya. Moskva, 2016
6. Adamovich E.A, Yakovleva V.I. Chtenie vnachal'nyh klassah. Moskva, 2007.
7. Rozov A.I. Pamyat'. Moskva, 2012.
Статья поступила в редакцию 11.12.17
УДК 378
Shibaev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF INTERACTIVE METHODS IN TEACHING MATHEMATICAL DISCIPLINES TO STUDENTS OF NON-MATHEMATICAL SPECIALTIES. This article considers an actual problem of studying of mathematical disciplines by higher education students of non-mathematical specialties. Interactive technologies help students to form logical thinking, contribute to the development of the students skills to independently expand their mathematical knowledge. In the process of implementation of interactive technologies among teacher and students establishes a subject-subject relationship, the emphasis is on dialog interaction. This selection changes the function of the teacher and the student: teacher is now a counselor and a coordinator, he doesn't just take an informative and controlling function, and students, respectively, have more opportunities for independent choice of ways of mastering of a studied material.
Key words: mathematical disciplines, interactive methods, carrying out of lessons of mathematics at higher educational institutions.
В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Ставропольский государственный аграрный университет,
г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ НЕМАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В данной статье рассматривается актуальная проблема изучения математических дисциплин в высших учебных заведениях студентами, обучающимися на нематематических специальностях. Интерактивные технологии помогают формировать у студентов логическое мышление; способствуют выработке у студентов умения самостоятельно расширять свои математические знания. В процессе реализации интерактивных технологий между преподавателем и студентом устанавливаются субъект-субъектные отношения, акцент делается на диалоговое взаимодействие. При этом меняются функции преподавателя и студента: преподаватель теперь является консультантом-координатором, а не просто исполняет информирующе-кон-тролирующую функцию, и у студентов соответственно появляется больше возможностей для самостоятельного выбора путей усвоения изучаемого материала.
Ключевые слова: математические дисциплины, интерактивные методы, проведение занятий по математике в высших учебных заведениях.
Современная ситуация в системе высшего образования обусловила и переосмысление методов и приемов обучения в вузах и определила стремление к инвариативным технологиям обучения и управления знаниями. Тем самым от преподавателя требуется инновационное поведение, то есть максимальное развитие индивидуальности каждого студента и личностного потенциала. Между тем, традиционная подготовка специалистов, ориентированная на репродуктивные методы обучения и формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Поэтому совершенно справедливо утверждение о том, что «основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий» [1].
В этой связи, в процессе обучения важно развивать у студентов такие способности, как творческая активность, креативное мышление, умение быстро адаптироваться к изменчивым потребностям рынка.
Современные инновационные разработки в обучении студентов в большой степени продиктованы применением интерактивных методов, потому что, согласно стандарту, преподаватель в интерактивной форме должен вести теперь не менее двадцати процентов аудиторных занятий по каждой дисциплине. Поэтому ведущее место в современной системе обучения должны занимать инновационные методы подготовки специалистов, от которых в будущем потребуется формирование и реализация инновационной политики. К сожалению, инновации в образовательной деятельности, т. е. использование новых знаний, при-
ёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью [2].
Особого внимания заслуживают активная и интерактивная модели обучения, построенные на взаимодействии преподавателя и студента с учетом принципов индивидуализации, гибкости, контекстного подхода, развития сотрудничества. Между преподавателем и студентом устанавливаются субъект-субъектные отношения, акцент делается на диалоговое взаимодействие. При этом меняются функции преподавателя и студента: преподаватель теперь является консультантом- координатором, а не просто исполняет информирующе-контролирующую функцию, и у студентов соответственно появляется больше возможностей для самостоятельного выбора путей усвоения изучаемого материала [3]. Несомненным достоинством инновационного обучения является и то, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания.
Вузовская программа по математике для разных специальностей имеет свои особенности, курсы сориентированы на потребности смежных дисциплин, но математическое ядро, как правило, общее для всех. Существенную часть государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Математика» составляет изучение её оснований, к которым традиционно относят, в том числе, математическую логику.
Для комплексного изучения такой трудной и многогранной науки как математика необходимы различные методы проведения лекционных и практических занятий в высших учебных заведениях. Их можно осуществлять с помощью:
1) Интерактивных методов, то есть взаимодействия между преподавателем и студентами. Данные методы обучения можно разделить на игровые и неигровые.
а) Игровые интерактивные методы обучения: деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг.
б) Неигровые интерактивные методы обучения: анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного обучения;
2) Использования новых технологий в обучении, например: лекции-презентации, построение компьютерных графиков и схем и многое другое;
Благодаря данным методам, студенты намного легче усваивают математические дисциплины.
На основе анализа опыта применения интерактивных методов в процессе преподавания математических дисциплин. можно отметить, что эти методы достаточно эффективны. Например, достаточно интересен студентам такой интерактивный метод, как Круглый стол. Рассмотрим методику его применения при изучении темы «Интегрирование тригонометрических функций».
Ход проведения занятия:
Вводное слово преподавателя о ходе проведения занятия (5 мин.).
Группой студентов докладывается основной вопрос (20 мин.).
Студенты делятся на подгруппы (4-6 чел.). Им предлагается выдвинуть для обсуждения основные виды интегралов от тригонометрических функций (10 мин.).
Преподавателем формируется банк вопросов для обсуждения и подводится итог, формируются вопросы для обсуждения (10 мин.).
В течение 30 мин. проводится обсуждение вопросов, связанных с различными способами вычислений интегралов от тригонометрических функций. Каждая из групп приводит свои аргументы.
Преподаватель одновременно со студентами задаёт вопросы и, наблюдая за дискуссией, оценивает активность студентов,
Библиографический список
их знание приемов вычисления интегралов и аргументированность доводов.
Преподаватель подводит итог, аргументируя свои выводы (15 мин.).
Так же круглый стол можно применять при изучении темы «Интегрирование дифференциальных биномов».
Ход проведения занятия:
Вводное слово преподавателя о ходе проведения занятия (5 мин.). Раздача кар-точек для выставления оценок группам).
Три группы студентов докладывают основной вопрос (по 10 мин.). Группам предлагается подготовиться по заранее заявленному вопросу, выбрав одну из трех случаев теоремы Чебышева.
Группа предлагает для обсуждения подстановку, которая выражает рассматриваемый интеграл через конечное число элементарных функций.
Студентам предлагается оценить выступления конкурентов по 10-балльной шкале. Обсуждение в группах длится 15 мин. (по 5 мин. после выступления каждой группы). Своя группа не оценивается.
Преподавателем формируется банк вопросов для обсуждения и подводится итог (10 мин.).
Проводится обсуждение вопросов, связанных с вычислениями рассматрива-емых интегралов. Каждая из групп приводит свои аргументы (15 мин.).
Преподаватель одновременно со студентами задает вопросы и, наблюдая за дискуссией, оценивает активность студентов и их аргументы.
Преподаватель подводит итог, аргументируя свои выводы (15 мин.) [4].
Резюмируя вышеизложенное отметим, что математика представляет собой целый пласт культуры всего человечества. Эта прекрасная наука всесторонне развивает интеллект человека, а значит, ее необходимость в учебной программе студентов высших учебных заведений очень велика. Ведь именно математика помогает студентам научиться рационально и логически мыслить, анализировать различные ситуации в условиях будущей профессиональной деятельности.
1. Мелехина Е.А. Инновационная деятельность преподавателя как актуальная проблема в контексте реформирования системы высшего профессионального образования. Преподаватель высшей школы в XXI веке: труды междунар. науч.- практ. интернет-конф. Ростов на-Дону: Аркоп, 2008. Сб. 6; Ч. 1.
2. Зенкина С.В., Панкратова О.П., Молчанов А.С. Средства информационнокоммуникационной среды в образовательной деятельности вуза. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2012; 24: 84 - 92.
3. Черноморченко С.И., Потапенко О.А. Использование инновационных методов обучения в преподавании управленческих дисциплин. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014; Т. 3; № 3: 119 - 129.
4. Табачкова М.Ю., Борискина И.П. Интерактивные методы обучения в математике. Интеграция образования. 2014; Т. 18; № 3 (76): 65 - 70.
References
1. Melehina E.A. Innovacionnaya deyatel'nost' prepodavatelya kak aktual'naya problema v kontekste reformirovaniya sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya. Prepodavatel' vysshej shkoly v XXI veke: trudy mezhdunar. nauch.- prakt. internet-konf. Rostov na-Donu: Arkop, 2008. Sb. 6; Ch. 1.
2. Zenkina S.V., Pankratova O.P., Molchanov A.S. Sredstva informacionnokommunikacionnoj sredy v obrazovatel'noj deyatel'nosti vuza. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2012; 24: 84 - 92.
3. Chernomorchenko S.I., Potapenko O.A. Ispol'zovanie innovacionnyh metodov obucheniya v prepodavanii upravlencheskih disciplin. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2014; T. 3; № 3: 119 - 129.
4. Tabachkova M.Yu., Boriskina I.P. Interaktivnye metody obucheniya v matematike. Integraciya obrazovaniya. 2014; T. 18; № 3 (76): 65 - 70.
Статья поступила в редакцию 11.12.17
УДК 378
Shibaev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF EFFECTIVE INTERACTION IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL SPACE OF MODERN HIGH SCHOOL.
In the educational space of a modern higher education institute the position of a teacher greatly changes. A teacher provides support and educational activities to a student, that is, he acts as a consultant, moderator, facilitator, tutor. One of the important characteristics of educational space of modern higher education school is the introduction of learning technologies that are relevant to implementation of the competence approach. In educational process it is necessary to apply interactive teaching methods that facilitate active cognitive activity of future specialists. The author concludes that in a modern university teachers need to use new ways of interacting with students. The learning process is created in a special educational environment, aimed at formation of future specialists with the necessary general cultural and professional competences.
Key words: educational space of modern school, new role of a teacher, advisor, moderator, facilitator, tutor.
В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Ставропольский государственный аграрный университет,
г. Ставрополь, E-mail: [email protected]