Научная статья на тему 'Применение интерактивной образовательной программы при борьбе с курением подростков: рандомизированноеконтролируемое исследование'

Применение интерактивной образовательной программы при борьбе с курением подростков: рандомизированноеконтролируемое исследование Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
120
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВОЕ КУРЕНИЕ / ПРЕКРАЩЕНИЕ КУРЕНИЯ / ADOLESCENT SMOKING / TOBACCO CESSATION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Идрисов Б. Т., Ахмадеева Л. Р., Асадуллин А. Р., Сассман С.

Данное исследование оценивает программу по прекращению курения среди подростков, состоящую из восьми сессий, под названием проект «ЕХ». Методика была протестирована в экспериментальном пилотном исследовании на базе детских лагерей. Мы создали две случайные ротации уникальных субъектных групп курильщиков экспериментальную и контрольную, в которых оказывалась стандартная помощь. Общее число курильщиков на начальном этапе составило 164 человека, 76 в группе, где внедрялась программа, 88 в контрольной группе. Оценка включала анкетирование перед вмешательством, сразу после вмешательства и спустя 6 месяцев посредством телефонных звонков. На этапе, оценивающем эффект сразу после программы, значительно сократилась вероятность курения в будущем (снижение на 46% в группе, где проводился проект «ЕХ», и на 8% в контрольной группе, p<.0001), снизилось намерение не бросать курить (5,2% в группе проекта «ЕХ» и +1,4% в контрольной группе, p<.05) и повысилась мотивация бросить курить (0,72 против 0,04, p<.0001).Спустя 6 месяцев, наблюдалось желание бросить курить за последние 30 дней (7,5% против 0,1%, p<.05). Для участников, которые продолжили курить спустя 6 месяцев после программы, проект «ЕХ» показал пониженный уровень никотиновой зависимости (0,53 против +0,15, p<.001). Проект «ЕХ» показал увеличение мотивации и приобретение навыков решения проблем среди курящих подростков. Однако необходимо проводить дальнейшие исследования с большим размером выборки и с более сильным дизайном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE INTERACTIVE EDUCATIONAL PROGRAM FOR TOBACCO CESSATION OF ADOLESCENTS:RANDOMIZED CONTROL STUDY

This study evaluates the performance of the Project EX tobacco use cessation program in Russian summer recreational camps. An eight-session clinic-based tobacco use cessation program for adolescents was tested in an experimental pilot trial that involved different youth that rotated through camps. We created two rotations of unique subject groups of smokers experimental and control, receiving standard help. The total number of smokers was 164 smokers, 76 program group, 88 standard care control group. Evaluation involved an immediate pretest and posttest and a six-month telephone follow-up. At immediate posttest, Project EX was moderately well-received, significantly reduced future smoking expectation (46% reduction in EX Program Condition versus 8% in Control, p<.0001), decreased intention to not quit smoking (-5.2% in EX vs. +1.4% in Control, p<.05), and increased motivation to quit smoking (0.72 vs. -0.04, p<.0001). At the six-month follow-up, program subjects reported a higher intent-to-treat quit rate during the last 30 days (7.5% vs. 0.1%, p<.05). For the subjects who remained monthly smokers at the six-month follow-up, Project EX reduced subjects’ level of nicotine dependence (-0.53 vs. +0.15, p<.001). The results were quite promising for this program, which included motivation enhancement and coping skill. However, further research on teen tobacco use cessation programming in Russia with larger sample sizes, involving other locations of the country, and with stronger research designs is needed.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивной образовательной программы при борьбе с курением подростков: рандомизированноеконтролируемое исследование»

7. Porfiriadis M.P., Khripkov V.N., Korol'kova V.I., Teunaeva A.A. Optimization of treatment group delay Chloe with chronic somatic pathology // Actual questions of Clinical Dentistry: Sat. materials of the 51st All-Russian scientific-practical dentistry. Conf. and the first all-Russian school professors - pediatric dentists.- Stavropol, 2016. - P.327-330.

8. Sukhanov A.E. Comprehensive treatment of acute purulent odontogenicperiostitis of the jaws: dis.... Cand. honey. sciences. -Arkhangelsk, 2011. - 126 p.

9. Khripkov V.N., Zelensky V.A., Agranovich N.A. Stomatological status of patients with purulent-inflammatory diseases of CHF with cardiovascular pathology and diabetes mellitus // Health and education in the 21st century. - 2016.- Vol. 18, №5. - Pp. 47-51.

10. Khripkov V.N., Zelensky V.A., Teunaeva A.A., Korolkova V.I. The urgency of the outpatient examination of patients with purulent-inflammatory diseases of CHL and chronic somatic pathology at the prehospital stage // Collection of articles of the 5th Congress of Primary Health Care Professionals of the South of Russia, 11 conferences of general practitioners (family doctors) in the South of Russia -Rostov-on-Don, 2016. - P. 276-282.

11. Khripkov V.N., Teunaeva A.A., Zelensky V.A., Korolkova V.I. Patient with purulent-inflammatory diseases of CHO and concomitant cardiovascular pathology and diabetes mellitus at outpatient admission // Actual questions of geriatrics: coll. materials 8 interregional scientific. -Pract. Conf. primary care physicians of the North Caucasus Federal District "Quality of life of elderly and elderly people - a mirror of public health" -Pyatigorsk, 2016. - P. 155-161.

12. Shilovа S.G., Garage N.N., Zelenskay A.V. Garage I.S., Brazhnikova A.N. The effectiveness of the treatment of inflammatory periodontal diseases fenilsalitsilatsoderzhaschimi solutions in patients with diabetes mellitus // Actual questions of Clinical Dentistry: Sat. materials of the 51st All-Russian scientific-practical dentistry. Conf. and the first all-Russian school professors - pediatric dentists.-Stavropol, 2016. - P. 86-90.

УДК 616.89

© Коллектив авторов, 2018

Б.Т. Идрисов1, Л.Р. Ахмадеева1, А.Р. Асадуллин1, С. Сассман2 ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРИ БОРЬБЕ С КУРЕНИЕМ ПОДРОСТКОВ: РАНДОМИЗИРОВАННОЕ КОНТРОЛИРУЕМОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

'ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»

Минздрава России, г. Уфа 2Университет Южной Калифорнии, г. Лос-Анджелес

Данное исследование оценивает программу по прекращению курения среди подростков, состоящую из восьми сессий, под названием проект «ЕХ». Методика была протестирована в экспериментальном пилотном исследовании на базе детских лагерей. Мы создали две случайные ротации уникальных субъектных групп курильщиков экспериментальную и контрольную, в которых оказывалась стандартная помощь. Общее число курильщиков на начальном этапе составило 164 человека, 76 - в группе, где внедрялась программа, 88 - в контрольной группе. Оценка включала анкетирование перед вмешательством, сразу после вмешательства и спустя 6 месяцев посредством телефонных звонков. На этапе, оценивающем эффект сразу после программы, значительно сократилась вероятность курения в будущем (снижение на 46% в группе, где проводился проект «ЕХ», и на 8% в контрольной группе, p<.0001), снизилось намерение не бросать курить (- 5,2% в группе проекта «ЕХ» и +1,4% в контрольной группе, p<.05) и повысилась мотивация бросить курить (0,72 против 0,04, p<.0001).Спустя 6 месяцев, наблюдалось желание бросить курить за последние 30 дней (7,5% против 0,1%, p<.05). Для участников, которые продолжили курить спустя 6 месяцев после программы, проект «ЕХ» показал пониженный уровень никотиновой зависимости (- 0,53 против +0,15, p<.001). Проект «ЕХ» показал увеличение мотивации и приобретение навыков решения проблем среди курящих подростков. Однако необходимо проводить дальнейшие исследования с большим размером выборки и с более сильным дизайном.

Ключевые слова: подростковое курение, прекращение курения.

B.T. Idrisov, L.R. Akhmadeeva, A.R. Asadullin, S. Sussman IMPLEMENTATION OF THE INTERACTIVE EDUCATIONAL PROGRAM FOR TOBACCO CESSATION OF ADOLESCENTS: RANDOMIZED CONTROL STUDY

This study evaluates the performance of the Project EX - tobacco use cessation program in Russian summer recreational camps. An eight-session clinic-based tobacco use cessation program for adolescents was tested in an experimental pilot trial that involved different youth that rotated through camps. We created two rotations of unique subject groups of smokers - experimental and control, receiving standard help. The total number of smokers was 164 smokers, 76 - program group, 88 - standard care control group. Evaluation involved an immediate pretest and posttest and a six-month telephone follow-up. At immediate posttest, Project EX was moderately well-received, significantly reduced future smoking expectation (46% reduction in EX Program Condition versus 8% in Control, p<.0001), decreased intention to not quit smoking (-5.2% in EX vs. +1.4% in Control, p<.05), and increased motivation to quit smoking (0.72 vs. -0.04, p<.0001). At the six-month follow-up, program subjects reported a higher intent-to-treat quit rate during the last 30 days (7.5% vs. 0.1%, p<.05). For the subjects who remained monthly smokers at the six-month follow-up, Project EX reduced subjects' level of nicotine dependence (-0.53 vs. +0.15, p<.001). The results were quite promising for this program, which included motivation enhancement and coping skill. However, further research on teen tobacco use cessation programming in Russia with larger sample sizes, involving other locations of the country, and with stronger research designs is needed.

Key words: adolescent smoking, tobacco cessation.

Табакокурение является самым распространенным фактором риска смерти в мире [1]. Россия сделала значительный прогресс по

снижению курения, однако по-прежнему распространённость употребления табака остается высокой и даже повышается, особенно у жен-

щин [2]. Табачная зависимость обходится нашей стране в 330-400 тысяч смертей ежегодно и потерей более 3% ВВП[3]. До 90% подростков подвержены пассивному курению, а 25% (13-15 лет) курят сами; большая часть из них продолжат курить и в зрелом возрасте [2,4]. Поэтому необходима реализация мер, призванных снизить употребление табака, чтобы привычка не переросла в глубокую зависимость и предупредить развитие табакоассоци-ированных заболеваний [5]. Многие курящие подростки (до 85%) сообщают о том, что предпринимали попытки бросить курить, но эти попытки заканчивались неудачей [6]. Отсюда необходимость применения специальной интегрированной в общество образовательной программы. Такая программа должна не просто запугивать, а грамотно обучать детей и подростков, рассказывать о реальных последствиях табачной зависимости и готовить их противодействовать пагубному воздействию [7].

Проект «ЕХ» - это интерактивная обучающая программа по отказу от курения [8,9]. Нашей задачей являлось изучить эффективность данной методики на популяции подростков (13-19 лет), проживающих на территории России. Это было первое российское исследование действенности указанной программы. Ранее методика доказала свою эффективность в США, Китае, Израиле и Испании [10].

Материал и методы

Исследуемым вмешательством являлась интерактивная обучающая программа «ЕХ», включающая восемь уроков. Каждое занятие длится 30-45 минут. Учебная группа состоит из 10-19 учеников. Риск от вмешательства в известной степени отсутствует [11].

На базе пяти летних лагерей были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Занятия с участниками проводились специально обученными программе вожатыми (студенты старших курсов педагогических специальностей). Учебные материалы были переведены и адаптированы. Дизайн исследования представлял собой рандомизированный кластерный контролируемый эксперимент. Нестатистическая рандомизация была создана с помощью лагерей, выбранных «по удобству», а также смен в лагере. За сезон в каждом лагере прошло по четыре смены (от 3 до 5 недель каждая), в которых принимали участие уникальные дети. В каждой отдельной смене формировалась либо экспериментальная, либо контрольная группа. Субъектом являлся курящий (указавший число сигарет, выкуренных за последний месяц) подросток в возрасте от 13 до 19 лет, изъявивший желание

бросить курить и участвовать в программе «ЕХ». Согласно информированному согласию субъекты знали о праве добровольно покинуть проект.

Нами были разработаны специальные критерии включения и исключения из исследования.

Критерии включения в клиническую группу: зависимость от никотина (код по Международной классификации болезней -F17), отсутствие иных зависимостей, кроме зависимости от кофеина.

Критерии исключения: из исследования исключались подростки, не давшие добровольное информированное согласие, пациенты с верифицированной сопутствующей психопатологией (шизофрения, биполярные аффективные расстройства, выраженные травматические повреждения головного мозга, эпилепсия), с выраженной неврологической симптоматикой, с когнитивными и выраженными мнестическими нарушениями, а также с тяжелой соматической патологией.

Степень употребления табака оценивалась с помощью валидизированных опросных листов [12] в модификации Университета Южной Калифорнии (University of Southern California, USC) [5]. Участникам перед вмешательством предлагалось заполнить анкету по истечении программы (в контрольной группе - по истечении, равному временному периоду) и по истечении 3-х месяцев с момента завершения программы в обеих ветвях исследования. Субъекты в кластерах выявлялись и привлекались с помощью метода «снежный ком» (приводили своих товарищей по курению). Для статистической обработки данных использовалась программа «Epilnfo 7,0». Анализ проводился в соответствии с результатами рандомизации (Intent-To-QuitAnalysis, далее - ITQA). Все субъекты анализировались вместе как представители своей ветви исследования вне зависимости от времени экспозиции программой (в случае, если субъект покидал программу, его включали в анализ). Тестировались пункты: «число сигарет, выкуренных вчера» и «среднее число сигарет, выкуриваемых за один день».

Описание проекта «ЕХ»:проект «ЕХ» -это эффективная интерактивная обучающая программа, предназначенная для подростков старшего школьного возраста [9]. Она была разработана Университетом Южной Калифорнии при поддержке Программы по исследованию болезней, связанных с табакокурением (#6RT-0182). Программа была признана в качестве типовой Отделом по проблемам

наркомании и психического здоровья Министерства здравоохранения и социальных служб США (United States Department of Healthand Human Services, HHS).[13]

Проект «ЕХ» оправдал себя в ряде исследований, проведенных в США [8], и на сегодня он находится на разных стадиях тестирования в других странах[10].

В России исследование было внедрено в рамках сотрудничества Башкирского государственного медицинского университета (БГМУ) с Университетом Южной Калифорнии [14]. Дизайн исследования был разработан совместно с профессором С. Сассманом. Опросные листы и материалы программы (руководство для учителя с пошаговыми инструкциями по проведению каждого урока, предысторией и вводным материалом, а также руководство для ученика) были переведены с английского на русский язык и валидизирова-ны. Обучение вожатых-преподавателей проходило на базе школы подготовки вожатых «Перспектива» г. Уфы и занимало от 1 до 2 дней [15]. Кластерная выборка представляла собой пять летних лагерей отдыха для школьников на территории Российской Федерации. Четыре из них - в Республике Башкортостан: «Восход», «Орленок», «Березка» (Уфимский район), «Чайка» (г. Дюртюли) и один «Юность» в Краснодарском крае (г. Туапсе). Всего за летний сезон в каждом лагере прошло по четыре смены. В каждой отдельной смене формировалась либо экспериментальная группа, либо контрольная группа [15].

Результаты и обсуждение

Общая выборка составила 164 курящих подростка. Из них 76 субъектов были определены в экспериментальную группу (проект «ЕХ») и 88 - в контрольную группу. Возрастной диапазон участников: 13-19 лет; средний возраст (медиана) - 15 лет. Юноши составили 75% субъектов. По завершении программы

8% из всех участников (п=144) прекратили курить (П^А «число сигарет, выкуренных вчера»). Через 3 месяца с момента окончания программы были опрошены 132 из 164 подростков, т.е. 81% участников исследования. Анализ в соответствии с результатами рандомизации (П^А «число сигарет, выкуренных вчера») показал, что 7% из них избавились от привычки. Для достоверности результатов тестировался пункт «среднее число сигарет, выкуриваемых за один день», в котором принимался «0» за показатель отказа от зависимости, показывая что 17% в экспериментальной группе и 5% в контрольной группе не курят (0Я=0,2; р=0,004).

Выводы

Есть необходимость во внедрении специальных образовательных программ, таких как «ЕХ», среди подростков (школы, лагеря, кружки). Проект «ЕХ» является эффективной программой по борьбе с курением подростков в России. Табакозависимые подростки смогли не только снизить частоту курения или полностью избавиться от вредной привычки, но и получили достоверную информацию о табачной зависимости и связанных с ней заболеваниях, узнали об экологических, социальных, физиологических и эмоциональных последствиях употребления табака, овладели навыками самоконтроля и принятия на себя личного обязательства отказа от курения.

Источниками систематических ошибок в нашем исследовании могли быть опросные листы без подтверждаемого факта курения табака при помощи химического анализа (систематическая ошибка отбора). Конфликт интересов отсутствовал, исследование не финансировалось, проводилось при административной поддержке БГМУ и в результате доброй воли вожатых Республиканского центра подготовки вожатых «Перспектива» им. Е. Поспеловой.

Сведения об авторах статьи: Идрисов Булат Тагирович - ассистент кафедры инфекционных болезней с курсом ИДПО и кафедры психиатрии и наркологии с курсом ИДПО ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected].

Ахмадеева Лейла Ринатовна - д.м.н., профессор кафедры неврологии с курсами нейрохирургии и медицинской генетики ИДПО ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected]. Асадуллин Азат Раилевич - д.м.н., доцент кафедры психиатрии и наркологии с курсом ИДПО ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450008, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected].

Сассман Стивен - д.м.н., профессор, кафедра профилактической медицины и психологии, Университет Южной Калифорнии, Лос-Анджелес, США. E-mail:[email protected].

ЛИТЕРАТУРА

1. Makomaskillling, E.M. Mortality attributable to tobacco use in Canada and its regions, 1998 / E.M. Makomaskillling, M.J. Kaiserman // Can J Public Health. - 2004. - Vol. 95, № 1. - P. 38-44.

2. World Health Organization. Global Adult Tobacco Survey (GATS): report and fact sheet 2009. (2018). Euro.who.int. Retrieved 11 November 2018, from http://www.euro.who.int/en/countries/russian-federation/publications/global-adult-tobacco-survey-gats-russian-federation-2009-and-2016.-comparison-fact-sheet/global-adult-tobacco-survey-gats-report-and-fact-sheet-2009.

3. Gilmore, A. The International Monetary Fund and tobacco: a product like any other? / A. Gilmore, G. Fooks, M. McKee // Int J Health Serv. -2009. - Vol. 39, № 4. - P. 789-793.

4. Adolescent and young adult tobacco prevention and cessation: current status and future directions / C.L. Backinger [et al.] // Tob Control. - 2003. - 12 Suppl 4. - P. IV46-53.

5. Project EX: a program of empirical research on adolescent tobacco use cessation / S. Sussman [et al.] // Toblnduc Dis. - 2004. - Vol. 2, № 3. - P. 119-132.

6. The influence of school-based natural mentoring relationships on school attachment and subsequent adolescent risk behaviors / D.S. Black [et al.] // Health Educ Res. - 2010. - Vol. 25, № 5. - P. 892-902.

7. Fanshawe, T., Halliwell, W., Lindson, N., Aveyard, P., Livingstone-Banks, J., & Hartmann-Boyce, J. (2017). Tobacco cessation interventions for young people. Cochrane Database Of Systematic Reviews. doi:10.1002/14651858.cd003289.pub6

8. Six-month and one-year effects of project EX-4: a classroom-based smoking prevention and cessation intervention program / S. Suss-man [et al.] // Addict Behav. - 2007. - Vol. 32, № 12. - P. 3005-3014.

9. Sussman, S. Project EX: outcomes of a teen smoking cessation program / S. Sussman, C.W. Dent, K.L. Lichtman // Addict Behav. -2001. - Vol. 26, № 3. - P. 425-438.

10. Sussman, S. International translation of Project EX, colaboratonal project, including / S. Sussman, B.T. Idrisov (ed.), L.R. Akhmadeyeva (ed.) // Fifteenth World Conference on Tobacco or Health (WCTOH) in Singapore. - 2012.

11. Validation of the modified Fagerstrom tolerance questionnaire with salivary cotinine among adolescents / A.V. Prokhorov [et al.] // Addict Behav. - 2000. - Vol. 25, № 3. - P. 429-433.

12. Сассман, С. Проект EX, книга преподователя / С. Сассман, К. Лихтман, Лос-Анджелес:Изд-во Универитета Южной Калифорнии, 2004. - 139 с.

13. Макушина, Е. Профессор из США предложил будущим врачам свою методику отказа от курения [Электронный ресурс] / Е. Макушина // Башинформ. - 2009. URL: http://www.bashinform.ru/news/218364/ (дата обращения: 18.06.2009).

14. Идрисов, Б.Т. Организация добровольческого движения в рамках проекта по прекращению курения / Б.Т. Идрисов, Л.Р. Ахма-деева, А.И. Кагарманова// Опыт и векторы развития добровольческой деятельности.- Улан-Удэ: ВСГУТУ, 2012. - 248 с.

REFERENCES

1. MakomaskiIlling, E.M. Mortality attributable to tobacco use in Canada and its regions, 1998 / E.M. MakomaskiIlling, M.J. Kaiserman // Can J Public Health. - 2004. - Vol. 95, № 1. - P. 38-44.

2. World Health Organization. Global Adult Tobacco Survey (GATS): report and fact sheet 2009. (2018). Euro.who.int. Retrieved 11 November 2018, from http://www.euro.who.int/en/countries/russian-federation/publications/global-adult-tobacco-survey-gats-russian-federation-2009-and-2016.-comparison-fact-sheet/global-adult-tobacco-survey-gats-report-and-fact-sheet-2009.

3. Gilmore, A. The International Monetary Fund and tobacco: a product like any other? / A. Gilmore, G. Fooks, M. McKee // Int J Health Serv. -2009. - Vol. 39, № 4. - P. 789-793.

4. Adolescent and young adult tobacco prevention and cessation: current status and future directions / C.L. Backinger [et al.] // Tob Control. - 2003. - 12 Suppl 4. - P. IV46-53.

5. Project EX: a program of empirical research on adolescent tobacco use cessation / S. Sussman [et al.] // TobInduc Dis. - 2004. - Vol. 2, № 3. - P. 119-132.

6. The influence of school-based natural mentoring relationships on school attachment and subsequent adolescent risk behaviors / D.S. Black [et al.] // Health Educ Res. - 2010. - Vol. 25, № 5. - P. 892-902.

7. Fanshawe, T., Halliwell, W., Lindson, N., Aveyard, P., Livingstone-Banks, J., & Hartmann-Boyce, J. (2017). Tobacco cessation interventions for young people. Cochrane Database Of Systematic Reviews. doi:10.1002/14651858.cd003289.pub6

8. Six-month and one-year effects of project EX-4: a classroom-based smoking prevention and cessation intervention program / S. Suss-man [et al.] // Addict Behav. - 2007. - Vol. 32, № 12. - P. 3005-3014.

9. Sussman, S. Project EX: outcomes of a teen smoking cessation program / S. Sussman, C.W. Dent, K.L. Lichtman // Addict Behav. -2001. - Vol. 26, № 3. - P. 425-438.

10. Sussman, S. International translation of Project EX, colaboratonal project, including / S. Sussman, B.T. Idrisov (ed.), L.R. Akhmadeyeva (ed.) // Fifteenth World Conference on Tobacco or Health (WCTOH) in Singapore. - 2012.

11. Validation of the modified Fagerstrom tolerance questionnaire with salivary cotinine among adolescents / A.V. Prokhorov [et al.] // Addict Behav. - 2000. - Vol. 25, № 3. - P. 429-433.

12. Sussman, S. Project EX, teacher's book / S. Sussman, K. Lichtman,Los Angeles:University of southern California publ., 2004.-139 С. (In Russ).

13. Makushina, E. Professor from the United States offered future doctors his method of Smoking cessation [Electronic resource] / E. Maku-shina // Bashinform. - 2009. URL: http://www.bashinform.ru/news/218364/ (accessed: 18.06.2009). (In Russ).

14. Idrisov, T. B. the Organization of voluntary movement in the framework of the project on Smoking cessation / B. T. Idrisov, R. L. Akh-madeeva, A. I. Kagarmanova// Experience and vectors of development of volunteerism.- Ulan-Ude: VSGUTU, 2012. - 248 p. (In Russ).

УДК 617.54/.55-001-089.163:612.821.3:577.175.53 © Э.П. Сорокин, 2018

Э.П. Сорокин

ИЗМЕНЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ КОРТИЗОЛА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ВЫРАЖЕННОСТИ СТРЕСС-РЕАКЦИИ У ПОСТРАДАВШИХ С ТОРАКОАБДОМИНАЛЬНЫМИ ТРАВМАМИ В ПЕРИОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ

ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Ижевск БУЗ УР «Городская клиническая больница № 9», г. Ижевск

Цель исследования - выявление особенностей изменения уровня кортизола в периоперационном периоде у пострадавших с торакоабдоминальными травмами. В ходе проспективного исследования изучалось содержание кортизола в пробах венозной крови у пациентов с торакоабдоминальными травмами до, во время и в течение 24 часов после экстренного оперативного вмешательства. Для пострадавших с торакоабдоминальными травмами характерны высокие значения уровня кортизола до операции, его повышение к концу хирургического лечения с последующим снижением к исходу первых суток после госпитализации в многопрофильный стационар. При этом быстрое уменьшение концентрации вещества наблюдается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.