Научная статья на тему 'Применение интегрированной системы управления жизненным циклом инфокоммуникационных услуг сетей 3G'

Применение интегрированной системы управления жизненным циклом инфокоммуникационных услуг сетей 3G Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовкова Татьяна Алексеевна, Каменева Е. Я.

В рамках современного насыщенного инфокоммуникационными услугами рынка, для оптимизации и комплексного подхода к каждой представленной услуге, рассматривается интегрированная система управления жизненным циклом инфокоммуникационных услуг (ИСУ ЖЦУ) и ее основные компоненты. Реализация системы описывается с помощью анализа комплекса взаимосвязей в трехмерном пространстве, состоящем из трех параметров: технологический, коммерческий и временной. Данный подход обеспечивает создание возможностей увеличения продолжительности жизни услуги на потребительском рынке. Предлагается использование ИСУ ЖЦУ для анализа развития сетей подвижной связи нового поколения 3G. Исходя из особенностей услуги связи, раскрывается комплекс взаимосвязей для реализации системы, таких как: оценка взаимосвязи технологических и производственных возможностей; разработка предложения услуг и процесса ее реализации на рынке; оценка услуг и качестве обслуживании; определение срока жизни услуги и обслуживания, моделирование ЖЦУ и оценка влияния управляющих воздействий на его продолжительность; взаимосвязь производства услуг и обслуживания абонентов, технологические требования к модернизации сетей связи. Приводятся результаты использования ИСУ ЖЦУ для трехмерного комплексного анализа ЖЦ услуг, оказываемых на основе сетей 3G. Делается вывод о положительных сторонах применения интегрированной системы для управления жизненным циклом услуги 3G.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение интегрированной системы управления жизненным циклом инфокоммуникационных услуг сетей 3G»

Применение интегрированной системы управления жизненным циклом инфокоммуникационных услуг сетей 30

Ключевые слова: жизненный цикл, интегрированная система управления, инфокоммуникационные услуги, сети 3G.

В рамках современного насыщенного инфокоммуникационными услугами рынка, для оптимизации и комплексного подхода к каждой представленной услуге, рассматривается интегрированная система управления жизненным циклом инфокоммуникационных услуг (ИСУ ЖЦУ) и ее основные компоненты. Реализация системы описывается с помощью анализа комплекса взаимосвязей в трехмерном пространстве, состоящем из трех параметров: технологический, коммерческий и временной. Данный подход обеспечивает создание возможностей увеличения продолжительности жизни услуги на потребительском рынке. Предлагается использование ИСУ ЖЦУ для анализа развития сетей подвижной связи нового поколения 3Э. Исходя из особенностей услуги связи, раскрывается комплекс взаимосвязей для реализации системы, таких как: оценка взаимосвязи технологических и производственных возможностей; разработка предложения услуг и процесса ее реализации на рынке; оценка услуг и качестве обслуживании; определение срока жизни услуги и обслуживания, моделирование ЖЦУ и оценка влияния управляющих воздействий на его продолжительность; взаимосвязь производства услуг и обслуживания абонентов, технологические требования к модернизации сетей связи. Приводятся результаты использования ИСУ ЖЦУ для трехмерного комплексного анализа ЖЦ услуг, оказываемых на основе сетей 3Э. Делается вывод о положительных сторонах применения интегрированной системы для управления жизненным циклом услуги 3Э.

Кузовкова ТА,

проф., дэ.н. зав. кафедрой Экономики связи, МТУСИ

Каменева Е.Я.,

аспирант МТУСИ

В современных условиях каждый оператор связи прикладывает максимум усилий для того, чтобы иметь возможность предложить пользователю весь пакет существующих инфокоммуникационных услуг. При наличии разнообразия инфокоммуникационных услуг (ИКУ) некоторые важные аспекты жизненного цикла, продвижения и поддержки услуг могут выпадать из поля зрения менеджмента компаний. Для формирования оптимальной системы управления жизненным циклом динамично развивающихся и взаимозаменяемых инфокоммуникационных услуг является интегрированная система управления (ИСУ ЖЦУ).

Общая схема интегрированной системы управления жизненным циклом услуг (ИСУ ЖЦУ) применительно к инфокоммуникаци-ям представлена на рис.1.

Интегрированная система управления жизненным циклом услуг представляет собой трехмерную систему производства и реализации услуг и включает три параметра: технологический, коммерческий и временной. Основными компонентами интегрированной системы управления жизненным циклом инфокоммуникационных услуг являются:

0 — исходная точка разработки нового вида услуги;

1 — разработка услуги и процесса ее производства с учетом НТП, новых стандартов и технологий;

2 — разработка предложения услуги и процесса ее реализации на рынке;

3 — интегрированная разработка производства услуги и обслуживания абонентов в реальном исполнении;

4 — установление принципов управления услугой во времени;

5 — разработка системы управления услугой в течение жизненного цикла;

6 — определение системы управления спросом и предложением услуги в течение срока ее жизни;

7 — установление интегрированной системы управления жизненным циклом услуги.

Рис. 1. Параметры и взаимосвязи интегрированной системы управления жизненным циклом телекоммуникационных услуг

46

Т-Сотт, #12-2012

ИСУ ЖЦУ реализуется с помощью анализа комплекса взаимосвязей в трехмерном пространстве (технология, коммерциализация, параметр времени), включающих:

• взаимосвязи технологических и производственных возможностей телекоммуникационных компаний по созданию и реализации услуг (0-1,0-2);

• оценку потребностей в объемах услуг и качестве обслуживания (1-3), в адаптации услуг к целям и ограничениям сервиса (2-3);

• определение срока жизни услуги и обслуживания (4-5, 4-6); моделирование ЖЦУ и оценку влияния управляющих воздействий на его продолжительность (0-4);

• взаимосвязь производства услуг и обслуживания абонентов, технологические требования к модернизации сетей связи, которые необходимо учитывать в управлении обслуживанием во времени (3-5; 3-6);

• изложение специфических ограничений комплекса <услуга — сервис>, которые необходимо учитывать во времени (3-7);

• параметры интегрированной системы управления ЖЦУ в комплексе (5-7).

ИСУ ЖЦУ в сфере инфокоммуникационных услуг предусматривает определение политики сервиса параллельно с разработкой политики услуги на основе моделирования ЖЦУ и реализации маркетинговых мероприятий по управлению реализацией услуг во времени. Планирование предложения услуг должно сопровождаться выявлением потребностей сервиса и технического обслуживания абонентов. Согласованное регулирование взаимосвязанных процессов разработки различных сторон спроса и предложения, осуществляемое с учетом трех предложенных параметров интегрированной системы управления (технологического, коммерческого и маркетингового), и обеспечивает создание возможностей увеличения продолжительности жизни услуги на потребительском рынке.

Проанализируем применение интегрированной системы управления на примере услуг сетей третьего поколения подвижной связи 3G. Для оценки перспектив, возможностей и проблем, связанных с реализацией услуг на основе технологии 3G , рассмотрим весь комплекс этапов и связей ИСУ ЖЦУ

0-1. Оценка взаимосвязи технологических и производственных возможностей телекоммуникационных компаний по созданию и реализации услуг в соответствии с новым стандартом UMTS. Стандарт UMTS (Universal Mobile Telecommunications System) — универсальная система мобильных телекоммуникаций — один из стандартов, разработанный Европейским институтом стандартов телекоммуникаций (ETSI) для внедрения сетей 3G в Европе. UMTS — это высокоскоростная передача данных, мобильный Интернет, различные приложения на основе Интернета, Интранета и мультимедиа. Ключевой технологией для UMTS является широкополосный многостанционный доступ с кодовым разделением (WCDMA). Эта технология радиодоступа, выбранная в сентябре 1998г. ETSI, поддерживает мультимедийные услуги 3G. Системы WCDMA/UMTS включают усовершенствованную базовую сеть GSM и радиоинтерфейс по технологии WCDMA. Скорость передачи в радиоканале для мобильного абонента достигает в пределе 2 Мбит/с.

0-2. Разработка предложения услуг и процесса ее реализации на рынке. Если проводить аналогии с зарубежным опытом строительства сетей 3G, то российские операторы находились в более выигрышном положении, чем их европейские коллеги. В первую очередь это связано с тем, что отчасти рынок 3G в России был уже сформирован: проникновение телефонов 3G в ряде регионов превышало 10%, в то время как на момент появления первых сетей UMTS в мире существовало лишь несколько моделей абонентских терминалов, поддерживающих данную технологию,с завышенной

ценовой политикой. Во-вторых, степень "зрелости" самой технологии. Единственным привлекающим фактором, который могли предложить своим абонентам европейские операторы, заплатившие баснословные суммы за лицензии 3G, было громкое название "третье поколение" и его символ "видеозвонок", который, как показала практика, не был востребован конечными пользователями [5].

1-3. Оценка потребностей в объемах услуг и качестве обслуживании. Вопрос о том, какой пакет услуг может предложить подписчикам стандарт UMTS, довольно сложен. Сегодня самый востребованный сервис UMTS на Западе — обычная речевая связь. Перспективными для России можно считать следующие услуги:

• мультимедийные сервисы, открывающие новые возможности для общения, например rich voice — это решение, позволяющее одновременно с разговором по телефону передавать изображение (фото с места событий, если угодно);

• сервисы на основе прямых соединений мобильных терминалов через сеть передачи данных Передача файлов, обмен программами сделают мобильный терминал похожим на компьютер, что позволит перенести опыт работы с персональным компьютером на подвижную связь;

• Sharing — сервисы, при которых контент разделяется между группой пользователей (например, PoC и конференции с использованием виртуальной whiteboard).

2-3. Адаптация услуг к целям и ограничениям сервиса. Для оптимизации сети должна быть произведена модернизация большинства опорных сетей путем замены существующих решений, работающих в сетях 2G совмещенными 2G/3G решениями. В большинстве случаев операторы подвижной связи развернули сеть радиодоступа UMTS (UTRAN). Это позволило не только сократить сроки внедрения 3G, но и снизить вероятность обрыва соединения при переходе абонентов из сетей 2G в сети 3G, что особенно важно на начальной стадии, когда покрытие сети UMTS ниже уровня покрытия существующей сетью GSM.

4-5, 4-6, 0-4. Определение срока жизни услуги и обслуживания, моделирование ЖЦУ и оценка влияния управляющих воздействий на его продолжительность. Для моделирования жизненного цикла услуг (ЖЦУ) наиболее часто применяют известный логистический закон, используемый в естественных и технических научных направлениях и приложениях. Этот закон определяет развитие во времени, т.е. определяет динамику развития, с учетом начала, развития и окончания какого-то процесса (рис. 2) [2, с. 34-36].

Реализация метода моделирования функций жизненного цикла для оценки возможных изменений в динамике продвижения услуги на рынке предполагает решение следующих задач:

• оценка влияния цены услуги на спрос и моделирование кривой жизненного цикла как составляющей спроса, не зависящей от цены (рис. 3) [3];

• статистическое выявление последствий управляющих воздействий путем количественной оценки статистически значимых изменений параметров функции жизненного цикла, обусловленных данными событиями. На рис. 4 показано увеличение фазы "ускоренного

T-Comm, #12-2012

47

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 3. Характер жизненного цикла телефонных услуг подвижной связи

роста", то есть отсрочки начала смены тенденций роста продаж с момента Тп до момента времени Тп*.

3-5, 3-6. Взаимосвязь производства услуг и обслуживания абонентов, технологические требования к модернизации сетей связи, которые необходимо учитывать в управлении обслуживанием во времени. Для обеспечения взаимосвязи производства услуг и обслуживания клиентов с учетом требований к новым сетям 3G операторы подвижной связи "МегаФон", МТС и "ВымпелКом" запускают тестовые зоны технологии High Speed Packet Access (HSPA+), позволяющей в полтора раза увеличить скорость передачи данных в сетях 3G. Технология беспроводной широкополосной радиосвязи HSPA+ использует пакетную передачу данных и является надстройкой к мобильным сетям третьего поколения стандарта WCDMA/UMTS. Ключевое преимущество данной технологии состоит в высокой скорости передачи данных. HSPA+ обеспечивает увеличение емкости сети, за счет чего снижается длительность отклика сети, в полтора раза увеличивается скорость загрузки страниц [4].

3-7. Оценка специфических ограничений комплекса <услуга — сервис>, которые необходимо учитывать во времени. Основной проблемой, с которой столкнулась "большая тройка" операторов подвижной связи: Вымпелком, МТС и МегаФон, при строительстве сотовых сетей 3G на территории России стало таможенное законодательство. Нормы Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией с 0.01.2010 г. требуют, чтобы импортеры базовых станций связи имели лицензии, которые не имеют определенного органа выдачи.

1 -7. Установление параметров интегрированной системы управления ЖЦУ в комплексе.

Основными параметрами системы, являющимися необходимыми составляющими для запуска и функционирования сети, являются:

• i £ Г

Рис. 4. Изменение жизненного цикла услуги под влиянием управляющих воздействий

во-первых, закупка и установка нового оборудования и развертывание сети; во- вторых, получение лицензии на оказание услуги и разрешение местных административных органов на размещение оборудования, в-третьих, подготовка конечного пользователя, проработка сервисного обслуживания, анализ номенклатуры пользовательских устройств и т.п.

Применение предложенной интегрированной системы управления жизненным циклом инфокоммуникационных услуг для анализа развития сетей подвижной связи нового поколения 3G позволяет получить полную картину эксплуатации сети с технической, коммерческой и маркетинговой точек зрения. Рассмотренные взаимосвязи в рамках ИСУ ЖЦУ и проведенный трехмерный комплексный их анализ дали возможность выявить весь спектр факторов и условий, оказываемых на развитие услуг, особенности и реальные перспективы производства и реализации услуг подвижной связи сетей 3G связи.

Литература

1. Кузовкова ТА, Тимошенко Л.С. Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций. — М.: Горячая Линия-Телеком, 2009. — 224 с.

2. Варакин Л.Е. Информационно-экономический закон. Взаимосвязь инфокоммуникационной инфраструктуры и экономики. — М.: МАС, 2006. — 106 с.

3. Кухаренко Е.Г., Иванченко ПА Развитие методов управления производственной деятельностью компании на рынке услуг подвижной связи на основе управления жизненным циклом новых услуг. — М.: Компания Спутник+, 2005. — 52 с.

4. Борисова В. "Большая тройка" решила сосредоточиться на усовершенствовании сетей 3G// Технологии и средства связи, 2010. — http://www.tssonline.ru.

5. Исследование J'son & Partners Consulting — http://wwwjson.ru.

APPLICATION OF AN INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEM OF TELECOMMUNICATION SERVICES' UFECYCLE 3G NEIWORKS KUZOVKOVA TA, KAMENEVA EYa Abstract

Throughout the article an integrated management system of telecommunication services' lifecycle (IMS of LCS) and it's fundamental principles is given. According to the fact that the infocommunication market is saturated, the system is developed to show an optimal and complex approach for each service. System realization is characterized by the complex of interactions in which is shown in three-dimensional model and consists of the components: technology, commerce and time. This approach provides an opportunity of prolongation of services' lifecycle on the consumers' market. The usage of IMS LCS is suggested to analyze the progress of 3G mobile new generation technology. According to the features of communication services a complex of interconnections, such as an assessment of interconnection between technological and production resources; development of service' offer and realization on the market; assessment of a service and quality of service; modeling the life cycle and an assessment of management effects on its' duration; interconnection of services' production and custom service; technological needs to networks modernization, etc., is described to implement the system. Also the results of using the IMS of LCS for three-dimensional analysis of 3G networks are given. It is concluded about the positive sides of using the integrated system to managing the life cycle of 3G services.

Keywords: integrated management system, telecommunication service's lifecycle, three-dimensional analysis, 3G mobile networks.

48

T-Comm, #12-2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.