УДК: 61:378:616-039.75.007
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ХУСАИНОВА ГУЛЬБАНА САГАТОВНА
кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней с курсом гериатрии НАО «Медицинский университет Астана», г.Нур- Султан (Казахстан) Е-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0003-4642-9737
ТКАЧЕВ ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой внутренних болезней с курсом гериатрии НАО «(Медицинский университет Астана», г. Нур- Султан (Казахстан) Е-mail: [email protected]
ORCID ID 0000-0002-2420-3342 СУЛЕЙМЕНОВА ШОЛПАН БОЛАТОВНА кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней с курсом гериатрии НАО «(Медицинский университет Астана», г. Нур- Султан (Казахстан) Е-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0003-3290-9111
АХМЕТОВА ЖАНАР БАГДАТОВНА кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней с курсом гериатрии НАО «(Медицинский университет Астана», г.Нур- Султан (Казахстан) Е-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0003-4036-6587
АННОТАЦИЯ
В статье представлены данные результатов инновационных методов обучения, таких как TBL, CBL на практических занятиях у студентов 3 курса по специальности «(Общая медицина» по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» при дистанционной форме обучения, приводятся доказательства преимущества этих методов в образовательном процессе.
Ключевые слова: пропедевтика внутренних болезней; практические занятия; инновационные методы обучения; TBL, CBL; клиническое мышление.
APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS
KHUSAINOVA GULBANA SAGATOVNA
Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Internal Diseases with a geriatrics course of the Medical University of Astana, NurSultan (Kazakhstan) E-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0003-4642-9737
TKACHEV VICTOR ALEKSEEVICH Candidate of Medical Sciences, Head of the Department of Internal Diseases with the Geriatrics Course of the Medical University of Astana, Nur- Sultan (Kazakhstan) E-mail: [email protected] ORCID ID 0000-0002-2420-3342
SULEIMENOVA SHOLPAN BOLATOVNA Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of Internal Diseases with a geriatrics course of the Medical University of Astana, Nur- Sultan (Kazakhstan) Email: [email protected] ORCID ID 0000-0003-3290-9111 AKHMETOVA ZHANAR BAGHDATOVNA candidate of medical sciences, associate professor of the Department of Internal Diseases with a geriatrics course of the Medical University of Astana, NurSultan (Kazakhstan) Е-mail:[email protected] ORCID ID 0000-0003-4036-6587
ABSTRACT
The article presents data on the results of innovative teaching methods such as TBL, CBL in practical dasses for 3rd year students in the speciality « General Medicine» on the discipline of «Propaedeutics of internal diseases» with distance learning, provides evidence of the advantage of these methods in the educational process.
Keywords: propaedeutics of internal diseases; practical lessons; innovative teaching methods ;TBL, CBL; clinical thinking.
Введение: На сегодняшний день в образовательном процессе имеется тенденция, направленная на совершенствование существующих обучающих технологий, повышения мотивации к самообучению, развитию у студентов клинического мышления, а также улучшения качества образовательного процесса. Непосредствен-
ная цель метода инновационных технологий - совместными усилиями группы студентов проанализировать клиническую ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию - [1].
Основные важные моменты применения инновационных методов в образовательный процесс это развитие индивидуальной и групповой ответственности, использование заданий, которые связывают и взаимно усиливают индивидуальную, групповую работу, применение клинических ситуаций, которые стимулируют обмен мнениями внутри и между группами - [2]. Все эти моменты отражены в технологии командно-ориентированного обучения, таких как TBL, CBL. Преимуществом данных методик является быстрое получение обратной связи с обучаемыми. Применение таких инновационных методов при дистанционной форме обучения характеризуется тремя основными составляющими:
- большая часть учебного времени посвящена выполнению командных практических заданий, основанных на принятии решений.
- индивидуальные или командные проверочные тесты;
- высокая степень самостоятельной подготовки студента - [3].
Цель: Преимущество внедрения инновационных методов
обучения (TBL, CBL) при дистанционной форме обучения на
практических занятиях по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней».
Материалы и методы исследования: В качестве инновационной педагогической технологий применялся у студентов 3 курса по специальности «Общая медицина» командный метод обучения TBL (Team Bazed Learning). С целью повышения мотивации и усвояемости материала были проведены также практические занятия по методу CBL ^ase-Based Learning) на темы: «Бронхо-обструктивный синдром», «Синдром желтухи».
Этапы проведения практического занятия по методу TBL:
1) Индивидуальное тестирование. Каждый студент письменно отвечает на 10 тестов своего индивидуального варианта. Преподаватель собирает тесты и ставит оценку каждому студенту.
2) Средняя оценка для каждой команды. 12 обучающих делится на 3 команды по 4 студентов. Каждая команда обсуждает вместе и отвечает 3 варианта тестов (у каждой команды свой вариант тестов) и дают общий ответ команды письменно. Преподаватель ставит среднюю оценку каждому студенту в команде.
3) Совместное решение клинической задачи. Все 3 команды решают клиническую задачу и в конце на нее отвечают на 9 вопросов по этой задаче устно. Обратная связь с преподавателем. Преподаватель оценивает каждого студента по его ответу и его активности в команде.
4) Индивидуальное тестирование. После этого преподаватель снова раздает студентам эти же тесты, на которые они отвечали в первый раз. Каждый студент заново отвечает на те же тесты письменно. Преподаватель собирает тесты и ставит оценку каждому студенту.
Результаты обсуждения: Анализ результатов инновационных методов приводит к выводу, что студенты устанавливают связи
между элементами знании, относящимся к разным дисциплинам. Это требует напряжение его памяти, клинического мышления, коммуникативных навыков, поскольку осуществление междисциплинарных связей включает его в новую познавательную и нестереотипную деятельность. В отличие от традиционных занятий изучение материала при внедрении инновационных методов в учебный процесс занятия проходят в небольших по численности группах студентов в виде дискуссии. В конце такого занятия каждый студент высказывает вслух свое мнение, дает обратную связь, оценивая, прежде всего собственное участие в данном обсуждении, а также оценивает участие своих сокурсников, учится выделять из всего высказанного материала приоритетное высказывание и ответы тех студентов, которые внесли заметный вклад в поиск правильных решении.
По ходу занятий с применением инновационных методов обучения, таких как TBL, CBL решались следующие задачи:
- прежде всего это обучение должно проходить в позитивной атмосфере;
-развить у студентов способность к клиническому мышлению и использовать полученные знания, практические умения для понимания и решения командно-ориентированного обучения и савв ситуации. Преимущества метода обучения в сотрудничестве - это активное вовлечение студентов в процесс обучения (ответственность за процесс собственного обучения, готовность к занятию), развитие коммуникативных навыков, развитие навыков работы в команде (учиться у своих коллег, участвовать в их оценке, быть ответственным за группу). Технология группового ответа на тест и групповой работы по решению задачи способствуют глубокому усвоению материала, развивают навыки обучения с пониманием, позволяют применить знания при решении конкретных задач.
медицине
Ценность метода также в развитии навыков командной работы, ведения дискуссии, обоснованной апелляции. Процедура выставления группой оценки с определение вклада каждого члена команды самими студентами стимулирует активность, повышает ответственность студентов за обучение.
Таким образом практические занятия с внедрением инновационных методов по типу TBL проводились в 32 группах 3 курса специальности «Общая медицина», в виде обратной связи проводилось анкетирование. Анализ результатов анкетирования показал: 90% студентов «положительно» оценили данный вид инновационной технологии, 6% студенты дали оценку «удовлетворительно» и 3% студенты оценили метод проведения занятия по TBL «отрицательно», так как не принимали активного участия в разборе материала.
Выводы:
1. Работа в команде позволяет развивать коммуникативную, самообразовательную компетенцию у студентов, способствует активному обмену информацией, как между студентами, так между студентами и преподавателем.
2. Командно-ориентированный метод не только поддерживает критическое мышление, но и помогает вести сглаженную дискуссию и решить проблемы, вдохновляет студентов, позволяет постоянно стимулировать умственную работу
3. Работа в команде развивает навыки критического мышления и решения проблем, позволяет воспитать в себе умение находить контакт с людьми.
4. Выполняя интерактивные задания, студенты изучают и закрепляют новый материал.
Об этом говорит и мнение студентов о применении инновационных методов в образовательный процесс, выявленное
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 S -спец выпуск
меоицине
при обратной связи в виде анкетирования. Студентами было отмечено, что такие практические занятия намного интереснее традиционных, «мы не просто читаем тему занятия по тематическому плану, но и активно участвуем в процессе, решаем ситуационные задачи и тесты, выделяя основные синдромы заболевания в формировании диагноза»
Таким образом, инновационные технологии в обучении успешно используются при проведении практических занятий на дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней»
Список литературы:
1. Сарсенова Л.К. Методические рекомендации для преподавателей кафедра методологии медицинского образования АГИУВ Алматы, 2020г.
2. Логунов Т.А., Филипьева Е.Ф., Садыкова Н.К. «Межпредметная интеграция» -М,2015
3. Досмагамбетова Р.С, Молотов -Лучанский В.Б, Муратова А.З Руководство для преподавателей «Инновационные технологии в обучении и оценке учебных достижений студентов КГМУ» руководство Караганда -2016, 127стр.