13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 378.147+372.854
UDC 378.147+372.854
В.М. МАРКИНА
кандидат химических наук, доцент кафедры химии Орловского государственного аграрного университета Е.Г. ПРУДНИКОВА
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры химии Орловского государственного аграрного университета
E-mail: [email protected]
V.M. MARKINA
c.ch.s., assistant professor chairs chemistry of Orel State
Agrarian University E.G. PRUDNIKOVA c.a.s., assistant professor chairs chemistry of Orel State
Agrarian University E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ - АГРАРИЕВ
APPLICATION OF THE INNOVATION TECHNOLOGIES DURING THE STUDY OF CHEMICAL DISCIPLINES
FOR TRAINING OF AGRARIAN SPECIALISTS
При изучении химических дисциплин для подготовки специалистов аграрного сектора применяются комбинированные методы: компьютерные технологии в сочетании с современной экспрессной аппаратурой, что позволяет повысить эффективность обучения.
Ключевые слова: инновационные технологии, современные экспрессные методы, качество образования.
During the study of chemical disciplines for training of the specialists of agrarian sector apply the combined methods: computer technologies in combination with the contemporary express equipment, that allows increasing the effectiveness of teaching.
Keywords: innovation technologies, contemporary express methods, the quality of education.
Инновационное образование в российских вузах приобретает особую актуальность, так как изменение содержания образования требований к его качеству должно коррелировать с темпами научно-технического процесса. Это обстоятельство требует переориентации сферы образования на инновационный путь развития. При проектировании комплексных инноваций в образовании необходимо обеспечивать единство новых образовательных технологий, экономических инноваций, педагогических инноваций (новых методов и приемов преподавания и обучения) [4].
С целью повышения качества образования и подготовки высококвалифицированных специалистов необходимо совершенствовать учебный процесс в аграрных вузах. Рациональное сочетание традиционных и новых форм подачи учебного материала позволяет на данном этапе активизировать творческий потенциал студентов в открытой образовательной системе [2]. Все это делает процесс обучения более самостоятельным и повышает уровень подготовки специалистов - аграриев. Важной задачей студентов, изучающих химические дисциплины в ОрелГАУ, является выработка творческого подхода в приобретении новых сведений с использованием электронных технологий:
- дистанционного обучения с помощью информационных и моделированных систем (компьютерный и мультимедийный курс);
- интернет-страницы с рекомендациями и данными информационно-познавательного характера;
- кружковая работа и лабораторный практикум
с целью исследования с применением компьютерного моделирования объектов и процессов в сочетании с физико-химическими методами.
Сегодня трудно спорить на тему о потенциальных возможностях нового способа обучения, основанного на информационных технологиях. Роль компьютеров в системе образования пока сводится к тому, что они позволяют на новом уровне вести подготовку учебного материала и организовывать учебный процесс: ни одна система образования не обходится без методического обеспечения, в основу которого положены информационные технологии. Компьютерная мультимедийная система является важным составляющим элементом современной компьютерной технологии, которая все шире используется в учебном процессе. Широкое внедрение в учебный процесс вузов современных компьютерных технологий позволяет расширить арсенал методических приемов, что повышает эффективность педагогического труда, стимулирует познавательную деятельность студентов. Появляется возможность создания зрелищных компьютерных средств обучения с элементами графики, звука, видео, мультимедиа гипертекста [1].
Мультимедийная система в химических дисциплинах Орел ГАУ включает программы курса: решение задач для самостоятельного решения, вычерчивание графиков, диаграмм, таблиц, запись расчетных формул, пакет контрольных вопросов для подготовки к зачетам, экзаменам. Это позволяет освоить спектр теоретического материала в новой образовательной среде (преподаватель - студент - компьютер - современный прибор
© В.М. Маркина, Е.Г. Прудникова © V.M. Markina, E.G. Prudnikova
Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (54), 2013г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 54. 2013
для анализа объектов аграрного сектора).
На кафедре химии в ОрелГАУ чтение лекций на темы: «Пищевые добавки и их влияние на биохимические свойства пищевых продуктов», « Физико-химические свойства мяса и мясных продуктов», «Процессы, протекающие в водных растворах», «Биохимические и химические изменения молока и молочных продуктов при хранении и переработке» и др. осуществляется мультимедийной системой. Это существенно повышает методический уровень, усиливает наглядность изучаемого материала, уровень его доступности для студентов соответствующих специальностей. Повышается эффективность лекций, экономится время учебного процесса. А эстетичность и красочность вызывает дополнительный интерес у студентов-аграриев. Преподаватели кафедры химии многие демонстрационные эксперименты заменяют показом на интерактивном экране в виде информационных и наглядных слайдов.
Сегодня вузовское образование нельзя представить без современной научной основы преподавания, без использования компьютерных технологий [3]. Изучение учебных химических дисциплин воспринимается как соответствующая отрасль научных знаний. Преподаватели кафедры химии проводят лабораторные занятия с применением компьютерного моделирования объектов и процессов и при этом используют современную аппаратуру. Орел ГАУ являясь победителем конкурса инновационных программ Вузов России имеет современный инновационный научно-исследовательский центр, где преподаватели, аспиранты и студенты выполняют исследования на самом современном оборудовании. Изучая химические дисциплины: неорганическую, аналитическую, органическую, физическую и коллоидную химии, биохимию и др., студенты 2-го курса вовлекаются в учебно-исследовательские, а затем и в научные исследования и эксперименты по направлению подготовки специалистов-профессионалов через интернет-страницы с учебно-методическими разработками, рекомендациями и данными информационно-познавательного характера. Одним из приоритетных направлений в Орел ГАУ является разработка инновационных технологий, которая не обходится без современных экспрессных методов анализа. Химический контроль продукции агропромышленного сектора осуществляется с помощью химических и физико-
химических методов исследования, с применением современных приборов с компьютерным оснащением, которые имеются на базе ИНИИЦ в ОрелГАУ: «Клима», «СПАЕ». «Капель», СФ-56, И-500, «Миллихром», ион-нообменный хроматограф «Стайер».
Студенты, изучающие химические дисциплины, при непосредственном контроле преподавателей, используют современную аппаратуру с компьютерной системой для научно-исследовательских направлений. Например, студенты определяют содержание макро- и микроэлементов, водородного показателя в природных объектах: воде, почвах, растительных кормах, продуктах питания растительного и животного происхождения; такие показатели, как сахара, глюкоза, холестерин, креатин в крови, в белке-щелочи, фосфатазы. На современных приборах, которые в ИНИИЦ ОрелГАУ измеряют массовую долю аминокислот с использованием системы капиллярного электрофореза «Капель», исследуют химический состав биологических объектов на приборе спектрометре (САР 6300 ДИО). Студенты, работая с приборами, применяют компьютерные технологии, формируя навыки и умения находить причинно-следственные связи, применяя знания в будущей профессии.
При изучении курса физической и коллоидной химии студенты второго курса, изучая химическую кинетику и термодинамику, выполняют учебно-исследовательскую работу «Изучение кинетики гидролиза уксусного ангидрида по величине электропроводности», применяя учебно-лабораторный комплекс «Химия» с использованием модуля «Электрохимия». В ходе этой работы студенты овладевают современными методами и методиками компьютерного моделирования. По мере накопления опыта открываются новые возможности использования компьютерных технологий с целью эффективного обучения студентов-аграриев.
Таким образом, в современных условиях на качество образования влияют применяемые экспрессные комбинированные методы преподавания: компьютерные технологии в сочетании с современной аппаратурой. Инновационная деятельность в сфере образования в аграрном вузе стала основным видом деятельности в связи с развитием инновационной экономики в стране, где специалист - аграрий-профессионал должен быть готов к перспективной инновационной деятельности.
Библиографический список
1. Ан А.Ф., Самохин А.В. Информационно-обучающая среда непрерывного физического образования. Высшее образование в России. 2007; 7: 77-79.
2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980 .
3. Плаксий С.И. Качество высшего образования. М.: 2003, С.196.
4. Тодосийчук А.В. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в образовании. Инновации в образовании С.1-9.
References
1. An. A.F., Samohin A.V. Information and training environment of continuous physical education. Higher Education in Russia. 2007, 7: 77-79.
2. Lerner I. Ya. The learning process and its laws. Moscow, 1980.
3. Plaksiy SI The quality of higher education. M.: 2003, p.196.
4. TodosiychukA.V. Problems and prospects of the development of innovation in education. Innovations in Education P. 1-9.