УДК 658.562
Л. Т. Ягьяева, Э. Ю. Замалетдинова
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: тестирование, контроль знаний, обучаемый, универсальность, надежность, валидность,
защита информации.
В статье представлена методика тестирования студентов по изучаемым дисциплинам. Применение данной методики улучшает контроль знаний, повышает надежность и валидность тестов в целом.
Keywords: testing, control of knowledge, trained, universality, reliability, validity.
The method of student’s comprehension testing is submitted at this article. Application of this technique improves the control of knowledge as well it increases the reliability and validity of tests in general.
В настоящее время происходит интенсивное проникновение компьютерной техники и современных информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование.
Разрабатываются и апробируются разнообразные методики применения компьютеров в различных видах учебной деятельности.
Существуют разнообразные компьютерные средства оценки уровня знаний. Методы определения уровня знаний по дискретной или непрерывной шкале называются методами тестирования, а средства, используемые для такого рода измерений - тестами.
Тестирование позволяет определить объем, время и уровень усвоения поданной информации, умение использовать и перерабатывать полученную информацию.
Тестирование обеспечивает одновременность контроля большого числа учащихся, экономию времени при ответе минимальные затраты усилий на проверку тестовых работ, предотвращение запоминания учащимся ошибочных положений, дает возможность выявить индивидуальный темп обучения благодаря наличию количественных показателей успеваемости, которые можно математически обрабатывать.
В истории возникновения и функционирования тестового контроля можно выделить три периода:
первый - предыстория с донаучными формами контроля знаний и способностей;
второй - создается классическая теория тестов;
третий - разрабатываются методы адаптивного тестирования и обучения, представляющий, по сути, методологию эффективной разработки тестов и тестовых заданий.
В сфере педагогического тестирования существуют два основных подхода: нормативно
- ориентированный и критериально - ориентированный. Их главные различия заключаются в способе интерпретации результатов измерения - тестовых баллов.
Для нормативно-ориентированного подхода характерно сопоставление
индивидуального результата с результатами других учащихся. Нормативно-ориентированные тесты лучше всего подходят для решения задач, связанных со сравнением уровня учебных достижений, ранжированием и отбором:
- сравнение индивидуальных результатов учащихся со средне-групповыми;
- сравнение учебных достижений отдельных испытуемых, проведение на основе ранжирования учащихся;
- сравнение между собой достижений учебных групп и учебных заведений;
Критериально-ориентированные тесты используются для решения задач, связанных с оценкой доли учебного материала, усвоенного испытуемым. Основные из этих задач следующие:
- оценка доли учебного материала, усвоенной учащимися;
- сопоставление учебных достижений отдельных учащихся, учебных групп с требуемым стандартом образования;
- аттестация учебных заведений на основании сопоставления знаний с требуемым стандартом;
- выбор стратегии дальнейшего обучения;
- диагностика трудностей в обучении;
- отбор испытуемых, достигших необходимого уровня знаний.
Четкое осознание задач педагогического контроля необходимо, потому что от этого зависит не только выбор способа интерпретации тестовых баллов, но и методы конструирования и особенности применения педагогических тестов. Важно отметить, что возможно совмещение обоих подходов в одном тесте. Такие тесты наиболее информативны.
Основные принципы тестирования: интеграция (объединение и синтез всех методов тестирования, всех типов тестов в целостное образование), гуманизация (предлагает комфорт, малую зависимость от личности преподавателя), технологичность (регулирование процесса тестирования с помощью технических средств), легитимность (не противоречить существующим нормативным законам), транспарантность (формируемость результатов тестирования в терминах, понятных тестируемым), научная достоверность (соответствие содержания материала уровню развития науки), надежность (нечуствительность измерений тестов к неконтролируемым воздействиям), универсальность (соответствие
общеобразовательным стандартам).
Содержание материала для тестирования должно соответствовать следующим принципам: значимость (необходимость включения в тест наиболее важных, ключевых элементов знания), системность (содержание тестовых заданий должны соответствовать требованиям системности знаний), адекватность (соответствие технологии выполнения тестов реальным возможностям тестируемых), возрастающая трудность, репрезентативность (обращать внимание на полноту значимых элементов содержания и их достаточность для контроля), дискрементативность (учитывать, насколько задания разделяют обучаемых по успеваимости), комплектность и сбалансированность (задания, комплексно отражающие основные темы учебного курса), взаимосвязь содержания и формы.
Содержание материала по тестированию носит уровневый характер: инфрмационно-репродуктивный, репродуктивный, проектировочный, творческий.
Организационно-управленческий компонент тестирования включает поэтапную методику тестирования учебных достижений учащихся, предусматривающую реализацию специфических методов тестирования.
Особое внимание при реализации данного компонента уделяется подготовке преподавателей и учащихся, совместной деятельности преподавателей и обучаемых, в процессе которой должны быть реализованы соответствующие цели тестирования.
Результативно-оценочный компонент реализуется в форме системных знаний, предметных умений ценностных отношений. Данный компонент включает в себя практическую оценку, методическую оценку, критические замечания по тесту, итоговую оценку.
Тесты могут использоваться как в обучающих, так и в контролирующих целях.
Разработка любого теста требует обязательного обоснования релевантности его содержания переменной или переменным измерения, использования математикостатистических методов для проверки соответствия теста определенным критериям качества и анализа точности обеспечиваемых им оценок. Необходимость такого обоснования резко возрастает в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов
третьего поколения, где требования к качеству результатов образования формулируются в виде набора общекультурных и профессиональных компетенций.
Весьма высокая сложность контрольно-оценочных процессов, связанная с латентной природой результатов обучения, усугубляется специфическими характеристиками компетенций. К ним относятся многомерность, междисциплинарность, связь с индивидуальными задатками обучаемых, а также объективация компетенций после окончания обучения. Таким образом, сам компетентностный подход требует актуализации методов оценивания конструктной, прогностической и содержательной валидности, надежности и размерности результатов оценочных процессов с учетом различных факторов, влияющих на качество результатов образования.
Использование компьютеров в образование позволило не только усовершенствовать организационную сторону тестирования, но и использовать новые психологические теории и математический аппарат для создания и обработки результатов тестов. К преимуществам компьютерного тестирования относятся: стандартизация представления заданий и проведения тестирования; защита информации; сокращения времени на подготовку тестов и обработку результатов; возможность централизованного хранения и распространения тестов, а также статистической обработки результатов.
При составлении заданий для автоматизированного контроля знаний необходимо руководствоваться методикой проведения диагностики содержательной стороны развития интеллекта, основанной на деятельностном подходе к обучению. Согласно ей, задания должны варьироваться по форме выполнения действия. При невозможности применить действие в целом, необходимо диагностировать отдельные операции в порядке, обратном формированию (т.е. в обратном тому, который использован при обучении действию). Это позволяет избежать обучающего эффекта при контроле знаний. Пот этой же причине обратный эффект должен быть соблюден и при варьировании заданий по форме выполнения действия, по предметному содержанию задания должны следовать от менее привычных к знакомым. При желании достичь обучающего эффекта в процессе контроля знаний, нужно варьировать задания по форме выполнения, предметному содержанию и условиям выполнения действия в той же последовательности, которая была выбрана при обучении. Понятия контроля и оценки знаний - процесс, который начинается с выдачи обучаемому одного или нескольких заданий и завершается оценкой результата.
Таким образом, для осуществления эффективного независимого входного и текущего контроля, а также для проверки остаточных знаний студентов на кафедре АССОИ разработана автоматизированная система тестирования. Данная система включает в себя следующие подсистемы:
- автоматического формирования билетов тестового контроля;
- обработки и обобщения результатов проведенного контроля.
Для решения первой задачи по каждому контролируемому предмету формируется множество тестовых вопросов (целесообразно использовать от ста до двухсот тестовых вопросов). Каждому такому вопросу строго по номерам ставятся четыре ответа, три из которых являются неверными. Полученное множество вопросов разбивается на различные подмножества, в каждое из которых входят вопросы примерно одинаковой сложности. Всем подмножествам присваивается согласно сложности входящих в них вопросов определенное количество баллов, которые получает тестируемый студент при правильном ответе на входящие в них вопросы. Система, выбирая равномерно произвольным образом вопросы из различных подмножеств, автоматически формирует билеты (обычно билет содержит 15-20 вопросов) и соответствующие им ключи правильных ответов. Билеты и трафареты для заполнения ответов выводятся на экран дисплея тестируемому студенту. Тестируемый заполняет данный трафарет, который обрабатывается в компьютере на основе ключа правильных ответов. После этого системой подчитывается количество баллов, набранных опрашиваемым студентом. Затем по полученным баллам проставляется оценка, которая
выводится на экран дисплея. При этом доступ к ключам ответов невозможен, как для тестируемого студента, так и проводящей тестирование комиссии.
Вторая подсистема предназначена для обработки и обобщения результатов тестирования, и ее задача сводится к формированию базы данных «Тестирование» по результатам проведенного тестового опроса.
Необходимо отметить, что применение данной методики тестирования позволило улучшить котроль текущего усвоения материала, а проведение зачета с использованием тестирующей системы показало достаточно высокую надежность и валидность тестов в целом.
Литература
1. Иванов, В.Г. Общая методика применения средств обучения в инженерном вузе. Учебное пособие / В.Г. Иванов, О.Ю. Хаиринова, И.Я. Курамшин.- Каз. технол.ун-т. Казань, 2005. - 200с.
2. Мовчан, Н.И. Педагогический тест как стандартизованный инструмент обеспечения результативной работы СМК ВУЗА / Н.И. Мовчан, Е.В. Максимкина, В.Ф. Сопин // Вестник Казан. технол. ун-та -2010. - №7. - С. 237-244.
3.Википедия(http://www.wikipedia.org/wiki)
© Л. Т. Ягьяева - ст. препод. каф. автоматизированных систем сбора и обработки информации КНИТУ, [email protected]; Э. Ю. Замалетдинова - асс. той же кафедры, [email protected].
Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 1.06.11 по 15.11.11.