Информатизация здравоохранения www.idmz.ru .
гсюв, № г
А.Н. МЖЕЛЬСКИЙ,
методист компании «Медотрейд», г. Москва
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Все увеличивающийся объем информации в здравоохранении требует использования современных средств вычислительной техники. Несмотря на финансовый дефицит, процесс компьютеризации здравоохранения не останавливается. Компьютеры стали элементом повседневной жизни большинства ЛПУ страны. В отдельных учреждениях их количество перевалило за сотню. На новые технологии переведены большинство бухгалтерий, отделов кадров, отделений медицинской статистики [1].
Информационные системы и технологии прочно входят в повседневную деятельность лечебно-профилактических учреждений. Медицинская информационная система дает возможность оперативно проводить анализ деятельности отдельных служб ЛПУ для быстрого принятия управленческих решений, оперативного учета финансовых затрат на лечение пациентов, получения данных статистической обработки и т.д. [2]
Разработанная и внедренная в некоторых ЛПУ медицинская информационная система (МИС) позволяет повысить эффективность работы медицинского персонала за счет объединения в сеть десятков компьютеров, при помощи которых вводят, хранят, осуществляют поиск, обработку, анализ и представление данных о пациентах. Кроме того, использование МИС резко сокращает бумажный документооборот. Примерная схема информационной системы представлена на рис. 1.
Основой единого медицинского информационного пространства является общебольничная компьютерная база данных. Она позволяет формировать и вести электронные версии историй болезни всех пролеченных больных. Здесь же находится вся нормативно-справочная информация. База данных позволяет формировать все установленные формы медицинской статистической учетной и отчетной документации. Таким же образом реализуются автоматизированное формирование счетов за пролеченных больных страховым компаниям и передача файлов с реестрами пролеченных больных [3].
Благодаря реализации описанной технологии обеспечивается возможность оценить работу как отдельных подразделений многопрофильного учреждения, так и всего ЛПУ в целом
>
А.Н. Мжельский, 2008
^РДЧ НК Информатизация здравоохранения
^ и инсЬормаиионные
и информационные
технологии
(3 >
Регистратура
Диагностика
Приемные отделения
Аптека
Рис. 1. Медицинская информационная система
по ряду статистических показателей, а также осуществить контроль за состоянием взаиморасчетов больницы со страховыми компаниями в системе ОМС, ДМС, контроль объемов выполнения платных медицинских услуг и др. [2].
Однако все выше сказанное относится к информационной системе в отдельно взятом ЛПУ. На территориальном уровне существуют проблемы организации информационного взаимодействия систем здравоохранения, обязательного и добровольного медицинского страхования. Объективную необходимость взаимодействия определяют общий для систем объект управления (медицинская помощь населению) и взаимный интерес — построение социально приемлемой и экономически целесообразной модели оказания и финансирования медицинской помощи [4].
В основе информационного взаимодействия учреждений и организаций формирование единого информационного пространства и построение единых информационных территориальных корпоративных систем. В отличие от локальных, единые территориальные систе-
мы предоставляют возможность информационного взаимодействия всех заинтересованных сторон и организаций на этой основе — возможность получения доступа к общим информационным ресурсам [4].
Еще одна проблема, решение которой обеспечивается формированием единых систем, — это проблема реформирования статистики. Именно в рамках единой информационной системы может быть реализован переход от отраслевых принципов сбора данных к межведомственным интегрированным. Иными словами, можно осуществлять комплексный сбор данных о деятельности учреждений при соблюдении требований методологического единства и унификации статистических регламентов на основе непрерывной технологии сбора, передачи, обработки, накопления и предоставления статистической информации [1].
При использовании интегрированных систем очевидна целесообразность перехода к формированию системы статистической отчетности, в полной мере использующей возможности персонифицированного учета
гоов, № г
Таблица 1
Кодировка травм в формах 025-12/у и 066/у-02
Кодировка
Травма Форма 025-12/у (талон амбулаторного пациента) Форма 066/у-02 (статистическая карта выбывшего из стационара)
Производственная:
— промышленная 1 1
— транспортная, 2 2
в том числе ДТП 3 3
— с/хоз 4 4
— прочие 5 5
Непроизводственная:
— бытовая 6 6
— уличная 7 7
— транспортная, 8 8
в том числе ДТП 9 9
— школьная 10 10
— спортивная 11 11
— прочие 12 13
— полученная в результате террористических действий 13 —
— противоправная травма — 12
медицинской помощи. Не менее важно изменить порядок сбора и представления данных. В настоящее время механизм сбора данных можно определить как дискретный. Опыт сбора статистической информации, сложившийся в период бумажных технологий, не предполагает механизма актуализации имеющихся данных, предусмат-ривает только полную ежегодную их замену. Это в свою очередь порождает дополнительные трудовые и временные затраты на сбор данных, на их сопоставление и т. д. Решение данной проблемы будет во многом способствовать повышению качества информационного обеспечения руководителей здравоохранения [4].
Государственное реформирование здравоохранения поставило ряд принципиально новых задач. Среди них — доступность, своевременность и качество информации. Скорость и качество получения и обработки информации составляют основу информационной системы, позволяющей аккумулировать информационные потоки с целью эффективного управления ими [5].
Несмотря на очевидные выгоды использования медицинских информационных систем, нельзя умалчивать о проблемах, связанных с их использованием.
Одна из проблем связана со структурой базы данных медицинских информационных
>
^Р^Ч HS5 Информатизация здравоохранения
^ и инсЬормаиионные
и информационные
технологии
(3 >
систем. Формирование базы данных большинства МИС происходит при заполнении экранных форм, отображающих учетные формы первичной медицинской документации.
Приказ Министерства здравоохранения СССР № 1030 от 04.10.80 утвердил несколько сотен типовых форм медицинских документов, обязав использовать их в своей деятельности все медицинские учреждения страны. Прошло четверть века. Многие из этих форм были отменены, но на смену старым в многократно больших количествах (и размерах) пришли новые.
Однако применять эти формы как основу для формирования медицинской информационной системы нужно очень осторожно — совершенно одинаковые пункты в некоторых формах имеют разную кодировку. Например, кодировка травм в формах 025-12/у и 066/у-02 (см. таблицу 1).
Как видно из таблицы, «прочие непроизводственные травмы» имеют код 12 в форме 025-12/у и код 13 в форме 066/у-02. Подобных неточностей в первичной документации, применяемой сегодня, очень много, и, если такие ошибки не будут учтены при формировании базы данных, это вызовет искажение информации в итоговых отчетах.
Другая проблема эксплуатации МИС — «человеческий фактор».
Практически все информационные системы, используемые сейчас в учреждениях здравоохранения, рассчитаны на опытного пользователя. Другими словами, современные медицинские информационные системы практически не имеют защиты от ошибок пользователя на всех этапах формирования электронной базы данных: от регистратуры до аптеки и отделения стационара.
Приведем пример: прежде, чем обратиться к врачу поликлиники, пациент идет в регистратуру, и первичная информация о пациенте заносится в базу медицинским регистратором (в некоторых ЛПУ — медицинской сестрой регистратуры). Нужно ли напоминать, что
медицинскими регистраторами по четвертому разряду ETC работают лица, статус пользования компьютером которых равен «начинающий пользователь». При большом скоплении народа в регистратуре (особенно в утренние часы) неизбежны ошибки в паспортных данных пациента, в страховом медицинском полисе и т.д.
Возможным решением данной проблемы явилось бы внедрение пластиковых карт-полисов, несущих всю необходимую информацию о пациенте: Ф.И.О., дату рождения, адрес регистрации, реквизиты страховой компании и т.д. Регистратору нужно будет только приложить карточку к сканеру, связанному с компьютером, и в базе данных появится вся необходимая информация о пациенте.
Ошибки при формировании базы данных (из-за неопытности, спешки, волнения) будут совершать все пользователи информационной системы, и, чем больше компьютеризированных рабочих мест в ЛПУ, тем больше будет ошибок. Это приведет к искажению информации в базе данных и, как следствие, к серьезным проблемам: отказы в оплате со стороны страховых компаний, ошибки в отчетных формах и т.д.
Попытаемся сформулировать основные принципы защиты, которые позволят значительно уменьшить число ошибок, возникающих при работе с МИС:
1. Четко разграничить всю заполняемую информацию по блокам: блок медицинского регистратора, блок врача поликлиники, блок медицинской сестры приемного отделения, блок врача-ординатора и т.д. C одной стороны, это уменьшит объем вводимой одним пользователем информации, а с другой, позволит выявить, кто из пользователей на каком этапе мог допустить ту или иную ошибку.
2. Сделать обязательными для заполнения поля, необходимые для формирования отчетов и годовых статистических форм.
3. По возможности избегать «свободного» заполнения полей, отдавая предпочтение
пополняемым администратором базы данных спискам.
4. Попытаться ввести ограничения на значения в тех полях, где это возможно. Например, пациент мужского пола не может обращаться к гинекологу, вес здорового новорожденного не может равняться 100 граммам и т.д.
5. Максимально использовать при формировании базы данных действующие справочники и классификаторы (МКБ-10, перечень лекарственных средств и др.).
Как принять управленческое решение, не имея информации, построенной на современных технологиях? Статистические отчеты сегодня не содержат сведений о времени и месте событий. В некоторых из них вообще отсутствуют признаки, характеризующие групповое здоровье : пол, возраст, род занятий и др.
Отчеты медицинских учреждений о заболеваемости не могут использоваться для оценки общего здоровья, так как они отражают не распространенность болезней среди населе-
гаав, № г
ния, а число зарегистрированных заболеваний у обратившихся в медицинские учреждения в данном году. Число зарегистрированных больных зависит от доступности медицинской помощи, полноты и качества обследования, уровня качества специалистов и даже добросовестности работников, регистрирующих заболевания. А для серьезных экономических расчетов даже регионального уровня, не говоря о всей России, этого явно недостаточно.
Поэтому, чтобы от медицинских информационных систем получать максимум отдачи, необходимы радикальные изменения. И здесь особую важность приобретает проблема межотраслевой технологической взаимозависимости. В отдельных технологических отраслях прорывы в ближайшее время вряд ли состоятся. Решающих успехов следует ожидать на стыке нескольких технологий, в их комбинации. Речь идет о своего рода технологических, так называемых кластерных, или комбинированных технологиях. Это и медицина, это и экономика, и информатика и личность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Деменский В.В, Пименова М.Н. От стихийной компьютеризации к системной интеграции информации/Длавный врач. — 2000. — №2. — С. 18—19.
2. Агаджанян В.В, Устьянцева И.М, Солнышко С.В. Совершенствование организации работы среднего медицинского персонала при внедрении в многопрофильном ЛПУ информационной системы/Длавная медицинская сестра. — 2003. — №3. — С. 41-45.
3. Букарев М.Г, Волкова Н.В, Городецкая В.Ф. идр. Медицинская информационная система в ЦРБ: неопределенное будущее или реальность?//3дравоохране-ние. — 2002. — № 1. — С. 155-158.
4. Егоров А .В, Стародубов В.И, Савостина Е.А . Информационное обеспечение задач организаций здравоохранения, ОМС и ДМС в единой региональной корпоративной системе//3дравоохранение. — 2004. — № 10. — С. 179-186.
5. Какорина ЕП, Михайлова Л. А . Развитие медицинских информационно-аналитических центров в Российской Федерации//3дравоохранение. — 2002. — № 7. — С. 163-173.