Применение информационно-коммуникационных технологий
ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Пауткин Анатолий Логинович
МОУ «Моркинская средняя школа № 6»
1. Использование интернет-ресурсов на уроках ОБЖ
За последние годы произошло коренное изменение роли компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Учитель, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Теперь одной из ее целей является формирование высокого уровня информационной культуры.
Особая роль при этом отводится использованию ресурсов и возможностей Интернета в педагогической практике учителя. Сегодня уже не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель владеет интернет-технологиями и использует ресурсы Интернета в своей практике. Например:
- проведение уроков с использованием ИКТ, создание учащимися совместно с учителем презентаций, сайтов и программ по своей исследовательской деятельности. Компьютерная поддержка уроков, переход от эпизодического применения ИКТ к системе;
- информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями, участие в телекоммуникационных проектах, поддержка школьного сайта, ведение переписки с учителями и учащимися других школ;
- формирование единого информационного пространства школы: развитие информационно-управленческой системы, ведение школьной базы данных, создание баз данных методических объединений, компьютерная поддержка расписания;
- использование ИКТ в работе школьных средств массовой информации;
- дополнительное образование с использованием ИКТ в дистанционном обучении, организация спецкурсов; создание банка данных результатов работы спецкурсов; использование возможностей компьютера для более эффективной организации внеклассной работы.
Применение интернет-ресурсов:
- на уроках и внеклассных мероприятиях методических и дидактических материалов, имеющихся в сети, разработка собственных материалов и публикация их в сети, создание собственной страницы в сайте школы;
- тестирование школьников на основе контрольно-измерительных материалов, хранящихся в сети;
- знакомство с новыми книгами, учебниками, методической литературой и приобретение их в интернет-магазинах;
- участие в заочных конференциях и конкурсах;
- самообразование, самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейся в сети, изучение опыта своих коллег, получение информации о новейших педагогических технологиях;
- получение нормативно-справочных документов с серверов Министерства образования РФ и РМЭ, районного отдела образования;
К проблемам, которые возникают при использовании Интернета, можно отнести следующие:
- возникновение информационной перегрузки, вызванной обилием источников информации;
- беспорядочное расположение информации;
- бесконтрольный доступ к антигуманной информации;
- наличие проблем информационной безопасности.
2. Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ
В современной педагогике главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
Опыт работы показал, что у обучающихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Обучающиеся школы активно используют сайты образовательных ресурсов Интернета по предмету «Основа безопасности жизнедеятельности», которые размещены на сайте школы: http://wwwskolash6.narod.ru
Кабинет оснащен современными аудиовизуальными средствами, компьютером. Учащиеся изготовили более 70 видеокассет, множество презентаций на СD-ROM дисках и видеопрезентации по разным темам урока.
Основными формами и методами использования ИКТ в практической деятельности преподавателя-ор-ганизатора ОБЖ являются:
A. Мультимедийные уроки. Практические занятия проводятся на основе мультимедийного учебника СD-RОМ TeachProTM «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Шойгу С. К., Воробьева Ю. Л. Они позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, тесты, музыка), стимулируют непроизвольное внимание благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, лабораторных работ, докладов учащихся.
Б. Тестирование на компьютерах. В российском сегменте Интернета появились мощные специализированные образовательные серверы, содержащие информацию по многим учебным дисциплинам, в том числе по ОБЖ. Большая часть этих серверов, помимо теоретической базы, содержит разнообразные по сложности интерактивные тесты, которые используются на уроках для закрепления и повторения.
B. Дистанционные олимпиады. Учащиеся школы под руководством учителя предметника участвуют в дистанционных конкурсах и олимпиадах. При этом показывают достаточно высокие результаты.
Г. Проектная деятельность. Отдельные учащиеся принимают участие в проекте «Шаг в будущее», «Я -гражданин России».
Практика использования ИКТ позволяет сделать следующие выводы, что от методов традиционного обучения данная технология имеет ряд преимуществ. Ее применение повышает у учащихся мотивацию к обучению, снижению эмоциональной напряженности учащихся в процессе работы, формированию умений
и навыков самостоятельного приобретения знаний учащимися, расширению форм внеурочной работы по предмету, реализации межпредметных связей и способствует повышению качества знаний.
Научившись работать с универсальными компьютерными программами, можно в дальнейшем совершенствовать свои знания и опыт, осваивая специализированные программы для применения их в учебном процессе.
Применение компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ в общеобразовательной школе позволяет видоизменить весь процесс обучения.
—-------- Литература
1. Левин А. Ш. Самоучитель CorelDRAW. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 205 с.
2. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007. - М.: ОЛМА медиагрупп, 2007. - 896 с.
3. Бубнов В. Г., Бубнова Н. В. Атлас добровольного спасателя: учеб. пособие / Под ред. Г. А. Короткина. - М.: АСТ Аст-рель, 2004. - 80 с.
4. Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. - Москва: АСТ-ЛТД, 1997. - 160 с.
5. Соловьева Л. Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2008. - 453 с.
6. Ставрова О. Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя. - М.: Интеллект-Центр, 2007. - 144 с.
7. Комаров В. Н. Технология применения компьютерных технологий в преподавании ОБЖ // http://www. in-n.ru