• The next component of readiness is operational. Its structural elements are relevant skills. This is the ability to apply standard and non-standard methods in their professional activities, consistently and effectively introduce all the elements of technology, in particular, project-constructive, communicative and didactic-organizational.
The operational component for future teachers takes into account the appropriate organization of the educational process, in which the student must occupy a central place in terms of his active work, since the organization of studies reflects the interaction of the students and the teachers, their cooperation, the organization and management of the learning process focused on the planned result (achievement of the goals and tasks of training). Criteria of pedagogical art in Kodzhaspirova:
- presence of deep and comprehensive knowledge and their critical processing and comprehension;
- ability to translate theoretical and methodological positions into pedagogical actions;
- ability to self-improvement and self-education;
- development of new methods, forms, techniques and their original combination;
- variability, dialectics, variability of the system of activity;
- effective application of existing experience in new conditions;
- ability to reflectively assess their own activities and their results;
- formation of an individual style of pedagogical activity on the basis of a combination and development of standard and individually unique features of the teacher's personality;
- ability to improvise, based on knowledge and intuition;
- ability to see different options.
What qualities should an artistic teacher have? An artistic teacher should be able to formulate and solve pedagogical problems; to build its activities taking into account changing social and other conditions; to be able to see and develop the individual abilities of their pupils; own forms and methods of heuristic activity; is self-educated, capable of personal artistic growth, reflexive activity, awareness of artistic changes.
References
1. Krishnamurti J., 2003. Education and the Meaning of Life. [online] E-library Royal Lib.com. [Electronic resource]. URL: https://royallib.com/book/krishnamurti_dgiddu/obrazovanie_i_smisl_ gizni.html/ (date of acces: 01.02.2018).
2. Perfection from the inside, 2018. Development of creative thinking. [online] Perfection from the inside. [Electronic resource]. URL: http://soverhsenstvo-iznutry.ru/razvitie-kreativnogo-myshleniya/ (date of acces: 02.02.2018).
3. Shcherbakova T.N., 2018. Art in the activity of a modern teacher. [online] Young scientist. [Electronic resource]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4472/ (date of acces: 02.02.2018).
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В СФЕРЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ
ПРОЦЕССОМ Хакимжонова Х.Х.
Хакимжонова Хамидахон Хакимжон кизи — старший преподаватель, кафедра информационных технологий в управлении, Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы среднего специального профессионального образования, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются цели применения ИКТ в управлении учебно-воспитательным процессом. Приведены ИКТ, используемые в стратегическом и оперативном управлении.
Ключевые слова: ИКТ, учебно-воспитательный процесс, стратегическое управление, оперативное управление.
Информатизация образовательных учреждений на сегодняшний день является необходимостью. Недостаточные инвестиции в развитие информационно -телекоммуникационной инфраструктуры могут выступать факторами снижения качества социально-экономического пространства [1]. Ввиду этого следует выявить и определить направления, компьютеризация в которых будет способствовать повышению качества управления образовательным процессом. Главной целью информатизации является вовлечение в процесс всех субъектов образования:
1. Администрации образовательного учреждения - посредством автоматизации системы выполнения отчётов, проведения постоянного контроля над успеваемостью учащихся, мониторинга учебного процесса.
2. Преподавателей - путем использования ИКТ в подготовке дидактической и методической информации, изучению мировых научных достижений; анализа эффективности выполняемой работы.
3. Кураторов, классных руководителей - использование компьютеризированных баз данных для подготовки к взаимодействию с учащимися и родителями на основе изучения личностных характеристик и успехов академической подготовки учащихся.
4. Учащихся - путем использования ресурсов электронной библиотеки, интернета, электронных журналов для повышения прозрачности в оценивании результатов обучения.
5. Родителей - посредством предоставления исчерпывающей и достоверной информации об успеваемости ребёнка, посещении им занятий и культурно-воспитательных мероприятий.
Оцифровка данных и использование программных продуктов значительно упрощает процесс составления отчётности. Сокращаются затраты времени и труда на реализацию мониторинга и управления учебно-воспитательным процессом. Также использование современных ИКТ позволяет оперативно решать текущие административные вопросы ввиду облегчения ускорения управления информационными потоками.
Рассмотрим направления использования ИКТ для повышения качества оперативного и стратегического управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения.
В осуществлении оперативного управления использование ИКТ дает возможность создания единого массива данных по образовательному учреждению, осуществлять отчетные выборки в соответствии с запросами, получать исчерпывающую, достоверную информацию на текущий момент, отслеживать результаты успеваемости учащихся, обеспечивая контроля над учебно-воспитательным процессом.
В оперативном управлении могут использоваться следующие ИКТ:
• Электронные базы данных по учащимся, преподавателям, а также электронные журналы успеваемости.
• Виртуальный методический кабинет, включающий перспективные планы повышения квалификации преподавателей; учебный план, план научной, воспитательной и культурно-массовой работы, тематические планы и программы [2], учебно-методические материалы.
• Локальная сеть, объединяющая учебные кабинеты, преподавательский и административный состав, библиотеку, психолога.
• Программы для осуществления документооборота.
• Сайт образовательного учреждения.
В свою очередь, стратегическое управление имеет разные цели, главная из которых -повышение качества образовательного процесса. Использование ИКТ в обучении позволяет увеличить точки воздействия преподавателя на каждого учащегося. Применение электронных библиотек, презентаций, видео, аудиокурсов, виртуальных лабораторий, стендов, программных комплексов для проведения практических и контрольных работ, учебных тренажеров и симуляторов, выполненных посредством ИКТ, позволяет учащемуся воспринимать знания и опыт не только на занятиях, но и во внеурочной внеклассной деятельности.
Список литературы
1. Шигаев А.Г. Информационно-коммуникационные технологии и их использование в России
// Проблемы современной науки и образования, 2016. № 12 (54). С. 63-66.
2. Абрамова З.Д., Гафурова Н.М. Современное управление образованием с помощью
информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Наука и
образование сегодня, 2018. № 4 (27). С. 70.