ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ИЗ ОПЫТА
РАБОТЫ) Красильникова Я.Ю.
Красильникова Яна Юрьевна - учитель английского языка, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 102, г. Краснодар
Аннотация: данная статья посвящена применению ИКТ на уроках английского языка и содержит описание опыта использования данной образовательной технологии в работе учителя иностранного языка. Автор приходит к выводу, что современные технологии способствуют росту интереса учащихся к предмету, улучшению качества усвоения материала, обеспечению гармоничного развития личности, развитию разных видов речевой деятельности учащихся, ускорению процесса обучения.
Ключевые слова: мотивация, информационно-коммуникационные технологии, индивидуализация, личность, английский язык.
USING ICT IN ENGLISH LESSONS (FROM WORK EXPERIENCE)
Krasilnikova Ya.Yu.
Krasilnikova Yana Yurievna - English Teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 102, KRASNODAR
Abstract: this article is devoted to the use of ICT in English lessons and contains a description of the experience of using this educational technology in the work of an English teacher. The author comes to the conclusion that modern technologies contribute to the growth of students' interest in the subject, improve the quality of learning, ensure the harmonious development of personality, the development of different types of speech activity of students, accelerate the learning process.
Keywords: motivation, information and communication technologies, individualization, personality, English.
УДК 811.111
Широкое применение ИКТ предоставляет новые возможности для учителя в преподавании иностранного языка. Информационными технологиями (ИКТ) называют технологии, использующие такие технические средства, как аудио, видео, компьютер, Интернет. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) -это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» [1].
В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. И я стараюсь применять их в своей работе. Специфика компьютера как средства обучения связана с комплексностью, универсальностью, интерактивностью. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. ИКТ позволяет использовать на уроке тесты более рационально и экономит время урока. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала.
Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет: вовлекать учащихся в учебный процесс, развивать личность ребенка, расширять возможности для учебной информации, подготовиться ученикам к сдаче тестов, экзаменов, ГИА, ЕГЭ.
Рис. 1. Преимущества использования ИКТ
Здоровьесберегающими технологиями при использовании ИКТ являются компьютеры, проекторы и интерактивные доски для привлечения внимания и интереса учеников. Но применять их нужно правильно, чтобы не навредить здоровью школьника. ИКТ лучше использовать с традиционными формами урока для переключения внимания учеников. И я не забываю про оздоровительные моменты на уроке: физминутки и динамические паузы.
Рис. 2. Оздоровительные моменты на уроке
Наиболее часто используемые мною элементы ИКТ в учебном процессе: DVD- и CD-диски с картинками; видео- и аудиотехника; электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проекта, интерактивной доски; лингафонный кабинет; образовательные ресурсы Интернета; материалы для дистанционного обучения; научно-исследовательские работы и проекты. Использование презентаций на уроках английского языка - это эффективный подход в изучении иностранного языка. Компьютерные презентации позволяют создавать наглядные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм и воздействовать на зрительную, слуховую, эмоциональную память. Одна из самых эффективных программ для создания презентаций, которую я использую на уроке, - Microsoft Power Point. Она позволяет мне в короткие сроки создавать собственные презентации и сделать урок более интенсивным, динамичным. Для подготовки презентации ученик может провести научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации.
Рис. 3. Возможности мультимедийных презентаций
Возможности интерактивной доски на уроках английского языка позволяют понять школьникам, что видео и игровые программы способствуют развитию творческой активности, увлечению предметом и это обеспечивает эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка. Я использую видеоролики и разные задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, письма, развитие навыков монологической и диалогической речи. Также я работаю по УМК «Английский в фокусе». Учебник имеет приложение из CD-дисков. Поэтому учащиеся имеют возможность после изученного материала закрепить его, используя мультимедийные средства. Можно выделить множество вариантов заданий: найти правильный ответ; напечатать слово, фразу, предложение; заполнить пропуски, разгадать кроссворды; расположить предметы на картинке; найти слова, соответствующие картинкам; прослушать текст и выбрать правильный ответ на вопрос. Я использую такие упражнения, как «Найди ошибку», «Текст с пропусками», «Заголовки к тексту». Мультимедийность доски и наличие определённых программ позволяют «создавать на уроках живое взаимодействие учащихся с учебными ресурсами, обеспечивать введение в урок дополнительных материалов, яркость презентации материала, реализовывать принцип наглядности» [2].
Рис. 4. Применение интерактивной доски и CD-дисков
На дистанционном обучении можно использовать различные средства ИКТ: мультимедийные презентации, онлайн-уроки на платформе ZOOM, электронные учебники, электронные рабочие тетради, электронные словари, образовательные ресурсы Интернет (https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа; https://skysmart.ru/ (Интерактивная рабочая тетрадь). Работа в ЛФК помогает преодолеть личностно-психологический барьер общения и использовать разные формы работы (общая, парная, групповая), создает условия для индивидуального и дифференцированного обучения учащихся, увеличивает время устной работы для каждого ученика.
Рис. 5. Возможности лингафонного кабинета
ИКТ делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Из опыта работы с информационно-коммуникативными технологиями я могу сказать, что их практическое использование открывает новые знания, развивает познавательную самостоятельность учащихся, формирует умения самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации. Учащиеся проявляют интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают замечательные результаты. ИКТ дает возможность проводить занятия с разноуровневыми учениками, давать им задания разной степени сложности. Все мои учащиеся выполняют проектные задания, слайдовые презентации на английском языке на электронных носителях. Применение ИКТ способствуют повышению у детей мотивации к изучению английского языка и формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей.
Список литературы /References
1. Полат Е.С., БухаркинаМ.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. М. : Academia, 2007. С. 294.
2. Анискина А.И. Применение ИКТ на уроках в школе // Новые технологии в образовании, 2015. С. 111-114.