УДК 796.3 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10409
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 4-5 ЛЕТ
В.П. Губа, А.Б. Самойлов, П.В. Пустошило
Определена эффективность применения игровых упражнений в учебно-тренировочном процессе юных теннисистов 4-5 лет и экспериментально доказано их положительное влияние на развитие двигательных качеств и координационных способностей.
Ключевые слова: юные спортсмены, теннис, игровые упражнения, двигательные качества, координационные способности.
Современный теннис является видом спорта, который требует способности совершать разнообразные перемещения в различных направлениях. Игрок должен уметь передвигаться быстро и в разные стороны, причем решение о том, в каком направлении надлежит двигаться, необходимо принимать почти мгновенно на уровне подсознания [3].
Кроме того, многие специалисты [2, 5, 10] отмечают, что работа ног в теннисе при выполнении сильных крученых и плоских ударов по отскочившему мячу приобрела более динамичный характер и активно способствует усилению мощности ударов.
Научные данные [1, 4] говорят о том, что двигательный аппарат юных спортсменов медленно и длительно приспосабливается к тренировочным воздействиям общего и специального характера. На данный момент официально возраст начала занятий теннисом является 6-7 лет. Тем не менее, некоторые родители отдают своих детей в секции тенниса уже в 4-5 лет. До конца не понятно, насколько это целесообразно, но более правильно будет выстроить систему подготовки с детьми данной возрастной группы.
Анализ программы детско-юношеской спортивной школы по теннису показывает, что ее содержание дает лишь общие рекомендации при проведении тренировочных занятий с детьми 4-5 лет [8].
Однако проблема заключается еще и в том, что в своей практической деятельности тренер мало уделяет внимания одному из основных принципов дидактики - возрастной адекватности физического воспитания, указывающего на то, что необходимо подстраивать преобладающую направленность тренировочных занятий соответственно возрастным особенностям организма юного теннисиста [7].
Суть тренировки в теннисе состоит в достижении высокого уровня специальной работоспособности - сочетания двигательной активности и точной работой всех кинематических цепей. Для того чтобы достигнуть
желаемый результат, надо выполнять большие объемы повторений двигательных действий в тренировочных занятиях для их совершенствования.
Но, тем не менее, занятия с детьми 4-5 лет являются подготовительными, где основной задачей является подготовка организма и психики юного теннисиста к адаптации и восприятию игры в целом. Поэтому проводя тренировочные занятия, необходимо делать акцент не на форсированную постановку теннисных приемов, а на формирование тех качеств и свойств личности, лежащих в основе игры.
Во всем многообразии средств и методов, применяемых в тренировочном процессе с юными теннисистами, важное место занимают игровые средства, игровые упражнения и эстафеты, в силу своей универсальности, высокой эмоциональности и привлекательности.
Цель исследования - определить эффективность применения игровых средств и игровых упражнений в учебно-тренировочном процессе юных теннисистов 4-5 лет.
Организация исследования. В эксперименте принимали участие 28 юных теннисистов (мальчики) в возрасте 4-5 лет, распределенных в контрольную (КГ=16) и экспериментальную (ЭГ=12) группы. Продолжительность эксперимента составила 8 месяцев. В процессе занятий с детьми 4-5 лет использовались общеразвивающие, легкоатлетические, гимнастические и акробатические упражнения.
Особенностью методики в проведения занятий в эксперименталь -ной группе юных спортсменов стало приоритетное применение игр и игровых упражнений, а также тренажера - диска «Здоровье» для тренировки вестибулярного аппарата юного спортсмена.
Подвижные игры:
1) направленные на развитие двигательно-координационных и психомоторных способностей: «Поймай полку», «Прыжок за прыжком», «Поезд», «Рывок за мячом», «Попрыгунчики»;
2) сопряженной направленности: «Передал - займи позицию», «Кто вперед», «Защита площадки»;
3) технической направленности: «Эстафета с теннисным мячом», «Баскетбол с теннисным мячом».
Результат физического упражнения, в первую очередь, определяется: характером самого упражнения, направленностью, техникой действий, величиной нагрузки и другими особенностями. Но при этом упражнение будет иметь различный эффект в зависимости от возраста, пола, степени подготовленности, а также физического и психического состояния юных теннисистов в данный момент. Одно и то же физическое упражнение может привести к разным эффектам и, наоборот, разные физические упражнения могут вызвать одинаковый результат.
В ходе проведения педагогического эксперимента между показате -лями координационной подготовленности испытуемых исследуемых групп статистическая обработка исходных данных тестирования не выявила дос -товерных различий (р>0,05) во всех контрольных упражнениях (таблица).
Показатели координационных способностей испытуемых исследуемых групп в начале педагогического эксперимента (М±т)
№ п/п Упражнение КГ ЭГ
1 Три кувырка вперед, с 9,84±0,32 9,93±0,29
2 Статическое на правой ноге 24,70±0,81 22,35±0,67
равновесие, с на левой ноге 21,53±0,58 20,67±0,78
3 Повороты на гимнастической скамье на 360° за 20 с, кол-во раз 8,31±0,43 8,23±0,39
4 Отбивы мяча под ногами, кол-во раз 14,12±0,38 13,94±0,44
В упражнении «Три кувырка вперед» результат КГ составил 9,84±0,32 с, а ЭГ - 9,93±0,29 с (1=1,79). В упражнении «Статическое равновесие» у КГ результаты в начале педагогического эксперимента составляли на правой ноге 24,70±0,81 с и на левой ноге - 21,53±0,58 с, а результаты ЭГ составляли 22,35±0,67 (1=1,82) и 20,67±0,78 с (1=1,90) на правой и на левой ноге соответственно. Что касается упражнения «Поворот на гимнастической скамье на 360° за 20 с», то в КГ количество раз составило 8,31±0,43, у ЭГ - 8,23±0,39 (1=1,73), что является недостоверным показателем. В ходе проведения тестирования в контрольном упражнении «Отбивы мяча под ногами» результаты в начале эксперимента были следующими: 14,12±0,38 раза в КГ и 13,94±0,44 раза в ЭГ (1=1,76).
За период проведения педагогического эксперимента произошли достоверно значимые межгрупповые различия в координационной подготовленности испытуемых контрольной и экспериментальной групп (р<0,05) во всех контрольных упражнениях (рисунок).
Так, в упражнении «Три кувырка вперед» результат в КГ составил 8,92±0,27 с, а в ЭГ - 7,41±0,25 с (1=2,83). В упражнении «Статическое равновесие» в КГ наблюдается незначительный прирост результата на правой ноге - 27,92±0,7 с и на левой ноге 24,87±0,61 с, результаты в ЭГ выросли до 29,83±0,65 (1=2,13) и 26,75±0,63 с (1=2,21) соответственно. Что касается упражнения «Поворот на гимнастической скамье на 360° за 20 с», то в КГ количество раз составило 9,21±0,34, в ЭГ - 10,54±0,34 (1=2,29). В ходе проведения тестирования в контрольном упражнении отбивы мяча под ногами результаты в конце эксперимента получились следующими: 15,4±0,47 раза в КГ и 15,97±0,48 раза в ЭГ (1=2,41).
35 30 25 20 15 10 5 0
КГ
ЭГ
Три кувырка вперед, с
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
на правой ноге на левой ноге Статическое равновесие, с
КГ
ЭГ
Повороты на гимнастической скамье на 360°, раз
КГ
ЭГ
Отбивы мяча под ногами, раз
□ Начало □ Конец
Рис. 2. Показатели координационных способностей в контрольной и экспериментальной группах в начале и конце педагогического
эксперимента
Таким образом, за время проведения педагогического тестирования произошло достоверное увеличение показателей всех тестов в ЭГ. В КГ прирост показателей менее выражен и во многих тестах увеличение происходит на недостоверно значимую величину ^>0,05).
Кроме того, можно констатировать, что за время проведения педагогического эксперимента произошло достоверное увеличение результатов координационной подготовленности на достоверно значимую величину (Р<0,05). Это связано отчасти с использованием диска «Здоровье», улучшающего работу вестибулярного аппарата испытуемых, а также с включением в тренировочный процесс подвижных игр, направленных на развитие двигательно-координационных и психомоторных способностей.
Результаты педагогического эксперимента говорят о позитивном влиянии игровых средств и игровых упражнений с мячом («Эстафета с теннисным мячом», «Баскетбол с теннисным мячом» и т. д.), что сказывается на положительном развитии двигательных качеств и координационных способностей детей исследуемого возраста.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека. М.: Советский спорт, 2009. 220 с.
2. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх. М.: Советский спорт, 2010. 336 с.
3. Губа В.П., Пресняков В.В. Методы математической обработки спортивно-педагогических исследований. М.: Человек, 2015. 288 с.
4. Гуй Юйлун. Повышение эффективности технической подготовки теннисистов 10-12 лет: автореферат дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2018. 26 с.
5. Имас Е.В., Борисова О.В. Профессиональный теннис: проблемы и перспективы развития. М.: Олимпийская литература, 2017. 288 с.
6. Павлов И.П. Физиология. Избранные труды. 2-изд. стер. М.: Юрайт, 2016. 394 с.
7. Тарпищев Ш.А., Губа В.П., Самойлов А.Б. Особенности подготовки юных теннисистов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Физкультура и Спорт, 2006. 192 с.
8. Теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / под общ. ред. проф. В.А. Голенко, проф. А.П. Скородумовой. М.: Советский спорт, 2009. 137 с.
9. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник. 13-е изд. испр. и доп. М.: Академия, 2016. 496 с.
10. Янчук В.Н. Теннис. Простые истины мастерства. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. 219 с.
Губа Владимир Петрович, д-р пед. наук, проф., smolguba67@,mail.ru, Россия, Смоленск, Смоленский государственный университет,
Самойлов Александр Борисович, канд. пед. наук, доц., доц., kafedra_tffk@,mail.ru, Россия, Смоленск, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Пустошило Павел Викторович, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Смоленск, Смоленский государственный университет
APPLICA TION OF GAMES IN TRAINING PROCESS OF YOUNG TENNIS
PLAYERS OF 4-5 YEARS
V.P. Guba, A.B. Samoilov, P. V. Pushestilo
The effectiveness of the use of game exercises in the educational process of young tennis players 4-5 years old is determined and their positive influence on the development of motor qualities and coordination abilities is proved experimentally.
Key words: young athletes, tennis, game exercises, motor qualities, coordination
abilities.
Guba Vladimir Petrovich, doctor of pedagogical sciences, professor, smolguba67@,mail.ru, Russia, Smolensk, Smolensk State University,
Samoylov Alexander Borisovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, kafedra_tfk@,mail.ru, Russia, Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Pustoshilo Pavel Viktorovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department, keksihe @yandex. ru, Russia, Smolensk, Smolensk State University
References
1. Bal'sevich V.K. Ocherki po vozrastnoj kineziologii cheloveka [Essays on age kinesiology of a person]. M.: Soviet Sport, 2009. 220 p.
2. Godik M.A., Skorodumova A.P. Kompleksnyj kontrol' v sportivnyh igrah [Comprehensive control in sports games]. M.: Soviet Sport, 2010. 336 p.
3. Guba V.P., Presnyakov V.V. Metody matematicheskoj obrabotki sportivno-pedagogicheskih issledovanij [Methods of mathematical processing of sports and pedagogical research]. M.: Man, 2015. 288 p.
4. Guj Yujlun. Povyshenie effektivnosti tekhnicheskoj podgotovki tennisistov 10-12 let [Improving the effectiveness of technical training of tennis players 10-12 years old]: abstract of the diss. ... cand. ped sciences. SPb., 2018. 26 p.
5. Imas E.V., Borisova O.V. Professional'nyj tennis: problemy i perspektivy razvitiya [Professional tennis: problems and development prospects]. M.: Olympic literature, 2017. 288 p.
6. Pavlov I.P. Fiziologiya. Izbrannye trudy [Physiology. Selected Works]. 2-ed. erased. M.: Yurayt, 2016. 394 p.
7. Tarpishchev Sh.A., Guba V.P., Samojlov A.B. Osobennosti podgotovki yunyh tennisistov [Features of the training of young tennis players]. 2nd ed. reslave. and add. M.: Physical Education and Sports, 2006. 192 p.
8. Tennis. Primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya detsko-yunosheskih sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva [Tennis. An approximate program of sports training for children and youth sports schools, specialized children and youth schools of the Olympic reserve] / under total. ed. prof. V.A. Golenko, prof. A.P. Skorodumova. M.: Soviet Sport, 2009. 137 p.
9. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Theory and methodology of physical culture and sports]: a textbook. 13th ed. correct and add. M.: Academy, 2016. 496 p.
10. Yanchuk V.N. Tennis. Prostye istiny masterstva [Tennis. Simple truths of mastery]. M.: AST-PRESS, 2001. 219 p.